НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 08.06.2021 № 2А-1221/2021

№2а-1221/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 08 июня 2021 года

Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Панова Д.В.,

при секретаре Благодатной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, восстановления срока, возложении обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, в котором просил: признать незаконным решение от 22 января 2021 года, принятое ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 26022,52 руб.; восстановить пропущенный процессуальный срок для возврата излишне уплаченных страховых взносов; возложить обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов в размере 26022,52 руб.; распределить судебные расходы.

В обоснование требований указано, что решением ответчика ему отказано в возврате излишне уплаченного страхового взноса по причине пропуска трехлетнего срока с момента его уплаты, с которым он не согласен, об имеющейся переплате он узнал в декабре 2020 года при сверке налоговых платежей в Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области.

Определением судьи от 11 мая 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОПФР по Челябинской области, Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, указав, что плательщиком страховых взносов был до июля 2013 года, в 2013 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. После прекращения деятельности расчеты не производил, считает, что обязанность инициировать сверку лежит на налоговом органе. В 2016 году возобновил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговом органе информации о наличии переплаты ему не предоставили. О возникшей переплате ему стало известно в декабре 2020 года, считает, что с указанного времени и следует исчислять срок предоставления заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Представитель административного ответчика ИФНС России № 17 по Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 25 ноября 2020 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, указала на возникновение переплаты по страховым взносам до января 2017 года, когда администрированием страховых взносов было уполномочено заниматься УПФ.

Представитель административного ответчика ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске - ФИО3, действующая на основании доверенности от 19 мая 2020 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признала, указала на пропуск административным истцом срока для предоставления заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, поскольку переплата возникла в 2011 году. Считает, что действуя разумно и добросовестно административный истец должен был при снятии с регистрационного учет в качестве индивидуального предпринимателя произвести взаимную сверку расчетов с бюджетом, что в силу действующего законодательства является обязанностью налогоплательщика и плательщика страховых взносов. Кроме того, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске в адрес административного истца своевременно направляло уведомление в феврале 2015 года, однако действий со стороны административного истца, направленных на возврат указанный сумм не было произведено.

Представитель административного ответчика – ОПФР по Челябинской области при должном извещении участия в судебном заседании не приняла. Представлен отзыв о несогласии с иском.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ФИО1 состоит на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.

Уведомлением УПФР в г.Магнитогорске по Челябинской области, направленным 12 мая 2015 года, ФИО1 извещен о наличии по состоянию на 10.02.2015 излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 24614,67 руб.

18 января 2021 года ФИО1 обратился к административному ответчику (ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2001 года по 01 января 2017 года на общую сумму 26022,52 руб.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске от 22 января 2021 года административному истцу отказано в возврате страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование в заявленной сумме по причине истечения срока давности.

В ходе рассмотрения документов было выявлено, что последние платежи ФИО1 произведены 29 июня 2011 года, 01 августа 2013 года, 10 октября 2014 года, на момент обращения за возвратом (18 января 2021 года) истекло более трех лет.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются гл. 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 52).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Данному праву корреспондирует установленная п. 7 ч. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с положениями ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) о том, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Применение к спорным правоотношениям указанных правовых норм определяется полномочиями органов Пенсионного фонда РФ по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов по периодам, истекшим до 1 января 2017 года.

Суд учитывает, что ФИО1 как предприниматель, являясь плательщиком страховых взносов (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, должен был производить самостоятельно (ст. 16 названного Федерального закона). В связи с чем, ФИО1, осуществляя расчет и уплату страховых взносов, при должной степени заботливости и осмотрительности был вправе и имел возможность осуществлять необходимый контроль за соответствующими платежами, в том числе при необходимости не был лишен возможности обратиться в уполномоченные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за сверкой произведенных платежей.

Истец утверждал, что ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске в нарушение требований ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не сообщило ему о факте излишней уплаты страховых взносов, в связи с чем, он был лишен возможности реализовать свое право на подачу заявления о зачете этой переплаты в счет предстоящих платежей, или своевременно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.

Суд отклоняет указанные доводы административного истца как противоречащие представленным доказательствам. Так пенсионным органом в адрес истца направлено почтой уведомление о переплате страхового взноса по состоянию на 10 февраля 2015 года. Уведомление направлено согласно списку внутренних почтовых отправлений и штампу почтового отделения, принявшего отправление к пересылке (455031) 12 февраля 2015 года.

Оснований сомневаться в достоверности представленных административными ответчиками документов у суда не имеется, поскольку они заверены подписью должностного лица, печатью доставляющей организации (курьер, почта).

Доказательств того, что ФИО1 уведомлял ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске о смене места жительства и необходимости его извещения по иному адресу, в материалы дела не представлено.

В связи с тем, что ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в г.Магнитогорске за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного взноса – 18 января 2021 года, у пенсионного фонда отсутствовали законные основания для удовлетворения такого заявления, в связи с чем решение ответчика является законными и обоснованными.

Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, статьей 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ регулирует сроки обращения заявителя в налоговый и пенсионный орган и не является сроком давности.

Указанная норма направлена не на ущемление прав плательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому и пенсионному органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21 июня 2001 года № 173-О, от 3 июля 2008 года № 630-О-П, от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 26 марта 2019 года № 815-О и др.).

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Согласно ч. 2 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Учитывая, что переплата по страховым взносам у ФИО1 имелась по состоянию на 10 февраля 2015 года, возникла в связи с осуществлением административным истцом предпринимательской деятельности до 28.06.2013 года, а кроме того, ФИО1 возобновил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 25.08.2016 года, он имел возможность и должен был своевременно обратиться с заявлением о возврате переплаты, проверить учтенные платежи и выявить переплату.

Таким образом, истцом пропущен не только трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, но и срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов без уважительных причин, что является основанием для отказа в удовлетворении требований иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрегиональной ИФНС России № 17 по Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Магнитогорске, ОПФР по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, восстановлении срока, возложении обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: Д.В. Панов

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2021 года.

Председательствующий: Д.В. Панов