НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область) от 07.08.2018 № 2-1665/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2018 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего Горюшкиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Деевой О.С.,

с участием истца Ерохина Е.М.,

представителя ответчика ТОИОГВСО – Управление социальной политики МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Берсеневой О.М., действующей на основании доверенности № 50 от 26.07.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1665/2018 по иску Ерохина Е. М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Ерохин Е.М. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обосновании исковых требований указал, что является пенсионером, с ДД.ММ.ГГГГ он вышел на пенсию по выслуге лет.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ награжден медалью «<...>, приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ награжден медалью «<...>» <...>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился через многофункциональный центр в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив необходимые документы, подтверждающие наличие необходимого стажа трудовой деятельности и документы о награждении медалью. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги было отказано со ссылкой на п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее - Положение), согласно которому при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств Российской Федерации, в которых правовыми актами предусматривается военная и приравненная к ней служба. Полагал, что данное решение нарушило его право на получение звания «Ветеран труда», является незаконным и противоречит законодательству и иным правовым актам.

За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее <...> для мужчин и <...> для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Законодатель, таким образом, сохранил правовое положение тех лиц, которые были награждены ведомственными знаками отличия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Истец Ерохин Е.М. в судебном заседании требования и доводы иска поддержал, на их удовлетворении в полном объеме настаивал, указывая на то, что отказ ответчика основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Также указал, что он имеет награду, которая в соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ дает ему права на присвоение звания ветеран труда.

Представитель ответчика ТОИОГВСО – Управление социальной политики МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району Берсенева О.М. просила в удовлетворении требований истцу отказать, поддержав доводы письменного отзыва, который приобщен судом к материалам дела.

Заслушав стороны, огласив отзыв ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ерохину Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», что подтверждается копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «<...>.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «<...>

Общий трудовой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил: <...> – в календарном исчислении, <...> в льготном исчислении, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Свердловской области.

Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ получил отказ со ссылкой на Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, согласно которому при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств Российской Федерации, в которых правовыми актами предусматривается военная и приравненная к ней служба, кроме того медаль медалью «За отличие в службе» III степени, не поименована в Приказе ФСИН от 21.08.2017 № 823.

Истец полагает, что имеющиеся у него награды дают ему право на присвоение звания «Ветеран труда», что явилось причиной обращения в суд.

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, действующей с 01.07.2016, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы "Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (далее по тексту - Положение).

Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 N 280-УГ, действующей с 01.07.2016, т.е. на дату возникновения спорных правоотношений) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда" указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета Министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак "Победитель социалистического соревнования <...> года" либо знак "Ударник <...> пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".

При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

В соответствии с п. 13 Положения, ответственность за правомерность присвоения звания "Ветеран труда" возлагается на руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба приведен в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317.

В указанный перечень входит и Федеральная служба исполнения наказаний.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Из содержания перечисленных выше положений следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26.12.2002 N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина Б.М.", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

Таким образом учитывать медали «За отличие в военной службе» II и III степени при присвоении звания «Ветеран труда» у ответчика оснований не имелось, поскольку согласно Положению отсутствует возможность учета наград министерств и ведомств, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба, при решении вопроса о присвоении звания ветеран труда на территории Свердловской области после 01.01.2016.

Доводы истца о наличии у него права на присвоение звания "Ветеран труда" ввиду того, что имеющаяся у него награда - медаль «За отличие в военной службе» II степени прямо предусмотрена приказом ФСИН России от 21.08.2017 N 823 "О ведомственных знаках отличия ФСИН, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.12.2014 № 770 «О ведомственных наградах ФСИН» судом отклоняются.

С принятием Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее Закон N 388-ФЗ) с 01.07.2016 в Федеральный закон 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" внесены изменения - статья 7 Закона "О ветеранах" дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Медали "За отличие в службе" II и III степени были учреждены на основании Приказа ФСИН России от 10.11.2005 N 855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», который утратил силу с изданием приказа ФСИН России от 23.12.2014 N 771 «О признании утратившими силу Приказов ФСИН».

Приказом ФСИН России от 23.12.2014 N 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний» медали ФСИН России "За отличие в службе" II и III степени также отнесены к ведомственным знакам отличия.

Во исполнение п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ФСИН России издан приказ от 21.08.2017 N 823"О ведомственных знаках отличия ФСИН, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.12.2014 № 770 «О ведомственных наградах ФСИН», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", в данный перечень включены медали ФСИН России "За отличие в службе" I и II степени.

Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, награжденные медалью "За отличие в службе" II степени после 01.07.2016 в соответствии с приказом от 21.08.2017 N 823, имеют право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и п. 5 Положения.

Истец награжден медалью МВД России "За отличие в службе" II и III степени до 01.07.2016 и в соответствии с иным нормативным актом - действовавшим на момент награждения приказом ФСИН России от 10.11.2005 N 855 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», а потому приказ от 21.08.2017 N 823 «О ведомственных знаках отличия ФСИН, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда» к спорным правоотношениям не применим.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Вместе с тем, по состоянию на 30.06.2016 медали, которыми награжден истец, к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", отнесены не были (знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, перестали учитываться в целях присвоения звания "Ветеран труда" с 01.01.2016, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение Указом Губернатора от 14.09.2015 N 431-УГ), соответственно, право на присвоение звания "Ветеран труда" по состоянию на 30.06.2016 у истца отсутствовало.

Доводы истца о том, что нормы Положения не подлежат применению в рассматриваемом споре, поскольку противоречат Федеральному закону "О ветеранах", не могут быть признаны состоятельными.

До 01.07.2016, когда п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" определил, в каком порядке учреждаются ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждал перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования до ДД.ММ.ГГГГ вправе были самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у истца отсутствует право на присвоение звания «Ветеран труда».

С учетом того, что суд не нашел оснований для удовлетворения основного требования истца о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда», не подлежат удовлетворению и производные от него требования о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным; возложении обязанности оказать государственную услугу по выдаче удостоверения «Ветеран труда» и направить его в Министерство социальной политики Свердловской области.

Руководствуясь ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ерохина Е. М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании лицом, имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда», признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности по оказанию государственной услуги по выдаче удостоверения «Ветеран труда» и направлении его в Министерство социальной политики Свердловской области, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2018 (понедельник).

Председательствующий