Дело № 2-635/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего судьи Кутырева П.Е., при секретаре Ходаковой О.О., рассмотрев 27 марта 2019 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Магнитогорске Челябинской области гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонному) о перерасчете размера пенсии, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонному, далее – УПФР в г. Магнитогорске), в котором просила признать незаконным решение УПФР в г. Магнитогорске № К-266/2-04/22985К от 21 ноября 2018 года об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости и обязать ответчика: - пересчитать ей назначенную пенсию по состоянию на 01 ноября 2018 года, при оценке пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года по нормам действовавшего до 31 декабря 2001 года законодательства; - включить в стаж периоды её учебы с 01 сентября 1978 года по 29 июня 1982 года и с 25 августа 1983 года по 04 июля 1988 года, в связи с чем считать её стаж за период до 31 декабря 2001 года равным 19 годам 7 месяцам и 11 дням; - применить для расчета минимальный размер пенсии на 2001 год в размере 957,60 рублей (80% прожиточного минимума для пенсионеров) и применить общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации для определения минимального размера пенсии по старости; - считать расчетный размер её пенсии равным 1298,61 рублей при среднем заработке за период с 01 сентября 1989 года по 31 декабря 1993 года равном 2361,12 рублей. Также просила взыскать с УПФР в г. Магнитогорске в её пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 11000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала на то, что она является получателем страховой пенсии по старости, 24 октября 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по нормам действовавшего до 31 декабря 2001 года законодательства, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, Письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04 июня 2004 года № МЗ-637 и Постановления Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, однако решением УПФР в г. Магнитогорске К-266/2-04/22985К от 21 ноября 2018 года ей было необоснованно отказано в перерасчете страховой пенсии, в основу своего отказа ответчик положил расчет, который основан на неправильном применении закона и нарушает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации. Полагает, что размер её пенсии, рассчитанный по ранее действовавшему законодательству, должен быть больше. Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, не сообщила суду об уважительных причинах своей неявки и не просила рассмотреть дело в её отсутствие, в связи с чем на основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 Представители ответчика – УПФР в г. Магнитогорске ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, указывая на то, что расчет пенсии ФИО1 произведен правильно, а применение пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» снизит общий размер пенсии, то есть невыгоден для пенсионера, расчеты истца ошибочны. Суд, заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований. Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, которая в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 сентября 2017 года установлена ей в размере 8618,13 рублей, в том числе: 4805,11 рублей – фиксированная выплата к страховой пенсии согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и 3813,02 рублей – страховая пенсия. Впоследствии пенсия ФИО1 индексировалась в установленном законом порядке. Размер страховой пенсии по старости определен исходя из продолжительности страхового стажа 22 года 3 месяца 8 дней, отношения среднемесячного заработка пенсионера за 60 месяцев за период с 01 августа 1988 года по 31 июля 1993 года к среднемесячной зарплате по стране за тот же период в размере 1,413 – при максимально возможном 1,2, процента валоризации – 13%, ожидаемого периода выплаты – 228, суммы начисленных страховых взносов – 162233,39 рублей и имеющегося по состоянию на 01 января 2002 года общего трудового стажа 10 лет 11 месяцев 3 дня с отношением к требуемому полному стажу 0,54625. 24 октября 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о перерасчете ей пенсии, однако своим письмом УПФР в г. Магнитогорске № К-266/2-04/22985К от 21 ноября 2018 года указало, что пенсия рассчитана ФИО1 по наиболее выгодному для неё варианту. Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением (л.д.18-19), ответом № К-266/2-04/22985К от 21 ноября 2018 года (л.д.20-22), копией трудовой книжки (л.д.23-26), ответом УПФР (л.д.28-31), данными о стаже (л.д.32), а также представленными ответчиком материалами пенсионного дела. В силу положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом согласно части 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (часть 2 указанной статьи). Аналогичные положения ранее содержались и в статье 17 Федерального закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Исчисление размера трудовой пенсии производится исходя из величины расчетного пенсионного капитала, который складывался из нескольких условных частей. За период, начиная с 01 января 2002 года, часть пенсионного капитала формировалась на основании уплачиваемых обязательных страховых пенсионных взносов, а за период до 01 января 2002 года – с помощью оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 01 января 2002 года. Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК – величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона). В соответствии с пунктом 2 указанной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Пункт 3 названной статьи предусматривает, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП – расчетный размер трудовой пенсии; СК – стажевый коэффициент; ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Согласно данному пункту статьи в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, периоды иной работы, ряд иных периодов, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях. При этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится по общему правилу в календарном порядке по их фактической продолжительности (абзац 26 данного пункта) В свою очередь пункт 4 данной статьи предусматривает, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП – расчетный размер трудовой пенсии; ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается; СК – стажевый коэффициент. Данный пункт также предусматривает, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Однако же в отличие от пункта третьего этой же статьи пункт четвертый предусматривает включение в трудовую и общественно полезную деятельность периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и так далее. Кроме того, данный пункт предусматривает включение периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере. Из материалов дела следует, что пенсионным органом выполнен расчет размера пенсии ФИО1 с применением норм ранее действующего законодательства по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором учтен в общем трудовом стаже период учебы ФИО1, как она просит в своем иске (л.д.20-22), в данном расчете стаж истца на 01 января 2002 года составил 19 лет 07 месяцев 1 день, тогда как при назначении истцу пенсии (при расчете по пункту 3 статьи 30) учитывался стаж 10 лет 11 месяцев 3 дня. Между тем, при указанном варианте расчета, с учетом установленных законом ограничений, размер страховой пенсии является невыгодным для истца, несмотря на больший размер стажа. Расчет, произведенный пенсионным органом, судом проверен и признается правильным, тогда как расчет истца, изложенный ею в иске противоречит положениям Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Делая собственные расчеты, истец оставляет без внимания, что с 01 февраля 1998 года вступил в действие Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», статья 1 которого устанавливала, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. При этом с 01 января 2002 года указанный Федеральный закон и Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 5 которого предусматривалось, что трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей, а именно базовой, страховой и накопительной, а порядок оценки пенсионных прав установлен вышеназванной статьей 30 этого введенного Федерального закона. Как указано выше, в статье 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено два вариант расчета пенсии (пункты 3 и 4). Это обусловлено тем обстоятельством, что до 01 января 2002 года существовало два варианта исчисления размера пенсии. В первом случае расчет пенсии производился по нормам статей 16 - 18 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и применялся по отношению как к работающим, так и неработающим пенсионерам. При выборе указанного варианта гражданин в зависимости от количества лет своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 % среднего заработка, который определялся или за последние 2 года перед выходом на пенсию, или за любые 5 лет подряд из всей трудовой деятельности. Размер пенсии, исчисленный по данным нормам, подлежал ограничению 3 минимальными размерами пенсии, каждый из которых по состоянию на 31 декабря 2001 г. составлял всего лишь 185,32 рублей. За общий трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии, и повышался на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более, чем на 20%. Второй вариант исчисления пенсии был основан на применении индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и действовал только в отношении неработающих пенсионеров (статья 7 Закона № 340-1 в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ). Согласно данному варианту размер пенсии также определялся исходя из продолжительности трудового стажа (при этом никакие льготы по его исчислению не применялись) в размере от 55 до 75 процентов заработка. При этом, в качестве ограничителя суммы пенсии выступал размер средней заработной платы в стране, установленный Правительством Российской Федерации в целях пенсионного обеспечения, и его отношение к зарплате пенсионера. Первоначально данное отношение было установлено в размере 0,7 (то есть заработок лица при назначении ему пенсии учитывался в размере не свыше 0,7 от средней заработной платы в стране за тот же период). В дальнейшем отношение заработков постепенно увеличивалось и к 1 января 2002 г. достигло значения 1,2. При конвертации (преобразовании) пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется формула, аналогичная формуле исчисления ИКП, которая была предусмотрена статьей 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ. Также и расчетный размер трудовой пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичен порядку исчисления пенсии, установленному в статьях 16-18 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Учитывая изложенное, УПФР в г. Магнитогорске произвело расчет размера пенсии истца с учетом конвертации пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года, при этом нормы законодательства действовавшие до 01 января 2002 года, применены пенсионным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, пенсия истцу назначена исходя из наиболее выгодного варианта расчета. Истец же в своем расчете фактически смешивает два варианта расчета размера пенсии (в частности, просит определить размер пенсии согласно пункту 3 статьи 30, но стаж определять исходя из положений пункта 4), а также считает нужным выборочно не применять те или иные положения закона, которые по её мнению являются невыгодными для неё. Данный расчет истца на законе не основан. Ошибочно ФИО1 ссылается в обоснование правильности своего расчета и на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и вынесенное впоследствии во его исполнение Письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04 июня 2004 года № МЗ-637, а также Постановление Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, неправильно их толкуя. В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не противоречит Конституции Российской Федерации постольку, поскольку она не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. При этом в мотивировочной части этого Постановления Конституционный Суд Российской Федерации в том числе отметил, что отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан – тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. Также Конституционный Суд Российской Федерации указал и на то, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства. Вопреки ошибочному мнению истца, данном Постановлении, равно как и в Письме Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04 июня 2004 года № МЗ-637, Постановлении Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, которые были приняты в порядке применения данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, не указано на то, что пенсия может быть рассчитана одновременно по пункту 3 и по пункту 4 статьи 30 со смешением формул и выборочным применением тех или иных норм ранее действовавшего законодательства. На основании всего изложенного выше, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным ответа УПФР в г. Магнитогорске № К-266/2-04/22985К от 21 ноября 2018 года, перерасчете пенсии и включении в стаж периодов обучения. По тем же основаниям не имеется оснований и для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности при расчете пенсии применить средний заработок за период с 01 сентября 1989 года по 31 декабря 1993 года равный 2361,12 рублей. Как указано выше, расчет пенсии возможен по одному из вариантов расчета, а не по их совокупности и с выбором отдельных положений закона, на чем фактически настаивает истец. Также нет у суда оснований и для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии с учетом прожиточного минимума для пенсионеров на 2001 год 957,60 рублей. Минимальная пенсия по старости, необходимая для исчисления размера социальной пенсии, определялась на основании части 1 статьи 17 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и соответствовала минимальному размеру пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии. При этом полная пенсия устанавливалась за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 названного Закона). Показатель, в зависимости от которого устанавливался минимальный размер пенсии, неоднократно изменялся. Первоначально предусматривалось, что указанный размер устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР (на 1991 год он определялся в сумме 100 рублей в месяц). Законом Российской Федерации от 6 февраля 1992 года № 2294-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» часть 1 статьи 17 данного Закона была изложена в новой редакции, согласно которой минимальный размер пенсии устанавливался на уровне минимального размера оплаты труда. Затем Федеральный закон от 05 мая 1994 года № 2-ФЗ «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» внес коррективу в изложенную норму и уточнил, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. И, наконец, в связи с принятием Федерального закона от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» часть 1 статьи 17 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» приобрела окончательную редакцию, определяющую, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом. С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», статьей 3 которого в статью 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения и установлено, что в связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением определенных условий. Во исполнение названного Федерального закона № 113 от 21 июля 1997 года постановлениями Правительства РФ устанавливался индекс роста среднемесячной заработной платы, и с учетом установленного федеральным законом минимального размера пенсии к 01 августа 2001 года минимальный размер пенсии по стране составил 185,32 рублей. В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится с применением порядка увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно статье 18 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трёх минимальных размеров пенсии (часть 1 статьи 17 Закона), а минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, на 01 января 2002 года составлял 185,32 рублей. Прожиточный минимум же для названных целей неприменим в силу закона. По существу требования истца об исчислении размера пенсии с применением норм законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года противоречат её же доводам о том, что для определения расчетного размера пенсии необходимо использовать прожиточный минимум. Исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности применить общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации для определения минимального размера пенсии по старости, также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Конституционный Суд Российской Федерации в выносимых им судебных актах неоднократно указывал, что федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы (статья 39, часть 2), располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий. Вместе с тем он должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации), вытекающих, в частности, из Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22). Кроме того, Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии (пункт 1 статьи 11). Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в процессе реформирования системы социального обеспечения федеральному законодателю надлежит гарантировать указанным лицам такую величину трудовой пенсии по старости, которая в совокупности с иными мерами социальной поддержки позволяла бы им удовлетворять минимальные естественные потребности, стоимостной оценкой которых - в рамках действующего правового регулирования - является прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, где они проживают, и тем самым не ставила бы под сомнение возможность достойной жизни пенсионера, осуществления им как гражданином иных провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности. В настоящее время законодательно установлен механизм реализации указанных прав и гарантий граждан Российской Федерации, соответствующий Конституции Российской Федерации и нормам международного права, в том числе путем установления социальной доплаты к пенсии при наличии на то законных оснований. Таким образом, исчисление размера пенсии истцу в соответствии с нормами федерального законодательства с применением установленного законодателем порядка и ограничений, никоим образом не умаляет право истца на пенсионное обеспечение, не противоречит Конституции Российской Федерации. Иск ФИО1 основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства и на неправильном понимании действия нормативных правовых актов во времени. Учитывая всё изложенное выше, проверив и оценив представленные ответчиком расчеты размера пенсии истца, выполненные по двум возможным вариантам в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 ноября 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, суд приходит к выводу, что размер пенсии истца пенсионным органом исчислен правильно, по наиболее выгодному для истца варианту, права истца ответчиком нарушены не были, а потому в иске следует отказать. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных им к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> (межрайонному) исковых требований о перерасчете размера пенсии. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Председательствующий: П.Е. Кутырев Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. |