НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 20.09.2023 № 2А-6441/23

К делу № 2а-6441\23г.

УИД-23RS0031-01-2023-007401-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2023 г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре Алейниковой В.Ю., с участием административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об обжаловании бездействий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об обжаловании бездействий.

В обоснование заявленных требований указывает, что в сентябре 2021 года ИП ФИО4 подала в Прикубанский районный суд г. Краснодара исковое заявление о взыскании с него задолженности по уплате членских взносов, взносов на содержание земельного участка (земельного налога) и пени ПГКС-102, сумма земельного налога составляет 3 600 рублей с каждого члена кооператива за период с 2015 года по 2019 год, однако никаких подтверждающих данный факт документов нет, утверждение ФИО4 является голословным. ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением о разъяснении суммы земельного налога в отношении ПГСК-102 за период с 2015 года по 2019 год. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ, согласно которого сумма налога по декларациям к уплате за 2015 год составляет 721 336 рублей за 3 месяца, за 2016 год к уплате 1701 602 рублей за 12 месяцев, в 2017 году сумма налога составляет 1 108 859 рублей, в 2018 году сумма налога составила 108 338 рублей за 12 месяцев. В связи с тем, многие члены кооператива приватизировали земельные участки, сумма земельного налога по декларациям значительно снизилась, то есть сумма в 3600 рублей, заявленная ФИО4 завышена в три раза. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к начальнику ИФНС России по г. Краснодару с заявлением о предоставлении копии декларации по земельному налогу за период с 2014-2019 год, однако получил отказ, с указанием, что указанная информация является налоговой <данные изъяты> Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловал его в УФНС России по Краснодарскому краю, однако решением УФНС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении указанных сведений. Полагая свои права и законные интересы нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие заместителя ИФНС России по г. Краснодара ФИО6, выразившееся в незаконном отказе в предоставлении налоговых деклараций по надуманному предлогу, обязать устранить допущенные нарушения путем предоставления ему заверенных копий деклараций по земельному налогу ПГСК-102 за период с 2014-2019г.г.

В судебном заседании административный истец свои требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении, указал, что налог им оплачен, задолженности перед ПГСК-102 он не имеет, в связи, с чем ему для защиты своих прав в Прикубанском суде и необходимы налоговые декларации.

Административные ответчики, будучи извещенными о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом в порядке статьей 96 КАС РФ в судебное заседание не явились, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие либо об отложении судебного заседания, не представили.

Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика ИФНС России по г. Краснодару, судом не допущена к участию в деле в связи с отсутствием полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Об отложении дела административные ответчики не просили и документы об уважительной причине неявки не представили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся административных ответчиков о дате и времени судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав мнения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 8,9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статье 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ИФНС России по г. Краснодару с заявлением о предоставлении информации кем оплачены налоги за ПГСК-102, в каком размере были оплачены налоги и за какой период, а также просил предоставить ему надлежащим образом заверенные копии деклараций.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган дал ответ ФИО1, согласно которому предоставить декларации по земельному налогу в отношении ПГСК-102 не предоставляется возможным, в связи с тем, что данные сведения составляют налоговую <данные изъяты>

Не согласившись с ответом налогового органа, ФИО1 обжаловал его в УФНС России по Краснодарскому краю.

Решением исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Краснодарскому краю ФИО5 в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая информация должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы непосредственно затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость ее особой защиты.

Гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, Конституция Российской Федерации наделяет законодателя полномочием установить порядок и конкретные механизмы его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1029-О-П).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой <данные изъяты>

Частью 9 статьи 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой <данные изъяты> если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую <данные изъяты> составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленнных в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом становятся общедоступными с согласия их обладателя- налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую <данные изъяты> имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (абзац 2 пункт 3 статьи 102 НК РФ).

Согласно пункта 2.3 статьи 102 НК РФ не является разглашением налоговой <данные изъяты> представлением налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую <данные изъяты> иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую <данные изъяты> и обеспечивать ее сохранение.

По смыслу закона налоговые правоотношения предполагают взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком, вследствие чего налоговым законодательством не предусмотрена возможность предоставления сведений по запросу лица, не являющегося субъектом налоговых правоотношений.

В материалы дела не представлено согласие ПГСК-102 на предоставление налоговым органом сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую <данные изъяты>

Таким образом, из анализа вышеуказанного законодательства следует, что сведения, содержащиеся в налоговой декларации являются налоговой <данные изъяты> и не могут быть представлены третьему лицу без согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

При этом административный истец не был лишен возможности заявить в судебном заседании ходатайство об истребовании у налогового органа необходимых сведений.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Административное судопроизводство согласно пункта 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 КАС РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Краснодару, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об обжаловании бездействий, - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22.09.2023 года и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: