НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 06.11.2018 № 2-2680/18

Дело №2-2680/18

Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Гедымы О.М.

при секретаре Нефедовской И.И.

с участием истца ФИО1

представителей ответчика ФИО2, Горя Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете стажа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера.

В обоснование искового заявления истец указал, что 12.01.2018 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Вместе с тем, решением комиссии пенсионного органа от 19.04.2018 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Согласно расчету пенсионного органа его страховой стаж составил 23 года 03 месяца и 07 дней, при требуемом не менее 25 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера (далее РКС) составил 10 лет 10 месяцев 29 дней, при требуемом не менее 13 лет. При этом ответчиком не был включен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период его работы в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» г. Мурманск с 18.08.1996 по 10.11.1996, в связи с тем, что в трудовой книжке истца отсутствует указание на дату издания приказа о приеме на работу в указанную организацию, а в записи об увольнении отсутствует указание на номер приказа. Кроме того, ответчиком не приняты к зачету периоды его работы с 25.06.2003 по 01.07.2003 и с 01.01.2017 по 17.01.2018, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Отказ пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии находит незаконным и необоснованным, поскольку в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность, о чем имеются записи в его трудовой книжке. Полагает, что то обстоятельство, что работодателем неправильно внесены записи в его трудовую книжку, а также не перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд России не должно нарушать его прав на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного, истец просит обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в РКС период его работы в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» г. Мурманска с 18.08.1996 по 10.11.1996, период его работы в государственном областном автономном учреждении «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01.01.2017 по 17.01.2018; период работы в образцово-показательном оркестре внутренних войск МВД России с 25.06.2003 по 01.07.2003.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, помимо заявленных требований, просил обязать ответчика произвести расчет периода службы по призыву в Советской Армии с 30 октября 1981 года по 23 ноября 1983 года в льготном исчислении, как один год службы за один год и шесть месяцев.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что первоначально пенсионный орган включил в его страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву в льготном исчислении, как один год службы за 2 года, однако впоследствии ответчик произвел перерасчет стажа, пересчитав период службы по призыву в календарном исчислении, в связи с чем его страховой стаж уменьшился. Также указал, что службу в Советской армии он проходил на территории Республики Беларусь, однако призывался в армию с Мурманской области. После службы в армии он работал в Мурманской области, которая относится к районам Крайнего Севера, в связи с чем считает, что период службы в армии должен исчисляться в льготном размере, как один год службы за один год и шесть месяцев. С учетом изложенного, просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ФИО2 и Горя Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 62-67). Указали, что истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в РКС. Обратили внимание, что страховой стаж работы истца, с учетом льготного исчисления, составил 22 года 01 месяц 21 день, стаж работы в РКС составил 11 лет 10 месяцев 02 дня, тогда как для назначения досрочной страховой пенсии необходимо не менее 25 лет страхового стажа и не менее 13 лет работы в РКС. Полагают, что оснований для исчисления службы в армии по призыву в льготном исчислении (один год службы за полтора года) не имеется. Обратили внимание, что после службы в армии истец работал в войсковой части в Мурманской области, период его работы учтен пенсионным органом в календарном исчислении, в соответствии с Положением от 03.08.1972 №590, поэтому оснований для исчисления периода службы в армии в полуторном размере, с учетом работы в районах Крайнего Севера, не имеется. Также указали, что период службы в армии был пересчитан пенсионным органом в календарном исчислении, поскольку по состоянию на 01.01.2002 истец не имел места жительства на территории Российской Федерации, в связи с чем период службы в армии не может быть исчислен в двойном размере. Также обратили внимание, что в спорный период службы истца действовало законодательство, в соответствии с которым служба в армии включалась в общий трудовой стаж в календарном исчислении. С учетом изложенного, просили в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела в отношении ФИО1 (отказного), суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых взносах» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Как установлено судом и подтверждено материалами гражданского дела и материалами пенсионного дела в отношении ФИО1 (отказного), ФИО1, *** года рождения зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 24.05.2002.

18 января 2018 года, то есть по достижению 55 лет и 09 месяцев, ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с работой в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 55 лет 08 месяцев, если они проработали не менее 13 лет в РКС и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска от 12.04.2018 года ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера (л.д. 26-28).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.04.2018 комиссией пенсионного органа установлено, что страховой стаж работы истца, с учетом льготного исчисления, составил 23 года 03 месяца 07 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет 10 месяцев 29 дней.

При этом, из указанного протокола следует, что в страховой стаж работы истца и в стаж работы в РКС пенсионным органом не включен период работы ФИО1 в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» г. Мурманск с 18.08.1996 по 10.11.1996, так как в трудовой книжке истца в записи о приеме истца на работу отсутствует указание на дату издания приказа о приеме на работу, тогда как в записи об увольнении истца отсутствует указание на номер приказа об увольнении. Также ответчиком не включены в страховой стаж и стаж работы в РКС периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы и период работы с 01.01.2017 по 17.01.2018, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Кроме того, в страховой стаж работы истца не включен период с 25 июня 2003 года по 01 июля 2003 года, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Впоследствии пенсионным органом был произведен перерасчет страхового стажа работы истца и стажа работы в РКС, что отражено в рекомендациях пенсионного органа от 19.09.2018, согласно которым страховой стаж работы истца с учетом льготного исчисления составил 22 года 01 месяц 21 день, стаж работы в РКС составил 11 лет 10 месяцев 02 дня. При этом, пенсионным органом период военной службы в армии по призыву с 30 октября 1981 года по 18 ноября 1983 года засчитан в календарном исчислении в соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (так как в соответствии с Положением от 03.08.1972 №590 льготное исчисление стажа применяется только к периодам работы).

Во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 12.04.2018 , пенсионным органом принято решение от 19.09.2018, которым ФИО1 отказано в досрочном пенсионном обеспечении по тем же основаниям (отсутствие страхового стажа и стажа работы в РКС).

Проверяя законность действий ответчика в части не включения периода работы истца в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» в страховой стаж и стаж работы в РКС, суд приходит к следующему.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность по ведению трудовых книжек работников, в том числе по внесению сведений о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

В спорный период времени ведение трудовых книжек регулировалось Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" (далее - Постановление N 656) и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 (утратила силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках") (далее - Инструкция N 162).

Пунктом 1.1 Инструкции N 162 установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.

Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции №162 все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Пунктом 4.1 Инструкции N 162 установлено, что при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Из трудовой книжки истца , подлинник которой обозревался судом в ходе судебного разбирательства, следует, что 18.08.1996 ФИО1 принят на работу в общественную организацию Детский театр кукол «Золотой ключик» на должность звукорежиссера театра кукол и уволен с занимаемой должности 10.11.1996 (записи в трудовой книжке №31 и №32) (л.д. 15-24).

При этом на странице 22 в графе 4 трудовой книжки имеется указание на приказ о приеме истца на работу №12 от 18.08. - год издания приказа работодателем не указан (запись №31), а на странице 23 в графе 4 имеется ссылка на приказ № от 10.11.1996 – номер приказа не указан (запись №32).

Запись об увольнении истца с занимаемой должности заверена подписью директора театра кукол и печатью работодателя.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время общественная организация Детский театр кукол «Золотой ключик» прекратила свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ, тогда как ранее организация была зарегистрирована в г.Мурманске.

По сведениям архивного отдела, предоставленным по запросу суда, документы Детского театра кукол «Золотой ключик» на хранение в Мурманский городской архив не поступали, их местонахождение архиву не известно (л.д. 45).

Таким образом, в настоящее время у истца отсутствует возможность внесения исправлений в его трудовую книжку.

Вместе с тем, учитывая, что запись о приеме истца на работу и об увольнении содержит подпись руководителя театра и заверена печатью организации, которая в спорный период являлась его работодателем, суд приходит к выводу, что трудовая книжка истца в данной части содержит достаточные, точные данные для включения спорного периода работы истца с 18 августа 1996 года по 10 ноября 1996 года в трудовой (страховой) стаж истца.

То обстоятельство, что запись о приеме на работу и об увольнении ФИО1 заполнена работодателем ненадлежащим образом, не должно ущемлять права истца на пенсию и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

Таким образом, период работы истца в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» с 18 августа 1996 года по 10 ноября 1996 года (02мес.23д. в календарном исчислении, что составит 04 мес. 05д. в льготном исчислении) подлежит включению в страховой стаж истца.

Кроме того, указанный период работы истца подлежит включению и в стаж работы в РКС, поскольку в спорный период времени организация, в которой работал истец, была зарегистрирована в городе Мурманске, который относится к районам Крайнего Севера.

Проверяя законность действий ответчика в части исключения из страхового стажа работы истца периода с 25 июня 2003 года по 01 июля 2003 года (07д.), суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки истца 15 мая 2002 года ФИО1 принят на работу в Образцово-показательный оркестр внутренних войск МВД России на должность солиста оркестра второй категории и уволен с работы по собственному желанию 01 июля 2003 года (л.д. 22).

Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 подтверждено, что сведения о работе истца и уплата страховых взносов произведена работодателем за период с 15 мая 2002 года по 24 июня 2003 года. Сведения о работе истца в спорный период (с 25.06.2003 по 01.07.2003) в указанной выписке отсутствуют.

Таким образом, работодатель ФИО1 не подтверждает его работу в спорный период, доказательств обратного, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом суду не представлено, а судом не добыто.

Принимая во внимание изложенное, а также с учетом требований статьи 11 и статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в данной части.

Разрешая требования истца о включении в страховой стаж и стаж работы в РКС периода работы истца с 01.01.2017 по 17.01.2018, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что в спорный период, то есть с 01.01.2017 по 17.01.2018 истец работал в Государственном областном автономном учреждении культуры «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» в должности аккомпаниатора народный самодеятельный коллектив ансамбль народной песни «Любава».

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что спорный период не был включен в страховой стаж работы истца и стаж работы в РКС, в связи с тем, что по состоянию на 17.01.2018 в пенсионном органе отсутствовали сведения о перечислении страховых взносов работодателем, тогда как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствовали сведения о территориальных условиях работы «РКС».

Между тем, по сведениям ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» предоставленным по запросу суда, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года и январь 2018 года страховые взносы работодателем удержаны и перечислены в полном объеме (л.д. 47, 52-54).

При этом, работодатель указал, что в период с 13 июня 2017 года по 03 августа 2017 года ФИО1 находился в очередном оплачиваемом отпуске, за указанный период страховые взносы перечислены в полном объеме в июне 2017 года. В период с 04 августа 2017 года по 31 августа 2017 года ФИО1 находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Из письменного отзыва ответчика и материалов пенсионного дела следует, что при перерасчете стажа работы истца в сентябре 2018 года, в страховой стаж истца и стаж работы в РКС пенсионным органом включены периоды работы истца в ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01.01.2017 по 03.08.2017 и с 01.09.2017 по 31.12.2017 (за исключением отпуска без сохранения заработной платы).

Указанное обстоятельство подтверждено данными о стаже от 19.09.2018, имеющимися в материалах пенсионного дела.

При этом, период работы истца в ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01.01.2018 по 17.01.2018 не включен пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы в РКС, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 сведения о работе за данный период отсутствуют.

Учитывая, что пенсионным органом спорные периоды работы истца в ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01.01.2017 по 03.08.2017 и с 01.09.2017 по 31.12.2017 включены в страховой стаж и стаж работы в РКС оснований для повторного включения указанных периодов у суда не имеется, также как не имеется оснований для включения в стаж работы истца и стаж работы в РКС периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 04.08.2017 по 31.08.2017, поскольку в этот период истец трудовую деятельность не осуществлял, заработную плату не получал, страховые взносы в Пенсионный фонд России не перечислялись.

Вместе с тем, учитывая сведения о перечислении страховых взносов за январь 2018 года, предоставленные ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова», суд приходит к выводу, что спорный период работы истца с 01.01.2018 по 17.01.2018 подлежит зачету в страховой стаж и стаж работы в РКС.

Разрешая требование истца о расчете периода службы в армии по призыву с 30 октября 1981 года по 23 ноября 1983 года в льготном исчислении, как один год службы за 1 год и шесть месяцев, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из представленной истцом копии военного билета, подлинник которого обозревался в ходе судебного разбирательства, следует, что с 30 октября 1981 года по 18 ноября 1983 года ФИО1 служил в армии по призыву в войсковой части и в войсковой части .

Из пояснений истца следует, что службу в армии по призыву он проходил на территории Белорусской ССР, призывался в армию Печенгским районным военным комиссариатом и уволен в запас в тот же военный комиссариат, в связи с чем указанный период подлежит расчету в льготном исчислении.

Из материалов пенсионного дела следует, что при обращении истца в пенсионный орган за пенсией спорный период службы в армии был исчислен пенсионным органом в льготном исчислении, как один день службы за 2 дня, однако после перерасчета страхового стажа истца в сентябре 2018 года, спорный период службы в армии был рассчитан в календарном исчислении, со ссылкой на ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Положение от 03.08.1972 №590.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В соответствии с частью 8 статьи 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Аналогичный порядок исчисления страхового стажа определен пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.

Таким образом, лицо, обратившееся за назначением страховой пенсии, при исчислении страхового стажа имеет право выбора варианта учета периодов работы или иной деятельности, имевших место до 01.01.2015: либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом №400-ФЗ; либо в порядке, установленном законодательством в период выполнения работы и иной деятельности.

Абзацем 2 пункта 58 названных Правил установлено, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в определенные периоды трудовой деятельности может применяться следующее законодательство: в период до 01.01.1992 – Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 – Закон РФ от 20.11.1992 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 – Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01.01.2015 – Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

При исчислении страхового стажа по Закону СССР от 14.07.1956 следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

В соответствии с пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений) в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), периоды, указанные в пп. "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В соответствии с пунктом 110 названного Положения работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, N 7, ст. 45).

В силу п. "д" ст. 5 данного Указа, работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, представляются льготы, в том числе, засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам.

Между тем, таких обстоятельств материалы дела не содержат.

Так, из трудовой книжки истца следует, что после увольнения из Вооруженных Сил СССР (18.11.1983) истец 01.02.1984 был принят на работу в войсковую часть г.Мурманска на должность инженера в ТО.

Из расчета стажа истца следует, что работа истца в войсковой части 20346 учтена пенсионным органом, как работа в обычных условиях в календарном исчислении.

Кроме того, Постановлением Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В судебном заседании установлено, что в спорный период ФИО1 проходил срочную военную службу в Белорусской ССР, что следует из пояснений самого истца, следовательно, оснований для применения Постановления Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 и исчислении службы в армии в льготном полуторном размере, в данном случае не имеется.

Учитывая, что нормами действовавшего в период прохождения истцом военной службы Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положения от 03.08.1972 №590 льготное исчисление периода службы по призыву не предусматривалось, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца в данной части и возложении на ответчика обязанности по перерасчету периода службы в армии по призыву исходя из расчета один год службы за один год и шесть месяцев.

Таким образом, требования истца о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, о перерасчете стажа, подлежат частичному удовлетворению.

При этом, суд учитывает, что при включении в страховой стаж и стаж работы в РКС периодов работы истца в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» с 18 августа 1996 года по 10 ноября 1996 года; в ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01 января 2018 года по 17 января 2018 года у истца будет отсутствовать страховой стаж и стаж работы в РКС необходимые для досрочного пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете периода службы в армии по призыву – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы ФИО1 в общественной организации Детский театр кукол «Золотой ключик» с 18 августа 1996 года по 10 ноября 1996 года; в ГОАУК «Мурманский областной дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова» с 01 января 2018 года по 17 января 2018 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе города Мурманска в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.М. Гедыма