Дело № 2а-4727/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Новосибирска
в лице судьи Кишенской Н.А.,
при секретаре судебного заседания Лебзак Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску ИНФС России по Ленинскому району города Новосибирска к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
налоговый орган обратился с административным иском, в окончательной редакции которого, просил взыскать с ФИО1:
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФ ОМС за 2019 год в размере 6 884 рублей,
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на ОМС в бюджет фонда ОМС, за 2019 год за период 1.01.2020 по 9.01.2020 в сумме 12 рублей 91 копейку (л.д. 58);
пеню по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС в ФФ ОМС за 2019 год за период с 10.01.2020 по 20.01.2020 в размере 15 рублей 77 копеек (л.д. 56);
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля;
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год за период с 1.01.2020 по 9.01.2020 в размере 55 рублей 04 копейки (л.д. 58);
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год за период с 10.01.2020 по 20.01.2020 в размере 67 рублей 27 копеек (л.д. 55);
восстановить срок на взыскание пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС до 1.01.2017 в размере 1 390 рублей 25 копеек.
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС, за 2017 год за период с 1.01.2019 по 24.01.2019 в сумме 28 рублей 46 копеек, за 2018 год с 1.01.2019 по 24.01.2019 в сумме 22 рубля 63 копейки.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району города Новосибирска в качестве налогоплательщика, имеет статус адвоката. В установленный срок обязанность по уплате страховых взносов не исполнила.
В судебное заседание административный истец явку своего представителя не обеспечил, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в суд представлен отзыв, в котором ответчица просила в иске отказать, указала, что истец не представил доказательств вручения ей требований о погашении недоимки.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ, статьёй 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, в сроки, определённые налоговым законодательством.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Ленинскому району города Новосибирска в качестве налогоплательщика, ИНН <***>.
ФИО1 не оспаривала наличие у нее в 2019 году статуса адвоката.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Статья 423 Налогового кодекса РФ определяет, что расчетным периодом признается календарный год.
В силу положений статьи 432 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Истец указывает, что в установленный срок ФИО1 не исполнила обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФБ ОМС за 2019 год в размере 6 884 рубля и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ за 2019 год в размере 29 354 рубля.
Применительно к спору налоговый орган доказывает наличие у налогоплательщика обязанности уплатить налог и соблюдение процедуры его взыскания; налогоплательщик – надлежащее исполнение налоговой обязанности, наличие иных обстоятельств, на которых основаны возражения против иска.
Возражая против иска, административная ответчица не оспаривала факта наличия у нее обязанности по уплате страховых взносов, недоимки, ее размера, ссылалась лишь на непредствления в материалы дела доказательств получения налогоплательщиком требований о взыскании недоимки.
Оценивая соблюдение налоговым органом процедуры взыскания недоимки, суд исходит из следующего.
В связи с неоплатой страховых взносов в установленный в законе срок, налоговый орган в порядке и в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса РФ, 10.01.2020 выставил ФИО1 требование №, установив срок погашения недоимки до 11.02.2020 (л.д. 5-6).
Поскольку ФИО1 зарегистрирована в качестве владельца личного кабинета, в силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ, все документы, включая связанные с уплатой налога, направляются ей в электронной форме, требование в том числе (л.д. 26).
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Приказу от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Приказу от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Поскольку в материалы дела представлен скриншот из налогового кабинета ФИО1, суд считает доказанным факт соблюдения налоговым органом процедуры взыскания и досудебного порядка.
18.05.2020, в пределах срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 43-44).
16.09.2020 судебный приказ отменен (л.д. 28).
11.03.2021 в пределах шестимесячного срока, установленного законом, предъявлен настоящий иск в суд.
Таким образом, налоговым органом соблюдена процедура и сроки взыскания недоимки по страховым взносам.
Ответчица не представила суду доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов, либо существования обстоятельств, дающих основание для освобождения от нее.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам.
2. В связи с нарушением срока уплаты налогов, в силу статьи 75 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию пеня. Административный истец просит взыскать с ФИО1
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на ОМС в бюджет фонда ОМС, за 2019 год за период 1.01.2020 по 9.01.2020 в сумме 12 рублей 91 копейку (л.д. 58), 10.01.2020 по 20.01.2020 в размере 15 рублей 77 копеек (л.д. 56);
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год за период с 1.01.2020 по 9.01.2020 в размере 55 рублей 04 копейки (л.д. 58), с 10.01.2020 по 20.01.2020 в размере 67 рублей 27 копеек (л.д. 55);
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная указанной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
Согласно пунктам 3,5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу пункта 4 названной статьи, пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
В связи с начислением пеней, 21.01.2021 налоговый орган выставил ФИО1 требование № (л.д. 8).
Требование выставлено в налоговый кабинет, что подтверждается представленный скрин-шот.
В судебном приказе № от 25.05.2020 взыскивались, в том числе названные пени. Соответственно, процедура взыскания пеней соблюдена.
Расчет, пеней, произведенный налоговым органом, административная ответчица не оспорила, он соответствует условиям нарушенного обязательства и требованиям закона, в связи с чем, суд признает его верным.
В суд не представлено доказательств существования обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отказа во взыскании пеней, в связи с чем, суд признает требования административного истца обоснованными.
3. Налоговой орган также просит восстановить срок на взыскание пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС до 1.01.2017 в размере 1 390 рублей 25 копеек.
Административный истец признает, что иск подан за пределами установленного срока, оснований для восстановления срока не указывает.
Административный истец не представил суду доказательств существования объективных обстоятельств, которые лишили его возможности своевременно обратиться в суд с иском (заявлением о выдаче судебного приказа) в течение шести месяцев.
Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, штрафов, в том числе к своевременному обращению за взысканием недоимки, штрафов в судебном порядке.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Следовательно, ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, в данном требовании надлежит отказать.
4. Истец просит взыскать пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС за 2017 год за период с 1.01.2019 по 24.01.2019 в сумме 28 рублей 46 копеек, за 2018 год с 1.01.2019 по 24.01.2019 в сумме 22 рубля 63 копейки.
В силу положений пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
Разрешая требование о взыскании пеней, надлежит проверить соблюдение процедуры и срока взыскания, а также сохранение у налогового органа права на взыскание суммы налога, на которую начислены пени.
Обязанность доказать надлежащее исполнение налогового обязательства возлагается на ответчика.
Суд разъяснил истцу обязанность доказать соблюдение срока взыскания платежей, на которые начислены пени, предоставил срок. Соответствующих доказательств не представлено.
Равно, как не доказано наличие оснований для начисления данных пеней. Следовательно, требования административного истца в указанной части не подлежат удовлетворению.
Напротив, решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 7.12.2020 по делу № отказано во взыскании страховых взносов на ОМС за 2018 год, решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 6.03.2020 по делу № отказано во взыскании страховых взносов на ОМС за расчетные периоды, начиная с 1.01.2017.
Следовательно, требование о взыскании данных пеней не подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 114 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в размере 1 292 рубля.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л:
взыскать с ФИО1, в пользу бюджетов соответствующих уровней:
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФ ОМС за 2019 год в размере 6 884 рублей,
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на ОМС в бюджет фонда ОМС, за 2019 год за период 1.01.2020 по 9.01.2020 - 12 рублей 91 копейку, с 10.01.2020 по 20.01.2020 - 15 рублей 77 копеек (л.д. 56);
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля;
пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год за период с 1.01.2020 по 9.01.2020 - 55 рублей 04 копейки, с 10.01.2020 по 20.01.2020 - 67 рублей 27 копеек.
Взыскать с ФИО1, в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 292 рубля.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 13.09.2021.
Судья (подпись) Н.А. Кишенская
Копия решения находится в административном деле № 2а-4727/2021 Ленинского районного суда города Новосибирска.