НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область) от 30.01.2019 № 2-694/2022-2020

Дело № 2-694/22-2020

46RS0030-01-2019-012653-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Муромской С.В.

при секретаре Богомазовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головачевой Натальи Николаевны к УФНС России по Курской области о взыскании денежной суммы

УСТАНОВИЛ:

Истец Головачева Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику УФНС России по Курской области о взыскании денежной суммы, мотивируя тем, что она состояла в трудовых отношениях с УФНС России по Курской области в должности заместителя начальника отдела анализа и планирования налоговых проверок согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом доп. соглашений). В соответствии с приказом УФНС России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с нею ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, и она уволена с государственной гражданской службы по инициативе государственного служащего. Уже после увольнения ей стало известно, что ответчик исчислил и выплатил ей не все денежные средства, причитающиеся за ее труд. При представлении ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации за отпуск, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчисление денежных средств на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках (компенсации за отпуск) осуществлялось без учета средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Просит установить, что средства материального стимулирования, выплаченные ей УФНС России по Курской области в 2015, 2016,20217, 2018, 2019 годах входят в систему оплаты труда работодателя, выплачены из фонда оплаты труда, сформированного в соответствии с п.З ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового права должны учитываться при расчете на период нахождения в отпуске (компенсации за неиспользуемый отпуск); признать действия УФНС России по Курской области по исчислению денежных средств на период нахождения ее в ежегодных оплачиваемых отпусках периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользуемый отпуск, без учета средств материального стимулирования незаконными, так как исчислены без учета норм материального права, установленными ст.50, 51 (п.З) Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и норм трудового права; взыскать с УФНС России по Курской области в ее пользу денежные средства, невыплаченные в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за отпуск в сумме 53754руб. 05 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; взыскать с УФНС России по Курской области в ее пользу за нарушение установленного срока выплаты денежных средств компенсацию, предусмотренную ст.236 Трудового кодекса РФ в размере 18 917 руб. 82 коп.; взыскать с УФНС России по Курской области в счет компенсации морального вреда в ее пользу денежные средства сумме 17 328 руб.13 коп.

В судебном заседании истец Головачева Н.Н. исковые требования поддержала, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, просила признать уважительной причину пропуска срока исковой давности, мотивируя тем, что в период прохождения госслужбы не знала и не могла знать о нарушении своих прав.

Представитель ответчика Гридасова Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просил в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частями 1 и 2 статьи 51 указанного выше Федерального закона определены составляющие фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов.

Согласно п.З ч.З ст.51 Закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В силу ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В судебном заседании установлено, что Головачева Наталья Николаевна, состояла в трудовых отношениях с УФНС России по Курской области в должности заместителя начальника отдела анализа и планирования налоговых проверок согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом доп. соглашений).

В соответствии с приказом УФНС России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ с Головачевой Н.Н. расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, истец уволена с государственной гражданской службы по инициативе государственного служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.2004 №79 «О государственной гражданской службе РФ»).

На основании приказов руководителя УФНС России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за период с 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ (дату увольнения) Головачевой Н.Н. производились ежеквартальные выплаты в виде средств материального стимулирования (СМС) и премии за счет средств материального стимулирования.

Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка Головачевой для оплаты денежного содержания нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с мая 2016 года по июль 2019 года, а также компенсаций за неиспользованный отпуск, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года№238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Правительством РФ были приняты постановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2015-2017 годах.

Из вышеизложенного следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Из дела усматривается, что приказами руководителя УФНС России по Курской области Головачевой Н.Н. систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих, а также премии, которые по показаниям сторон по сути являющиеся такими же средствами материального стимулирования. Суммы данных выплат не были учтены работодателем при исчислении денежного содержания Головачевой Н.Н. при оплате отпускных.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 №14-04- 05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.

Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.

Вместе с тем, в соответствии со ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В силу п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №56 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Согласно данным разъяснения для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Установлено, что спорные суммы денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользуемый отпуск не начислялись истцу, в связи, с чем их не выплата не относится к длящимся нарушениям.

Таким образом, в соответствии с требованиями ч.2 ст.392 ТК РФ недоплаченный заработок может быть взыскан в пределах годичного срока, предшествующего обращению истца в суд.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с УФНС России по Курской области в пользу Головачевой Н.Н. суммы недоплаченного денежного содержания в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с декабря 2018 г. по май 2019 г., а также денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты, исчисленной в соответствии со ст.236 ТК РФ.

Согласно расчету ответчика недоплаченные суммы денежного содержания в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 1055 руб. 99 коп., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ составляет 140 руб. 89 коп.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 704 руб., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ - 81,56 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 352 руб., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ - 40,78 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 704 руб., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ - 73,92 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 897,61 руб., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ - 474,58 руб.; компенсация за неиспользованные дни отпуска при увольнении - 5 481,82 руб., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ - 360,14 руб.

Итого, размер денежных средств, в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск составляет - 11 083,43 руб.; размер компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. составляет 1171,87 руб.

Доводы истца о том, что она не знала до ноября 2019 г. не знала о нарушении своего права, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются уважительными причинами пропуска срока исковой давности в силу ст. 205 ГК РФ, которая предусматривает, что к уважительным причинам могут быть отнесены исключительные обстоятельства, связанные с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.);

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, не начислены и не выплачены заработанные истцом деньги, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Исходя из обстоятельств дела, суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

Заявленные истцом Головачевой Н.Н. в иске как самостоятельные требования о том, что выплаченные средства материального стимулирования выплачены из фонда оплаты труда и должны учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; действия ответчика по исчислению денежных средств на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках без учета средств материального стимулирования следует признать незаконными, фактически являются обоснованием предъявленного иска о взыскании недополученных денежных сумм.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Головачевой Натальи Николаевны удовлетворить частично.

Взыскать с УФНС России по Курской области в пользу Головачевой Натальи Николаевны сумму недоплаченного денежного содержания в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с декабря 2018 года по май 2019 года в размере 11083 руб. 43 коп., денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты в размере 1171 руб. 87 коп., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а всего 15255 (пятнадцать тысяч двести пятьдесят пять) руб. 30 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Курска.

Судья