НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область) от 21.09.2021 № 2-1868/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 21 сентября 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при секретаре Баландиной М.А.,

с участием прокурора Сычева И.В.,

представителей ответчиков Карташова И.В., Якима А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1868/2021 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управления образования администрации города Нижний Тагил, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Пригородного района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором указал, что им проведен анализ соблюдения требований пожарной безопасности в оздоровительном лагере «Северянка», который является лагерем с круглосуточным пребыванием детей в период летней оздоровительной компании с лимитом 130 отдыхающих несовершеннолетних.

Прокурором установлено, что государственным инспектором г.Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа по пожарному надзору Стышовым Н.И. МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (далее по тексту – Центр, МАУ ЦООиОД) выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений пожарной безопасности в загородном оздоровительном лагере (далее – ЗОЛ) «Северянка». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по контролю за выполнением данного предписания.

В ходе проверки было выявлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены пункты №№ 2, 5-7, 10-16 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение п. 2 части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (в здании столовой на 1-ом этаже помещение электрощитовой класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 не отделено от помещений столовой класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2);

в нарушение п. 5 на объекте защиты эвакуационные выходы не обеспечивают безопасную эвакуацию людей: в административно-бытовом корпусе ширина эвакуационного выхода сo 2-го этажа на улицу, при числе эвакуирующихся через указанный выход менее 50 человек, менее 0,8 м, и составляет 0,63 м;

в нарушение п. 6 на объекте защиты проведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых уменьшена зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации): в спальном корпусе на 2-ом этаже в холле дымовые пожарные извещатели расположены под фальшпотолком (подвесной потолок Армстронг);

в нарушение п. 7 руководитель организации не организовал работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отключены);

в нарушение п. 10 руководитель организации не обеспечил категорирование по пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения электрощитовой на 1-ом этаже в здании столовой с обозначением его категории (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны;

в нарушение п. 12 в корпусе на 1-ом и 2-ом этажах сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

в нарушение п. 13 в спальных корпусах , не обеспечено применение кабельных линий и электропроводки систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, не обеспечена огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики;

в нарушение п. 14 в здании клуба-столовой в соответствии с технической документацией изготовителя руководитель организации не обеспечил проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах (устройств блокировки вентиляционных систем), с автоматическими установками пожарной сигнализации (автоматических устройств отключения вентиляции) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

в нарушение п. 15 не внесены изменения в декларации о пожарной безопасности ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части, касающейся дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и оборудования объекта установками автоматической пожарной сигнализации;

в нарушение п. 16 системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал.

Исходя из установленных данных прокурор полагает, что должностными лицами органа местного самоуправления, Управления образования администрации г. Нижний Тагил, не организована и не проведена надлежащая работа по подготовке загородного оздоровительного лагеря «Звонкие голоса» к новому сезону отдыха детей, не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности, что влечет нарушение прав и законных интересов детей, а также может повлечь наступление негативных последствий для их жизни и здоровья.

Ссылаясь на нормы, закрепленные в пп. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании», а также Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, прокурор просит обязать муниципальное автономное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управление образования администрации г. Нижний Тагил, в помещениях и зданиях загородного оздоровительного лагеря «Северянка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать муниципальное автономное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управление образования администрации г. Нижний Тагил, в помещениях и зданиях загородного оздоровительного лагеря «Северянка», расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Покровское, совершить определенные действия:

- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (в здании столовой на 1-ом этаже помещение электрощитовой класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 отделить от помещений столовой класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2);

- в административно-бытовом корпусе выполнить ширину эвакуационного выхода со 2-го этажа на улицу, при числе эвакуирующихся через указанный выход менее 50 человек, не менее 0,8 м;

- в спальном корпусе на 2-ом этаже в холле вынести дымовые пожарные извещатели из-под фальшпотолка (подвесной потолок Армстронг);

- организовать работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отключены);

-обеспечить категорирование по пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения электрощитовой на 1-ом этаже в здании столовой с обозначением его категории (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны;

- в корпусе на 1-ом и 2-ом этажах установить предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- в спальных корпусах , обеспечить применение кабельных линий и электропроводки систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, обеспечить огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики;

- в здании клуба-столовой в соответствии с технической документацией изготовителя обеспечить проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах (устройств блокировки вентиляционных систем), с автоматическими установками пожарной сигнализации (автоматических устройств отключения вентиляции) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- внести изменения в декларации о пожарной безопасности ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части, касающейся дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и оборудования объекта установками автоматической пожарной сигнализации;

- обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал.

Также прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области выделить муниципальному автономному учреждению «Центр организации отдыха и оздоровления детей», Управлению образования администрации г. Нижний Тагил Свердловской области денежные средства, достаточные для устранения нарушений требований пожарной безопасности в загородном оздоровительном лагере «Северянка», расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Покровское.

В судебном заседании помощник прокурора Пригородного района Свердловской области Сычев И.В. исковые требования поддержал, возражал против доводов Администрации города Нижний Тагил, указав на то, что недостаточность средств у ответчика не освобождает от гражданской ответственности.

Представитель ответчика муниципального автономного учреждения «Центр организации отдыха и оздоровления детей» Карташов И.В. в судебном заседании исковые требования признал. Дополнительно пояснил, что замечания по пунктам 3, 5 и 9 они могут выполнить самостоятельно. По остальным требуется выделение денежных средств, на выполнение пунктов 7 и 8 предписания выделены деньги на проект.

Представитель ответчика Управление образования города Нижний Тагил Яким А.А. в судебном заседании исковые требования не признал.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что в соответствии с Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.12.2020 № 57 «О бюджете города Нижний Тагил на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (с изменениями), приказами Управления образования Администрации города Нижний Тагил от 02.04.2021 г. № 272, от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «ЦООиОД» предоставлена субсидия на проведение текущих (капитальных) ремонтов, в том числе связанных с приведением в соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарного законодательства и антитеррористической защищенности, на разработку проектно-сметной документации. экспертизу документации, проведение изыскательских работ и обследование для приведения зданий (помещений) и сооружений Учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Денежные средства предоставлены МАУ «ЦОО и ОД» в рамках Соглашения о предоставлении субсидии ПСД от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 856 232 руб. 00 коп. и Соглашения о предоставлении субсидии КР от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27 745 540 руб. 00 коп..

Предоставлены средства на проведение текущих ремонтов, в том числе связанных с приведением в соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарного законодательства и антитеррористической защищенности в здании спального корпуса . Ремонт АПС, ремонт столовой, ремонт корпуса в структурном подразделении МАУ «ЦОО и ОД» «Северянка».

Таким образом, еще ДД.ММ.ГГГГ профинансированы следующие требования прокурора:

- требование : отделения в здании на 1-ом этаже помещение электрощитовой класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 от помещений столовой класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2 (части помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделяются между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости й классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;

- требование : в спальном корпусе на 2-ом этаже в холле вынести дымовые пожарные извещатели из-под фальшпотолка (подвесной потолок Армстронг)

- требование : организация работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отключены);

- требование (частично): обеспечение в спальном корпусе применение кабельных линий и электропроводки систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, обеспечить огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики.

Представитель ответчика полагает, что не требуют дополнительного финансирования требования прокурора:

- требование : обеспечить категорирование по пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения электрощитовой на 1-ом этаже в здании столовой с обозначением его категории (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны; требования к категорированию помещений установлены ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности".

- требование : в здании клуба-столовой в соответствии с технической документацией изготовителя обеспечить проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах (устройств блокировки вентиляционных систем), с автоматическими установками пожарной сигнализации (автоматических устройств отключения вентиляции) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- требование : внести изменения в декларации о пожарной безопасности в части, касающейся дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта установками автоматической пожарной сигнализации.

По требованиям прокурора : в административно-бытовом корпусе выполнить ширину эвакуационного выхода со 2-го этажа на улицу, при числе эвакуирующихся через указанный выход менее 50 человек, не менее 0,8 м, представитель ответчика указал, что необходимо уточнить нуждаемость в дополнительном финансировании. Так как, в соответствии с п. 4.1.5. СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы» допускаются отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах не более чем 5%.

Для исполнения требования прокурора - в корпусе на 1-ом и 2-ом этажах установить предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, требования прокурора в части обеспечения в спальном корпусе применения кабельных линий и электропроводки, систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, обеспечить огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики, требование 10 - обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал требуется дополнительное финансирование.

Устранение нарушений требований пожарной безопасности в полном объеме МАУ «ЦООиОД» требует значительного финансирования на проведение проектных работ и выполнение работ.

