НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 29.01.2019 № 2А-643/2019740029-01-2019-000394-40

Дело № 2а-643/2019 74RS0029-01-2019-000394-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2019 г. г. Магнитогорск

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Шапошниковой О. В.,

при секретаре: Минцизбаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС №17 по Челябинской области к Шулаевой ЕА о взыскании недоимки

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Шулаевой Е.А., в котором просила взыскать задолженность по налогам и пени, в том числе: по земельному налогу за 2015 и 2016 гг. в размере 3186 рублей, пени по земельному налогу в размере 66,67 рублей. В обоснование иска указано, что, налогоплательщиком Шулаевой Е.А. не исполнены требования от 08.02.2017 № 389, от 14.02.2018 № 6069 об уплате налогов и пени.

Представитель административного истца МИФНС России № 17 по Челябинской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Шулаева Е.А.. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, предоставила письменные возражения, согласно которых считает, что задолженность по налогам, а также пени должна быть признана безнадежной и списана, так как она была признана банкротом, кроме того указала, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с иском, оснований для восстановления срока не имеется (л.д.31-32).

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.

Изучив доводы изложенные в административном исковом заявлении, исследовав представленные суду документы, суд пришел к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации (в статье 57) устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ)). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с частью 1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения, в силу части 1 ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 НК РФ.

Шулаевой Е.А. заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 63787446 от 30.09.2016 об уплате земельного налога в размере 1503 руб., с указанием на обязанность уплатить сумму налога в срок до 01.12.2016 г. (л.д.15).

Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило.

В связи с неисполнением в установленный законом срок налогового уведомления об уплате налога, налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ Шулаевой Е.А. через личный кабинет налогоплательщика было направлено 08.02.2017 требование № 389 об уплате земельного налога, а также пени в общей сумме 1537,07 руб. в срок до 24.03.2017 (л.д.13,19).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ Шулаевой Е.А. через личный кабинет налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № 20289861 от 29.07.2017 об уплате земельного налога за 2016 год (л.д.12,14).

Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, Шулаевой Е.А. 14.02.2018 через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 6069 об уплате задолженности по налогу и пени в общей сумме 1715,60 руб. в срок до 20 марта 2018 г. (л.д.11,17), справочно было сообщено, что общая задолженность по налогам составила 3186 руб.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Таким образом с 20 марта 2018 г. у налогового органа начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. Доводы Шулаевой Е.А. о том, что налоговым органом пропущен срок для обращению в суд основаны на неверном толковании норм материального права.

В связи с не исполнением требований в установленный законом срок, было подано заявление о выдаче судебного приказа 17 июля 2018 г. (л.д.23).

20.07.2018 мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени (л.д.24), который на основании заявления Шулаевой Е.А. (л.д.25) был отменен 16.08.2018 (л.д.27).

15.02.2019 года Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Шулаевой Е.А. недоимки по налогам и пени в общей сумме 3252,67 рублей (л.д.3), то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Материалами дела подтверждается, что Шулаева Е.А. налоговыми уведомлениями извещалась об обязанности уплатить в срок земельный налог. Указанный налог в установленный законом срок ответчиком не был уплачен.

Согласно предоставленных суду документов 25.12.2015 определение Арбитражного суда Челябинской области было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданки Шулаевой Е.А., решением от 24.06.2016 должник Шулаева Е.А. признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, определением от 18.09.2017 процедура реализации имущества была завершена, Шулаева была освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (л.д.33-37). Сведения о признании Шулаевой Е.А. несостоятельной (банкротом) были предоставлены в налоговый орган, что подтверждается ответом на запрос. Согласно ответа налогового органа Шулаевой Е. А. (л.д.58) следует, что задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по сроку уплаты 01.12.2016 в размере 1503 рубля является реестровой и подлежит списанию. На тот момент в действующем программном комплексе «АИС Налог-3» не было реализовано списание задолженности на имущественным налогам физических лиц. Налоговым органом было сообщено Шулаевой Е.А., что после реализации процедуры списания на федеральном уровне задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по сроку уплаты 01.12.2016 в размере 1503 рубля будет списана, меры ко взысканию задолженности в размере 1503 рубля применяться не будут (л.д.57).

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для взыскания земельного налога за 2015 год с Шулаевой Е.А. не имеется и полагает взыскать задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 1683 рубля.

Суд полагает, что задолженность по земельному налогу за 2016 год подлежит взысканию с административного ответчика по следующим основаниям:

В соответствии с п.5 ст.213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов, в том числе об оплате обязательных налоговых платежей, являются текущими.

В силу положений абз. 3 п. 2 ст. 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О несостоятельности (банкротстве) могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, но за исключением текущих платежей.

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.) указано, что в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Поскольку срок уплаты земельного налога за 2016 год законом установлен 01.12.2017 года, обязательство по оплате земельного налога у Шулаевой Е.А. возникло после даты возбуждения процедуры банкротства, а также после завершения процедуры реализации имущества.

Согласно ч. 3 ст. 213.28 названного Федерального закона после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств). Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

Таким образом, требования МИФНС №17 о взыскании с Шулаевой Е.А. недоимки по земельному налогу заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению, также подлежит удовлетворению требование о взыскании начисленной на недоимку пени.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

В связи с тем, что Шулаевой Е.А. земельный налог уплачен в установленный законом срок не был, были начислены пени.

Из расчета (л.д.20), предоставленного административным истцом следует, что заявленная сумма пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 07.02.2017 составляет 34,07 рублей, учитывая, что земельный налог за 2015 год взысканию не подлежит, так как налоговым органом утрачена возможность взыскания земельного налога за 2015 г., доказательств обратного административным истцом суду не представлено.

Из расчета (л.д.18), предоставленного административным истцом следует, что заявленная сумма пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 составляет 32,60 рублей подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку суд находит доказанным административным истцом факт ненадлежащего исполнения обязанности ответчиком по уплате земельного налога за 2016 год в предусмотренные законом сроки.

Таким образом, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, и исследовав доказательства, представленные налоговым органом, суд полагает, что с Шулаевой Е.А. подлежит взысканию земельный налог за 2016 год в сумме 1683 руб., а также пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в сумме 32,60 рублей, так как административным истцом соблюдена процедура установленная налоговым законодательством для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу и пени за 2016 г: уведомления и требование об уплате указанного налога и пени направлены налогоплательщику через личный кабинет в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ срок.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.

В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ с Шулаевой Е.А. следует взыскать госпошлину в размере 400 руб. в доход местного бюджета.

Руководствуясь 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Шулаевой ЕА, зарегистрированной по адресу <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 1683 руб., пени по земельному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в размере 32,60 рублей, в удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Взыскать с Шулаевой Елены Александровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: