НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область) от 24.12.2021 № 2-1308/2021КОПИ

№ 2-1308/2021 КОПИЯ

44RS0002-01-2021-001696-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Гуляева Г.В.,

при секретаре Сахаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королёвой И.В. к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании выплат стимулирующего характера,

установил:

Королева И.В. обратилась в суд с иском к начальнику Военной академии РХБЗ генерал-майор Емельянову И.М., Управлению ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской. Костромской и Вологодской областям» о возложении обязанности на начальника Военной академии РХБЗ издать распорядительный акт - дополнительный Приказ начальника Военной академии РХБЗ о включении в Положение "О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты», утвержденное 06.10.2020г., пункта о производстве указанных выплат стимулирующего характера научным сотрудникам за период времени с 01.01.2020г. по 01.02.2021г.; произвести выплаты согласно указанному распорядительному документу; о возложении обязанности на начальника Управления ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской. Костромской и Вологодской областям» произвести, указанные выплаты, при невозможности производства данных выплат в Военной академии РХБЗ.

Требования мотивированы тем, что Королёва И.В., до 29 января 2021 года являлась младшим научным сотрудником, имеет общий стаж работы в Академии ВА РХБЗ имени С.К. Тимошенко 20 лет. При увольнении с занимаемой в Военной академии РХБЗ должности ей не была выплачена премия согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - в части, касающейся повышения средней заработной платы научным сотрудникам до 200 % от средней заработной платы в регионе. Королева И.В. уволена с занимаемой должности 29 января 2021 года. 21 января 2021 года истица обратилась в установленным порядком с просьбой разъяснить факт отсутствия указанных выплат, выплачиваемых в случае увольнения гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, при выплате основных окладов заработной платы. 28 января 2021 года получила ответ от Начальника Военной академии РХБЗ генерал-майора Емельянова И.М., из которого следует, что обращение рассмотрено и размер выплат ей как научному работнику Военной академии РХБЗ установлен согласно указаний довольствующего территориального финансового органа Министерства обороны РФ. Также было указано, что в течении 2020 года дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научных сотрудников в Военную академию РХБЗ из федерального бюджета не поступало. Между тем, в Военной академии РХБЗ издан распорядительный документ - Положение "О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты", утвержденное 06.10.2020 года, регламентирующий осуществление дополнительных стимулирующих выплат в 2020 году работникам, относящимся к категории научных сотрудников. При этом в данном документе отсутствует пункт о выплате дополнительной стимулирующей выплаты определенной категории научных сотрудников. Истица обращалась в Государственную инспекцию труда в Костромской области.18 февраля 2021 года и 10 марта 2021 года она обращалась по данному факту в своих интересах и в интересах Королёва Б.А. одновременно в адрес Президента РФ, на что получила ответы о направлении обращений в адрес Министерства обороны РФ. Получила ответ по данному факту из Министерства обороны РФ, согласно которому признается факт наличия нарушения в части, касающейся невыполнения требований Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - в части, касающейся повышения средней заработной платы научным сотрудникам до 200 % от средней заработной платы в регионе. Между тем начальником Военной академии РХБЗ - не было предпринято никаких действий по восстановлению ее нарушенных прав и интересов. Также истица обращалась письменно в адрес Военной прокуратуры Костромского гарнизона, на что получила ответ исх. № 3/509 от 20.02.2021 г. с указанием на то, что положенные выплаты стимулирующего характера не выплачены по причине «ежемесячного достижения соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников ВА РХБЗ и уровнем заработной платы в Костромской области». При этом ежемесячная выплата истцу в 2020 году составляла 15 486 рублей согласно справке 2-НДФЛ. Средняя заработная оплата труда в Костромской области в 2020 году, по данным Росстата, составляет 31416 рублей.

В ходе рассмотрения дела Королева И.В. неоднократно уточняла исковые требования, согласно последнему уточненному исковому заявлению истица просит суд взыскать с ответчика Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко денежную сумму в размере 369 565 руб. 56 коп. во исполнение Указа Президента РФ № 579 от 07.05.2012г. «О реализации государственной социальной политики».

К участию в деле в качестве привлечено Министерство обороны Российской Федерации, Управление ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской. Костромской и Вологодской областям» исключено из числа ответчиков по делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец Королева И.В. и ее представитель по устному ходатайству Королев Б.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанных в иске и дополнительных письменных отзывах.

Представитель ответчика Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Тоцкая О.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях и отзывах.

Представитель ответчика Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Плюснин Г.В. в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Управления ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской. Костромской и Вологодской областям» в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица и возражения на исковые требования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, опросив специалистов, суд приходит к следующему.

В силу статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. В силу статьей 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Судом установлено, что Королева И.В. с 1 июля 2020 г. работала в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в должности младшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории (программно-технического обеспечения образовательной деятельности), что подтверждается приказом начальника Военной академии от 1 июля 2021 г. № 133. С Королевой И.В. был заключен трудовой договор № 88/2020 от 30 июня 2020 г.

На основании приказа начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко от 29 января 2021 г. № 16 Королева И.В. уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Королева И.В. обратилась к начальнику Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко с обращением об осуществлении выплаты стимулирующей надбавки за 2020 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, приказом Минобороны России от 31.10.2014 № 820, Положением «О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты», утвержденным 06.10.2020г.

Согласно ответу начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко от 28.01.2021г. оплата труда Королёвой И.В. как научного работника военной академии производилась в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Уровень среднемесячной заработной платы научных работников военной академии устанавливался согласно указаниям довольствующего территориального финансового органа Министерства обороны РФ. В течение 2020 года дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научных сотрудников в военную академию из федерального бюджета не поступало.

По факту невыплаты истцу стимулирующих выплат по обращению истицы ГИТ в Костромской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства.

Согласно акту проверки от 11.05.2021 нарушений требований трудового законодательства в части соблюдения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не установлено.

При повторной проверке доводов Королёвой И.В. главным государственном инспектором труда Костромской области в связи с установленным нарушением трудовых прав истца в части несоблюдения в 2020 г. положений Указа Президента РФ № 597 17.11.2021 вынесено постановление о привлечении военной академии к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) и назначении административного наказания в виде предупреждения.

В настоящее время постановление не вступило в законную силу, оспаривается военной академией в судебном порядке.

Обращаясь в суд, истица указала, что при увольнении ей не были выплачены в полном размере меры стимулирующего характера.

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко является федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования. Финансирование деятельности Военной академии производится за счет средств федерального бюджета. Военная академия не осуществляет деятельность, приносящую доход.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» в систему оплаты труда работников организаций Министерства обороны Российской Федерации включаются:

должностные оклады (тарифные ставки);

выплаты компенсационного характера:

за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);

за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; выплаты стимулирующего характера:

надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном приложением к приказу;

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда;

премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели;

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном приказом.

Пунктом 9 трудового договора Королевой И.В. № 88/2020 от 30.06.2020 г. было предусмотрено, что работнику установлен должностной оклад, ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада, выплата за выслугу лет 40 % от должностного оклада, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов, также производятся дополнительные выплаты стимулирующего характера при наличии экономии по фонду заработной платы за соответствующий период (месяц, квартал, год) с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

13.05.2019г. на заседании двухсторонней комиссии военной академии был принят коллективный договор между командованием и гражданским персоналом академии на 2019-2021 годы, в соответствии с п. 1.1 которого настоящий договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в военной академии РХБ защиты между работодателем и гражданским персоналом в лице их представителей на основе принципов социального партнёрства в сфере труда. Договор заключен, в том числе, на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», приказа Министра обороны РФ от 16.04.2013 № 288 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций Министерства обороны РФ» и др.

Согласно п. 1.8 коллективного договора условия трудовых договоров не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями действующего законодательства и настоящего договора.

Пунктом 5.1 коллективного договора предусмотрено, что система оплаты труда работников включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок определения выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Конкретные размеры премий и стимулирующих выплат работникам определяются с учетом выполнения ими показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 5.21 коллективного договора).

В силу п. 5.23 коллективного договора осуществление дополнительного материального стимулирования профессорско-преподавательскому и научному составу из числе гражданского персонала военной академии производится в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, приказом Министра обороны РФ от 16.04.2013 № 288.

