НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 10.02.2021 № 2-348/21

Дело № 2-348/21

УИД: 51RS0003-01-2020-006062-40

Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2021 года город Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лучника А.В.,

при секретаре Рабочей А.А.,

с участием:

истца ФИО,

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, досрочном назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее УПФР в г. Мурманске) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что 15 октября 2020 года он обратился в УПФР в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Однако решением пенсионного органа от 20 октября 2020 года в досрочном назначении пенсии ему было отказано ввиду недостаточного размера страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

В ходе рассмотрения заявления ответчик исключил из подсчета стажа в районах Крайнего Севера период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 06 ноября 2016 года, с 11 декабря 2009 года по 12 марта 2010 года по причине того, что заявителем не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.

Истец не согласен с указанным решением. Указывает, что 12 апреля 2006 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом осуществляемой им экономической деятельности являлось «Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств». Истец осуществлял предпринимательскую деятельность по адресу: город Мурманск, переулок Терский, дом 4, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению.

Таким образом, являясь зарегистрированным в ИФНС России по городу Мурманску налогоплательщиком ЕНВД, истец мог осуществлять предпринимательскую деятельность только на территории соответствующего муниципального образования. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговыми декларациями по ЕНВД для отдельных видов деятельности, предоставленными истцом в ИФНС, в соответствии с разделом 2 которых истец осуществлял предпринимательскую деятельность по указанному выше адресу. В указанный период истец полностью уплатил страховые взносы.

Также в период осуществления предпринимательской деятельности истец использовал контрольно-кассовую технику, которая была зарегистрирована ИФНС России по городу Мурманску 07 ноября 2006 года и снята с учета 10 декабря 2009 года.

Учитывая изложенное, полагает, что период осуществления им предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Просил признать незаконным решение УПФР в г. Мурманске от 20 октября 2020 года об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 15 октября 2019 года.

В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования. Указывает, что 15 октября 2019 года истец обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 07 ноября 2019 года в досрочном назначении пенсии ему было отказано ввиду недостаточного размера страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

Кроме того, истцу повторно отказано в назначении пенсии решением пенсионного органа от 15 января 2021 года по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.

В связи с тем, что заявителем не подтверждено проживание (работа) на 31 декабря 2001 года на территории Российской Федерации, вопрос о назначении пенсии разрешался в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. Вместе с тем, в период до 31 декабря 2001 года истец находился под арестом, а впоследствии и отбывал наказание по приговору суда в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.

Просит признать незаконным решение УПФР в г. Мурманске от 07 ноября 2020 года об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости; установить факт проживания истца на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 года; обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 15 октября 2019 года. Также просил обязать пенсионный орган произвести перерасчет стажа работы в районах Крайнего Севера с 01.10.1980 по 31.12.2001 в полуторном размере.

В судебном заседании истец и его представитель не поддержали требования о возложении обязанности произвести перерасчет стажа, в остальном заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержаны истцом в полном объеме по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении. Также истец пояснил суду, что до 2010 года он проживал в Мурманске, осуществляя предпринимательскую деятельность по указанному в иске адресу. Указал, что в спорный период он занимался мойкой автомобилей в арендуемом помещении, однако по прошествии длительного времени копии договоров аренды у него не сохранились, выйти на контакт с арендодателем помещения ему также не удалось.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям и доводам, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление. Помимо этого, пояснила, что пенсионному органу не были представлены доказательства проживания истца на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 года, полученный из ГОБУ «МФЦ МО» ответ также не подтвердил факта проживания истца на территории Мурманской области. При таких обстоятельствах пенсионным органом для исчисления размера страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера было использовано поэтапное применение пенсионного законодательства, действовавшего в соответствующие периоды осуществления истцом трудовой деятельности. Период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года был исключен из стажа работы в районах Крайнего Севера, так как истцом не подтверждено ведение предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в течение полного рабочего дня. Также указала, что в случае установления судом факта проживания истца на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 года исчисление размера страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера может быть произведено с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П. В таком случае, при условии включения спорного периода с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, стажа, имевшегося у истца на 15 октября 2019 года, было достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ. Представила справочный расчет по заявленным требованиям.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения страховой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на льготное обеспечение, представляются работодателями, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность представленных сведений.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением от 15 октября 2019 года о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Мурманске от 07 ноября 2019 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Дата регистрации ФИО в системе государственного пенсионного страхования – 08 октября 2002 года. Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж – 27 лет 01 месяц 01 день (при требуемом стаже не менее 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 00 месяцев 28 дней (при требуемом стаже не менее 15 лет).

Как следует из решения пенсионного органа и материалов пенсионного дела, период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года исключен пенсионным органом из стажа работы в районах Крайнего Севера, так как не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.

15 января 2021 года УПФР в г. Мурманске вынесено решение об отказе в установлении пенсии во изменение решения от 07 ноября 2019 года, в соответствии с которым документально подтвержденный страховой стаж истца по состоянию на 29 декабря 2018 года составил 21 год 09 месяцев 13 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 03 месяца 00 дней.

Как следует из данного решения, пенсионным органом из подсчета стажа в районах Крайнего Севера исключен период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года, так как не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера. Кроме того, в связи с тем, что заявителем не подтверждено проживание на 31 декабря 2001 года на территории Российской Федерации, в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ период прохождения истцом военной службы по призыву с 29.09.1982 по 01.11.1984, периоды работы с 01.01.1980 по 17.06.1991 учтены в страховой стаж в календарном порядке.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12 апреля 2006 года и поставлен на учет в ИФНС России по городу Мурманску, о чем в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей имеется соответствующая запись. ФИО прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения 12 марта 2010 года, что также подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Основным видом деятельности ФИО в качестве индивидуального предпринимателя являлось «Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств». При этом истец был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 14 апреля 2006 года.

Материалами пенсионного дела достоверно подтверждено и не оспорено сторонами, что страховые взносы за спорный период осуществления предпринимательской деятельности были уплачены ФИО в полном объеме и своевременно, в связи с чем период с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года зачтен в страховой стаж истца.

Указанные выше фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в ходе судебного разбирательства оспорены не были.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Разрешая исковые требования об установлении факта проживания истца на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2015 года) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 указанной статьи).

Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.

Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 01 октября 1956 года до 01 января 1992 года – по Закону СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2015 года – по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Аналогичные положения предусмотрены и пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.

Абзацем 2 пункта 58 названных Правил установлено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования, то есть исчисление периодов до 1 января 2002 г., засчитываемых в страховой стаж и специальный стаж может производиться с учетом правил и норм Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный стаж до указанной даты.

При этом возможность применения условий и норм пенсионного обеспечения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим по состоянию на 31 декабря 2001 года, к периодам деятельности гражданина, имевшим место до 1 января 2002 г., предусмотрена лишь для лиц, подпадающих по состоянию на 31 декабря 2001 г. под действие указанного Закона в силу своего постоянного проживания в России либо осуществления на ее территории трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности.

Как следует из материалов дела, в том числе объяснений участвующих в деле лиц, материалов пенсионного дела, в связи с отсутствием сведений о регистрации истца по месту жительства на территории Российской Федерации размер его страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера был определен с использованием поэтапного применения законодательства; отсутствие указанных сведений обусловило невозможность расчета стажа истца с использованием правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.Вместе с тем, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Мурманска, в настоящее время регистрации по месту жительства не имеет.

Из имеющейся в материалах пенсионного дела справки ГОБУ «МФЦ МО» от 24 октября 2019 года № 4512 следует, что по учетным данным сведения о регистрации ФИО на 31 декабря 2001 года также отсутствуют.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что приговором Первомайского районного суда города Мурманска от 20 августа 2001 года по уголовному делу № 1-856/01 установлен факт совершения ФИО с октября 2000 года по 20 февраля 2001 года преступлений по месту своего временного проживания по адресу: город Мурманск, улица Самойловой, дом 4, квартира 45. Из вводной части приговора следует, что он вынесен в отношении ФИО, проживающего в городе Мурманске без определенного места жительства.

Из сведений, представленных по запросу суда УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, следует, что ФИО по состоянию на 31 декабря 2001 года отбывал наказание в указанном исправительном учреждении, 22 ноября 2004 года убыл для дальнейшего отбывания срока наказания в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания ФИО на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем исковые требования ФИО в данной части подлежат удовлетворению.

Таким образом, в данном случае при определении права на страховую пенсию исчисление размера страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Проверяя законность действий ответчика в части исключения периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года, суд приходит к следующему.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 12.07.2018) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Исходя из изложенного, условием для назначения истцу страховой пенсии является наличие у него определенного стажа работы в РКС, в который подлежит зачету его деятельность в РКС в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты в этот период (период предпринимательской деятельности) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Как следует из пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО, основанием для исключения спорного периода из стажа работы в РКС явилось отсутствие документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.

Вместе с тем, по сведениям налогового органа, истец представлял налоговые декларации по месту регистрации, что свидетельствует о том, что местом осуществления предпринимательской деятельности истца в спорные периоды являлся город Мурманск.

Как следует из представленных ИФНС России по городу Мурманску по запросу суда сведений, ФИО за период с 2006 года по 2009 год представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Декларации представлены по виду деятельности «Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств». Адрес осуществления деятельности, указанный в декларациях: город Мурманск, переулок Терский. В подтверждение указанных сведений представлены копии соответствующих деклараций по ЕНВД.

Также налоговым органом представлены сведения об использовании ФИО контрольно-кассовой техники модели ЭКР 2102К с заводским номером 1566977, адрес установки – Мурманск, переулок Терский, дом 4, наименование торговой точки – автомойка, дата регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе – 07.11.2006, дата снятия с учета – 10.12.2009. Представленные налоговым органом по запросу суда сведения согласуются с представленными истцом сведениями об использовании контрольно-кассовой техники, в том числе формуляру машины электронной контрольно-кассовой ЭКР 2102К, и не противоречат им.

Указанные обстоятельства также подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО3, ФИО4, подтвердивших, что в период с 2006 по 2010 годы ФИО лично осуществлял предпринимательскую деятельность по мойке автомобилей в помещении (пристройке), расположенном в переулке Терском в городе Мурманске, работая при этом в течение полного рабочего дня.

Оснований не доверять показаниям свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и не заинтересованных в исходе дела, у суда не имеется. Показания свидетелей согласуются друг с другом, а также с объяснениями истца и письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем показания свидетелей принимаются судом в качестве доказательства осуществления истцом предпринимательской деятельности с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года в городе Мурманске.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт осуществления ФИО предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в период с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, а судом не добыто.

Таким образом, включению в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежит период осуществления ФИО деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные истцом требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Указанная норма в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года, предусматривала необходимость достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами 50 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию.

Приложением № 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого лицо имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ. В частности, в 2019 году право на страховую пенсию по данному основанию возникает у мужчин, достигших возраста 56 лет, женщин, достигших возраста 51 года (V + 12 месяцев, где V – возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года).

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, правом на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ обладают мужчины, достигшие возраста 55 лет 06 месяцев, женщины, достигшие возраста 50 лет 06 месяцев.

Как следует из представленного стороной ответчика и проверенного судом справочного расчета, произведенного с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, при зачете указанного выше спорного периода работы, по состоянию на 15 октября 2019 года истец имел страховой стаж 27 лет 03 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера 16 лет 01 месяц 29 дней, то есть необходимый 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и 25-летний страховой стаж, дающие право на досрочное назначение пенсии, у истца имелись.

Таким образом, с учетом даты рождения ФИОДД.ММ.ГГГГ года, а также с учетом взаимосвязанных положений статьи 22, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ и приложения № 6 к указанному Федеральному закону, пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, у истца возникло право на получение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ со дня достижения необходимого для назначения пенсии возраста, то есть с 01 октября 2019 года, в связи с чем истцу подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости со дня обращения за ней, то есть с 15 октября 2019 года.

При изложенных выше обстоятельствах решение пенсионного органа от 07 ноября 2019 года, которым истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, нельзя признать законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, досрочном назначении страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены, то с ответчика в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Установить факт проживания ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города Мурманска, на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы ФИО в качестве индивидуального предпринимателя с 14 апреля 2006 года по 12 марта 2010 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске назначить ФИО досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения за пенсией, то есть с 15 октября 2019 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу ФИО расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Лучник