РЕШЕНИЕ
26 июля 2022 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Лаптева М.Н., с участием заявителя главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1, представителя заявителя по доверенности ФИО4, представителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО5, рассмотрев жалобу главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №/№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, которым она, как главный бухгалтер государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей. В обоснование жалобы указывает, что в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку деревья, отсутствие учетных документов на которые ей вменяется в вину, исторически произрастали на территории колледжа, в связи с чем не признаются объектом налогообложения, соответственно, не вовлечены в экономический оборот.
В судебном заседании заявитель, представитель заявителя по доверенности ФИО4 доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО5 полагала, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считаю, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения, по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления заместителя руководителя департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3№/№ от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Согласно указанному постановлению, между министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее также - Министерство, Уполномоченный орган), в лице начальника управления экономики образования и финансов ФИО6, и государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» (далее также - ГБПОУ КК «КТЭК»), в лице директора ФИО7 заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ№-БУ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№-БУ).
Предметом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№-БУ являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении Уполномоченным органом Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее также - Субсидия).
Между ГБПОУ КК «КТЭК», в лице директора ФИО7 и ООО «Акация», в лице генерального директора ФИО8, (далее - Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Договор №).
Согласно пункту 1 Договора №, Исполнитель обязуется выполнить услуги по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов (далее - Услуги) по адресам: , г. Краснодар, ; г. Краснодар, ; 350033, г. Краснодар, дамба, 3. Цена Договора № составляет 500 000,00 рублей.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ№ по унифицированной форме № КС-3 стоимость выполненных работ по объектам составила: г. Краснодар, - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ по унифицированной форме № КС-2); г. Краснодар, - 200 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ по унифицированной форме № КС-2); г. Краснодар, дамба, 3 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ по унифицированной форме № КС-2). Общая стоимость выполненных работ составила - 500 000,00 рублей. Акты по форме КС-2 и справка по форме КС-3 подписаны директором Учреждения ФИО7
Указанные Услуги оплачены платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 342 000,00 рублей из средств, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (тип средств 50.00.00); от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 158 000,00 рублей из средств, полученных от приносящей доход деятельности (тип средств 20.00.00).
Однако многолетние насаждения, расположенные по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, дамба, 3, в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления не числятся, следовательно, расходы на оплату услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов в отношении многолетних насаждений, расположенных по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, дамба, 3 произведены в отсутствие документов, свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения.
Пунктом 1.1 учетной политики, утвержденной приказом директора ГБПОУ КК «КТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета» (далее - Учетная политика), определено установить организацию, формы и способы ведения бухгалтерского учета, систему налогового учета на основании действующих нормативных документов (с учетом изменений), в том числе: федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция №н); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция №н); приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Инструкция №н); федеральными стандартами, утвержденными приказами Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №№н, 257н, 258н, 259н, 260н; от ДД.ММ.ГГГГ №№н, 275н, 278н; от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Согласно пункту 3.1 Учетной политики объектами бухгалтерского учета Учреждения, в том числе, являются активы.
Пунктом 5.1 Учетной политики установлено, что все операции, проводимые Учреждением, оформляются первичными документами по перечню, утвержденному Инструкцией №н.
Согласно пункту 5.2 Учетной политики для ведения бухгалтерского учета применяются перечень унифицированных форм первичных документов и перечень регистров бухгалтерского учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели, установленные Инструкцией №н.
В соответствии с пунктом 5.3 Учетной политики, данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются за текущий месяц, в том числе, в регистре бухгалтерского учета «Журнал операций № по выбытию и перемещению нефинансовых активов».
Согласно пункту 6.3 Учетной политики, в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности обеспечить, установленный законодательством РФ, следующий порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании Учреждения; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; инвентаризация основных средств проводится один раз в три года; при реорганизации или ликвидации организации.
Пунктом 8.2 Учетной политики установлено, что для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Учреждением применяются счета аналитического учета в соответствии с видом объекта учета и содержанием хозяйственной операции.
Согласно приложению № к Учетной политике к перечню регистров бухгалтерского учета, в том числе, относятся: инвентарная карточка учета нефинансовых активов; инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов; оборотная ведомость по нефинансовым активам; инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов.
Согласно Инструкции №н для инвентаризации многолетних насаждений должна применяться инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Актом обследования зеленых насаждений, подписанным ведущим специалистом отдела озеленения департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования города Краснодар, установлено наличие деревьев, расположенных, в том числе, по адресам: г. Краснодар, , г. Краснодар, и г. Краснодар, дамба, 3 в отношении которых необходимо провести работы по обрезке и вырубке.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов № объект - Многолетние насаждения по адресу местонахождения: г. Краснодар, , отнесены к виду объекта - иное движимое. Первоначальная стоимость объекта составляла 8 213,40 рубля, остаточная - 0,00 рублей.
В отношении деревьев, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, дамба, 3, документы (инвентарная карточка, первичный учетный документ по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива и т.д.), свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения (либо в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления) отсутствуют.
В ходе проверки Учреждению направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием представить пояснения, в том числе по вопросу: принадлежности указанного имущества (деревья, указанные в договоре от ДД.ММ.ГГГГ№ об оказании услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов) ГБПОУ КК КТЭК, с привязкой к земельным участкам.
Из пояснений директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что многолетние насаждения состоят на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Деревья, указанные в договоре от ДД.ММ.ГГГГ№ состоят на учете не в полном объеме.
Согласно представленной Учреждением оборотно-сальдовой ведомости по дебету счета 101.38 по строке Многолетние насаждения отражено сальдо на начало и на конец 2020 года в сумме 8 213,40 рублей.
Также из пояснений директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что согласно акта обследования зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ и порубочного билета от ДД.ММ.ГГГГ№ валка и обрезка деревьев произведена в границах земельных участков: с кадастровым номером 23:43:0205019:18 по адресу: г. Краснодар, ; с кадастровым номером 23:43:0403015:19 по адресу: г. Краснодар, ; с кадастровым номером 23:43:0304060:8 по адресу: г. Краснодар, .
Межевые планы по данным адресам отсутствуют.
Из представленных Учреждением документов следует, что в отношении деревьев, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, отсутствуют первичные учетные документы (акт о результатах инвентаризации, в случае установления излишков по итогам инвентаризации), а также регистры бухгалтерского учета (инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов, ведомость расхождений по результатам инвентаризации, инвентарная карточка учета нефинансовых активов, инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов).
Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ предусмотрено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2016 году» (вместе с «Планом мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2016 году») дано распоряжение обеспечить проведение балансодержателями в пределах установленной компетенции инвентаризации государственного имущества Краснодарского края, с целью выявления непрофильного имущества, в том числе, ответственным исполнителям - государственным учреждениям Краснодарского края.
Кроме того, пунктом 17 плана мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2021 году утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2021 году» в отношении государственных учреждений Краснодарского края установлено ежегодное проведение инвентаризации в целях выявления непрофильного имущества.
Вместе с тем, несмотря на вышеуказанное, Учреждением не приняты меры по отражению многолетних насаждений, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, в бухгалтерском учете, в связи с чем на указанные объекты основных средств отсутствуют первичные учетные документы, на основании которых надлежало осуществить принятие таких объектов, а также отсутствуют регистры бухгалтерского учета, содержащие соответствующие данные о многолетних насаждениях, расположенных по адресам: г. Краснодар, и г. Краснодар, .
Из изложенного следует, что Учреждение, не предприняло мер по отражению на счетах бухгалтерского учета, нефинансовых активов, что привело к нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в части не отражения в первичных учетных документах, а также регистрах бухгалтерского учета информации о наличие нефинансовых активов.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, факты хозяйственной жизни не оформлены первичными учетными документами, не зарегистрированы и не отражены регистрах бухгалтерского учета.
Доводы жалобы суд находит несостоятельными по следующим основаниям:
Довод заявителя о возможности включения многолетних насаждений в состав основных средств только на основании пункта 43 Приложения № Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Единого плана счетов...», который указывает, что это возможно только на основании капитальных вложений, подлежит отклонению в виду следующего.
Пункт 43 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее также - Приказ Минфина №н) звучит: капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ, в то время, как заявитель поменяв местами слова придал данной норме противоположное значение.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства» (далее также - приказ Минфина РФ №н) группами основных средств являются, в том числе, многолетние насаждения (подпункт «е»).
Согласно пункту 8 приказа Минфина РФ №н объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее соответственно - учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 9 приказа Минфина РФ №н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Критерии признания объекта основных средств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Стандарта, должны применяться к инвентарному объекту в целом. Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в установленном порядке. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
В соответствии с пунктом 24 приказа Минфина РФ №н объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Согласно пункту 43 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее также - Приказ Минфина №н) капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
В разъяснениях Минфина России, изложенных в письме № от 27.10.2015г., на которые также ссылается заявитель, идет речь о лесе, а не о многолетних насаждениях. Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (п. 3.1.3 Стандарта отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», утв. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, согласно пункту 7 приказа Минфина РФ №н многолетние насаждения являются группами основных средств.
Кроме того, для отражения на забалансовом счете, также необходимо наличие первичных учетных документов, которые у Учреждения отсутствуют.
Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету понимается, в том числе, отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета в течение установленных сроков хранения таких документов.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с данной статьей, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 учетной политики, утвержденной приказом директора ГБПОУ КК «КТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета», бухгалтерский учет Учреждения осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.
В рассматриваемый период полномочия главного бухгалтера ГБПОУ КК «КТЭК» осуществляла ФИО1
Таким образом, вина ФИО1 административным органом полностью доказана и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, действия главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в пределах санкции статьи с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
При возбуждении дела об административном правонарушении, а также при вынесении постановления по делу Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края были соблюдены требования КоАП РФ, касающиеся процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3№/№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного бухгалтера государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренной главой 30 КоАП РФ.
Судья: