НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область) от 31.01.2022 № 2-245/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2022 года город Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего - судьи Буровниковой О.Н.

при секретаре – Коптевой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казначеева Василия Васильевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании незаконным решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру

установил:

Казначеева Т.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании решения незаконным и возврате удержанных денежных средств.

Свои требования. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в отношении нее было принято решение о взыскании, излишне выплаченных сумм пенсии, в соответствии с которым было решено с ДД.ММ.ГГГГ из сумм ее пенсии ежемесячно производить удержания в размере 20%. Однако, данное решение является незаконным.

В судебное заседание Казначеева Т.А. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В суд направила своего представителя.

Представитель Казначеевой Т.А. в судебном заседании поддержал исковые требования. Просил:

- признать Решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру в отношении Казначеевой Татьяны Александровны от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Курской области незаконным;

- обязать ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем возвращения удержанных сумм пенсии по решению о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру в отношении Казначеевой Татьяны Александровны от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Курской области.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считая их не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения представителя ответчика, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Казначеевой Т.А. была назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации. На момент назначения пенсии Казначеева Т.А. не получала никаких иных видов пенсий, а также в других органах ПФР.

В связи с наличием у Казначеевой Т.А., наряду с гражданством РФ, гражданства Республики Казахстан, а также выработанным стажем на территории Республики Казахстан и достижением необходимого возраста она обратилась в ПФ Казахстана для оформления пенсии по старости, полагая, что имеет на нее право. Указанная пенсия была ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом пенсия на территории Казахстана была назначена Казначеевой Т.А. в 58 лет, то есть позднее возраста, установленного для назначения пенсии по законодательству РФ. Таким образом, пенсионные органы Казахстана могли предполагать, что она уже является получателем пенсии и сделать соответствующие запросы.

На территории РФ Казначееву Т.А. никто не ставил в известность о том, что она не имеет права получать пенсию в другом государстве и обязана сообщить о ее назначении. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что она была предупреждена о невозможности получении пенсии одновременно в двух государствах ответчиком представлено не было.

Ответчик на основании ответа из филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по <адрес>, поступившего в адрес Управления ПФР в г. Курске Курской области (межрайонное) рассчитал сумму переплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 455 493 руб. 33 коп.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В силу части 2 статьи 28 данного Федерального закона в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного Федерального закона.

Аналогичные обязанности возлагались на пенсионера и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применявшимся при назначении пенсий до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами пенсионного законодательства, регулирующего основания и порядок осуществления выплаты пенсии, правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером органа, осуществляющего выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены. При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии (п. 4).

При обращении с заявлением о назначении пенсии Казначеева Т.А. не была предупреждена о необходимости такого извещения территориального органа Пенсионного фонда.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ, пенсии не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если отсутствует недобросовестность со стороны получателя. То есть (не подлежат возвращению) суммы, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Исключением из этого правила являются факты недобросовестности со стороны получателя, в таких случаях выплаты необходимо вернуть. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Согласно позиции Конституционного суда: гражданин, которому назначены пенсия, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац первый пункта 4 Постановления от 26 февраля 2018 года № 10-П).

Иной подход приводил бы к нарушению принципов справедливости, правовой определённости и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение

Вместе с тем, в соответствии с п. 15 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством РФ, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом от 17.11.2014 года № 885н при выплате пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) разъясняет правила выплаты пенсии;

б) взаимодействует с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения своевременной выплаты и доставки пенсии;

в) истребует от юридических лиц необходимые для выплаты и доставки пенсии документы (сведения), находящиеся в их распоряжении, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, ответчик не исполнил свои обязанности по разъяснению правил выплаты пенсии Казначеевой Т.А., не истребовал информацию о возможном получении пенсии в другом государстве своевременно, с учетом имеющихся у него полномочий по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, в виде запроса в соответствующих органах и организациях.

Согласно Положению о Пенсионном Фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года № 2122-1 ПФР обязан осуществлять контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

Вместе с тем, статьей 8 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, участником которого является республика Казахстан, предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. А статьей 10 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Таким образом, порядок сотрудничества между РФ и республикой Казахстан закреплен. Отсутствие механизма сотрудничества не может влиять на права истицы.

Ссылка ответчика на удержания из пенсии Казначеевой Т.А. в интересах пенсионного органа республики Казахстан является необоснованной, так как переплата поставлена на баланс в размере переполученной суммы на территории РФ и по законодательству РФ, в то время как переплата образовалась в пенсионном органе р. Казахстан и согласно письма ФНАО «ГК «Правительство для граждан» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сумма переплаты Казначеевой Т.А. составила 10 530 128 (десять миллионов пятьсот тридцать тысяч сто двадцать восемь) тенге, которая не эквивалентна сумме переплаты в РФ. Кроме того, ФНАО «ГК «Правительство для граждан» по <адрес> просило оказать содействие по возврату излишне выплаченных сумм получателем пенсии лишь в добровольном порядке, в случае отказа оно будет вынуждено самостоятельно обращаться в судебные органы. Таким образом, ФНАО «ГК «Правительство для граждан» по <адрес> не уполномочивало ответчика на взыскание с Казначеевой Т.А. переполученных сумм в принудительном порядке, доказательств иного ответчиком представлено не было.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Казначеевой Т.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру Казначееву Василию Васильевичу, вынесенное Госудаственнмы учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пнесионного фонда РФ в Курской области.

Обязать ответчика Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области утратить нарушения прав, свобод и законных интересов истца Казначеева Василия Васильевича путем возвращения Казначееву Василию Васильевичу сумм пенсии, удержанных на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. , вынесенного Государственным учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полное и мотивированное стороны могу получить ДД.ММ.ГГГГ

Судья