НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 06.06.2017 № 2-2107/17

Дело № 2- 2107/17.

Решение

Именем Российской Федерации

06 июня 2017г. г. Махачкала.

Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:

председательствующего – Магомедрасулова Б. М.

при секретаре – Алибековой Г. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гайдарова ФИО7 к ГУ-ОПФР по РД об оспаривании действий комиссии Управления ГУ-ОПФР по РД,

установил:

Гайдаров М.А. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным отказ комиссии Управления ГУ-ОПФР по РД в Советском районе г. Махачкалы включить в льготный стаж период его работы с 29.06.1996 года по 12.05.1998 года в должности битумовара в ООО «Дорожно-строительное управление № 2» ДСУ №2 и обязать ГУ ОПФР по РД, включить период его работы с 29.06.1996 по 12.05.1998 г. в должности битумовара в ООО «Дорожно-строительном управлении № 2» в льготный стаж для получения досрочной страховой пенсии по старости начиная с 26 июня 2016 года, т.е. возникновения права.

В обоснование иска Гайдаров М.А. указал, что в июне 2016 г. он обратился в ГУ ОПФР по РД управление в Советском районе г. Махачкалы по вопросу назначения пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда по достижению возраста 55 лет и передал необходимые документы. Работники взяли документы, сказали, что проверят их и потом ответят. Также сказали, что после того как проверят документы тогда надо будет писать заявление.

Письменное заявление приняли только 10 ноября 2016 года.

Однако 8-го февраля 2017 г. он получил отказ комиссии Управления ГУ-ОПФР по РД в Советском районе г. Махачкалы, мотивировав тем, что период работы с 29.06.1996 года по 12.05.1998 год в должности битумовара в ООО «Дорожно-строительное управлении № 2» не засчитывается в специальный стаж в связи с тем, что наименование должности «Битумовар» не предусмотрено Списком «производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, Утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 г. № 10, и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях в РФ» и, что требуемый специальный стаж составляет 11 лет 9 месяцев 13 дней.

С этим не согласен. Требуемый специальный стаж с учётом периода работы битумоваром с 29.06.1996 по 12.05.1998 год составляет у него составляет 13 лет 7 месяцев 20 дней.

Период работы битумоваром неправомерно не включили в специальный трудовой стаж.

Согласно п.1 ст.7 № 166-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие, возраста 55 лет.

В силу п.п.2 п.1 ст.27 № 166-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения содержались в ст. 10 и п. б ст. 12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ N 340-1 от 20 ноября 1990 года О государственных пенсиях в Российской Федерации и в иных предшествующих ему законах.

Период работы битумоваром является периодом работы с тяжёлыми условиями труда, даже и с вредными.

Ему исполнилось 55 лет 26-го июня 2016 года.

Общий трудовой стаж составляет 33 года 7 месяцев 5 дней.

Из них с тяжелыми условиями труда 13 лет 7 месяцев 20 дней с учётом периода работы битумоваром.

Ему в декабре 1994 года была присвоена квалификация битумовара 4 разряда.

Приказом №112-а от 29.07.1996 г. он был зачислен ГУДП ДСУ-2 оператором ТУ-309 по перегону гудрона на битум и окисление битума - битумоваром (см. запись №11 в трудовой книжке).

В период работы битумоваром его обязанности заключались в следующем.

ИМ привозили автоцистернами сырой гудрон с примесью воды. Гудрон сливал в котлы объёмом 15-18 тонн. В котлах грел гудрон, следил за ним, чтобы не переливалось от перегрева, останавливал на высоте допустимой максимальной температуры, периодически добавлял ещё гудрон пока не наберётся 12 тон. После этого всю массу закачивал в реактор, куда нагнетал кислород для окислительных процессов. Готовый битум перекачивал в другие котлы для битума. А из этих котлов перекачивал в расходные котлы на заводе для приготовления асфальта. Обеспечивал постоянную циркуляцию битума на асфальтовом заводе. Работал дежуря круглые сутки, чередуясь со сменщиками. Работал днём и ночью на смене обеспечивая, завод горячим готовым битумом беспрерывно, подвергаясь воздействию высоких температур, вдыхая испарения нефтепродуктов.

Периодически вручную приходилось чистить котлы изнутри от чрезмерно затвердевших слоёв шлака битума, выдалбливая его, которые мешали со временем технологическому процессу.

Контролировал состояния насосов, трубопроводов, топок, ремонтировал их.

В соответствии с п.п. а) п.9 раздела XVII «Производство строительных работ» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрена позиция 2180900а-11370 «Варщики битума».

Характеристика работ варщика битума, содержащаяся в Едином тарифноквалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 40, раздел "Производство строительных материалов", утвержденном Постановлением

Минтруда РФ от 17.05.2001г. N 41 (в ред. От 12.07.2002), соответствует работам, которые осуществлял он, будучи битумоваром.

Считает, что условия его работы одинаковы, тождественны по тяжести и по вредности с условиями труда варщика битума.

Также Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 №443, и Общесоюзным классификатором профессии рабочих, должности служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 №016, предусматривалась должность «битумщик».

Кроме того и в п.п. а) п.5 раздела XVII «Производство строительных работ» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрена позиция 2180500а-11200 «Битумщик».

Работа, выполнявшая им в оспариваемый период также аналогична работе битумщика.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-Ф3), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Также согласно указаний, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которым вопрос тождественности выполняемых истцом функций, условий и характер деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п) Конституционный Суд РФ в постановлении от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12, пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» указал на обязанность правоприменителя в ситуации, когда законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами в результате профессиональной деятельности, отсутствует, руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-0, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Поэтому считает, что он подпадает под категорию работников, которым полагается досрочная пенсия в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Ответчик, отказав в назначении пенсии, нарушил его конституционное право, предусмотренное ст.39 Конституции РФ.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании истец и его представитель Алибеков А.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить полностью по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика на основании доверенности Алиева Р.М. иск не признала, пояснила, что основанием отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ -400 от 28.12.2013 г. послужило отсутствие требуемого специального стажа 12 лет и 6 месяцев. Документами подтверждено 11 лет 9 мес.13 дней.

Период работы с 29.06.1996 г. по 12.05.1998 г. в должности битумовара в ООО «Дорожно-строительном управлении № 2» не засчитан в специальный стаж

в связи с тем, что наименование должности «Битумовар» не предусмотрен
Списком «производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными
и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по
старости на льготных условиях (Утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 г. № 10. и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ -400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в РФ».

Также пояснила, что пенсия назначается со дня обращения в ПФ с заявлением о его назначении. Истец обратился в Пенсионный фонд о назначении пенсии 10.11.2016. Соответственно его требование о назначении пенсии со дня достижения им возраста, т.е. возникновения права также не подлежит удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Установлено, что Гайдаров М.А. с 29.06.1996 по 12.05.1998 состоял в трудовых отношениях с ООО «Дорожно-строительное управление № 2» ДСУ №2 в качестве битумовара.

10.11.2016 Гайдаров М.А. обратился в ГУ ОПФР по РД Управление в Советском районе г. Махачкала с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости, в связи с наличием стажа работы, дающей право на его досрочное назначение.

Решением №6 Комиссии Управления ОПФР по РД в Советском районе г. Махачкалы от 08.02.2017 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Признано невозможным зачесть в специальный стаж период его работы «битумоваром» с 29.06.1996 по 12.05.1998г. в связи с тем, что наименование должности не предусмотрен Списком «производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях».

В соответствии с п/п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом «б» части 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях " лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Списком №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" в качестве профессии, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрена профессия 2180900а-10398 Аппаратчики обезвоживания битума, 2180900а-10433 Аппаратчики окисления битума, 2180900а-11368 Варщики асфальтовой массы, 2180900а-11370 Варщики битума.

Факт работы Гайдарова М.А. в должности битумовара в ООО «Дорожно-строительное управление №»2 с 29.06.1986 по 12.05.1998 установлено, имеющимися в деле документами, в том числе и должностной инструкцией, в которой указанны обязанности варщика битума /битумовара., не оспаривали участники.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии », в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащей, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям. Которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений. Организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ. Профессий, должностей не допускается.

Изложенное свидетельствует о том, что профессия «битумовар» и профессия «варщик битума» - это одна и та же профессия «варщик битума», которая предусмотрена Списком № 2, и поэтому суд приходит к выводу о том, что указанный период работы истца с 29.06.1986 по 12.05.1998 по профессии «битумовар» в ООО «Дорожно-строительное управление №2» ОО»ДСУ-2» подлежит включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 для назначения досрочной пенсии по старости.

В связи с чем отказ пенсионного органа от включения в специальный стаж указанных периодов работы следует считать незаконным.

Вместе с тем требование Гайдарова М.А. об обязании назначить ему страховую пенсию со дня возникновения права - с 26.06.2016г. суд считает подлежащим оставлению без удовлетворения, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, а из материалов дела следует, что Гайдаров М.А. с заявлением о назначении обратился 10.11.2016г. Доказательств обращения с даты возникновения права, истцом не представлены, соответственно страховая пенсия может быть назначена с 10.11.2016г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

решил:

Требования Гайдарова ФИО8 удовлетворить частично.

Признать Решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ГУ ОПФР по РД в Советском районе г. Махачкала от 08.02,2017г. №6 об отказе Гайдарову М.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в специальный трудовой стаж периода работы с 29.06.1996 по 12.05.1998 в должности битумовара незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда по РД включить Гайдарову М.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности битумовара ООО «Дорожно-строительного управления №2» /ДСУ №2/ с 29.06.1996 по 12.05.1998 и назначить ему досрочную /льготную/ страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, т.е. с 10 ноября 2016г.

В остальной части иска отказать.

Резолютивная часть решения вынесена 06 июня 2017г.

Мотивированное решение составлено 12 июня 2017г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Магомедрасулов Б.М.