МАУ «ЦООиОД» является учреждением, учредителем которого и собственником имущества является муниципальное образование город Нижний Тагил, финансирование осуществляется за счет субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания и иные цели на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Управление образования не имеет установленной законом возможности изыскать иным образом денежные средства кроме финансирования из бюджета. Собственных денежных средств на эти цели Управление образование не имеет, они должны выделяться из местного бюджета, который является частью казны муниципального образования в соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ.

Администрация города Нижний Тагил - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 5 Устава города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Финансовое обеспечение функционирования муниципальных учреждений осуществляется за счет субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания и иные цели в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности в пределах выделенных бюджетных ассигнований, что относится к полномочиям Администрации города Нижний Тагил, а не Управления образования. Управление образования не имеет собственных источников финансирования и не обладает полномочиями в сфере исполнения бюджета города в части выделения денежных средств.

Аналогичные нормы закреплены в Порядках определения объемов и предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели, утвержденных постановлениями Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ-ПА, от ДД.ММ.ГГГГ-ПА.

Согласно пп. 9, 12, 30 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пп. 3 и 5 ст. 9, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, включая обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с положением об Управлении образования Администрации города Нижний Тагил, утвержденного решением Нижнетагильской городской Думы от 28.01.2016 № 2 Управление является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил в сфере образования. Целью деятельности является реализация полномочий Администрации города в сфере образования. Управление является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на образование, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в финансовый орган.

Согласно п. 6 ст. 6 Положения финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета города.

Другими полномочиями, в частности по необходимому для незапланированного исполнения предписаний инспектора пожарной безопасности дополнительному финансированию или перераспределению финансирования без согласования с администрацией города, управление образования администрации города не обладает. При этом Администрация города не ограничена перечисленными полномочиями. В смысле вышеуказанных федеральных законом и устава самого муниципального образования, структура органов местного самоуправления города не включает управление образования администрации города, поскольку только администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 28 Устава г. Нижнего Тагила). Наличие в структуре администрации города отраслевых органов, в частности управления образования администрации города, со статусом юридического лица (ч. 5 ст. 28 Устава г. Нижнего Тагила, ст. 1 Положения об Управлении образования Администрации г.Нижнего Тагила), не снимает с администрации города возложенных на нее обязанностей, в частности по принятию первичных мер пожарной безопасности (п. 1 ст. 29 Устава г. Нижнего Тагила): Таковые, согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», являются реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд

Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Мероприятия по обеспечению требований пожарной безопасности включены в муниципальную программу «Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2024 года», утвержденную постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ и финансирование муниципальных учреждений образования осуществляется поэтапно.

Ответчик просит в части требований к Управлению образования Администрации города Нижний Тагил: требования 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 отказать.

Доводы письменного отзыва представитель ответчика Управление образования Администрации города Нижний Тагил в судебном заседании поддержал и дополнительно пояснил, что, средства Центру выделялись в рамках муниципальных соглашений. Объем финансирования был запланирован в сумме 27 545 747 руб., они выделены на часть заявленных мероприятий. Определены источники расходов на «Северянку» по тем пунктам, по которым указаны требования. Сметная документация была представлена не в полном объеме. По некоторым пунктам надо составить проектные соглашения. Пункты 5, 8 и 9 не требуют финансирования.

Ответчик - Администрация города Нижний Тагил о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. Суду поступили возражения по иску, из которых следует, что требования данным участником процесса не признаются в полном объеме по следующим основаниям.

Функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» выполняет управление образования Администрации города Нижний Тагил. В соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования. Бюджетным законодательством четко разграничены полномочия участников процесса. Осуществление финансовых полномочий учредителя, в том числе в части обеспечения содержания зданий и сооружений МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» осуществляется управлением образования Администрации города Нижний Тагил. Целью деятельности управления образованием является реализация полномочий Администрации города в сфере образования, определённых действующих законодательством, для находящихся в ведении и подведомственных муниципальных организаций, осуществлениях образовательную и иную деятельность в сфере образования.

В рассматриваемом случае Администрация город Нижний Тагил является главным распорядителем бюджетных средств для иных получателей бюджетных средств, указанных в Приложении к постановлению Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ-ПА «О подведомственности получателей бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств».

МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» является получателем бюджетных средств, подведомственным главному распорядителю бюджетных средств – управлению образования Администрации города Нижний Тагил.

Таким образом, именно юридическое лицо- управление образования Администрации города Нижний Таил должно своевременно обеспечить финансирование подведомственного учреждения для проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В иске прокурора к Администрации города Нижний Тагил представитель ответчика просит отказать.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС РФ по Свердловской области, поскольку заявленный в иске отдел надзорной деятельности в г. Нижнем Тагиле не обладает самостоятельной правосубъектностью, а является структурным подраздлелением. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, причину неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил, мнения по иску суду не направил.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 того же Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности; данную ответственность, в частности, несут руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 6 того же Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1). К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3)

В соответствии со ст. 5 того же Федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (части 1-4 цитируемой статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г.Н.Тагил и Горноуральского городского округа по пожарному надзору Стышовым Н.И. МАУ ЦООиОД выдано предписание по результатам проверки соблюдения правил пожарной безопасности в ЗОЛ «Северянка». Данное предписание содержит ряд зафиксированных надзорным органом нарушений, изложенных последовательно в виде таблице, состоящей из десяти пунктов. Срок устранения выявленных нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗОЛ «Северянка» проведена внеплановая проверка исполнения требований предписания , по результатам которой выявлена часть ранее установленных нарушений правил пожарной безопасности.

Так повторились следующие нарушения:

- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (в здании столовой на 1-ом этаже помещение электрощитовой класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 не отделено от помещений столовой класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2);

- на объекте защиты эвакуационные выходы не обеспечивают безопасную эвакуацию людей: в административно-бытовом корпусе ширина эвакуационного выхода сo 2-го этажа на улицу, при числе эвакуирующихся через указанный выход менее 50 человек, менее 0,8 м, и составляет 0,63 м;

- на объекте защиты проведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых уменьшена зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации): в спальном корпусе на 2-ом этаже в холле дымовые пожарные извещатели расположены под фальшпотолком (подвесной потолок Армстронг);

- руководителем не организованы работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отключены);

- руководителем не обеспечены категорирование по пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения электрощитовой на 1-ом этаже в здании столовой с обозначением его категории (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны;

- в корпусе на 1-ом и 2-ом этажах сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- в спальных корпусах , не обеспечено применение кабельных линий и электропроводки систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, не обеспечена огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики;

- в здании клуба-столовой в соответствии с технической документацией изготовителя руководитель не обеспечил проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах (устройств блокировки вентиляционных систем), с автоматическими установками пожарной сигнализации (автоматических устройств отключения вентиляции) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- не внесены изменения в декларации о пожарной безопасности ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части, касающейся дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и оборудования объекта установками автоматической пожарной сигнализации;

- системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал.

Данные нарушения пожарной безопасности обоснованно внесение государственным инспектором в новое предписание.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Данная норма корреспондирует к пп.5.1.2, 5.5.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» - в зданиях и сооружениях классов функциональной пожарной опасности Ф3.1 и Ф3.2, а также в организациях торговли, общественного питания, размещаемых в заданиях, сооружениях других классов функциональной пожарной опасности, помещения производственного, складского назначения, а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания следует выделять противопожарными преградами в соответствии с требованиями п.5.1.2 СП 4.13130.2013.

По эвакуационным выходам: в соответствии с ч.1 ст. 89 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Регламентированное регулирование содержится в СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5% (п.4.1.5). Ширина эвакуационных выходов должна быть, каа правило, не менее 0,8 метров. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 кв.м без постоянных рабочих мест, туалетных, душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускаются эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 0 человек, должна быть не менее 1,2 м (п.4.2.19).

По изменению зоны действия систем противопожарной защиты в спальном корпусе , где пожарные извещатели расположены под подвесным потолком. В соответствии с п.3 ст. 52, ч.2 ст. 54 федерального закона №123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются о в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Такие системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Такой Перечень предусмотрен СП 486.1311500.2020 п.48. В зданиях и сооружениях, указанных в данном Перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме, помещений, перечисленных ниже в п.4.4 СП 486.1311500.2020. Подп. «е» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 устанавливает запрет изменений объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты.

Нарушения, связанные с организацией работ по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Аналогично, по обеспечению категорирования по пожарной безопасности, согласно п.12 тех же Правил руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фоей, вестибюлей и т.п., если они предусмотрены проектной документацией и препятствуют распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, запрещается снимать согласно подп «д» п.16 Правил противопожарного режима.

Нарушение кабельных линий и электропроводки систем пожарной защиты обнаружено в корпусах 3 и 4 ЗОЛ «Северянка». В соответствии с ч.2 ст. 82 федерального закона №123-ФЗ предусмотрено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с ч. 7 ст. 84 того же закона системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения. И согласно ст. 103 технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать электрическую и информационную совместимость друг с другом, а также с другими взаимодействующими с ними техническими средствами. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Приборы управления пожарным оборудованием автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта.

Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием на время выполнения ими своих функций. Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть устойчивы к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта, при этом данные технические средства не должны оказывать отрицательное воздействие электромагнитными помехами на иные технические средства, применяемые на объекте защиты. Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать электробезопасность (части 1-6 статьи).

В соответствии с СП 6.13130.2013 4.8 Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (п.4.8). Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316 (п.4.9).

Пожарная охрана распространяется на безопасное функционирование огнезадерживающих устройств в воздуховодах и согласно п.42 Правил противопожарного режима в соответствии с технической документацией изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать дублирование сигнала о пожаре, что предусмотрено ч.7 ст. 83 федерального закона №123-ФЗ, а именно, дублирование должно быть обеспечено световым и звуковым сигналами о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

По информации, содержащейся в декларациях о пожарной безопасности: в соответствии с ч.3 ст. 64 федерального закона №123-ФЗ в случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Уставом МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» является некоммерческой организацией и создано в соответствии с законодательством Российской Федерации для оказания муниципальной услуги по организации отдыха детей и их оздоровления в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях в учебное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создания условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в круглогодичном режиме (п. 1.1. Устава). Собственником его имущества и учредителем является МО «Город Нижний Тагил». Функции и полномочия учредителя учреждения при его создании от имени Администрации города Нижний Тагил осуществляет управление образования Администрации города Нижний Тагил (пункт 1.3. Устава).

Загородный оздоровительный лагерь «Северянка» является структурным подразделением МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей», деятельность загородного оздоровительного лагеря регламентируется цитируемым Уставом и Положениями, утверждаемыми директором учреждения (пункт 1.5 Устава). Учреждение является юридическим лицом, имеет право открывать счета на основании соглашений, заключенных Учредителем с финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеет самостоятельный баланс, имущество на праве оперативного управления или ином законом основании (пункт 1.7 Устава).

Пунктом 1.8 Устава учреждение наделено самостоятельностью в осуществлении деятельности по организации отдыха и оздоровления детей, административной, финансово-экономической и иной предусмотренной Уставом деятельности.

Финансовое обеспечение функционирования учреждения осуществляется за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил на возмещение материальных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (пункт 1.10 Устава).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пригородного района проведен анализа соблюдения требований пожарной безопасности в загородном оздоровительном лагере «Северянка» и установлены обстоятельства выдачи указанного выше предписания надзорным органом. Прокурором проведено исследование соблюдения требований, данного предписания и установлено невыполнение части предложенных мероприятий, что подтвердилось в судебном заседании актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выданным по ее результатам предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. Последним перечислены вышеприведенные нарушения и дан срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском о возложении обязанностей на ответчиков. Круг ответчиков прокурором определен верно. Позиция ответчиков Управления образования и Администрации города Нижний Тагил о их ненадлежащем процессуальном положении по данному делу представляется несостоятельной.

Администрация города Нижний Тагил полагает, что возложить обязанности следует на Управление образования Администрации города Нижний Тагил, последнее в свою очередь считает себя ненадлежащим ответчиком по причине отсутствия у Управления образования самостоятельности в распоряжении финансовыми средствами (субсидиями), получаемыми из местного бюджета.

В соответствии с п. 2.7 Устава МАУ «ЦООиОД» к компетенции (правам и обязанностям) учреждения отнесены: материально-техническое обеспечение деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (подп.2); создание безопасных условий в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей в период пребывания в ЗОЛ, работников учреждения (подп.8). Также в соответствии с п. 3.9 Устава учреждение создает и обеспечивает условия размещения, устройства, содержания и организации работы ЗОЛ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями противопожарной и антитеррористической безопасности.

