дело № 2–5359/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 08 декабря 2023 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдурахманова С.Г.,
с участием представителя истца Казарецкого Е.В. (по ордеру) Гашимова А.Э., представителя ответчика Дагестанская таможня (по доверенности) Омаровой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Сотеевой У.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Казарецкого Евгения Витальевича к Махачкалинскому таможенному посту, Дагестанской таможне, ТУ Росимущество РД об обязании вернуть автотранспортное средство,
УСТАНОВИЛ:
Казарецкий Е.В. обратился в суд с иском к Махачкалинскому таможенному посту, Дагестанской таможне и ТУ Росимущество РД об обязании вернуть автотранспортное средство.
В обоснование иска указал, что 01.02.2022 года автотранспортное средство Mersedes Benz CLS 500 2005 г.в. VIN №, находившееся под управлением Мусаева А.М. на основании доверенности от 21.11.2021, выданной собственником автомобиля Казарецким Е.В., было остановлено должностным лицом КПП «Хушет» (Республики Дагестан). Собранный материал, зарегистрированный в дежурной части ОП по Ленинскому району УМВД России в гор. Махачкале, 10.02.2022 передан в Дагестанскую таможню в порядке п.3 ч. Ї ст. 145 УПК РФ. Также актами от 14.02.2022 автотранспортное средство было передано ответственному должностному лицу Махачкалинского таможенного поста Дагестанской таможни и впоследствии помещено на ответственное хранение на СВХ Махачкалинского таможенного поста.
Казарецким Е.B. в таможенный орган неоднократно направлялись заявления по вопросу возврата ему автотранспортного средства, на которые таможенным органом даны разъяснения о необходимости представления в таможню документов, подтверждающих факт постоянного проживания Казарецкого Е.В. на территории Республики Армения. Ранее предоставленные им копии заграничного паспорта, справка о предоставлении номера общественных служб (на армянском и русском языках) для таможенного органа не явились подтверждением данного статуса. В связи с этим, Махачкалинским таможенным постом служебной запиской от 16.09.2022 в соответствии с п.1 ст.380, п.1 ст. 382 ТК ЕАЭС и п. 35 Порядка действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении задержания товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений, утвержденного приказом ФТС России от 12.08.2013 № 1510, в уполномоченный отдел Дагестанской таможни направлен пакет документов для организации передачи задержанного автомобиля в ТУ Росимущества в Республике Дагестан с целью его дальнейшей реализации.
Учитывая, что в настоящее время ограничения по пользованию и распоряжением вышеуказанным транспортным средством отсутствуют, в соответствии с п.23 Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1493, оно подлежит возврату владельцу либо уполномоченному в отношении товара лицу на основании письменного запроса Дагестанской таможни в ТУ Росимущества в Республике Дагестан, который таможенным органом в Росимущество к настоящему времени не направлен.
Просит суд:
1. Признать Акт - приема передачи невостребованного задержанного имущества (автотранспортного средства Mercedes Benz CLS 500 2005 г.в. №) от 03.02.2023 года №8 - незаконным.
2. Обязать ТУ Росимущества в Республике Дагестан вернуть автотранспортное средство Mercedes Benz CLS 500 2005 г.в. № Дагестанской таможни для возврата владельцу либо уполномоченному лицу.
Истец Казарецкий Е.В., надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился и не сообщил суду об уважительности причин неявки.
Представитель истца (по ордеру) Гашимов А.Э. в судебном заседании поддержал иск, просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Дагестанской таможни (по доверенности) Омарова Н.А. в удовлетворении иска просила отказать.
Ответчики Махачкалинской таможенный пост и ТУ Росимущество РД, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили и не сообщили суду об уважительности причин неявки.
Выслушав участвующие в деле стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 27 мая 2020 г. на Таркосалинский таможенный пост Тюменской таможни поступило письмо ОМВД России по Пуровскому району от 27 мая 2020 г. № 81/4-13490 о направлении информации о транспортных средствах, зарегистрированных в Республике Армения под управлением граждан РФ.
Согласно данным информационно-справочной системы ФТС России «Реестр автомобилей, выпущенных в свободное обращение в Республике Армения» транспортное средство Mercedes Benz CLS 500 2005 г.в. № ввезено в Армению в 2019 году и таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличных от установленных ставок Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).
Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., который подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.
Согласно Приложению 3 к договору, в случае, если транспортное средство, классифицируемое в товарных позициях 8702, 8703, 870421 и 870431 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения до даты подписания Договора (10 октября 2014 г.), такое транспортное средство является товаром Евразийского экономического союза. В отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.
В случае помещения транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 г., такое транспортное средство признается иностранным товаром:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным приложением №2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств.
До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением №2 к Решению Совета ЕЭК №107, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.
В соответствии с п.35 Договора, автомобили зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин.
В связи с отсутствием сведений об уплате разницы между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, а также отсутствием у гражданина РФ подтверждающих документов и сведений о постоянном проживании на территории Республики Армения 5 июня 2020 г. должностными лицами ОТПиТК Тюменской таможни инициировано направление международного запроса в управление таможенного сотрудничества ФТС России.
27 июля 2020 г. в Тюменскую таможню поступил ответ от Комитета Государственных доходов Республики Армения от 30 июня 2020 г., согласно которому автомобиль марки «MERCEDES BENZ CLS 500» №, регистрационный номер 72DV072, задекларирован в Армении по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления». Таким образом, данное транспортное средство статусом товара Евразийского экономического союза не обладает.
На основании вышеизложенного, в связи с выявлением транспортного средства в регионе деятельности Дагестанской таможни, Тюменская таможня данным письмом обратилась с просьбой организовать осуществление мероприятий, направленных на задержание транспортного средства.
Судом установлено, что 14 февраля 2022 г. транспортное средство марки «MERCEDES BENZ CLS 500» VIN№, 2005 г.в., регистрационный номер №, страна регистрации Республика Армения задержано и помещено в тот же день на СВХ Maхачкалинского таможенного поста Дагестанской таможни по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение.
Согласно документам, поступившим в Дагестанскую таможню письмом СУ УМВД РФ по г. Махачкале от 10 февраля 2022 г. № 57/4-2955 «О направлении материала», транспортное средство было остановлено 1 февраля 2022 г. на КППП «Хушет» под управлением гражданина Мусаева Арсена Мусаевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу РД, <адрес>.
Из объяснений Мусаева А.М. следует, что он приобрел 21 ноября 2021 г. данное транспортное средство в Ханты-Мантийском автономном округе у гражданина РФ Казарецкого Е.В.
Копия протокола задержания товаров и документов на них от 14 февраля 2022 г. вручена лично Мусаеву Арсену Мусаевичу и направлена Казарецкому Е.В.
Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания. Возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, с учетом особенностей, установленных статьей 381 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, - использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Таким образом, в соответствии с п.4 статьи 381 ТК ЕАЭС задержанное транспортное средство, не обладающее статусом товара Евразийского экономического союза, возвращается декларанту после его выпуска таможенным органом.
Как следует из материалов дела, по заявлению Мусаева А.М. о возврате транспортного средства, хранении и разрешении на реэкспорт, письмами Махачкалинского таможенного поста от 17 мая 2022 г. № 48-03-10/00796 «О рассмотрении обращений», от 17 мая 2022 г. № 48-03-10/00797 «О направлении ответа на заявление о продлении срока хранения» Мусаеву А.М. даны разъяснения, которые были им обжалованы в Махачкалинскую транспортную прокуратуру.
Махачкалинской транспортной прокуратурой вынесено Решение о проведении проверки от 31 мая 2022 г. №489, действия должностного лица таможенного поста по задержанию транспортного средства признаны правомерными.
21 июля 2022 г. и 22 августа 2022 г. на Махачкалинский таможенный пост поступили два заявления истца Казарецкого Е.B., согласно которым он подтверждает, что транспортное средство принадлежит ему, доверенность, выданная ранее Мусаеву А.М., была выдана ошибочно, и в настоящее время аннулирована. В своем заявлении Казарецкий Е.В. просит вернуть ему транспортное средство на основании того, что он постоянно проживает в <адрес>, прилагая заграничный паспорт гражданина Российской Федерации со штампом от 11 июля 2022 г. на армянском языке, что в переводе означает «зарегистрирован по адресу: <адрес>, 11июля 2022 г. подпись» и справки паспортно-визового управления полиции Республики Армения от 11 июля 2022 г. о предоставлении номера общественных служб.
Письмом Махачкалинского таможенного поста от 13 сентября 2022 г. № 48-03-10/01422 «О направлении ответа на заявление о возврате транспортного средства» Казарецкому Е.В. направлены соответствующие разъяснения о порядке выдачи транспортного средства.
Как установлено судом, Казарецким E.B. в Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни неоднократно подавались декларации на товары для помещения транспортного средства под таможенную процедуру реэкспорта, которые были отказаны в выпуске.
Служебной запиской Махачкалинского таможенного поста от 26 октября 2022 г. № 48-03-17/2694 в соответствии с п.35 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении задержания товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений, утвержденного приказом ФТС России от 12.08.2013 №1510 (далее - Порядок), документы в отношении транспортного средства направлены в отделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов таможни (далее - ОтРИиИПУО таможни).
Приказом ФТС России от 12 августа 2013 г. № 1510 утвержден порядок действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении задержания товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений (далее - Порядок), который определяет механизм действий должностных лиц таможенных органов при задержании товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары, в том числе порядок их хранения и учета, а также передачи таких товаров органу, уполномоченному действующим законодательством на распоряжение ими.
Согласно требованиям Порядка, невостребованные задержанные товары подлежат реализации, а в отдельных случаях, уничтожению или утилизации.
При этом уполномоченное должностное лицо таможенного поста в установленный срок направляет служебной запиской комплект документов в отношении задержанных товаров в подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов таможни.
В соответствий с пунктом 37 Порядка отделение не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления в подразделение комплекта документов направляет в уполномоченный орган уведомление о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации, составляемым по образцу согласно приложению 7 статьи 190 Закона о таможенном регулировании, для организации принятия и вывоза товаров.
Судом установлено, что уведомлением о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством РФ, от 8 ноября 2022 г. №44-22/28561 ОтРИиИПУО таможни документы направлены в Территориальное Управление Росимущества в Республике Дагестан, которое в нарушение установленных сроков только 3 февраля 2023 г. года фактически приняло транспортное средство по акту приема-передачи невостребованного задержанного имущества.
Из вышеприведенного следует, что отделение при передаче в ТУ Росимущества в РД задержанного транспортного средства действовало в соответствии с нормами действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании поступившей докладной записки Махачкалинского таможенного поста от 16 марта 2023 г. №47-03-14/0429 в адрес ТУ Росимущества по РД было направлено письмо о временном приостановлении реализации переданного транспортного средства марки «MERCEDES BENZ CLS 500».
Согласно п.1 статьи 379 ТК ЕАЭС таможенными органами могут быть за- держаны товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренных в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 12, пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98, пунктом 3 статьи 101, пунктом 3 статьи 113, пунктом 5 статьи 133, пунктом 5 статьи 139, пунктом 6 статьи 152, пунктами 5 и 6 статьи 161, пунктом 12 статьи 205, пунктами 3 и 4 статьи 207, пунктом 3 статьи 215, пунктом 4 статьи 240, пунктом 6 статьи 246, пунктом 5 статьи 258, пунктом 7 статьи 259, пунктами 5 и 12 статьи 264, пунктом 7 статьи 286 и пунктом 9 статьи 393 ТК ЕАЭС.
Указанное транспортное средство было задержано в соответствии с пунктом 5 статьи 258 ТК ЕАЭС в связи с не совершением в отношении него таможенных операций, связанных с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с п.1 статьи 382 ТК ЕАЭС товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно п.6 статьи 382 ТК ЕАЭС задержанные товары приобретают статус товаров Союза после их реализации или передачи для иного использования.
Судом установлено, что указанное транспортное средство не является товаром Союза, и до его реализации в установленном порядке обладает статусом задержанного товара.
На основании изложенного, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Казарецкого Евгения Витальевича к Махачкалинскому таможенному посту, Дагестанской таможне и ТУ Росимущество РД о признании акта приема - передачи невостребованного задержанного имущества (автотранспортного средства Mercedes Benz CLS 500 2005 г.в. №) от 03.02.2023 года №8, незаконным и обязании ТУ Росимущества в Республике Дагестан вернуть автотранспортное средство Mercedes Benz CLS 500 2005 г.в. № Дагестанской таможни для возврата владельцу либо уполномоченному лицу - отказать.
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2023 года, мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 15 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |