НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 21.04.2021 № 2А-507/2021

№2а-507/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 21 апреля 2021 года

Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Филимоновой А.О.,

при секретаре Радке Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тумбасова П.Д. к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области о возврате излишне уплаченного страхового взноса,

У С Т А Н О В И Л:

Тумбасов П.Д. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области в котором просил возложить на надлежащего ответчика обязанность возвратить из бюджета излишне уплаченный страховой взнос в размере 13 553,16 руб..

В обоснование требований указано, что решениями ответчиков ему отказано в возврате излишне уплаченного страхового взноса по причине пропуска трехлетнего срока с момента его уплаты, с которым он не согласен. Об имеющейся переплате он узнал 17 июня 2020 г. из предоставленной ему справки при подготовке к судебному разбирательству о взыскании с него недоимки по обязательным платежам. (л.д.22)

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, указав, что за период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он периодически производил сверку по оплате страховых взносов с сотрудниками УПФР. Тумбасов П.Д. отрицал получение от ИФНС, УПФР уведомлений об имеющейся переплате по страховым взносам, более того заявил о подложности представленных административными ответчиками уведомлений и почтовых реестров.

Представитель административного ответчика ИФНС России № 17 по Челябинской области., действующая на основании доверенности Воронцова Л.А., имеющая высшее юридическое образование,( л.д.33,34) в судебном заседании заявленные требования не признала,, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, указала на возникновение переплаты по страховым взносам до января 2017 года, когда администрированием страховых взносов было уполномочено заниматься УПФ.( л.д.35-37)

Представитель административного ответчика ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, Шепилова Т.В. действующая на основании доверенности,, имеющая высшее юридическое образование,( л.д.30-32) в судебном заседании заявленные требования не признала, указала на пропуск административным истцом срока для предоставления заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, поскольку переплата возникла в 2014 году.

Представитель административного ответчика - ОПФР по Челябинской области при должном извещении участия в судебном заседании не приняла. Представлен отзыв о несогласии с иском.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, в период с 06.07.1999 г. по 14.06.2019 г. Тумбасов П.Д. состоял на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.

16.06.2020 г. Тумбасову П.Д. выдана справка № 3962183 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей», согласно которой по данным ИФНС за Тумбасовым П.Д. числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии ( сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 13553,16 руб. (л.д. 61-64).

13.11.2020 г. Тумбасов П.Д. обратился к административному ответчику (МРИ ФНС №17 по Челябинской области) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 14191,51 руб. (в том числе 13553,16 руб. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ( страховая часть)).

27.11.2020 г. указанные заявления из МРИ ИФНС №17 по Челябинской области перенаправлены и поступили в УПФР в г. Магнитогорске.

Решением ОПФР по Челябинской области от 09.12.2020 г. административному истцу было отказано в возврате страховых взносов и пеней на обязательное медицинское страхование в сумме 14191,51 руб. по причинам истечения срок5а давности. В ходе рассмотрения документов было выявлено, что страхователь излишне уплатил страховые взносы и пени на обязательное пенсионное страхование в период с 13.07.2012 г. по 15.08.2016 г. на момент обращения за возвратом ( 13.11.2020 г.) истекло более трех лет.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (пункт 1 статьи 45 и пункт 1 статьи 52).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Данному праву корреспондирует установленная пунктом 7 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с положениями части 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ о том, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Применение к спорным правоотношениям указанных правовых норм определяется полномочиями органов Пенсионного фонда РФ по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов по периодам, истекшим до 1 января 2017 года.

Суд учитывает, что Тумбасов П.Д. как предприниматель, являясь плательщиком страховых взносов (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, должен был производить самостоятельно (статья 16 названного Федерального закона). В связи с чем Тумбасов П.Д., осуществляя расчет и уплату страховых взносов, при должной степени заботливости и осмотрительности был вправе и имел возможность осуществлять необходимый контроль за соответствующими платежами, в том числе при необходимости не был лишен возможности обратиться в уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ за сверкой произведенных платежей.

Согласно представленным административным ответчиком сведениям ( л.д.57) Тумбасовым П.Д. платежи на обязательное пенсионное страхование произведены: 01.08.2014 – 30 881,64 руб., 15.02.2016 – 18 610,8 руб., 15.08.2016 – 19 356,48 руб. При этом размер начисленных страховых взносов за 2014 год составлял – 17 328,48, за 2015 год – 18 610,8 руб., за 2016 год – 19 356,48 руб. Переплата образовалась за 2014 год в связи с уплатой взноса почти в два раза больше причитающегося 01.08.2014 года в сумме 30 881,64 руб.

Истец утверждал, что УПФ в нарушение требований части 3 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Управление Пенсионного фонда г. Магнитогорска, и в нарушение п.3 ст.78 Налогового кодекса РФ МРИ ФНС России №17 по Челябинской области не сообщили ему о факте излишней уплаты страховых взносов, в связи с чем, он был лишен возможности реализовать свое право на подачу заявления о зачете этой переплаты в счет предстоящих платежей, или своевременно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.

Суд отклоняет указанные доводы административного истца как противоречащие представленным доказательствам. Так налоговым органом, после перехода к нему полномочий по администрированию страховых взносов 02.03.2017 года программно сформировано «Сообщение о факте излишней уплаты налога(сбора, пени, штрафа) №25737»( л.д.92). Указанное сообщение направлено в адрес Тумбасова П.Д. курьером согласно списку на отправку извещений о переплате 02 марта 2017 года ( л.д.93). При этом пенсионным органом в адрес истца направлено почтой «Уведомление о переплате страхового взноса по состоянию на 26 января 2017 года». ( л.д.95) Уведомление направлено согласно списку внутренних почтовых отправлений и штампу почтового отделения, принявшего отправление к пересылке, ( 455031) 27 января 2017 года. ( л.д.94)

Оснований сомневаться в достоверности представленных административными ответчиками документов у суда не имеется, поскольку они заверены подписью должностного лица, печатью доставляющей организации ( курьер, почта).

В связи с тем, что Тумбасов П.Д. обратился в налоговый орган за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного взноса - 13.11.2020 г., у налогового органа и пенсионного фонда отсутствовали законные основания для удовлетворения такого заявления, в связи с чем решения ответчиков являются законными и обоснованными.

Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, ст.26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ регулирует сроки обращения заявителя в налоговый и пенсионный орган и не является сроком давности.

Указанная норма направлена не на ущемление прав плательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому и пенсионному органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21 июня 2001 года N 173-О, от 3 июля 2008 года N 630-О-П, от 21 декабря 2011 года N 1665-О-О, от 26 марта 2019 года N 815-О и др.).

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Учитывая, что переплата по страховым взносам у Тумбасова П.Д. имелась по состоянию на 01.01.2015 г., то есть возникла во время осуществления административным истцом предпринимательской деятельности, он имел возможность и должен был своевременно обратиться с заявлением о возврате переплаты, проверить учтенные платежи и выявить переплату.

Таким образом, истцом пропущен не только трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, но и срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов без уважительных причин, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Тумбасова П.Д. к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области о возврате излишне уплаченного страхового взноса, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2021 года