Дело №
РЕШЕНИЕ
23 августа 2021 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Ситников В.Е., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края №/ДЛ/2 от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой, не отрицая факта совершения вменяемого административного правонарушения, полагала, что совершенное правонарушение является малозначительным. Просила постановление по делу отменить, производство по делу прекратить с объявлением устного замечания.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО4, доводы жалобы поддержал.
Представитель органа финансового-бюджетного надзора по доверенности ФИО5 по доверенности против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить постановление по делу без изменений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Статьей 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, несоответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признаются нецелевым использованием бюджетных средств.
Как видно из материалов дела, дело об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ возбуждено по факту нецелевого расходования средств краевого бюджета в сумме 438 рублей, установленного в ходе плановой проверки ГКУ КК «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса», проведенной по вопросу соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе целевого и эффективного расходования средств краевого бюджета, выделенных на обеспечение выполнения функций учреждения, реализацию мероприятий государственных программ Краснодарского края.
Департаментом финансового-бюджетного надзора Краснодарского края по итогам проверки установлено, что ФИО1 являясь главным бухгалтером ГКУ КК «Агентство ТЭК», в 2019 году допустила нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 438,00 рублей, в результате оплаты командировочных расходов ФИО6, не подлежащих возмещению, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14.Ко АП РФ.
Так, в частности, в 2019 году в целях участия в мероприятиях Международного форума «Российская энергетическая неделя» ФИО6, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ была направлена в командировку в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период нахождения в командировке ФИО6ДД.ММ.ГГГГ приобрела Единый билет (безлимитная транспортная карта) стоимостью 438 руб., на неограниченное количество поездок сроком на 3 суток. Указанный единый билет используется для оплаты проезда в метро, Московском центральном кольце, монорельсе, трамвае, автобусе, троллейбусе <адрес>. Причиной приобретения билета явилась необходимость передвижения от Белорусского вокзала, на который прибывает авиаэкспресс из аэропорта Шереметьево, до места командировки (место проведения мероприятия: <адрес>, <адрес>») и обратно. Расстояние между вокзалом и местом проведения мероприятия составляет порядка 4 километров, и добраться туда можно общественным транспортом - метро, или автобусами с пересадкой.
По возвращении к месту работы расходы на приобретение указанных проездных документов были возмещены в соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.2. Положения о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных учреждений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ и локальными актами ГКУ КК «Агентство ТЭК».
В соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных учреждений Краснодарского края (далее – Положение №).
На основании вышеуказанных нормативных актов, в ГКУ КК «Агентство ТЭК» приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» (далее – Положение №), согласно пункту 4.3 которого работникам учреждения возмещаются расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере фактически понесенных расходов, подтвержденных проездными документами.
В пункте 2.1 Положения № закреплен закрытый перечень расходов на проезд, подлежащих возмещению, а именно расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы.
В нарушение указанных требований, ФИО6, за счет средств краевого бюджета были возмещены расходы на приобретение транспортной карты, на 3 суток, не предусмотренные к возмещению.
Таким образом, ГКУ КК «АТЭК», вследствие оплаты за счет средств краевого бюджета расходов, не предусмотренных к возмещению допущено нецелевое использование средств, выделенных на обеспечение его деятельности в общей сумме 438 руб.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП РФ (примечание к статье 2.4) понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных и муниципальных организациях.
Приказом ГКУ КК «АТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О переводе на другую работу» ФИО1 переведена на должность главного бухгалтера. Главный бухгалтер осуществляет руководство деятельностью отдела на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.
В соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера от ДД.ММ.ГГГГ№ главный бухгалтер отдела бюджетного учета и отчетности в соответствии с законодательством обеспечивает руководство отдела, осуществляет контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, организует учет основных фондов, денежных средств и других ценностей, исполнения сметы доходов и расходов, принимает меры к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений, обеспечивает рациональное использование имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению, а также строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, расходование полученных средств по назначению, должный порядок хранения бухгалтерских документов, а также выполняет иные обязанности, установленные должностной инструкцией.
Авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ№ проверен ФИО1, принят к утверждению в сумме 7 963 руб. (включая расходы, не подлежащие возмещению в размере 438 руб.)
Таким образом, главным бухгалтером ГКУ КК «АТЭК» ФИО1 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в результате оплаты командировочных расходов, не подлежащих возмещению в 2019 году в размере 438 руб.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административным органом доказано наличие в действиях главного бухгалтера ГКУ КК «АТЭК» ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Конституционный суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П отмечал, что возможность освобождения от административной ответственности путем административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу доказательств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ административного штрафа характеру вменяемого правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть2) и 19 (части 1 и 2) Конституции РФ принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Оценивая доводы заявителя, суд приходит к выводу, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности, поскольку в данном случае были приняты обязательства и осуществлены расходы за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В данном конкретном случае нецелевое использование бюджетных средств является правонарушением, несущим существенную опасность охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая степень общественной опасности и вины нарушителя, критерий соразмерности, принцип дифференцированности и справедливости наказания, суд приходит к выводу, что привлечение ФИО1 к административной ответственности и наложение административного штрафа в назначенном размере отвечает целям административной ответственности, обеспечивает неотвратимость наказания.
Оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя департамента финансового-бюджетного надзора Краснодарского края №/№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 по ст.15.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке ст. 30.9,30.10 КоАП РФ.
Судья