№2а-1156/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 18 июня 2021 года
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Панова Д.В.,
при секретаре Скляровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области, ИФНС России Курчатовского района г.Челябинска о возврате переплаты по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске, в котором просила возложить на ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов в размере 39128 руб.
В обоснование требований указано, что решением ответчика ей отказано в возврате излишне уплаченного страхового взноса по причине пропуска трехлетнего срока с момента его уплаты, с которым она не согласна, об имеющейся переплате узнала в июне 2020 года, считает, что срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога пропущен по вине ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске.
Определением от 28 апреля 2021 года суд перешел к рассмотрению искового заявления в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОПФР по Челябинской области, Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области.
Определением от 19 мая 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причин уважительности не явки суду не сообщила, ранее в судебном заседании пояснила, что за проведением сверки расчетов в налоговый орган не обращалась.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 10 ноября 2020 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске ФИО3, действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признала, указала на пропуск административным истцом срока для предоставления заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Представители административного ответчика – ОПФР по Челябинской области, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска при должном извещении участия в судебном заседании не приняли.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в период с 24 августа 2011 года по 24 января 2017 года ФИО1 состояла на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом, из копии паспорта ФИО1 следует, что она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
27.01.2017 года УПФР в г.Магнитогорске в адрес регистрации по месту жительства ФИО1 (<адрес>) было направлено уведомление о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается представленными в материалы дела копией уведомления и списком внутренних почтовых отправлений.
Также сообщением Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области № от 18.02.2017 ФИО1 извещена по адресу регистрации по месту жительства (<адрес>) о наличии по состоянию на 18.02.2017 излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 39128 руб.
29 июля 2020 года ФИО1 обратилась к административному ответчику – ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, который в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», направил указанное заявление в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске от 07 августа 2020 года № административному истцу отказано в возврате страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование в заявленной сумме по причине истечения срока давности.
В ходе рассмотрения документов было выявлено, что последние платежи ФИО1 произведены 13 декабря 2019 года, 24 января 2017 года, на момент обращения за возвратом (29 июля 2020 года) истекло более трех лет.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются гл. 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 52).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная п. 7 ч. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с положениями ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) о том, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Применение к спорным правоотношениям указанных правовых норм определяется полномочиями органов Пенсионного фонда РФ по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов по периодам, истекшим до 1 января 2017 года.
Суд учитывает, что ФИО1, как предприниматель, являясь плательщиком страховых взносов (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, должна была производить самостоятельно (ст. 16 названного Федерального закона). В связи с чем ФИО1, осуществляя расчет и уплату страховых взносов, при должной степени заботливости и осмотрительности была вправе и имела возможность осуществлять необходимый контроль за соответствующими платежами, в том числе при необходимости не была лишена возможности обратиться в уполномоченные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за сверкой произведенных платежей.
Согласно представленным ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске сведениям переплата образовалась за 2016 год в сумме 39128 руб., что не оспаривалось сторонами.
Истец утверждал, что ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске в нарушение требований ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не сообщило ей о факте излишней уплаты страховых взносов, в связи с чем, она была лишена возможности реализовать свое право на подачу заявления о зачете этой переплаты в счет предстоящих платежей, или своевременно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.
Суд отклоняет указанные доводы административного истца как противоречащие представленным доказательствам. Так налоговым органом в адрес истца направлено почтой уведомление о переплате страхового взноса по состоянию на 18 февраля 2017 года. Уведомление направлено согласно списку внутренних почтовых отправлений 20 февраля 2017 года.
Кроме того, пенсионным органом 27 января 2017 года в адрес истца так же направлено уведомление о переплате страхового взноса по состоянию на 26 января 2017 года.
Оснований сомневаться в достоверности представленных административными ответчиками документов у суда не имеется, поскольку они заверены подписью должностного лица, печатью доставляющей организации (курьер, почта).
В связи с тем, что ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного взноса – в июне 2020 года, у пенсионного фонда отсутствовали законные основания для удовлетворения такого заявления, в связи с чем решение ответчика является законными и обоснованными.
Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, статьей 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый и пенсионный орган и не является сроком давности.
Указанная норма направлена не на ущемление прав плательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому и пенсионному органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21 июня 2001 года № 173-О, от 3 июля 2008 года № 630-О-П, от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 26 марта 2019 года № 815-О и др.).
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Согласно ч. 2 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Учитывая установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, подлежащего самостоятельному исчислению налогоплательщиком, наличие возможности своевременно обратиться с заявлением о возврате переплаты, проверить учтенные платежи и выявить переплату, суд приходит к выводу о пропуске истцом не только трехлетнего срока для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, но и срока исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов без уважительных причин, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрегиональной ИФНС России №17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области, ИФНС России Курчатовского района г. Челябинска о возврате переплаты по страховым взносам – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: Д.В. Панов
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.
Председательствующий: Д.В. Панов