Дело № 2а-5288/26-2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2018 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе
председательствующего судьи Скрипкиной Е.Ю.,
при секретаре Мишиной В.О.,
с участием:
представителя административного истца ИФНС России по г. Курску ФИО1, действующему на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 19356 руб. 48 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1283 руб. 27 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в размере 1146 руб. 89 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в размере 13 руб. 55 коп., мотивируя тем, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску; административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС; отделением Пенсионного фонда в г. Курске и Курском районе в Инспекцию были переданы сведения о задолженности по страховым взносам ФИО2, которая образовалась до ДД.ММ.ГГГГ; согласно представленным в Инспекцию сведениям ФИО2 имеет задолженность перед бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС; в установленные сроки уплаты суммы начисленных страховых взносов ФИО2 не уплачены, в связи с чем налоговым органом на сумму имеющейся задолженности начислены пени; в соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; на момент обращения в суд задолженность оплачена частично и составляет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в раз-
мере 19356 руб. 48 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1283 руб. 27 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в размере 1146 руб. 89 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в размере 13 руб. 55 коп.; Инспекция обратилась в судебный участок № 8 Центрального округа г. Курска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО2; мировой судья судебного участка № 8 Центрального округа г. Курска вынес судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности, однако определением от 15.03.2018г. указанный судебный приказ отменен.
В судебном заседание представитель административного истца ФИО1 доводы административного иска поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, при этом пояснив, что с ФИО2, взыскиваются страховые взносы за 2016 год, сумму задолженности передал ПФ РФ; страховые взносы уплачиваются вне зависимости от ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 доводы административного иска не признал, при этом пояснив, что он с 2011 года прекратил предпринимательскую деятельность, не имел дохода, ИП закрыл в 2017 году, т.к. не знал, что его надо закрыть сразу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующем
В силу ст. ст. 19, 23 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 19 федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется передача налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные госбюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных орга-
нами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий,
предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды. истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
Пунктом 2 ст. 4 федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
До 01 января 2017 года порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС определялся федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В судебном заседании установлено, что ФИО2 утратил статус индивидуального предпринимателя 25 августа 2017 года; имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2016 год в сумме соответственно 19356 руб. 48 коп. и 1146 руб. 89 коп.
В судебном заседании ФИО2 не оспаривал, что не уплатил указанные страховые взносы за 2016 год, размер задолженности по страховым взносам также не оспаривал.
Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы в ПФР независимо от ведения им деятельности или отсутствия у него дохода (за исключением нахождения ИП в отпуске по уходу за ребенком, службы в вооруженных силах или периода ухода за лицом, достигшим 80-ти лет). Законодательство РФ в настоящее время не содержит положений, определяющих периоды освобождения ИП от уплаты страховых взносов. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность ведется физическими лицами по собственному желанию и усмотрению и связана с определенным риском (например, не получение дохода).
В связи с изложенным административный иск ИФНС России по г. Курску в части взыскания задолженности по страховым взносам обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с пере-
мещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В связи с неуплатой страховых взносов за 2016 год налоговый орган исчислил ФИО2 пени и направил требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных
предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив расчет пени, представленный налоговым органом, суд приходит к следующему.
Согласно расчету налогового органа им начислены пени по страховым взносам в фиксированном размере ИП в ПФ РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по страховым взносам в размере 55295 руб. 76 коп.
Указанная задолженность состоит из задолженности по страховым взносам за 2016 года в размере 19356 руб. 48 коп. и задолженности по страховым взносам в размере 35929 руб. 28 коп.
Однако административным истцом не представлено доказательств наличия задолженности в сумме 35929 руб. 28 коп., за какой период она образовалась, принимались ли меры к ее взысканию. В связи с изложенным пени на указанную сумму задолженности взысканию не подлежат.
Страховые взносы за 2016 год ФИО2 не уплачены, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по страховым взносам за 2016 год подлежат взысканию пени, исходя из следующего расчета:
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 19356 руб. 48 коп. х 10 дней х 0,000325 = 62 руб. 91 коп.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 19356 руб. 48 коп. х 48 дней х 0,00030833333 = 286 руб. 48 коп.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 19356 руб. 48 коп. х 17 дней х 0,0003 = 98 руб. 71 коп.
Итого: 448 руб. 10 коп.
Согласно расчету налогового органа им начислены пени по страховым взносам в фиксированном размере ИП в ФМС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по страховым взносам в размере 8196 руб. 52 коп.
Указанная задолженность состоит из задолженности по страховым взносам за 2016 года в размере 1146 руб. 89 коп. и задолженности по страховым взносам в размере 7049 руб. 63 коп.
Однако административным истцом не представлено доказательств наличия задолженности в сумме 7049 руб. 63 коп., за какой период она образовалась, принимались ли меры к ее взысканию. В связи с изложенным пени на указанную сумму задолженности взысканию не подлежат.
Страховые взносы за 2016 год ФИО2 не уплачены, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по страховым взносам за 2016 год подлежат взысканию пени, исходя из следующего расчета:
1146 руб. 89 коп. х 5 дней х 0,0003 = 01 руб. 72 коп.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской
Федерации).
Бюджетный кодекс Российской Федерации, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеет приоритетное значение.
Согласно пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
С ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 828 руб. 60 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Курску к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу <адрес>, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2016 г. в размере 19356 (девятнадцать тысяч триста пятьдесят шесть) руб. 48 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 448 (четыреста сорок восемь) руб. 10 коп., задолженность на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за
2016 год в размере 1146 (одиннадцать тысяч сто сорок шесть) руб. 89 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 (один) руб. 72 коп., а всего 23442 (двадцать три тысячи четыреста сорок два) руб. 81 коп.
В удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Курску к ФИО2 о взыскании на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 35929 руб. 28 коп. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 835 руб. 17 коп., на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС 7049 руб. 63 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 руб. 83 коп отказать.
Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Город Курск» государственную пошлину в сумме 828 (восемьсот двадцать восемь) руб. 60 коп.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20 ноября 2018 года.
Судья: Е.Ю. Скрипкина