НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 12.02.2020 № 2-2853/19

Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2020 года (с учетом части 3 статьи 107 ГПК РФ)

Дело № 2-73/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.

при секретаре Ковган О.И.

с участием истца Юдиной Л.С.,

представителя ответчика Альховик Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Л.С. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Юдина Л.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 18 июня 2019 года в досрочном назначении пенсии ей было отказано.

Согласно указанному решению из общего и льготного стажа исключены периоды ее трудовой деятельности с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года в должности учителя математики в средней школе № 12 п. Каахка Туркменской ССР, что относится к территории, где установлены районные коэффициенты к заработной плате; с 01 января 2009 года по 05 мая 2009 года в должности главного специалиста Мурманского отдела Кольского филиала НПФ «Норильский никель», расположенного на территории Мурманской области, относящейся к районам Крайнего Севера; с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года в должности регионального представителя по Мурманской области Департамента регионального развития НКО НПФ «Атомгарант» в городе Мурманске; а также служба в Пограничных войсках Российской Федерации на территории Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, к которой применяется льготный порядок исчисления срока прохождения военной службы – один месяц военной службы за три месяца, а также установлены надбавки за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, с 01 сентября 1994 года по 07 ноября 1994 года и с 09 ноября 1994 года по 26 марта 1996 года.

Уточнив исковые требования в ходе производства по делу, просила учесть для досрочного назначения страховой пенсии по старости период ее работы с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года в средней школе № 12 п. Каахка, с применением коэффициента по району, приравненному к районам Крайнего Севера; включить в льготный стаж периоды прохождения военной службы с 01 сентября 1994 года по 07 ноября 1994 года в составе войсковой части 2022 и с 09 ноября 1994 года по 26 марта 1996 года в составе войсковой части 2109 на территории Республики Таджикистан как периоды прохождения службы в условиях чрезвычайного положения; период работы в Кольском филиале НПФ «Норильский никель» с 01 января 2009 года по 05 мая 2009 года и в Департаменте регионального развития НКО НПФ «Атомгарант» с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года как работу в районах Крайнего Севера.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Альховик Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, приведенным в письменном отзыве по иску, пояснила, что расчет страхового стажа истца произведен исходя из представленных в материалы пенсионного дела документов и сведений, отраженных в выписке из лицевого счета застрахованного лица, оснований для включения в страховой, льготный стаж работы истца периодов, не принятых к учету, не имеется.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, личного дела военнослужащего Юдиной Л.С. и представленные ею документы (трудовую книжку, военный билет и иные), суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Юдина Л.С., *** года рождения, зарегистрирована в системе государственного страхования 27 марта 2003 года.

20 марта 2019 года истец обратилась в ГУ – УПФР в городе Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 18 июня 2019 года , измененного последующим решением от 09 августа 2019 года, в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием у Юдиной Л.С. требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Так, документально подтвержденный стаж работы истца составил: страховой стаж – 21 год 03 месяца 26 дней при требуемом не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера – 10 лет 00 месяцев 13 дней при требуемом не менее 12 календарных лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 04 месяца 05 дней при требуемом не менее 17 календарных лет.

При этом в страховой стаж не принят период работы истца с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года в средней школе № 12 п. Каахка Туркменской ССР в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт ее работы в указанный период; период прохождения военной службы с 01 сентября 1994 года по 22 апреля 1997 года принят к зачету в страховой стаж в календарном исчислении; период работы с 01 января 2009 года по 05 мая 2009 года в Кольском филиале НПФ «Норильский никель» включен в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета; период работы с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года включен в страховой стаж, как стаж работы в районах Крайнего Севера не подтвержден.

Истец, не согласившись с принятым пенсионным органом решением, обратилась с рассматриваемым иском в суд.

Оценивая действия пенсионного органа на предмет их правомерности, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 32 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В страховой стаж согласно положениям Федерального закона «О страховых пенсиях» включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные данным Федеральным законом, в том числе периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Статьей 13 данного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Аналогичный порядок исчисления страхового стажа установлен пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.

Таким образом, лицо, обратившееся за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа имеет право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 01 января 2015 года: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и иной деятельности.

Абзацем 2 пункта 58 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды трудовой деятельности может применяться следующее законодательство: в период до 01 января 1992 года – Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; в период с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – Закон Российской Федерации от 20 ноября 1992 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2015 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Спорным периодом работы истца является период с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года в средней школе № 12 п. Каахка Туркменской ССР. В указанный период, согласно материалам пенсионного дела, истец имела, в том числе, периоды нетрудоспособности и отпуска по уходу за родившимся ребенком.

Как следует из доводов представителя ответчика, приведенных в судебном заседании, указанный период работы истца не включен в страховой стаж, поскольку трудовая книжка содержит в указанной части исправления, а документы, подтверждающие факт работы истца в данный период, в материалы пенсионного дела не поступили.

В соответствии со статьей 1 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» право на государственную пенсию имеют: рабочие и служащие; военнослужащие; учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров; другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; члены семей граждан, указанных в данной статье, в случае потери кормильца.

Порядок назначения и выплаты государственных пенсий предусматривался Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, согласно пункту 108 которого установлено, что в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы.

Кроме того, из пункта 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Согласно пункту 117 Порядка назначения и выплаты государственных пенсий доказательством стажа работы могут служить: трудовые книжки, трудовые списки, послужные списки (в том числе по работе до установления Советской власти), членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов - все в отношении записей, внесенных на основании документов; справки, удостоверения и тому подобные документы о работе, выданные с места работы; справки вышестоящих учреждений той же системы, в которой работал данный рабочий или служащий (например, справки министерств, главных управлений, трестов, союзов промысловой кооперации и т. д.); справки архивных учреждений.

С 01 января 1992 года для Российской Федерации вступил в законную силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1992 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерации и Республикой Туркменистан, 13 марта 1992 года подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Согласно статье 39 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного и введенного в действие с 01 апреля 1972 года, утратившего силу с 01 февраля 2002 года, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше пяти дней. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона. При расторжении трудового договора (контракта) по инициативе работника в связи с болезнью, инвалидностью, уходом на пенсию по старости, с зачислением в высшее или среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру и по другим причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении в трудовую книжку вносится с указанием этих причин.

Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» предусмотрено, что в трудовую книжку вносятся: сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. Записи о наименовании работы или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; для служащих в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием; иные необходимые сведения (пункт 6).

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью (пункт 13).

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20 июня 1974 года № 162, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Записи производятся арабскими цифрами (число и месяц двузначными). Например, если рабочий или служащий принят на работу 1 января 1984 года, в графе 2 трудовой книжки ранее установленного образца (1938 года) записывается: «1984.05.01», в трудовых книжках, выданных после 1 января 1975 года: «05.01.1984».

Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись (пункт 2.5).

Исправленные сведения о работе, о переводах на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. должны полностью соответствовать подлиннику приказа или распоряжения. В случае утраты приказа или распоряжения либо несоответствия их фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке (пункт 2.8).

Из представленной Юдиной Л.С. трудовой книжки усматривается ее принадлежность истцу, в нее внесены все необходимые записи, содержащие сведения о работнике, о приеме на работу, переводах и увольнении со ссылками на соответствующие приказы работодателей, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации.

Спорный период работы истца в школе № 12 Каахкинского (Какинского) района Туркменской ССР с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года в данной трудовой книжке также отражен, содержит ссылки на даты и номера приказов работодателя о приеме на работу и увольнении с работы, записи удостоверены печатью работодателя, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что само по себе неправильное либо неточное оформление трудовой книжки работодателем или уполномоченным им лицом, непредставление работодателем пенсионному органу документов, подтверждающих записи в трудовой книжке, не может являться достаточным основанием для лишения работника права на пенсионное обеспечение. Оснований ставить под сомнение записи в трудовой книжке не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, действовавшие в соответствующий период, суд приходит к выводу, что указанный спорный период работы истца подлежит включению в страховой стаж для учета при назначении страховой пенсии по старости.

При этом доводы истца со ссылкой на установленные в местностях Туркменской ССР районные коэффициенты к заработной плате как основание для расчета данного спорного периода в льготном порядке суд находит необоснованными.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 08 августа 1972 года № 203/22 действительно был утвержден Перечень местностей Туркменской ССР, где вводятся районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о размерах и порядке применения вводимых коэффициентов.

Указанным Постановлением установлено, что в городах Красноводске, Небит-Даге и Челекене с территориями, находящимися в подчинении Красноводского, Небит-Дагского и Челекенского горсоветов, Красноводском и Гасан-Кулийском районах, всех местностях, расположенных в пустыне Кара-Кум, к которым относятся, в свою очередь, местности на территории Казанджикского, Кизил-Арватского, Бахарденского, Геок-Тепинского, Ашхабадского районов, расположенные к северу от железной дороги и 15-километровая полоса к югу от железной дороги на участке от ст. Небит-Даг до ст. Каахка, исключая города и районные центры, расположенные по линии железной дороги, к заработной плате рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства, для которых районные коэффициенты в настоящее время не установлены, этот коэффициент вводятся в размере 1,30.

Из положений данного Постановления следует, что оно регулирует правоотношения в области оплаты труда соответствующих категорий работников, вопросы пенсионного обеспечения не регламентирует.

Льготный порядок исчисления стажа работы для назначения пенсии предусматривался абзацем 2 пункта 110 вышеуказанного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, согласно которому работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В силу пункта "д" статьи 5 данного Указа работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, представляются льготы, в том числе, засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные данной статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам.

Оснований для распространения на истца указанных положений действовавшего в спорный период законодательства суд не усматривает, вышеприведенных обстоятельств материалы дела не содержат, в частности доказательств тому, что истец прибыла на работу в соответствующую местность переводом, была направлена или приглашена в эту местность и с ней был заключен срочный трудовой договор, равно как и доказательств заключения с ней срочного трудового договора в случае, если истец прибыла в эту местность по собственной инициативе.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для исчисления стажа истца за вышеуказанные периоды в льготном порядке (один год работы за полтора года) не имеется.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I, вступившего в силу с 01 января 1992 года, то есть также в период работы истца в школе № 12 п. Каахка, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

Вместе с тем, оснований для распространения на истца приведенных положений Закона суд также не усматривает, учитывая, что трудовая деятельность в период действия указанного Закона выполнялась ею на территории другого государства, в связи с чем в данном случае стаж учитывается в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, при этом доказательств тому, что на Юдину Л.С. в этот период распространялись аналогичные льготы в соответствии с законодательством Республики Туркменистан, в материалы дела не представлено.

Относительно спорных периодов прохождения истцом военной службы с 01 сентября 1994 года по 07 ноября 1994 года и с 09 ноября 1994 года по 26 марта 1996 года суд приходит к следующему.

Указанные периоды включены пенсионным органом в расчет страхового стажа истца в календарном порядке. Истец полагала, что данные периоды подлежат расчету в льготном порядке (1 день военной службы за 3 дня), поскольку служба проходила в условиях чрезвычайного положения.

Из материалов дела и пенсионного дела, материалов личного дела военнослужащего, записей в военном билете Юдиной Л.С. следует, что 01 сентября 1994 года истец была зачислена на действительную военную службу по контракту в Пограничные войска Российской Федерации по подпункту «а» пункта 1 статьи 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с 01 сентября 1994 года по 07 ноября 1994 года проходила военную службу в составе войсковой части , <данные изъяты>, с 09 ноября 1994 года по 26 марта 1996 года - в составе войсковой части , <данные изъяты>. Указанные периоды военной службы отражены в личном деле военнослужащей Юдиной Л.С. как периоды выполнения задач конституционных прав граждан и охраны Государственной границы в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.

Из положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к периодам выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан относятся периоды с сентября по ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В судебном заседании истец, представитель ответчика подтвердили, что истцу пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не назначалась, право на данный вид пенсии у нее, с учетом длительности периодов прохождения военной службы, не возникает.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в спорные периоды, и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно статье 94 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) исчисляются в льготном порядке, а именно в тройном размере.

В статье 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В соответствии со статьей 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях, а именно один месяц службы за три месяца при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 года, а также при выполнении в Республике Таджикистан после 05 февраля 1993 года задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлено, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что спорные периоды прохождения истцом военной службы подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии в льготном исчислении в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно в тройном размере.

Относительно периода работы истца в Кольском филиале НПФ «Норильский никель» с 01 января 2009 года по 05 мая 2009 года, который включен ответчиком в страховой стаж истца, при этом засчитан в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а не в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к следующему.

Из записей в трудовой книжке Юдиной Л.С. следует, что на основании приказа от 17 декабря 2007 года она 27 декабря 2007 года была принята на работу в Кольский филиала НПФ «Норильский никель» на должность главного специалиста Мурманского отдела (запись ), 05 мая 2009 года уволена по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа от 05 мая 2009 года (запись ).

Какие-либо иные записи, касающиеся периода работы истца в указанной организации, в трудовой книжке отсутствуют.

Согласно трудовому договору от 17 декабря 2007 года, заключенному между НО НПФ «Норильский никель» и Юдиной Л.С., работник принят на должность главного специалиста Мурманского отдела Кольского филиала Фонда, работа по данному договору является основным местом работы, работник в период действия данного договора подчиняется непосредственно начальнику отделения ДО Мурманск Мурманского отдела Кольского филиала (пункты 2.1 - 2.3 договора). В соответствии с пунктом 2.5 договора работнику предоставляется рабочее место по месту нахождения Мурманского отдела Кольского филиала.

Как следует из раздела 3 трудового договора, работнику устанавливается должностной оклад в размере 8696 рублей в месяц, районный коэффициент в размере 50 % и северная надбавка в соответствии со стажем работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с разделом 4 договора работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя с нормированным рабочим днем, выходными днями являются суббота и воскресенье. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, в том числе основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня, а также льготы и компенсации в соответствии с локальными нормативными актами работодателя.

Трудовой договор заключен на неопределенный срок (пункт 6.1 трудового договора).

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, с 01 июля 1990 года Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Для Мурманской области районный коэффициент установлен в размере не менее 1,4.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 Кодекса).

Статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

В соответствии со статьей 321 Трудового кодекса Российской Федерации кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

В обоснование возражений по иску представитель ответчика сослалась на те обстоятельства, что в лицевом (индивидуальном) счете истца спорный период работы Юдиной Л.С. в НПФ «Норильский никель» отражен по сведениям работодателя как период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, из буквального толкования положений трудового договора следует, что истец в указанный период осуществляла трудовую деятельность в условиях Крайнего Севера, доказательств тому, что в период работы истца, отраженный в трудовой книжке, условия трудового договора изменялись, в материалы дела не представлено, на наличие таких доказательств стороны в ходе рассмотрения дела не ссылались.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанный спорный период работы истца подлежит исчислению как стаж работы в районах Крайнего Севера.

Однако суд не усматривает оснований для аналогичного исчисления относительно следующего спорного периода истца, а именно периода ее работы в должности регионального представителя по Мурманской области в Департаменте регионального развития в НО НПФ «Атомгарант» с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года.

При этом, по мнению суда, указанный период засчитан ответчиком в страховой стаж истца в календарном исчислении на основании сведений лицевого (индивидуального) счета истца и представленных ее работодателем документов обоснованно.

Так, согласно записям в трудовой книжке Юдиной Л.С. (записи , содержащиеся во вкладыше в трудовую книжку) 01 сентября 2010 года она была принята в Департамент регионального развития НО НПФ «Атомгарант» на должность регионального представителя в Мурманской области на основании приказа от 01 сентября 2010 года ; 10 января 2011 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании приказа от 18 января 2011 года ; 20 января 2011 года она была принята в Представительство НПФ «Атомгарант» в городе Мурманске Мурманской области на должность директора представительства в городе Мурманске Мурманской области на основании приказа от 20 января 2011 года ; 12 октября 2012 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, пункт 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа от 12 октября 2012 года .

Из трудового договора от 01 сентября 2010 года, заключенного между НО НПФ «Атомгарант» и Юдиной Л.С., следует, что работник Юдина Л.С. принята на работу в Департамент регионального развития на должность регионального представителя по Мурманской области с 01 сентября 2010 года.

Договор заключен на неопределенный срок, работнику установлен испытательный срок продолжительностью 3 месяца, с 01 сентября 2010 года по 30 ноября 2010 года (пункты 2.1, 3.1 договора).

Согласно разделу 5 договора работнику устанавливается должностной оклад в размере 11 200 рублей. Работодатель начисляет и выплачивает работнику оклад, надбавки к окладу, стимулирующую доплату, доплату за разъездной характер работы, премию по результатам работы за месяц, доплаты и вознаграждения по итогам работы за год в соответствии с Положением о системе оплаты труда.

Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя, выходные дни – суббота и воскресенье. Рабочее время составляет 40 часов в неделю. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней (пункты 6.1, 6.2, 6.5 договора).

В соответствии с пунктом 7.1 трудового договора место работы работника находится в помещениях работодателя в г. Москве Российской Федерации.

20 января 2011 года между НО НПФ «Атомгарант» и Юдиной Л.С. заключен трудовой договор , согласно которому истец была принята на работу в представительство НПФ «Атомгарант» в городе Мурманске Мурманской области на должность директора представительства НПФ «Атомгарант» в городе Мурманске Мурманской области.

Договор заключен на неопределенный срок, работнику установлен испытательный срок продолжительностью 3 месяца, с 20 января 2011 года по 19 апреля 2011 года (пункты 2.1, 3.1 договора).

Согласно разделу 5 договора работнику устанавливается должностной оклад в размере 11 200 рублей. Работодатель начисляет и выплачивает работнику оклад, надбавки к окладу, стимулирующую доплату, доплату за разъездной характер работы, премию по результатам работы за месяц, доплаты и вознаграждения по итогам работы за год в соответствии с Положением о системе оплаты труда.

Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя, выходные дни – суббота и воскресенье. Рабочее время составляет 36 часов в неделю. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, установлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 календарных дня как лицу, работающему в районах Крайнего Севера (пункты 6.1, 6.2, 6.5 договора).

В соответствии с пунктом 7.1 трудового договора место работы работника находится в помещениях работодателя в городе Мурманске Мурманской области Российской Федерации.

Дополнительным соглашением от 06 августа 2012 года в трудовой договор от 20 января 2011 года внесены изменения, местом работы работника определены помещения работодателя в городе Мурманске Российской Федерации по адресу: 183017, Мурманск-17, РТК, зона Б.

В ходе рассмотрения дела доказательств тому, что условия трудового договора от 01 сентября 2010 года, предшествующего договору от 20 января 2011 года, изменялись, оспаривались, суду также не представлено.

В материалах дела не имеется достоверных доказательств и тому, что истец в спорный период осуществляла трудовую деятельность непосредственно в городе Мурманске и Мурманской области.

Представленное истцом письмо, адресованное сотрудникам ФГУП «Атомфлот» с указанием адреса места нахождения представителя НПФ «Атомгарант» Юдиной Л.С.: город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 14/5, здание общежития ФГУП «Атомфлот», не датировано и не позволяет отнести его к периоду работы истца, предшествующего трудовой деятельности по договору от 20 января 2011 года. Из служебной записки, адресованной директором по региональному развитию президенту НПФ «Атомгарант», от 13 апреля 2011 года следует, что 19 апреля 2011 года ее испытательный срок был окончен, на работника дана характеристика за период ее работы, в целях осуществления ею дальнейшей деятельности в должности директора представительства в городе Мурманске получено временное помещение на закрытой территории Атомфлот, помещение оснащено одним рабочим местом, приобретен компьютер и МФУ, согласовывается договор аренды и оплаты коммунальных услуг. Из представленной истцом на обозрение статьи в газете «Энергия плюс» от 15 октября 2010 года также не следует, что место работы Юдиной Л.С. находилось непосредственно в городе Мурманске или Мурманской области.

В ответах на запросы, имеющихся в материалах пенсионного дела, работодатель истца сообщил, что местом работы Юдиной Л.С. в период с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года являлся город Москва, соответственно, в персонифицированных сведениях за указанный период по форме СЗВ-6-1 за второе полугодие 2010 года графа «Территориальные условия (код)» не заполнялась и уточняться не будет; за период с 20 января 2011 года по 12 октября 2012 года в целях уточнения персонифицированных сведений за 2011 – 2012 годы по Юдиной Л.С. в части кода территориальных условий подана отчетность СЗВ-КОРР с указанием кода территориальных условий «РКС».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы истца о наличии оснований для исчисления периода ее работы в НПФ «Атомгарант» с 01 сентября 2010 года по 19 января 2011 года как работы в районах Крайнего Севера не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из справочного расчета, представленного представителем ответчика и проверенного судом, следует, что с учетом включения периода работы Юдиной Л.С. в НПФ «Норильский никель» с 01 января 2009 года по 05 мая 2009 года в стаж работы в районах Крайнего Севера ее стаж составляет 10 лет 4 месяца 18 дней при требуемом стаже не менее 12 календарных лет. Продолжительность страхового стажа истца отвечала требованиям действующего законодательства на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.

При таких обстоятельствах, в связи с недостаточностью требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования Юдиной Л.С. частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юдиной Л.С. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости – удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж период работы Юдиной Л.С. в средней школе № 12 п. Каахка с 22 декабря 1989 года по 01 сентября 1992 года; в льготный стаж, в тройном размере, периоды прохождения Юдиной Л.С. военной службы с 01 сентября 1994 года по 07 ноября 1994 года и с 09 ноября 1994 года по 26 марта 1996 года; в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы Юдиной Л.С. с 01 сентября 2009 года по 05 мая 2009 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Юдиной Л.С. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.С. Кузнецова