К полномочиям Уполномоченного органа, в соответствии с п. 1.3 Устава таковым является Управление образования Администрации города Нижний Тагил, п. 4.1 Устава относит создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в организациях, организация отдыха детей в каникулярное время (подп. 3 и 4 п. 4.1 Устава) и обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающей к ним территории (подп. 6 п. 4.1 Устава).

В соответствии с п. 4.2 Устава Уполномоченный орган – Управление образования Администрации города Нижний Тагил осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством и классификацией расходов бюджета города Нижний Тагил в соответствии с действующим законодательством (подп.6); осуществляет принятие мер в пределах своей компетенции по организации безопасного функционирования учреждения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности (подп.10); осуществляет организацию работы по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористических, противопожарных и других). Кроме того, Уполномоченный орган осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением учреждением действующего законодательства Российской Федерации, Свердловской области, правовых актов органа местного самоуправления, а также финансового контроля за целевым использованием учреждением выделенных бюджетных ассигнований, ведомственного контроля закупок, осуществляемого учреждением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что соблюдение требований противопожарной безопасности и осуществление контроля за таким соблюдением МАУ «ЦООиОД» входит в компетенцию Управления образования города Нижний Тагил, в связи с чем требования прокурора к данному ответчику законны и обоснованы. При этом доводы стороны о том, что исполнение требований находится в зависимости от предоставления Администрацией города Нижний Тагил финансирования суд полагает несостоятельными, они опровергаются приведёнными выше положениями Устава.

Возражения ответчика Администрации города Нижний Тагил основаны том, что осуществление финансовых полномочий учредителя, в том числе в части обеспечения содержания зданий и сооружений МАУ «ЦООиОД» осуществляется Управлением образования, последнее является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем Администрация города Нижний Тагил не может быть ответчиком по иску. Вместе с тем, ранее приведенные в решении положения Устава МАУ «ЦООиОД» подтверждают то обстоятельство, что финансовое обеспечение функционирования данного МАУ осуществляется за счет субсидии из бюджета города Нижний Тагил. Соответственно, при необходимости дополнительного финансирования мероприятий по выполнению требований предписания, субсидии для этих мероприятий могут поступить только из местного бюджета и могут быть выделены только Администрацией города Нижний Тагил.

Таким образом, суд полагает целесообразным принять в этой части решение о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил» обязанности выделить Управлению образования администрации г. Нижний Тагил денежные средства, достаточные для устранения муниципальным автономным учреждением «Центр организации отдыха и оздоровления детей» указанных нарушений требований пожарной безопасности.

При установлении срока по возложению обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности суд полагает разумным определить его до периода, указанного в последнем предписании до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Муниципальное автономное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей» обязанность в срок до 01.05.2022 устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещениях и зданиях загородного оздоровительного лагеря «Северянка», расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Покровское, а именно:

- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (в здании столовой на 1-ом этаже помещение электрощитовой класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 отделить от помещений столовой класса функциональной пожарной опасности Ф 3.2);

- в административно-бытовом корпусе выполнить ширину эвакуационного выхода со 2-го этажа на улицу, при числе эвакуирующихся через указанный выход менее 50 человек, не менее 0,8 м.;

- в спальном корпусе на 2-ом этаже в холле вынести дымовые пожарные извещатели из-под фальшпотолка (подвесной потолок Армстронг);

- организовать работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отключены);

- обеспечить категорирование по пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения электрощитовой на 1-ом этаже в здании столовой с обозначением его категории (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и класса зоны на входной двери помещения с наружной стороны;

- в корпусе на 1-ом и 2-ом этажах установить предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- в спальных корпусах , обеспечить применение кабельных линий и электропроводки систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сохраняющих работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, обеспечить огнестойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики;

- в здании клуба-столовой в соответствии с технической документацией изготовителя обеспечить проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах (устройств блокировки вентиляционных систем), с автоматическими установками пожарной сигнализации (автоматических устройств отключения вентиляции) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- внести изменения в декларации о пожарной безопасности ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части, касающейся дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и оборудования объекта установками автоматической пожарной сигнализации;

- обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал.

Возложить на Администрацию г. Нижнего Тагила и Управление образования Администрации города Нижний Тагил обязанность осуществить финансировании указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила.

Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2021 года.

Судья Луценко В.В.