НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 14.03.2022 № 2А-3201/2022

К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2022 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Шипуновой М.Н.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 о признании действий (бездействий) и решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 о признании незаконными действий (бездействий) и решений.

В обоснование иска указывает, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП и проведены исполнительные действия с нарушением территориальной подведомственности, не по месту жительства должника.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в ПГСК без учета размера получаемой им заработной платы в сумме прожиточного минимума.

Административный истец для защиты нарушенного права обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства -ИП и обязать передать исполнительное производство по территориальной подсудности в ОСП по <адрес> г. Краснодара; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на 50% заработной платы должника по месту работы в ПГСК , обязать судебного пристава вынести постановление о его отмене.

В судебном заседании административный истец заявленные исковые требований поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом в соответствии со ст.96,99 КАС РФ, о чем свидетельствуют данные почтового отправления с трек-номером , представил материалы исполнительного производства.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как предусмотрено частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение неявившегося административного ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Жалобы на действия судебных приставов-исполнителей УФССП России рассматриваются по правилам, установленным главой 22 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (статья 4 указанного закона).

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 12, пунктам 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ подлежит исполнению должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно ч. 3 указанной статьи исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, согласно которой если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, нотариусом нотариального округа городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ выдана исполнительная надпись о взыскании с ФИО2, проживающего по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1613730,27 руб.

Исполнительная надпись предъявлена в ОСП по Западному округу г. Краснодара с учетом указанного в ней адреса проживания должника.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительной надписи от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО2, взыскатель ПАО «Сбербанк России», предмет исполнения – взыскание 1 613 730,27 руб.

Копия постановления направлена сторонам исполнительного производства.

Адрес проживания должника в исполнительном документе г. Краснодар, <адрес> относится к территориальной подведомственности ОСП по Западному округу г. Краснодара.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов (часть 7 статьи 33 названного Закона).

В силу части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Мерой принудительного исполнения (действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу) наряду с другими действиями, указанными в части 3 статьи 68 поименованного закона, является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (часть 1, пункт 2 части 3 статьи 68 названного закона).

Федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Федерального закона N 229-ФЗ возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

В ходе исполнительного производства установлено, что должник имеет доходы по месту работы в ПГСК по адресу г. Краснодар, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по месту работы с удержанием 50% доходов до погашения суммы долга 1 613 730,27 руб.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела усматривается, что на момент возбуждения исполнительного производства указанный адрес должника ФИО2 – г. Краснодар, <адрес> относится к территориальной подведомственности ОСП по Западному округу г. Краснодара, в связи с чем, у судебного пристава не имелось оснований к отказу в возбуждении исполнительного производства, принятое им ДД.ММ.ГГГГ постановление является законным и обоснованным.

Учитывая, что в настоящее время ФИО2 зарегистрирован и проживает по адресу: г. Краснодар <адрес>, суд считает необходимым обязать административного ответчика вынести постановление о передаче исполнительного производства -ИП по территориальной подведомственности в Отделение судебных приставов по <адрес> г. Краснодара.

Не может суд согласиться с доводами ФИО2 о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника с удержанием 50% таких доходов. На момент принятия обжалуемого постановления у судебного пристава-исполнителя не имелось достоверных сведений о доходах ФИО2, при этом должник в установленном порядке не уведомил судебного пристава-исполнителя о размере получаемого дохода, не превышающего величину прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Согласно представленного административным истцом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость оказываемых ФИО2 ПГСК юридических услуг с ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 15 220 рублей в месяц, включая НДФЛ.

Постановлением Главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ установлена величина прожиточного минимума в Краснодарском крае на 2022 год для трудоспособного населения в размере 13 241 руб.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П и определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1325-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1064-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 350-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1560-О).

С учетом установленных обстоятельств, судебный пристав-исполнитель обязан отменить вынесенное им ДД.ММ.ГГГГ постановление.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного административного иска, отказе в удовлетворении заявленных ФИО2 требований о признании незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства -ИП и постановления от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на заработную плату и (или) иные доходы должника с удержанием 50% доходов, поскольку к моменту вынесения постановлений судебному приставу-исполнителю не было достоверно известны место регистрации (пребывания) административного истца и размер его ежемесячного дохода, судебным приставом-исполнителем были предприняты полные и исчерпывающие меры на принудительное взыскание с должника суммы задолженности по исполнительному производству.

В силу пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частично удовлетворяя административный иск, учитывая установленные по делу обстоятельства, в целях восстановления нарушенных прав административного истца в соответствии с п.9 ст.227 КАС РФ, суд считает обоснованным обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ФИО5 внести постановление о передаче исполнительного производства 9196/22/23029-ИП по территориальной подведомственности, с учетом места проживания должника, в ОСП по <адрес> г. Краснодара и обязать отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ об обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника с удержанием 50% их размера.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 о признании незаконными действий (бездействий) и решений – удовлетворить частично.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 вынести постановление о передаче исполнительного производства -ИП о взыскании с ФИО2 в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности по кредитным платежам по территориальной подведомственности в ОСП по <адрес> г. Краснодара.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г. Краснодара ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО2 с удержанием 50% его дохода.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий