НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область) от 20.12.2021 № 2А-4633/13

Дело №2а-4633/13-2021 г.

46RS0030-01-2021-008694-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года г.Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,

при помощнике судьи: Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сеймского административного округа г. Курска в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Курска об оспаривании бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сеймского административного округа г. Курска обратился в Ленинский районный суд г. Курска в защиту прав неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации г.Курска. При этом указав, что прокуратурой Сеймского административного округа на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части несанкционированного размещения отходов на территории г. Курска в районе <адрес> результатам проверки было установлено, что в районе <адрес> располагается два земельных участка с кадастровыми номерами , на которых размещена несанкционированная свалка в виде бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, изделий из текстиля, предметов мебели), в том числе отходов производства в виде пластиковой тары (пластиковых чайников, труб, бытовой техники)металлических тар, банок, тэнов, стружки, древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев), битой стеклотары, холодильного оборудования, насыпи щебня, известковой массы, картонных упаковок, резанной бумаги, поролона, строительного мусора (асбестового шифра, рубероида, крупногабаритных кусков бетона, асфальта, кирпичей, песка), отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, остатков обшивки транспортных средств, сгоревших резинотехнических изделий и т.д. Указанный мусор образовался вследствие выгрузки местными и иными жителями, проживающими на территории <адрес>, багажа с грузовых, легковых транспортных средств. Данные земельные участка относятся к категории земель г. Курска, право собственности не разграничено, в связи с чем, только у органа местного самоуправления имеются полномочия по ликвидации свалок на территории земель, относящихся к категории земель, отнесенных к категории земель населенного пункта г. Курска.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» исключен из числа заинтересованных лиц и привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены генеральный директор ООО «Курские просторы» Косицкий А.И., ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» и Бугорского П.Ю.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» исключен из числа административного ответчика и привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял свои требования и с учетом последних уточнений просили признать незаконным бездействие администрации г. Курска в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: <адрес> (территория земельного участка с кадастровым номером общей площадью 155 000 кв.м.) и обязать администрацию г. Курска принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца Мирсанова Е.Г. заявленные требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изожженным в административном иске с учетом уточнения требований. При этом также указав, что повторно был произведен осмотр земельных участков, по результатам которого был установлен факт наличия мусора на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103186:1, на втором земельном участке мусор отсутствует.

Представитель административного ответчика администрации г. Курска по доверенности Шишкина М.Д. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на региональном операторе- АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска», в связи с чем, комитетом городского хозяйства в адрес регионального оператора была направлена информация о необходимости принятия мер по ликвидации места несанкционированного возмещения отходов. Кроме того, ликвидация отходов, находящихся на земельном участке, собственность на который не разграничена относиться к полномочиям субъекта.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» по доверенности Вылегжанина Ю.С. указала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, т.к. у них отсутствует обязанность по уборке свалки на указанных земельных участках ввиду того, что объем отходов по визуальной оценке составляет 13 000 кв.м., при этом ТКО всего 2%, т.е. менее 1 куб. м.

Представитель заинтересованного лица Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Предоставили пояснения, согласно которого поддержали требования прокуратуры САО г. Курска. От представителя Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица комитета природных ресурсов Курской области не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.От представителя комитета природных ресурсов Курской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.Ранее от комитета природных ресурсов Курской области поступило мнение, согласно которого указали, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Курской области по доверенности Зубков А.С. в судебном заседании полагал возможным заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица комитета по имуществу Курской области. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по имуществу Курской области по доверенности Олейников П.С. полагал, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению. При этом указав, что земельный участок с кадастровым номером не находиться в аренде, земельный участок с кадастровым номером –в аренде у ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС».

Заинтересованное лицо генеральный директор ООО «Курские просторы» Косицкий А.И. в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о слушании дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.

Ранее в судебном заседании генеральный директор ООО «Курские просторы» Косицкий А.И. указал, что все отходы везут на данные земельные участки с кадастровым номером В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером мусора нет.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» по доверенности Флегонтов Д.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований. При этом указав, что у них при составлении акта осмотра земельных участков имелись возражения, которые ими были письменно оформлены.

Заинтересованное лицо Бугорский П.Ю. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования административного истца. На протяжении длительного времени свалка находиться на территории указанного земельного участка, никаких мер принято не было по ликвидации несанкционированной свалки, несмотря на то, что администрации города Курска было известно о ее наличии.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности субъектов Российской Федерации в том числе относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.

Вопросы предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления муниципального района регламентированы пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и к виду разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ч.5 ст.12 «Требования к объектам размещения отходов» Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 18500+/-151 кв.м. расположен <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов с видом разрешенного использования- для строительства завода строительных материалов, право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.

Решением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 30 000 кв.м., из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г Курск, <адрес>, в границах производственной зоны П-2, образованного из земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, из земельного участка с кадастровым номером образован земельный участок с кадастровым номером площадью 30 000+/-61 кв.м. расположен <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов с видом разрешенного использования- производственная деятельность, право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано.

Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , в ходе которого было установлено, что на открытом грунте указанных земельных участков размещена несанкционированная свалка в виде бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, изделий из текстиля, предметов мебели), в том числе отходов производства в виде пластиковой тары (пластиковых чайников, труб, бытовой техники) металлических тар, банок, тэнов, стружки, древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев), битой стеклотары, холодильного оборудования, насыпи щебня, известковой массы, картонных упаковок, резанной бумаги, поролона, строительного мусора (асбестового шифера, рубероида, крупногабаритных кусков бетона, асфальта, кирпичей, песка), отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, остатков обшивки транспортных средств, сгоревших резино-технических изделий и т.д. Данный мусор находился в виде отдельных насыпей, размещенных на расстоянии около 100-300 мм и более метров друг от друга.

Согласно п. п. 12 и 25 ст. 13 Устава г. Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Курска; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст. 45 Устава города Курска администрация города Курска - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Курска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Курска федеральными законами и законами Курской области.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации определены полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе вопросов участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Установлено, что между комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области по Северо - Восточной зоне, в соответствии с которым АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

Администрация г. Курска в лице комитета ЖКХ г. Курска ДД.ММ.ГГГГ направляло на имя генерального директора АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» письмо. в котором просила принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <адрес>

АО «Спецавтобаза по уборке <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> и администрации <адрес> направляло требование о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, согласно которого на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103186:1 выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, несанкционированное складирование осуществлено на территории МО «<адрес>». Также указав, что по истечении 30-дневного срока получения требования не будет обеспечена ликвидация места несанкционированного размещения ТКО или заключен договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного ТКО, региональный оператор самостоятельно ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, с отнесением понесенных расходов.

Согласно протокола испытаний (измерений) №О/789-21 от ДД.ММ.ГГГГ проба (пробная площадка (100 кв.м. глубина 0-20 см) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> соответствует 4 классу опасности для окружающей среды, по морфологическому составу: грунт 52,6%, лом бетона при строительстве производственных зданий и сооружений 34,4%, отходы прочих теплоизолирующих материалов на основе минерального волокна незагрязненные 6,8 %, отходы поливинилхлорида в виде изделий или лома незагрязненные 5,1%, отходы пенопласта на основе полистирола незагрязненные 1,10%.

Согласно протокола испытаний (измерений) №О/788-21 от ДД.ММ.ГГГГ проба (пробная площадка (100 кв.м. глубина 0-20 см) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> соответствует 4 классу опасности для окружающей среды, по морфологическому составу: грунт 51,9%, лом бетона при строительстве производственных зданий и сооружений 19,2%, отходы рубероида 14,3%, отходы поливинилхлорида в виде изделий или лома незагрязненные 6,6 %, отходы пенопласта на основе полистирола незагрязненные 3,3%, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий 2,7%, отходы полиуретановой пены незагрязненные 1,1%, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные 0,9%.

Из акта обследования места несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что компонентный состав отходов: строительные отходы-88%, древесно-растительные отходы-10%, ТКО-2%, отдельно расположенных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов объемом более 1 куб.м. не обнаружено.

Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом Курской области и ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» был заключен договор ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории г. Курска, по которому земельный участок с кадастровым номером передан в аренду Обществу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» в комитет по управлению имуществом Курской области было направлено требование о безвозмездном устранении недостатков переданного имущества (приведении земельного участка в надлежащих вид), согласно которого был обнаружено скопление многочисленного строительного мусора.

Кроме того, ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» и ООО «Стройреконструкция» был заключен договор купли-продажи строительного мусора и отходов от ДД.ММ.ГГГГ, по которому продавец ( ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС») передает в собственность покупателя (ООО «Стройреконструкция») отходы (мусор от строительных и ремонтных работ), находящихся на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находился в аренде ЗАО «Новострой Инвест».

Согласно заключения кадастрового инженера Косицкого А.И. на земельном участке с кадастровым номером мусор отсутствует, на земельном участке с кадастровым номером мусор есть, площадь земельного участка, занятая мусором составляет 68373,00 кв.м.

Кроме того, из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, на территории земельного участка с кадастровым номером расположены крупные земляные навалы с содержанием отдельных элементов отходов, в том числе: несанкционированные отходы:строительные отходы,твердые коммунальные отходы (хозяйственно-бытовых из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, старой мебели, тары и упаковки), в том числе отходы из древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев), насыпи щебня, известковой массы, отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек. сгоревшей резино-технических изделий и т.д.

Указанные обстоятельства подтверждены: выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, решением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>», фотоматериалом, объяснениями Бугорского П.Ю., Уставом города Курска,актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ.2, требование о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» от ДД.ММ.ГГГГ, локальным сметным расчетом, протоколом испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом отбора проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования места несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования места несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ, договором ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи, протоколом рассмотрения заявок и определения участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ по лоту , сообщением комитета по управлению имуществом Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, публичной кадастровой картой, требованием о безвозмездном устранении недостатков переданного имущества (приведении земельного участка в надлежащих вид), договором купли-продажи строительного мусора и отходов от ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера, актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Предоставленные ООО «ТРЕЙД КАПИТАЛ ПЛЮС» возражения на акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку факт наличия несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером не опровергают.

Довод административного ответчика о том, что с их стороны отсутствует бездействие, является несостоятельным, поскольку противоречит предоставленным доказательствам по делу. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктом 16 которых предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 17 Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В силу статьи 226 КАС РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению и на срок устранения таких нарушений.

Доказательств того, что указанная свалка внесена в территориальную схему как место под планируемое размещение полигона ТКО, оборудована в качестве места накопления отходов, вывоз отходов с указанной свалки осуществляется, свалка оборудована в качестве полигона для размещения ТКО, в реестр мест (площадок) накопления ТКО указанная свалка включена суду в ходе рассмотрения дела не предоставлено.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Поскольку собственник отходов, расположенных на спорной свалке не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории муниципального образования город Курск, за участки, расположенные на территории муниципального образования отвечает орган местного самоуправления такого образования, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, в связи с чем, администрацией г. Курска ненадлежащее выполняются обязанности по благоустройству, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц - граждан города Курска, не отвечает задачам охраны их жизни и здоровья, в связи с чем, суд полагает возможным уточненные заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: <адрес> (территория земельного участка с кадастровым номером общей площадью 155 000 кв.м.).

Обязать администрацию <адрес> принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья