НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 01.06.2010 № 2-1225/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 01 июня 2010 года Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

 председательствующего судьи Е.В. Барановой,

 при секретаре,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.О. к Федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 8 о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

 Е.О. обратилась в суд с иском к ФБУ – войсковая часть 8 о взыскании невыплаченной заработной платы. В обоснование указала, что работает в войсковой части 9 стрелком с 21.09.2006 г. Приказом командира войсковой части 9 № 516, изданным в декабре 2009 года, ей установлена премия за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 20 % оклада, что составляет 1858,70 рублей с учетом вычета налога. Поскольку Финансово-экономическое управление Северного флота в декабре 2009 г. не перечислило на лицевой счет войсковой части 9 денежные средства в объеме, достаточном для всех необходимых выплат, заработная плата за декабрь 2009 г. работникам войсковой части не выплачена полностью, а также не выплачена начисленная премия за сложность, напряженность и особый режим работы. С 01 января 2010 года правопреемником войсковой части 9 по вопросам перечисления заработной платы гражданскому персоналу является войсковая часть 8, которая отказывается выплачивать премию за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 г., несмотря на наличие экономии фонда заработной платы в войсковой части 9.

 Е.О. просила признать незаконным и необоснованным отказ ответчика в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 г. и взыскать с ответчика в ее пользу указанную премию в сумме 1858,70 рублей.

 В судебном заседании истица, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не участвовала; просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.

 Представитель Государственного учреждения – войсковая часть 9, привлеченный третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, представив мотивированный отзыв, исковые требования Е.О. поддержал.

 В отзыве указал, что ФЭУ СФ не исполнены требования пунктов 7, 9 приложения № 3 к Приказу МО РФ № 555 по проверке и утверждению годового ФОТ, что не должно повлечь невыплату премии работникам в/части, в том числе, истцу.

 Ответчик - ФБУ – войсковая часть 8, извещенный о месте и времени судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; представил письменный мотивированный отзыв по иску, в котором исковые требования Е.О. не признал. В обоснование возражений указал, что премия за сложность, напряженность и особый режим работы не является гарантированной и подлежит выплате, согласно условиям коллективного договора в/части 9, при наличии экономии фонда оплаты труда. ГУ войсковой части 9 выделено лимитов бюджетных средств на 2009 год в сумме 24 312 000 рублей, а фактический расход фонда оплаты труда гражданскому персоналу данной части составил 25 697 216, 17 рублей, т.е., с превышением выделенных лимитов. Если лимиты бюджетных обязательств на год не позволяют выплатить расчетные показатели оплаты труда, то образования экономии по фонду оплаты труда не происходит. Просил в удовлетворении исковых требований Е.О. отказать.

 Финансово-экономическое управление Северного флота (далее – ФЭУ СФ), привлеченное к участию в деле соответчиком, исковые требования Е.О. не признало, представив также письменные возражения по иску, приобщенные к материалам дела.

 Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

 Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, … системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей введены Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ …, являющимся Приложением № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. № 583» (далее по тексту - Положение).

 Согласно п. 12 Раздела II Положения «Особенности оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ», выплаты стимулирующего характера устанавливаются … в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

 Согласно п.п. 66, 68 Раздела III названного Положения «Особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера», гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы.

 Данная выплата гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год.

 Размер выплаты, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается.

 В силу п. 69 Раздела III названного Положения, данная выплата производится за счет средств экономии фонда оплаты труда.

 Аналогичные положения содержаться в коллективном договоре войсковой части 9, принятом на 2009 – 2012 годы. Так, согласно разделу «Выплаты стимулирующего характера (в расчете на год)», Положения о премировании работников войсковой части 9, являющегося приложением № 1 к коллективному договору в/части, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы выплачивается ежеквартально (при наличии фонда экономии оплаты труда) одновременно с выплатой заработной платы за месяц, следующий за истекшим кварталом, а за 4 квартал – в декабре текущего года.

 Кроме того, пункты 1, 3 и 4 раздела «Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы» Положения о премировании работников в/части, также предусматривают выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы по результатам работы за квартал при наличии средств экономии фонда оплаты труда, согласно списка – Перечня профессий рабочих и должностей служащих, утвержденного командиром войсковой части, согласованного с профсоюзным комитетом.

 Установлено, что истица Е.О. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 9, работая стрелком команды ВОХР с 21.09.2006 года по настоящее время л.д. 9).

 Согласно Перечню № 1 профессий рабочих и должностей служащих для выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 г. к Положению о премировании работников войсковой части 9, утвержденного командиром войсковой части 9 21.12.2009 г. по согласованию с профкомом в/части, работникам войсковой части, в том числе, Е.О. предусмотрена выплата за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 20 % к должностному окладу.

 28.12.2009 г. издан соответствующий приказ командира войсковой части 9 за № 516 «Об установлении выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 года», которым предписано произвести Е.О. соответствующую выплату в размере 20% к должностному окладу л.д. 8).

 Согласно расчету, произведенному работодателем, сумма выплаты, за вычетом налога, составляет 1858,70 рублей л.д.7).

 Бюджетные учреждения и воинские части определяют потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу (далее именуется - годовой фонд оплаты труда), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям в соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ…, являющимся Приложением № 3 к Приказу МО РФ от 10.11.2008 г. № 555 (далее – Порядок).

 Согласно п. 5 названного Порядка, в расчет годового ФОТ не включаются суммы, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда.

 В силу п. 7 Порядка, представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

 Годовой фонд оплаты труда утверждается соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

 Установлено, что войсковой частью 9 при утверждении штатного расписания на 2009 год был сформирован и утвержден фонд оплаты труда на 2009 год (включая ФОТ команды ВОХР), в общей сумме 25 739 961, 30 рублей, без сумм единовременного денежного вознаграждения и сумм страховых взносов во внебюджетные фонды. Утверждение ФОТ на 2009 год произведено руководителем вышестоящей организации – командиром войсковой части 4, которая не является распорядителем бюджетных средств.

 Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными суду копиями Фонда оплаты труда на 2009 год.

  Учетом фонда оплаты труда войсковой части 9 за 2009 год, подписанным командиром и главным бухгалтером в/части, предоставленным в материалы дела, подтверждается, что расходование денежных средств на оплату труда работников в течение 2009 года производилось, исходя из суммы, утвержденной вышестоящей в/частью - 25 739 961, 30 рублей. 

 Так, по состоянию на декабрь 2009 года с начала года израсходовано денежных средств на выплату заработной платы работникам в общей сумме 22 866 195, 44 рублей, что усматривается из записей в графе «Расход» Учета фонда оплаты труда. Исходя из остатка ФОТ по состоянию на декабрь 2009 г. (без фонда ЕДВ и ЕСН) - в размере 2 873 765, 86 рублей, в/частью 9 произведено начисление заработной платы работникам за декабрь 2009 года в общей сумме 2 831 020, 73 рублей, из которых сумма 680 700, 80 рублей составляет общий размер стимулирующих выплат за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года всем работникам в/части, что также усматривается в графе «Расход».

 Как следует из содержания письменных отзывов по иску, до 01.01.2010 года ГУ войсковая часть 9 являлась самостоятельным получателем бюджетных средств, которые зачислялись на лицевой счет в/части, в том числе, на выплату заработной платы гражданскому персоналу. До декабря 2009 года выплаты заработной платы работникам в/части производились из сумм, запрашиваемых в/частью и перечисляемых на ее лицевой счет ФЭУ СФ.

 В соответствии с приказом Командующего Северным флотом за № 1305 от 23.12.2009 года «О назначении правопреемников и постановке на финансовое обеспечение», с 01 января 2010 года войсковая часть 9 зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ – войсковая часть 8, которое явилось правопреемником в/части 9 относительно получения бюджетных средств; лицевой счет в/части 9 в органах Федерального казначейства закрыт с 31.12.2009 года л.д. 20-23).

  Из бюджетной сметы на 2009 год, утвержденной начальником ФГУ «Управление Северного флота» – заместителем КСФ по ФЭР 11 января 2010 года, усматривается, что ГУ войсковой части 9 выделено лимитов бюджетных средств на 2009 год по коду БК 18702012027000014211 (фонду оплаты труда) в сумме 24 312 000 рублей. Указанное обстоятельство подтверждается также отчетом о состоянии лицевого счета в/части 95243 на 01.01.2010 года.

 Таким образом, расход фонда оплаты труда на 2009 год гражданскому персоналу в/части 9 превысил выделенные на 2009 год лимиты бюджетных средств на 1 385 216, 17 рублей (25 697 216, 17 рублей - 24 312 000 рублей).

 На основании указаний заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от 16.12.2009 года № 182/2/2/1642 получатели бюджетных средств через распорядительный счет обеспечивались выплатами заработной платы за первую половину декабря 2009 года. При этом с целью исключения образования на 01 января 2010 года остатков средств федерального бюджета по оплате труда, остающиеся после выплаты заработной платы за первую половину декабря 2009 года средства разрешалось направлять на выплату заработной платы гражданскому персоналу за вторую половину декабря 2009 года и ЕДВ по итогам года.

 Учитывая, что лимит бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования войсковой части 9 по заработной плате на 2009 год в общей сумме 24 312 000 рублей, с учетом перерасхода выделенных лимитов на 1 385 216, 17 рублей, не позволяли выплатить даже гарантированные начисления, т.е., заработную плату за вторую половину декабря 2009 года и единовременное денежное вознаграждение по итогам года, суд соглашается с доводами ответчика о том, что высвобождения бюджетных средств государства и образования экономии по фонду оплаты труда не произошло.

 Следовательно, условия, предусмотренные пунктом 69 Раздела III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ и коллективным договором в/части 95243, для производства выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года работникам в/части, в том числе, истцу – отсутствуют.

 В соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

 В силу ст. 281 БК РФ, неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

 Согласно ст. 283 БК РФ, финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств, является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Согласно п. 11 Приложения № 3 к Приказу МО РФ от 10.11.2008 г. № 555, должностные лица, допустившие перерасход или незаконное расходование годового фонда оплаты труда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 Из представленных суду сведений по дебиторской и кредиторской задолженности ГУ в/часть 9 на 01.01.2010 года (форма № 0503 169) усматривается, что правопреемник – ФБУ – войсковая часть 8 приняла кредиторскую задолженность по заработной плате гражданскому персоналу в/части 9 за декабрь 2009 г. в сумме 1 321 597, 05 рублей. Вместе с тем, из указанной суммы правопреемником снята с учета (исключена из состава кредиторской задолженности) премиальная выплата за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 г. в общей сумме 587 053, 13 рублей, в связи с отсутствием экономии по ФОТ, что следует из бухгалтерской справки ФБУ – войсковая часть 8 за март 2010 года.

 Суд не принимает во внимание ссылки представителя в/части 9 о неисполнении ФЭУ СФ требований пунктов 7, 9 приложения № 3 к Приказу МО РФ № 555 по проверке и утверждению годового ФОТ, согласно которым соответствующий распорядитель средств федерального бюджета может производить изменение утвержденного ФОТ в сторону увеличения, в том числе, в случаях перехода на новый штат, повлекшего уменьшение (увеличение) штатной численности гражданского персонала

 Из содержания письменного отзыва в/части 9 следует, что организационно-штатные мероприятия проводились в в/части с 09 октября 2009 года, что повлекло увеличение в штате в/части должностей гражданского персонала и, соответственно, увеличение ФОТ. Однако, из отзыва же усматривается, что сведений, подтверждающих изменение расчетных сумм ФОТ в течение 2009 года в в/часть не направлено. Вместе с тем, при отсутствии документов, подтверждающих увеличение ФОТ, войсковой частью 9 производилось начисление сумм, выплата которых возможна только при наличии экономии по ФОТ.

 Анализируя все вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ ФБУ – войсковая часть 8 в выплате истцу премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года является обоснованным, соответствующим требованиям приведенных выше положений Бюджетного кодекса РФ и Приказа МО РФ от 10.11.2008 г. № 555.

 Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска Евстигнеевой О.А.

 Издание войсковой частью 9 приказа № 516 от 28.12.2009 г. «Об установлении выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы за четвертый квартал 2009 года», не является основанием для удовлетворения исковых требований, т.к. реализация данного приказа была бы возможна только при наличии экономии ФОТ.

  Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Евстигнеевой Ольге Анатольевне в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 8 о признании незаконным и необоснованным отказа командования войсковой части 8 в выплате премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года, взыскании с Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 8 недополученной заработной платы в виде премии за сложность, напряженность и особый режим работы за 4 квартал 2009 года в сумме 1858 рублей 70 копеек - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения.

 Судья Е.В. Баранова