На основании п. 60 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала Военной академии РХБ защиты, являющегося Приложением № 2 к коллективному договору на 2019-2021 гг., планирование лимитов бюджетных обязательств на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников согласно Указу Президента Российской Федерации 2012 года № 597 осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 820 и указаниями директора департамента-социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

Расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам высших учебных заведений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2012 года № 597 представляется ежеквартально, к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.

В расчет включается среднесписочная численность профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, фонд заработной платы работников за отчетный период и средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации.

Фонд заработной платы работников (для планирования денежных средств по «дорожной карте») за отчетный квартал состоит из бюджетных средств на оплату труда; дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010; средств от приносящей доход деятельности; выделенных грантов; дополнительного финансирования (в соответствии с Указом Президента РФ 2012 года № 597).

Условия, размеры и порядок выплаты денежных средств определен в Положении о порядке осуществления дополнительных выплат научным работникам и профессорско-преподавательскому составу из числа гражданского персонала на повышение оплаты труда (п. 62 названного Положения).

В Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко были утверждены Положения о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала в 2019 г. и в 2020 г.

Согласно Положению о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала военной академии от 06.10.2020г. оно разработано в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных учреждениях) на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 820 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства обороны Российской Федерации «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также Программы развития Военной академии радиационной, химической и биологической защиты.

Положение определяет порядок осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам, выполняющим обязанности по основной должности, с целью повышения эффективности образовательной и научной деятельности академии, а также уровня оплаты труда в соответствии с фактически достигнутыми значениями показателей эффективности и качества их деятельности, в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.

В соответствии с п. 1.5 Положения планирование лимитов бюджетных обязательств на дополнительные стимулирующие выплаты осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

При необходимости в дополнительных стимулирующих выплатах расчет потребности бюджетных ассигнований представляется ежеквартально (ежемесячно) в довольствующий территориальный финансовый орган. В расчет включается среднесписочная численность преподавательского и научного состава академии, фонд оплаты труда за отчетный период и среднемесячный доход от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации - Костромской области (п. 1.6 Положения).

Согласно п. 1.7 Положения среднемесячный доход от трудовой деятельности в Костромской области включается в расчет исходя из данных, доведенных уполномоченным органом исполнительной власти.

Дополнительные стимулирующие выплаты педагогическим и научным работникам осуществляются на основании индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника за деятельность, выполняемую в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктами 3.4.2 и 3.4.3 Положения предусмотрены случаи снижения размера дополнительных стимулирующих выплат и лишения этих выплат за виновное поведение работника.

В соответствии с п. 3.4.5 Положения к дополнительной стимулирующей выплате не представляются работники, находящиеся в отпусках, при временной нетрудоспособности, а также отсутствующие на работе по другим причинам, не связанным с трудовой деятельностью.

Согласно п. 3.10 Положения начисление дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам производится финансово-экономической службой за календарный период, указанный в распорядительно-финансовых документах довольствующего территориального финансового органа, в пределах доведенных им лимитов целевых денежных средств по указанной категории работников на основании приказа начальника Военной академии. В случае отсутствия в распорядительно-финансовых документах довольствующего территориального финансового органа указания на конкретный период, за который следует произвести выплату дополнительного стимулирования, выплата производится за период времени, наступивший после последнего периода текущего календарного года, за который произведена выплаты в последний раз.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия, для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа), в соответствии с Приложения N 4 к которой динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы различных категорий работников, в том числе научных сотрудников в субъекте Российской Федерации (агрегированные значения).

Указанное соотношение носит индикативный (ориентировочный) характер, что прямо следует из названия Приложения N 4, и уточняется в "дорожных картах", в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указом.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 раздела III Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

В 2020 году согласно указаний УФО по Ярославской, Костромской и Вологодской областям, доведённых до Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, уровень соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников образования с целью выполнения Указа в отношении федеральных казенных учреждений устанавливался в течение 2020 года не ниже:

- Указание № 10/1/723 от 06.03.2020: ППС - 164,5%, НС - 157,2%;

- Указание № 10/1/2584 от 24.07.2020: ППС - 161,7%, НС - 158,7%;

- Указание № 10/1/3957 от 06.11.2020: ППС - 170,2%, НС - 167,4%.

Согласно имеющимся в материалах дела значениям, среднемесячный доход от трудовой деятельности в Костромской области в 2019 г. составлял 27 655 руб., в 2020 г. – 26 306 руб. (Том 3, л.д. 53).

Средняя заработная плата по категории научные сотрудники в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в 2020г. составила 48 056 руб.

Расчет средней заработной платы по категории научные сотрудники произведен в соответствии с Методикой расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01.06.2021г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно данной Методике показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Данный расчет судом проверен и признан правильным.

В соответствии с представленным работодателем расчетом достижения установленного уровня заработной платы по Указу Президента от 7 мая 2012 г. № 597 по состоянию на 22 декабря 2020г. по категории научных сотрудников составило 173,8%.

Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что средняя заработная плата категории работников «научные сотрудники» в Военной академии РХБ Зашиты за 2020 г. не соответствует установленному уровню согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Согласно ответу ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» от 18.02.2021 военному прокурору Костромского гарнизона в 2019-2020 годах планирование дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели осуществлялось на основании представленных получателями бюджетных средств расчетов-потребностей (указания ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО» от 24.01.2019 № 04/452, от 22.01.2020 № 04/1319). В соответствии с представленными Военной академией РХБ3 расчетами на 2019 и 2020 годы потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на указанные цели отсутствовала. В этой связи в течение 2019 и 2020 годов дополнительные лимиты бюджетных обязательств Военной академии РХБ3 не доводились. Согласно расчетам годового фонда оплаты труда гражданского персонала, а также внутренних резервов организации хватало для выполнения мероприятий в рамках реализации Указа.

В 2020 года Военной академии РХБЗ дополнительное финансирование на указанные цели не выделялось. Фонда оплаты труда гражданского персонала на 2020 год, а также выплат дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010 хватило для выполнения мероприятий в рамках реализации Указа Президента РФ.

По итогам проверки, проведенной Управлением начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, издан приказ от 08.02.2021 № 6дсп, в соответствии с которым начальнику Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко генерал-майору Емельянову И.М. указано на допущенное нарушение требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и поручено рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности начальника финансово-экономической службы военной академии - главного бухгалтера за неудовлетворительную организацию и не принятие мер по выполнению Указа Президента РФ в отношении научных сотрудников военной академии в 2020 г.

Указанной проверкой установлено, что требования Указа Президента РФ № 597 не выполнены по вине должностных лиц образовательной организации.

В приказе от 08.02.2021 № 6дсп отражены объяснения главного бухгалтера военной академии о том, что дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научным сотрудникам военной академии в соответствии с Указом Президента РФ в довольствующем финансовом органе не запрашивалось, а имевшиеся в военной академии бюджетные ассигнования, образовавшиеся за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала, распределились по другим категориям работников.

Аналогичные объяснения Плюснин Г.В. давал и в ходе рассмотрения дела, указав, что академией в 2020 г. за счет собственной экономии обеспечивался минимум соотношения между заработной платы научных сотрудников и средней заработной платы в Костромском регионе согласно указаниям ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям».

Согласно акту выездной проверки Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко от 07.06.2021, проведенной должностными лицами УФК по Костромской области с целью проверки фактической численности отдельных категорий работников Минобороны России, подпадающих под реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, а также соответствия уровня оплаты труда указанных категорий работников и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, численность научных сотрудников в 2020 г. составляет: штатная - 86 ед., среднесписочная - 54,5 чел.; фонд начисленной заработной платы работников за январь-декабрь 2020 года (без начислений на оплату труда) - 31 428,60 тыс. рублей, в том числе: бюджетных средств на оплату труда – 30 083,50 тыс. рублей (из них: оптимизация расходов по оплате труда за счет вакантных должностей 2 712,20 тыс. рублей), дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010 - 1 345,10 тыс. рублей, дополнительного финансирования (в соответствии с Указом Президента РФ 2012 года № 597) - 0,00 тыс. рублей; фактическая средняя заработная плата - 48 056,00 рублей; средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации – 27 655,00 рублей; соотношение заработной платы в учреждении и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации: план - 167,4%, факт - 173,8%.

Доводы представителей ответчиков, о том, что сам по себе Указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012г. не устанавливает повышение оплаты труда работников, и работодатель не обязан утверждать или изменять оплату труда, основываясь на названном Указе, судом отклоняются. Заработная плата работникам выплачивается в соответствии с принятой конкретным работодателем системой оплаты труда, которая утверждается локальным нормативным актом. Вместе с тем, утверждая или изменяя систему оплаты труда, работодатель обязан руководствоваться положениями трудового законодательства, а также Указами Президента РФ.

Направляемыми в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко указаниями и письмами Минобороны России необоснованно устанавливался минимум указанного выше соотношения, что прямо противоречит Указу Президента РФ № 597 и принятым в его исполнение нормативным правовым и локальным актам.

В материалы дела не представлено, доказательств того, что фонда экономии оплаты труда в 2020 г. было недостаточно для соблюдения соотношения в 200%, установленного Указом Президента РФ, равно как и доказательств того, что военной академией в 2020 г. запрашивались денежные средства для соблюдения соотношения по заработной плате в отношении научных сотрудников согласно Указу Президента РФ № 597, и в этом финансовым органом было отказано.

В ответе на запрос суда Департаментом социальных гарантий Минобороны России сообщалось, что руководители учреждения, исходя из финансовых возможностей, могут принимать решения о достижении показателя по оплате труда и в большем размере. По информации ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» бюджетные ассигнования, доведенные до военной академии по фонду оплаты труда гражданского персонала, позволяли обеспечить достижение показателей по оплате труда в отношении научных сотрудников в размерах, установленных Указом (200%). В связи с отсутствием, согласно отчетным данным, потребности на реализацию Указа в части повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников, бюджетные ассигнования на указанные цели в отношении научных сотрудников академии в 2020 году не доводились.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Королёвой И.В. являются обоснованными, и в пользу истца подлежат взысканию недополученные выплаты стимулирующего характера за 2020 год.

Однако, расчет недополученных стимулирующих выплат, представленный истцом, произведенный исходя из установленного размера средней заработной платы в Костромском регионе применительно только к истцу, судом не принимается, поскольку не соответствует приведенным выше правовым нормам.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 октября 2020 года № 14-1/10/П-10358 федеральным органам исполнительной власти предписано, в том числе, обеспечить сохранение по итогам 2020 года достигнутых в 2019 году значений средней заработной платы отдельных категорий работников в абсолютном выражении в случае снижения в 2020 году заработной платы наемных работников в соответствующих регионах.

Согласно отчету военной академии о выполнении образовательным учреждением показателя по соотношению средней заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2012 г. № 597 за 2020 г. (далее – отчет о выполнении Указа Президента Российской Федерации № 597) такое соотношение в отношении научных сотрудников составило 173,8% (фактическая средняя заработная плата составила 48 056 руб. в месяц), которое рассчитано исходя из фонда начисленной заработной платы работников в размере 31 428,6 тыс. руб., среднесписочной численности работников в количестве 54,5 чел.

При этом показатель средней заработной платы по Костромской области военной академией взят из расчета 2019 года, то есть в размере 27 655 руб., в соответствии с указаниями ВрИО начальника ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» Михайлова Д.Б., направленными письмом (исх. № 10/1/5187 от 16.12.2020), которым определено, что если доведенные уточненные значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации на 2020 год меньше, чем значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации на 2019 год, то необходимо применять значения 2019 года.

В ходе рассмотрения дела, представителем ответчика Плюсниным Г.В. были представлены Скорректированные сведения о выполнении образовательными учреждениями показателя по соотношению средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 за январь - декабрь 2020г., согласно которым соотношение средней заработной платы составило 193,8 %.

Плюснин Г.В. пояснил, что Скорректированные сведения не были направлены в Управление ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям». Отчет скорректирован с учетом выплаченного пособия по временной нетрудоспособности, а также в связи с изменением показателя средней заработной платы по Костромской области, который принят в корректированном расчете в размере 26 306 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при исчислении средней заработной платы из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

Суд считает, представленные Скорректированные сведения не верными, поскольку в расчет фонда начисленной заработной платы работников не включаются расходы в виде оплаты больничных листов за счет средств Фонда социального страхования, а также с учетом приведенных выше положений подлежит применению показатель средней заработной платы по Костромской области в размере 27 655 руб.

Военной академии РХБ Зашиты для обеспечения соотношения в 200%, установленного Указом Президента РФ № 597, в отношении научных сотрудников в 2020 г. необходимо было иметь фонд начисленной заработной платы в размере 36 172 740 руб. (27 655 х 2 = 55310 (200% средней заработной платы по Костромской области) х 54,5 (среднесписочная численность работников академии в 2020 г.).

Таким образом, ответчику дополнительно необходимы были денежные средства на стимулирующие выплаты по Указу Президента РФ в 2020 г. в сумме 4 744 140 руб. (36 172 740 - 31 428 600).

В силу Распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

В соответствии с разделом 3 Положения о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала военной академии от 06.10.2020 для расчета размера сумм причитающихся денежных средств конкретным педагогическим или научным работникам используется понятие базовой выплаты «Х». Величина базовой выплаты «Х», выраженная в рублях, определяется путем деления объема средств, выделенных на дополнительные стимулирующие выплаты (S общ), на суммарные значения индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности педагогических или научных работников (К академия) по всем структурным подразделениям, выраженные в относительных единицах.

Сумма, начисляемая каждому педагогическому или научному работнику, определяется путем перемножения базовой выплаты «Х» на значение индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника (К итог) и округляется до целого рубля (рублей) по правилам математического округления.

Индивидуальные коэффициенты эффективности и качества учебной, методической, научной, дополнительной деятельности, военно-политической работы и эффективной и качественной работы руководителя рассчитываются за вид деятельности (работу, мероприятие) в календарный период, за который производятся дополнительные стимулирующие выплаты. Если дополнительные стимулирующие выплаты не были осуществлены за вид деятельности (работу, мероприятие) в предыдущем периоде, то вид деятельности (работа, мероприятие) подлежит учету в очередном периоде. Выплата за вид деятельности (работу, мероприятие) должна проводиться однократно.

Ответчиком в материалы дела представлен расчет суммарного значения индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности научных работников (К академия) за 2020 год, в соответствии с которым данный коэффициент составляет 12 163, а также уточненный расчет индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника (К итог) Королёвой И.В. за 2020 г., который равен 73,5, с учетом округления - 74.

Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко по запросу суда представлены рапорта начальников структурных подразделений военной академии, на основании которых составлена сводная ведомость индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности научных работников (К академия) за 2020 год.

Истец Королёва И.В. не оспаривала уточненный расчет индивидуального коэффициента эффективности и качества ее деятельности.

Учитывая изложенное, размер стимулирующих выплат, подлежащих взысканию с Военной академией РХБ Зашиты в пользу истца Королёвой И.В. составит 28 863 руб. 47 коп., исходя из следующего расчета: 4 744 140 : 12 163 х 74 = 28 863,47.

Оснований для взыскания в пользу Королёвой И.В. выплат стимулирующего характера за 2021 г. суд не находит, поскольку как следует из материалов дела соотношение между средней заработной платой по научным сотрудникам с уровнем средней заработной платы в Костромской области в соответствии с Указом № 597 Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко за период январь-май 2021 года достигнуто и составило 200,32%. Кроме того, на момент рассмотрения дела итоги за 2021 г. еще не подведены.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, источники и порядок финансирования Военной академией РХБ Зашиты, учитывая, что Королёва И.В. предъявила иск не только к учреждению, но и к Министерству обороны РФ, которое выполняет функции и полномочия учредителя военной академии и собственника его имущества, суд считает возможным применить в рассматриваемом случае положения п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Королевой И.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Королевой И.В. выплаты стимулирующего характера в размере 28 863 руб. 47 коп.

При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны Российской Федерации взыскание осуществлять с главного распорядителя бюджетных средств – Министерства обороны Российской Федерации (субсидиарная ответственность).

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи жалобы в Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Г.В. Гуляева

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021г.<данные изъяты>