Дело №№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 15 июля 2020 г.
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.И.
при секретаре ФИО2,
с участием: представителя истца ФИО3, действующего на основании доверенности № от 13.09.2017г., представителей ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности № от 17.03.2020г., ФИО5, действующего на основании доверенности № от 20.06.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по начислению взносов на капитальный ремонт, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, Отчёте по начисленным и оплаченным взносам с датой формирования ДД.ММ.ГГГГ собственникам парковочных мест, расположенных по адресу: г. Краснодар, <адрес>. Обязать некоммерческую унитарную организацию «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» произвести перерасчёт взносов на капитальный ремонт собственникам парковочных мест многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> по установленному тарифу 5,32 рубля за кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения. Судебные издержки за услуги представителя взыскать с ответчика.
В обоснование требований указано, что истец является полномочным представителем интересов собственников многоквартирного дома (ЖК «Триумф», литер 3, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. ИМ Гаврилова, 27. Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ФИО1 к некоммерческой унитарной организации Краснодарский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании совершить действия по открытию специального счета для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. На ответчика судом также возложена обязанность выставлять платёжные документы собственникам помещений МКД для перевода денежных средств на соответствующий счёт, нормировать базу плательщиков, открывать лицевые счета, осуществлять начисление и сбор платежей. ДД.ММ.ГГГГ ответчик предоставил Отчёт по начислениям и оплаченным взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, уведомил собственников МКД о том, что им «проводится систематическая работа по устранению неточностей и внесению в информационную базу, используемую для учёта начислений и оплат актуальных сведениях о помещениях многоквартирных домов». Указал, что с согласно нормам краевого законодательства размер взноса на капитальный ремонт на 2014-2020 годы установлен в размере 5,32 рубля на один квадратный метр общей площади помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме, находящегося в собственности. Согласно Отчёту от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате в фонд капитального ремонта собственниками парковочных мест отсутствовала. ДД.ММ.ГГГГ Ответчик выставил дополнительную квитанцию собственникам МКД на плату взноса на капитальный ремонт за парковочные места в сумме 17 837,16 рублей за каждое парковочное место за период с ноября 2014 года по март 2020 года, включительно, то есть за 66 месяцев. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик отказался произвести перерасчёт взносов на капитальный ремонт за парковочные места собственникам МКД за три последних года со ссылкой на отсутствие у него своевременных актуальных сведений о собственниках жилых и нежилых помещений МКД, а также, по мнению Ответчика, злоупотреблением права со стороны собственников помещений МКД. Действия Ответчика, выразившееся в отказе произвести перерасчёт плазы взносов на капитальный ремонт за парковочные места собственникам МКД за три последних года, считает незаконными. Данные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Дал пояснения, аналогичные изложенным в тексте искового заявления.
Представители ответчика в судебном заседании против требований иска возражали. Пояснили суду, что постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ МКД №, расположенный по ул. ФИО6 г. Краснодара, включен в Региональную программу капитального ремонта. Согласно выписки из информационной базы НКО «Фонд капитального ремонта МКД» от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь многоквартирного <адрес> по ул. ФИО6 г. Краснодара составляет 39 995,50 кв.м. Согласно ч. 6 ст. 12.1 Закона №-K3, в случае, если собственники помещений в МКД в срок до 01.07.2014г. не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления городского округа или поселения принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого МКД на счете регионального оператора. Так, на основании решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, фонд капитального ремонта МКД №, расположенный по ул. ФИО6 г. Краснодара формируется на счете Регионального оператора. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений МКД, включенных в региональную программу на территории Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы», с ДД.ММ.ГГГГ. Выполнение капитального ремонта МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. ФИО6, <адрес>, предусмотрено в региональной программе на 2038-2040 года.
Указали, что, по причине слияния ЕГРП с ГКН доступ информации из Росреестра по ранее выданным электронным ключам был заблокирован. В связи с вышеизложенным, региональный оператор неоднократно обращался в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по вопросу оказания содействия в получении и передаче региональному оператору сведений из информационной системы Россреестра, в ответ на что региональный оператор получал отказы, ввиду того, что Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, как учредитель, не имеет правовых оснований принимать на себя обязанности по сбору информации для обеспечения деятельности Фонда. На основании изложенного, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст. 158, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п.3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом из материалов дела, ФИО1 является полномочным представителем интересов собственников многоквартирного дома (ЖК «Триумф», литер 3, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. ИМ Гаврилова, 27, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №ВССП-1/2017.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ФИО1, действующего от имени жильцов многоквартирного дома, к некоммерческой унитарной организации Краснодарский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании совершить действия по открытию специального счета для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
На ответчика судом также возложена обязанность выставлять платёжные документы собственникам помещений МКД для перевода денежных средств на соответствующий счёт, нормировать базу плательщиков, открывать лицевые счета, осуществлять начисление и сбор платежей.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Указанный судебный акт имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного дела, поскольку согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 19 Закона Краснодарского края от 01.072013 года №-К3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края» установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы.
Согласно данной норме в срок до ДД.ММ.ГГГГ лица, осуществляющие управление многоквартирными домами в порядке и по форме, утвержденной уполномоченным органом, предоставляют информацию о многоквартирных домах. Сводные реестры многоквартирных домов в срок до 15 октября предоставляются в уполномоченный орган.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края на 2014-2043 годы.
В региональную программу включён и многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Краснодаре по <адрес>.
В связи с тем, что в установленный законом срок способ формирования фонда капитального ремонта не был избран, формирование фонда капитального ремонта осуществлялось на счёте регионального оператора на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ВССП-1/2017) способ формирования фонда капитального ремонта изменён. Принято решение о формировании фонда капремонта на специальном счёте в ПАО «Сбербанк», владельцем специального счёта определён региональный оператор, размер ежемесячного взноса оставлен прежним.
Управление домом осуществлялось управляющей компанией ООО УК «Территория комфорта» на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в последующем название управляющей компании было изменено на ООО УК «Каллиста».
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №ВССП-4/2019) способ управления многоквартирным домом изменён, договор управления с ООО УК «Каллиста» расторгнут, управляющая компания решением ГЖИ Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ исключена из реестра лиц, осуществляющих управление домом № по <адрес> в г. Краснодаре. Управление домом стало осуществляться ТСН(Ж) «Триумф», передача документации от ООО УК «Каллиста» ТСН(Ж) «Триумф» осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом № предоставил Отчёт по начислениям и оплаченным взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, уведомил собственников МКД о том, что им «проводится систематическая работа по устранению неточностей и внесению в информационную базу, используемую для учёта начислений и оплат актуальных сведениях о помещениях многоквартирных домов». Указал, что с согласно нормам краевого законодательства размер взноса на капитальный ремонт на 2014-2020 годы установлен в размере 5,32 рубля на один квадратный метр общей площади помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме, находящегося в собственности.
Согласно Отчёту от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате в фонд капитального ремонта собственниками парковочных мест отсутствовала.
ДД.ММ.ГГГГ Ответчик выставил дополнительную квитанцию собственникам МКД на плату взноса на капитальный ремонт за парковочные места в сумме 17 837,16 рублей за каждое парковочное место за период с ноября 2014 года по март 2020 года, включительно, то есть за 66 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ Истец направил Ответчику заявление в электронном виде через сайт ГИС ЖКХ с просьбой произвести перерасчёт платы взносов на капитальный ремонт за парковочные места собственникам МКД в пределах трёхлетнего срока исковой давности, то есть за последние 3- месяцев со ссылкой на часть 1 ст. 196 ГК РФ, Приказ Минфина России №н от 29.07 1998 года «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации».
В соответствии с п.77 данного Положения дебиторская задолженность, по которой срок вековой давности истёк, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведённой инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя и относятся соответственно на счёт средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчётному, суммы этих долгов не резервировались, в порядке, предусмотренном п.70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Ответчик отказался произвести перерасчёт оплаты взносов на капитальный ремонт за парковочные места собственникам МКД за три последних года со ссылкой на отсутствие у него своевременных актуальных сведений о собственниках жилых и нежилых помещений МКД.
Доводы стороны ответчика о том, что у него в информационной базе отсутствовали сведения о наличии у собственников многоквартирного дома парковочных мест, вследствие чего им с ноября 2014 года по март 2020 года включительно квитанции на оплату взносов в фонд капитального ремонта не выставлялись, суд считает не состоятельными ввиду нижеследующего.
Как было отмечено выше, при формировании региональной программы капитального ремонта в 2013 году эти сведения подлежали учёту.
После принятия региональной программы у регионального оператора возникло право с 11.2014 года требовать оплату взносов на капитальный ремонт.
С этого момента региональный оператор вправе был выставлять квитанции на оплату взносов в фонд капитального ремонта собственникам как жилых помещений, так и нежилых (парковочных мест) многоквартирного дома. Правом выставлять квитанции с ДД.ММ.ГГГГ на оплату парковочных мест ответчик не воспользовался.
Вместе с тем, сведения о собственниках парковочных мест, размере их долей в праве общей долевой собственности, необходимые для выставления квитанций на оплату взносов в фонд капитального ремонта имелись в управляющей компании, которые в последующем переданы в ТСН(Ж) «Триумф».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-АЧ/04 министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в ответе были разъяснены способы получения такой информации через ЕГРП.
ДД.ММ.ГГГГ принят федеральный закон №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
В развитие этого закона совместным приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № и Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр утверждён состав, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе ЖКХ информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно данному Приказу на регистрирующие органы возлагалась обязанность в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предоставлять сведения в информационную базу, необходимые для выставления квитанций по оплате взносов в фонд капитального ремонта (вид объекта недвижимости, кадастровый номер, площадь, адрес, назначение помещения, сведения о правообладателях и т. д.).
Совместным приказом от 28.01.2016г. Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр утверждён состав, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Также ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 06.2017 № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, п.2 ст.200 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истёкшим месяцем.
Таким образом, срок исковой давности по самому раннему требованию о взысканию взноса за ноябрь 2014 года (срок внесения до ДД.ММ.ГГГГ) начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ и истекает ДД.ММ.ГГГГ. Этот период не подлежит расчёту для взыскания взносов в фонд капитального ремонта за парковочные места.
Таким образом, на момент подачи иска (ДД.ММ.ГГГГ) ответчику необходимо произвести перерасчёт по взиманию платежей в фонд капитального ремонта за парковочные места по установленному тарифу в 5,32 рубля за кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения.
Из обстоятельств дела следует, что истец оспаривает действия ответчика по начислению взносов на оплату в фонд капитального ремонта после перехода на специальный счёт.
Действующим законодательством (ст. 173 ЖК РФ) предусмотрена возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта без учёта мнения собственников помещений.
В соответствии с ч.8 ст. 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с ч.3 ст. 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В соответствии с ч.8 ст.173 ЖК РФ если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счёта. Владелец специального счёта обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счёте, на счёт регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Согласно материалам дела до совершения оспариваемых действий по начислению дополнительных взносов на капитальный ремонт в части оплаты за парковочные места размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений МКД № по <адрес> в г. Краснодаре составлял 52,43%.
После совершения оспариваемых действий по начислению дополнительных взносов на капитальный ремонт в части оплаты за парковочные места размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений МКД № по <адрес> в г. Краснодаре стал составлять 42,01%.
Таким образом, у ответчика появилась возможность инициировать процедуру возврата денежных средств со специального счёта на общий счёт регионального оператора в соответствии с положениями ст.173 ЖК РФ.
На основании изложенного, имеются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Кроме того, истцом заявлены требования о возмещении расходов по оплате услуг за оказание юридической помощи в размере 35000 руб.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
С учетом требований разумности, принимая во внимание сложность дела, количество судебных заседаний и объем оказанной юридической помощи, суд считает необходимым снизить взыскиваемую сумму по оплате юридических услуг до 10000 руб.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца также сумму государственной пошлины в размере 300 руб., поскольку указанные расходы подтверждены в судебном заседании представленными документами.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по начислению взносов на капитальный ремонт, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, Отчёте по начисленным и оплаченным взносам с датой формирования ДД.ММ.ГГГГ собственникам парковочных мест, расположенных по адресу: г. Краснодар, <адрес>.
Обязать Некоммерческую унитарную организацию «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» произвести перерасчёт взносов на капитальный ремонт собственникам парковочных мест многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> по установленному тарифу 5,32 рубля за кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения.
Взыскать с Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу ФИО1 госпошлину в размере 300 руб., расходы на представителя – 10000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинской районный суд г. Краснодара.
Судья Ленинского
районного суда г. Краснодара Н.И.Исакова
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2020г.