Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2017 года
№ 2-3314/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Морозовой И.Ю.,
при секретаре Малышевой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, признании права на досрочную пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию, обязании произвести выплату недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее – ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, признании права на досрочную пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию, обязании произвести выплату недополученной пенсии. В обоснование требований указал, что в связи с достижением пенсионного возраста в августе 2014 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением ответчика от 11.11.2014 № 1 ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС). Пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы в РКС не были включены периоды нахождения в резервах без оплаты в РК «Северная звезда», работа индивидуальным предпринимателем с 01.01.1997 по 04.10.2006. Отказ во включении в стаж периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя считает незаконным, так как он обусловлен наличием у пенсионного органа сведений о регистрации его в качестве страхователя с 01.11.2004 по 10.10.2006, отсутствием сведений о регистрации в качестве страхователя и уплате страховых взносов до 2004 года. Тогда как истец являлся индивидуальным предпринимателем с 22.11.1995 по 04.10.2006, в спорный период он осуществлял свою деятельность в РКС, арендовал помещение, вел предпринимательскую деятельность, регулярно сдавал налоговую отчетность в налоговую инспекцию г.Мурманска, что подтверждено письмом ИФНС России по г.Мурманску от 25.06.2017 №. В 2004 году он лишь перерегистрировался согласно требованиям статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 23.06.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». По данным налогового органа от 09.10.2017 № и данным пенсионного органа задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствует по состоянию на 01.01.2001, в связи с чем считает, что за период с 01.01.1997 по 01.01.2001 страховые взносы им уплачены в полном объеме. Также, по данным налогового органа, по состоянию на 01.01.2003 и на 01.01.2004 у истца имелась переплата по единому социальному налогу, уплачиваемому в федеральный бюджет по налоговой декларации за 2001 год. Следовательно, на основании статьи 78 НК РФ налоговой инспекцией самостоятельно были зачтены за 2002-2003 страховые платежи в счет предстоящих платежей на обязательное пенсионное страхование. Также за 2004 год истцом уплачены страховые взносы в сумме 1200 рублей, что соответствует тарифу за 12 месяцев и отражено в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 21.06.2006 №, то есть за период с 01.01.2004 по 31.12.2004. Таким образом, страховые взносы за период с 01.01.1997 по 04.10.2006 уплачены им в полном объеме, характер работы истца подтвержден налоговыми отчетами и квитанциями об оплате налогов и страховых платежей, письмами налогового и пенсионного органов, в связи с чем считает, что ответчик обязан был назначить ему пенсию с момента обращения за ее назначением, однако необоснованно в этом отказал. Просит признать решение пенсионного органа от 11.11.2014 об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным; включить периоды работы с 01.01.1997 по 04.10.1006 в качестве индивидуального предпринимателя в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента первоначального обращения, выплатив неполученное за время, начиная с первоначального обращения; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании на доводах иска настаивали в полном объеме, уточнили заявленные требования: просили признать решение пенсионного органа от 11.11.2014 об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным; обязать ответчика включить периоды работы с 01.01.1997 по 04.10.1006 в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж и стаж работы истца в РКС; обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права на досрочную пенсию и выплатить истцу недополученную пенсию; взыскать с ответчика судебные расходы. Истец пояснил, что в спорный период как индивидуальный предприниматель оказывал услуги общественного питания в кафе по адресу: <адрес>, помещение которого принадлежало ему на праве собственности, постоянно проживал в г.Мурманске, состоял на учете в ИФНС России по г.Мурманску и ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска, куда предоставлял необходимую отчетность, налоговые декларации, уплачивал налоги и страховые взносы. Указал, что при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии ему пенсионным органом не предлагалось представить какие-либо документы, подтверждающие период и фактическое ведение предпринимательской деятельности, уплату единого социального налога, страховых взносов за период до 2004 года. Специалистом ответчика ему было пояснено, что вся необходимая информация имеется в компьютерной базе. Также указал, что в 2015 году, по достижении возраста 55 лет 8 месяцев, он обратился в пенсионный орган повторно и пенсия ему была назначена, однако спорный период также включен не был. Представитель истца полагал, что у истца отсутствовала обязанность становиться на учет в качестве страхователя в пенсионном органе, поскольку пенсионный орган самостоятельно регистрировал индивидуальных предпринимателей как страхователей на основании предоставленных налоговым органом сведений. Также указал, что налоговый орган в период с 2001 по 2010 год администрировал уплату единого социального налога, в который входили страховые взносы на пенсионное страхование, в связи с чем с учетом наличия переплаты у истца по ЕСН за 2001-2003 гг., отсутствия у истца задолженности по страховым взносам за период с 1997 по 2000 год, уплаты ФИО1 страховых взносов за периоды 2004-2006 гг. считал доказанным факт уплаты страховых взносов за спорный период в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Указал, что при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по представленным истцом документам комиссия не усмотрела права истца на досрочную пенсию, при этом был учтен в страховом стаже период регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивающего страховые взносы с 01.11.2004 по 10.10.2006, поскольку за данный период уплата страховых взносов истцом произведена. Спорный период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1997 по 31.10.2004 не был подтвержден документально и комиссией не рассматривался ни при первоначальном, ни при повторном обращении истца за назначением пенсии. Также указал, что для включения спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера необходимо документальное подтверждение уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления трудовой деятельности в РКС. Между тем, такие документы истцом в пенсионный орган представлены не были. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ). Применение Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых взносах» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Частью 3 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4 и 5 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.
Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года, с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
В соответствии с пунктом 2 Порядка уплаты социальных взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (действовавшего до 01 января 2001 года), плательщики страховых взносов:…индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ согласно законодательству РФ, - регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица), уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 60 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 года № 258.
В силу пункта 63 данной Инструкции платежи осуществляются по безналичному расчету либо наличными средствами на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов. Согласно пункту 67 Инструкции плательщики взносов обязаны вести учет расчетов по средствам ПФР.
Вступивший в законную силу с 1 января 1997 года Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» также возложил обязанность на индивидуальных предпринимателей производить самостоятельно оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьями 6, 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», установлено, что индивидуальные предприниматели являются и страхователями, и застрахованными лицами.
В силу статьи 14 указанного закона страхователи обязаны зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего федерального закона; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Таким образом, положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления данной деятельности. При этом законодателем определен перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.
В разъяснениях, данных в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 *** года рождения, 10.09.2014 обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.11.2014 истцу отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно протоколу комиссии от 11.11.2014 пенсионным органом учтены: страховой стаж – 30 лет 07 месяцев 13 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 07 месяцев 06 дней.
При этом согласно протоколу, в стажа работы истца в районах Крайнего Севера не включен, в том числе, период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2004 по 31.12.2005, поскольку для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, в связи с отсутствием записей в трудовой книжке и сведений о стаже в выписке из индивидуального лицевого счета, а особенно - в случаях несвоевременной уплаты страховых взносов за календарные годы, в которых уплата взносов в нарушение действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании не была произведена, требуется документальное подтверждение уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. В качестве документов, подтверждающих ведение индивидуальным предпринимателем деятельности в районах Крайнего Севера, могут быть представлены справки налоговых органов о наличии у индивидуального предпринимателя доходов или расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период. По сведениям отдела персонифицированного учета Управления ПФР уплата страховых взносов произведена несвоевременно.
В протоколе также указано, что по представленным документам право на пенсию наступит в 55 лет 08 месяцев.
16.04.2015 истец вновь обратился ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г.Мурманска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.04.2015 истцу назначена досрочная трудовая пенсия на основании пп.6 ч.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 15.05.2015.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что при повторном обращении истца период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2004 по 31.12.2005 также был включен только в страховой стаж, но не был включен в стаж работы в РКС.
Иные периоды деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя, не включенные в страховой стаж и стаж работы в РКС, в протоколе отказа от 11.11.2014, а также в расчете стажа при назначении истцу досрочной пенсии в 2015 году не отражены.
Установленные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя распоряжением
№ от 17.11.1995 администрации Ленинского района г.Мурманска, зарегистрирован в Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г.Мурманска 28.11.1995, с 24.03.1997 поставлен на учет в ИФНС России по г.Мурманску, что подтверждается копией свидетельства № о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, куда внесены соответствующие записи (л.д. 19, 19 об.ст., 20-21).
Также согласно выписке из ЕГРИП с 01.11.2004 истец был зарегистрирован в ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска в качестве страхователя, 04.10.2006 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 20-21).
Согласно письму ИФНС России по г.Мурманску от 25.06.2017, в период с 22.11.1995 по 04.10.2006 истец находился на общем режиме налогообложения (л.д.27). Доказательств того, что истец являлся плательщиком ЕНВД суду истцом не представлено.
Материалами дела, а именно справкой ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска, а также представленным истцом протоколом сверки расчетов по уплате страховых взносов к ведомости уплаты страховых взносов от 19.03.2007, подтверждается, что в 2007 году истцом произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2004, 2005, 2006 годы.
Доказательств регистрации истца как плательщика страховых взносов в органах пенсионного фонда до 01.11.2004 суду истцом не представлено.
Ответчиком при рассмотрении первоначального заявления истца о назначении досрочной пенсии в страховой стаж включен период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2004 по 31.12.2005, то есть за период с начала регистрации истца в качестве страхователя в пенсионном фонде.
Между тем, как установлено из вышеуказанных доказательств и не опровергнуто ответчиком, истцом как индивидуальным предпринимателем произведена уплата страховых взносов за весь расчетный период 2004 год, а не только за период с 01.11.2004 по 31.12.2004, как учтено ответчиком при подсчете страхового стажа.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлен факт уплаты истцом обязательных платежей за 2001 год в виде платежей по ЕСН, а именно данный факт подтвержден представленными истцом доказательствами: письмами ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска от 20.10.2017 № и от 27.09.2017 №, письмом ИФНС России по г.Мурманску от 09.10.2017 №, квитанцией от 04.10.2002 (л.д.31,34,35).
Доводы стороны истца о том, что у ФИО1 имелась переплата по ЕСН за 2001, 2002, 2003 годы, что свидетельствует об отсутствии у него задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2003 годы, судом отклоняются, поскольку согласно приведенным выше нормам законодательства уплата ЕСН приравнивается к уплате страховых взносов только за период с 1 января по 31 декабря 2001 года.
Так, согласно положениям абзаца второго пункта 2 статьи 243 НК РФ (в редакции ФЗ от 31.12.2001 № 198-ФЗ, действовавшей с 2002 года), сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Согласно пункту 6 указанной статьи, уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, с 2002 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе ЕСН законодательством не предусматривалась.
Доказательств уплаты истцом страховых взносов за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1997 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 31.12.2003 суду не представлено, а судом не добыто. Ссылки представителя истца на отсутствие задолженности по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2001 несостоятельны, поскольку уплата страховых взносов документально истцом не подтверждена, сдача истцом налоговой отчетности о доходах не свидетельствует о надлежащем исполнении ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов за данные периоды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца об уплате страховых взносов за 2001 и 2004 годы.
Поскольку период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.11.2004 по 31.12.2004 уже включен ответчиком в страховой стаж истца при рассмотрении его заявлений о назначении пенсии, а период работы с 01.01.2006 по 04.10.2006 включен в страховой стаж на основании сведений индивидуального персонифицированного учета как период работы, за который представлены сведения страхователем филиал 1 Централизованной бухгалтерии учреждений образования, следовательно, повторно в страховой стаж данные периоды включению не подлежат, суд приходит к выводу, что на ответчика надлежит возложить обязанность по включению в страховой стаж истца периодов деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2001 по 31.12.2001, 01.01.2004 по 31.10.2004. В части требований о включении в страховой стаж истца периодов осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1997 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 31.12.2003, с 01.11.2004 по 04.10.2006 суд в удовлетворении иска отказывает.
Из представленных суду доказательств установлено, что в периоды с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2004 по 31.12.2004 истец осуществлял предпринимательскую деятельность в г. Мурманске.
Так, из налоговых деклараций по налогу на доходы, представленных по запросу суда налоговым органом, а также представленных суду истцом на обозрение налоговых декларация по налогу на добавленную стоимость, следует, что истцом предоставлялась налоговая отчетность, в том числе по доходам от предпринимательской деятельности (услуги общественного питания) по месту ведения предпринимательской деятельности в г.Мурманске.
Вышеуказанными декларациями, а также письмом ИФНС России по г.Мурманску от 25.06.2017 подтверждается, что за 2001 и 2004 годы истец имел доход от предпринимательской деятельности.
Факт ведения предпринимательской деятельности подтвержден также представленными истцом документами, подтверждающими изменение функционального назначения жилого помещения в кафе-бар и аренду земельного участка для эксплуатации помещения кафе-экспресс-магазина.
Доводы истца о том, что он с 1988 года постоянно проживает в г.Мурманске подтверждаются копией паспорта гражданина РФ и ответчиком не опровергнуты (л.д.73-74).
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в периоды с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2004 по 31.12.2004 нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено, а судом не добыто.
Вместе с тем, оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера включенных в страховой стаж периодов деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005 по 31.12.2005, а также периода предпринимательской деятельности с 01.01.2006 по 04.10.2006 суд не усматривает, поскольку факт осуществления указанной деятельности в данные периоды в районах Крайнего Севера материалами дела не подтверждается.
Так, согласно сведениям ИФНС России по г.Мурманску, имеющимся в письме от 25.06.2017, за период с 2005 по 2006 гг. истцом налоговые декларации в ИФНС России по г.Мурманску не представлялись, сведения о доходах от предпринимательской деятельности за указанные периоды отсутствуют (л.д.110). Доказательств обратного суду не представлено.
При этом, по мнению суда, налоговая отчетность, предоставляемая в налоговый орган по месту постановки на учет, является основным допустимым подтверждением осуществления индивидуальным предпринимателем фактической деятельности в районах Крайнего Севера.
Достоверных и допустимых доказательств осуществления истцом в период в 2005-2006 гг. фактической деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера суду не представлено. Представленный истцом сертификат соответствия на оказываемые услуги со сроком действия с 01.11.2005 по 31.10.2008 безусловным доказательством фактического осуществления истцом предпринимательской деятельности не является.
Оснований для включения в стаж работы в РКС периодов с 01.01.1997 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 31.12.2003 не имеется, так как указанные периоды не подлежат включению в страховой стаж.
Таким образом, включению в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат следующие периоды осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: с 01.01.2001 по 31.12.2001 (1 год), 01.01.2004 по 31.12.2004 (1 год). В указанной части требования истца суд находит законными и обоснованными, в остальной части требования истца о включении периодов предпринимательской деятельности в стаж работы в РКС удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии документы, подтверждающие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя за периоды до 01.11.2004 и фактическую предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера, не представлялись, суд находит необоснованными.
Так, пункт 11 Постановления Министерства труда РФ № 17, Пенсионного фонда РФ №19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшего в период обращения истца в первоначальным заявлением о назначении досрочной пенсии в 2014 году, обязывает территориальный орган Пенсионного фонда РФ при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов в том числе истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, а пункт 17 названного Постановления ставит право гражданина предоставлять недостающие для назначения пенсии документы в зависимость от соответствующего разъяснения пенсионного органа.
Согласно пункту 17 указанных Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления (Закон от 17.12.2001).
Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.
На основании пункта 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм, именно орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие дополнительно документы он должен представить.
Между тем, из материалов пенсионного дела следует, что при приеме заявления ФИО1 о назначении пенсии от 10.09.2014, в расписке уведомлении о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии от 10.09.2014 не указано на необходимость представления истцом документов налоговых органов, подтверждающих период осуществления им предпринимательской деятельности, уплату обязательных платежей.
Из объяснений истца следует, что при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии ему пенсионным органом не предлагалось представить какие-либо документы, подтверждающие период и фактическое ведение предпринимательской деятельности, уплату единого социального налога, страховых взносов за период до 2004 года. Специалистом ответчика ему было пояснено, что вся необходимая информация имеется в компьютерной базе. Данные доводы истца представителем ответчика не опровергнуты.
Ссылка представителя ответчика на имеющееся в материалах пенсионного дела письмо в адрес истца от 15.10.2014 о необходимости представить справку с налогового органа, судом отклоняется как несостоятельная, так как доказательств направления и вручения истцу указанного письма не представлено, кроме того, из содержания письма невозможно определить какого рода справку из налогового органа предлагается представить ФИО1 Более того, вышеуказанные Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую не предусматривают уведомление гражданина о необходимости предоставления дополнительных недостающих документов без оформления расписки-уведомления в соответствии с пунктом 16 Правил.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Как установлено судом, истец родился ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, возраста 55 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истец обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г.Мурманска первоначально 10.09.2014.
При этом, согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.11.2014 при обращении истца с указанным заявлением пенсионным органом учтены: страховой стаж – 30 лет 07 месяцев 13 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 07 месяцев 06 дней.
Между тем, с учётом включения в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2001 по 31.12.2001 (1 год), 01.01.2004 по 31.12.2004 (1 год), при первоначальном обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной пенсии, а именно на момент достижения им возврата 55 лет (***), истец обладал необходимым страховым стажем и стажем работы в районах Крайнего Севера, достаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании пп.6 ч.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако не смог представить в установленный трехмесячный срок необходимые сведения и документы, подтверждающие право на пенсию, по независящим от него (истца) причинам, а именно в связи с неисполнением надлежащим образом пенсионным органом обязанности по разъяснению гражданину необходимости предоставить дополнительные необходимые сведения и документы об осуществлении предпринимательской деятельности и уплате обязательных платежей.
С учетом изложенного, отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной пенсии при его первоначальном обращении нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования в части признания решения пенсионного органа № от 11.11.2014 об отказе в установлении пенсии, возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения у него права на указанную пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и возложении на ответчика обязанности выплатить истцу недополученную пенсию.
Поскольку досрочная пенсия по старости истцу по повторному заявлению была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, на ответчика надлежит возложить обязанность по выплате истцу недополученной пенсии за период с 15.09.2014 по 14.05.2014.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей. Факт несения указанных расходов подтвержден документально, ответчиком не оспорен.
Принимая во внимание фактический объем оказанной истцу правовой помощи, конкретные обстоятельства дела, составление представителем искового заявления, участие представителя истца в двух судебных заседаниях, их продолжительность, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей, полагая указанную сумму соответствующей требованиям разумности, установленным статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также обоснованной и соразмерной объему оказанной юридической помощи.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с рассмотрением гражданского дела, которые состоят в государственной пошлине в размере 300 рублей, оплаченной при подаче искового заявления.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска № от 11 ноября 2014 года об отказе ФИО1 в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска включить в страховой стаж ФИО1, *** года рождения, периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2004 по 31.10.2004.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска включить в стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1, *** года рождения, периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска назначить ФИО1, *** года рождения, досрочную пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию – с 15 сентября 2014 года и выплатить ФИО1 недополученную пенсию с 15 сентября 2014 года по 14 мая 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя 10000 рублей, а всего взыскать 10300 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска в остальной части – отказать.
Возвратить ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Ю. Морозова