НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 06.09.2023 № 2А-4851/2023

УИД 05RS0031-01-2022-016975-76

№2а-4851/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 06.09.2023

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан

в составе председательствующего Ершова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Рагимове Т.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы к ФИО2 ФИО5 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, о взыскании недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 974,92 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 13016 рублей, пени в размере 57 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 55848 рублей и пени в размере 231,79 рублей, пени по земельному налогу в размере 6818,21 рублей, за 2016-2018 на общую сумму 76945,92 рублей.

В обоснование иска указывает на то, что ФИО1, зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов, а также за ней с 2016-2018 числилось имущество. Налогоплательщику начислены страховые взносы, административный ответчик в установленные сроки не оплатил налоги, в отношении нее выставлены требования от 02.08.2017 № 365490, от 21.01.2020 № 1231, от 25.01.2021 № 2249, от 11.02.2021 № 4219, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.

Однако, в добровольном порядке задолженность по налогам погашена не была. Также административным истцом соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка №14 Советского района г. Махачкалы судебный приказ отменен.

Инспекция также просит признать пропуск срока подачи административного искового заявления в суд общей юрисдикции уважительной и восстановить его.

Представитель административного истца, надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не направил.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине. Извещение о времени и месте судебного заседания направлено ответчику по адресу, указанному в административном исковом заявлении, почтовому отправлению присвоен трек-номер (почтовый идентификатор почтового отправления 36701382365835, однако оно не было вручено ответчику по причине «истек срок хранения».

В силу ч. 4 ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

В силу ч. 5 ст. 99 КАС РФ в случае, если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

Статьей 102 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.

Таким образом, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем уведомлении. Оправдательных документов неприбытия в судебное заседание ответчик не представил, встречных административных исковых требований не предъявил.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства, обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на сторонах и других лицах, участвующих в деле.

Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют сведения об уважительности причин неприбытия ответчика либо его представителя в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия ответчика.

Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 44, ст. 45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В силу подпункта 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1, с 08.02.2016 по 03.03.2022 являлась индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, является плательщиком страховых взносов. Данный факт не оспаривается административным ответчиком.

За указанный период ФИО1 не произвела выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, в адрес налогоплательщика выставлены требования об уплате налога, страховых взносов и пени от 21.01.2020 № 1231, 25.01.2021 № 2249, в которые вошли следующие суммы:

- налог по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 974,92 рублей;

- налог по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 13016 рублей и пени в размере 57 рублей;

- налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) в размере 55848 рублей и пени в размере 231,79 рублей.

До настоящего времени требование не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что за ФИО1 в 2015-2018 числилось имущество в виде земельных участков, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением с к/н .

На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с налоговым законодательством РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из положений п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 3 ст. 5 ЗК РФ, п. 1 ст. 388 НК РФ во взаимосвязи следует, что физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, вне зависимости от обстоятельств фактического использования земельного участка, признаются налогоплательщиками земельного налога.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно ч.1 ст. 309 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу части 3 статьи 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 17.10.2016 №148659303, в котором сообщалось о необходимости оплаты земельного налога в размере 9082 руб. до 01.12.2016

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 29.07.2017 №30834114, в котором сообщалось о необходимости оплаты земельного налога в размере 10332 руб. до 01.12.2017

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 08.07.2018 №18862590, в котором сообщалось о необходимости оплаты земельного налога в размере 10 836 руб. до 03.12.2018

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 №34005796, в котором сообщалось о необходимости оплаты земельного налога в размере 4 294 руб. до 02.12.2019

Сведений о своевременной оплате налога административным ответчиком не представлено. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога или сбора, административному ответчику начислена пеня начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Налоговым органом ответчику выставлены требование от 11.02.2021 №4219 с предложением добровольно до 30.03.2021 уплатить земельный налог и начисленную пеню, требования №1231 от 21.01.2020 и №2249 от 25.01.2021 с предложением оплатить задолженности по страховым взносам до 03.03.2020 и 17.02.2021 соответственно.

Направление налоговых уведомлений и требования подтверждается реестрами заказной корреспонденции. В установленные сроки сумма налога ответчиком не уплачена.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании c физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Судебный приказ о взыскании налогов и пени вынесен 23.07.2021 на основании заявления ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, определением мирового судьи судебного участка №14 Советского района г. Махачкалы от 27.04.2022 судебный приказ отменен,

26.12.2022 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, указав, что копия определения об отмене судебного приказа поступило административному истцу 02.11.2022 из ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы в связи с передачей КРСБ.

Материалами дела подтверждается, что копия определения мирового судьи судебного участка №14 Советского района г. Махачкалы от 27.04.2022 поступило в ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы 02.11.2022.

Обстоятельство несвоевременного получения указанного определения налоговом органом является уважительной причиной пропуска процессуального срока, следовательно основанием для восстановления срока на подачу административного искового заявления о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по налогу.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что административным истцом соблюден порядок, процедура и срок взыскания недоимки и пеней.

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности. Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2017, а также соответствующая сумма пени, штрафов. Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Вместе с тем, суду не представлено решений, свидетельствующих о произведенных списаниях вследствие исполнения вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации.

Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, не подлежат удовлетворению заявленные требования в этой части.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, в отношении налога по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 974,92 рублей, судом применяется вышеуказанное положение закона, в связи с чем, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с административным иском в суд, то при удовлетворении его исковых требований в размере 75 971 рублей, с учетом положений ч. 1 ст.333.19 НК РФ, в доход бюджета муниципального образования с ответчика ФИО1 должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2479 рублей.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Восстановить административному истцу срок на подачу административного искового заявления.

Исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы к ФИО1 – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (ИНН<***>), проживающей по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС по Ленинскому району г.Махачкалы задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 974,92 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 13016 рублей, пени в размере 57 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в размере 55848 рублей и пени в размере 231,79 рублей, пени по земельному налогу в размере 6818,21 рублей, за 2016-2018 на общую сумму 76945,92 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ФИО1 (ИНН<***>), проживающей по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход ГОсВД «город Махачкала» в размере 2479 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Махачкалы.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2023 г.

Председательствующий Д.В. Ершов