НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область) от 01.08.2016 № 2А-2120/16

Дело № 2а-2120 /16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2016 г. г. Магнитогорск

Резолютивная часть объявлена 01 августа 2016 г.

Мотивированное решение составлено 11 августа 2016 г.

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего судьи Борисовой Д.В.

при секретаре Евстигнеевой К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области к административному ответчику Трифоновой С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к налогоплательщику Трифоновой С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 8250 руб., пени 3124, 79 руб.

В обоснование иска указали, что в собственности ответчика находится легковой автомобиль <данные изъяты> рег. номер , ей был исчислен транспортный налог, заказным письмом направлено налоговое уведомление, который в установленный срок уплачен не был. За нарушение срока уплаты начисляется пени в соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ. Пени исчислены за период с 14.11.2014 по 11.10.2015. Заказным письмом налогоплательщику направлено требование от 12.10.2015 об уплате налога и пени, которое в установленный срок не исполнено. При таких обстоятельствах недоимка по налогу и пени подлежит взысканию в судебном порядке.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции Евсеева Е.Н., действующая по доверенности от 11.01.2016 заявленный иск поддержала.

Ответчик Трифонова С.В. иск не признала, в возражениях указал, что она является малоимущей, одиноко проживающей, получает нищенскую пенсию, и не согласна платить кабальные налоги за машину 1987 года выпуска, купленную в 2006 году. Полагает, что по закону имеет право на налоговую льготу, но ей ее не дают с 2010 года. Предъявленное требование считает незаконным. Представила документы о размере своей пенсии по старости, согласно которой в 2014 году она получала пенсию 7372 руб., что является для нее единственным источником дохода. Представила в дело отчет об оценке рыночной стоимости транспортного средства по состоянию на 23 октября 2014 года, согласно которого рыночная стоимость автомобиля составляет 9000 руб.

Рассмотрев административное дело, прихожу к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.

В целях администрирования транспортного налога согласно сведениям о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

На территории Челябинской области транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 года. Закон Челябинской области от 28.11.2002 N 114-ЗО (ред. от 31.03.2015) "О транспортном налоге" (подписан Губернатором Челябинской области 28.11.2002), пунктом 2 статьи 4 которого устанавливаются налоговые льготы для пенсионеров.

На основании п.2 ст. 4 приведенной нормы права пенсионеры и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, уплачивают налог по ставке 1 руб. с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

Как установлено материалами дела, в собственности у Трифоновой С.В. имеется легковой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, мощностью двигателя <данные изъяты> рег.номер купленный в июле 2006 года, что подтверждается ПТС (л.д. 37). За 2014 год ей исчислен транспортный налог в размере 8250 руб., сроком уплаты не позднее 01.10.2015. Налоговое уведомление от 19.04.2015 выслано налогоплательщику заказным письмом и получено им, что подтвердила в судебном заседании ответчица (л.д.11). В установленный срок налог уплачен не был. Трифоновой С.В. направлено требование об уплате налога, пени по состоянию на 12.10.2015, сроком уплаты задолженности по налогу и пени до 19.11.2015, которое направлено заказным письмом (л.д. 12). Требование не исполнено. 24.11.2015 зам. Начальника налоговой инспекции принял решение о взыскании налога, пени с физического лица через суд в размере 11374, 79 руб., в том числе налог 8250 руб., пени 3124, 79 руб. (л.д.14).

Налог ответчику исчислен правильно в соответствии с Законом Челябинской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 № 114-ЗО, согласно ст. 2 которого для легкового автомобиля с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. применяется налоговая ставка с 1 января 2011 года в размере 50, 0 руб. (165 х 50 руб. =. 8250 руб.).

Налог в указанном размере ответчик не уплатила, он подлежит взысканию в принудительном порядке.

Доводы ответчика о том, что она имеет право на льготу по уплате налога, так как является пенсионером, судом проверены. Установлено, что 28 мая 2013 года Трифонова С.В. представила в налоговую инспекцию заявление на льготу на автомобиль АУДИ 200 с модностью двигателя 165 лошадиных сил, в чем ей было отказано, так как согласно Закона № 114 -ЗО Трифонова С.В. не попадает в категорию лиц, имеющих право на указанную льготу.

Ранее пунктом 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года N 114-ЗО "О транспортном налоге" пенсионерам и многодетным семьям, в собственности которых находятся транспортные средства любой мощности, была предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу в виде значительно сниженной (по сравнению с обычной) налоговой ставки.

Этот пункт был признан не соответствующим статье 2 (части 1) и статье 69 (части 1) Устава (Основного Закона) Челябинской области Постановлением Уставного Суда Челябинской области от 12.02.2013 в той мере, в какой право пенсионеров на налоговую льготу ограничено мощностью двигателя легковых автомобилей до 150 лошадиных сил включительно.

Закон Челябинской области от 30 сентября 2008 года N 312-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" ограничил круг лиц, которым предоставляется данная налоговая льгота, теми налогоплательщиками, чьи легковые автомобили имеют мощность двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в последней редакции (от 24 июня 2010 года) пенсионеры и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, а мотоциклы и мотороллеры - до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области" Закон Челябинской области "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" соответствует указанным требованиям, поскольку он был принят 30 сентября 2008 года, доведен до всеобщего сведения путем официального опубликования 16 октября 2008 года, а вступил в силу с 1 января 2009 года. Следовательно, введенным названным Законом ограничением на пользование налоговой льготой по транспортному налогу для пенсионеров, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт), притом что им была предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям налогообложения, не нарушается конституционно-правовой режим стабильности налоговых отношений.

Конституционный суд признал, что пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" - в той мере, в какой им предоставляется налоговая льгота по транспортному налогу в виде сниженной налоговой ставки пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - не может рассматриваться как нарушающий предписание Конституции Российской Федерации о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться и как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права.

Таким образом, пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в части, регулирующей предоставление налоговой льготы по транспортному налогу пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили мощностью двигателя до 150 л.с. не противоречит Конституции Российской Федерации, не утрачивает юридическую силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Трифонова С.В. не имеет права на льготу по уплате налога, несмотря на то, что владеет автомобилем 1987 года выпуска, рыночной стоимостью 9000 руб., поскольку для законодателя это не имеет значения, налог рассчитывается от мощности двигателя.

Поэтому с нее в пользу налоговой инспекции следует взыскать недоимку по транспортному налогу в размере 8250 руб.

При рассмотрении требования о взыскании пени в размере 3124 руб. 79 коп., судом установлено, что ранее налоговая инспекция взыскивала недоимку по транспортному налогу судебными приказами, которые были отмены по заявлению должника за 2012-2105 (л.д.74-.78). Задолженность не погашена, что установлено пояснениями представителя налоговой инспекции, при этом взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется, что подтверждается направлением ответа на обращение Трифоновой С.В. 30.06.2015 (л.д.88).

Однако по состоянию на 07.09.2015 в Ленинском РОСП г. Магнитогорска в отношении Трифоновой С.В. отсутствуют неисполненные исполнительные производства, что подтверждается ответом от 17.09.2015 (л.д. 71).

При таких обстоятельствах проверить правильность начисления пени в размере 3124, 79 руб. с 14 ноября 2014 года не представляется возможным.

Вместе с тем, суд учитывает специфику пени, которая является одним из средств обеспечения исполнения обязательств, как гражданско-правовых, так и налоговых. Ее назначение - стимулировать своевременное исполнение обязательства, в частности уплату налога, а также побуждать к минимальной просрочке уплаты налога, если срок внесения налога был нарушен. К отношениям по уплате пеней за несвоевременную уплату налогов может применяться по аналогии закона статья 333 ГК РФ, которая предоставляет суду возможность снизить размер неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Кроме того, согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Начисление пени и ее взыскание не должны влечь разорения либо непомерных расходов плательщика налогов по их уплате, поэтому взыскание пени требует учета фактической способности гражданина к ее уплате в полном размере начисленной суммы и не должно влечь лишения гражданина гарантий, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ.

При решении вопроса о взыскании пени необходимо принимать во внимание соразмерность суммы пени размеру основного долга, причины несвоевременной уплаты основного долга и соблюдать принцип справедливости вынесенного судебного решения.

Учитывая личность налогоплательщика - пенсионер, размер пенсии, что Трифонова С.В. является одиноко проживающей гражданкой, суд полагает правильным снизить размер пени за неуплату транспортного налога за 2014 года до суммы 250 руб.

Сроки обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогу административным истцом не пропущены. Срок для принудительного взыскания недоимки по налогу за 2014 год исчисляется с 20.11.2015, так как требование об уплате налога должно было быть исполнено не позже 19.11.2015 (л.д. 12). Административное исковое заявление подано в пределах шестимесячного срока - 04.05.2016. Срок обращения в суд для принудительного взыскания недоимки по налогу за 2014 год не пропущен.

Всего с ответчика следует взыскать в пользу налоговой инспекции 8500 руб.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Налоговый орган при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать со Трифоновой С.В. проживающей <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области основную задолженность - недоимку по транспортному налогу в размере 8250 руб., пени в размере 250 руб., всего 8500 руб.

Взыскать с Трифоновой С.В. госпошлину в размере 400 руб. в местный бюджет.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 24 января 2017 г. решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска изменено.

Взыскать с Трифоновой С.В. проживающей <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 8250 руб., пени в размере 1529,14 руб., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Трифоновой С.В. госпошлину в местный бюджет в размере 400 руб.