НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область) от 22.12.2021 № 2-1312/2021

Дело № 2-1312/2021

44RS0002-01-2021-001695-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием истца Королёва Б.А., представителя истца Королёвой И.В., представителей ответчика Тоцкой О.В., Плюснина Г.В.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала С. С. С.К. Тимошенко (...)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании выплат стимулирующего характера,

установил:

Королёв Б.А., действуя через представителя по доверенности Королёву И.В., обратился в суд с иском к начальнику Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала С. С. С.К. Тимошенко (...)» Министерства обороны Российской Федерации (далее также – ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ», военная академия), Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям») о признании незаконными действий начальника военной академии, связанных с отсутствием выплат стимулирующего характера. Требования мотивированы тем, что Королёв Б.А. до 29.01.2021 являлся <данные изъяты>, имеет общий стаж работы в военной академии 26 лет. При увольнении с занимаемой должности ему не была выплачена премия согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части, касающейся повышения средней заработной платы научным сотрудникам до 200% от средней заработной платы в регионе. 21.01.2021 Королёв Б.А. в установленным порядке обратился в адрес начальника военной академии с просьбой разъяснить факт отсутствия указанных выплат при выплате основных окладов заработной платы. 28.01.2021 на заявление был получен ответ начальника военной академии, в соответствии с которым размер выплат Королёву Б.А. <данные изъяты> установлен согласно указаниям довольствующего территориального финансового органа Министерства обороны РФ. Также было разъяснено, что в течение 2020 года дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научных сотрудников в военную академию из федерального бюджета не поступало. Между тем, в военной академии издан распорядительный документ - Положение «О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты», утвержденное 06.10.2020, регламентирующее осуществление дополнительных стимулирующих выплат в 2020 году работникам, относящимся к категории научных сотрудников. При этом в данном документе отсутствует пункт о выплате дополнительной стимулирующей выплаты определенной категории научных сотрудников. 18.02.2021 представитель истца Королёва И.В. обратилась по данному факту в своих интересах и в интересах Королёва Б.А. одновременно в адрес Президента РФ путем отправки электронного обращения, которое было перенаправлено в адрес Министерства обороны РФ. В соответствии с ответом Министерства обороны РФ признается факт наличия нарушения в части, касающейся невыполнения требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597. Однако, начальником военной академии не было предпринято никаких действий по восстановлению нарушенных прав истца. На повторное обращение истца в военную академию был получен ответ с указанием на то, что положенные ему выплаты стимулирующего характера не выплачены по причине ежемесячного достижения соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников военной академии и уровнем заработной платы в .... При этом ежемесячная выплата Королёву Б.А. в 2020 году составляла около 31 000 руб. согласно справке 2-НДФЛ, а средняя заработная оплата труда в ... в 2020 году по данным Росстата равнялась 31 416 руб. Таким образом, действия начальника военной академии являются незаконными.

Вклад Королёва Б.А. в развитие науки подтверждается присуждением ему ученой степени <данные изъяты>, присвоением ученого звания «<данные изъяты><данные изъяты>. За период работы в 2019, 2020, 2021 гг. Королёв Б.А. не был привлечен к какому-либо факту ответственности, не имел взысканий (выговоров), следовательно, отсутствуют даже формальные причины прекращения ему выплат стимулирующего характера.

С учетом изложенного, истец просил суд обязать начальника военной академии издать распорядительный акт - дополнительный приказ о включении в Положение «О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты», утвержденное 06.10.2020, пункта о производстве указанных выплат стимулирующего характера научным сотрудникам; обязать начальника военной академии произвести выплаты согласно указанному распорядительному документу; обязать ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» произвести указанные выплаты при невозможности производства данных выплат военной академией.

По ходатайству представителя истца ненадлежащий ответчик начальник военной академии был заменен на надлежащего ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ».

В ходе рассмотрения дела представитель истца Королёва И.В. неоднократно уточняла исковые требования, в последней редакции исковые требования предъявлены к ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ», Министерству обороны РФ как главному распорядителю бюджетных средств федерального казенного учреждения, в соответствии с которыми истец просит взыскать с военной академии выплаты стимулирующего характера за 2020 г. и 2021 г. в размере 380 931,46 руб.

С учетом принятых судом уточненных исковых требований по ходатайству стороны истца ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» исключено из числа ответчиков по делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Также к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда в ....

В судебном заседании Королёв Б.А. и его представитель Королёва И.В. полностью поддержали заявленные исковые требования с учетом их уточнения по ранее изложенным основаниям.

Представители ответчика ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ» по доверенностям Тоцкая О.В. и Плюснин Г.В. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что система оплаты труда работников воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545. Выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 (далее – Указ), не входят в данную систему труда, производятся за счет дополнительных бюджетных ассигнований, которые являются целевыми и выделяются военной академии в объеме, утвержденном Министерством обороны РФ.

Указом Президента РФ Правительству РФ было поручено обеспечить повышение к 2018 году заработной платы научных работников до 200% от средней в соответствующем регионе. Нормы данного Указа не являются предписаниями организационно-исполнительного характера, а содержат поручения, которые Правительство РФ должно выполнить в порядке своей исполнительной административно-управленческой деятельности. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 распоряжением Правительства РФ 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, в которой в Приложении № 4 указана динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы различных категорий работников, в том числе научных сотрудников в субъекте Российской Федерации (агрегированные значения). Указанное соотношение носит индикативный (ориентировочный) характер и уточняется в «дорожных картах», в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указом. Военная академия является федеральным казенным военным образовательным учреждением высшего образования. Финансирование деятельности военной академии производится за счет средств федерального бюджета. Военная академия не осуществляет деятельность, приносящую доход. Исходя из вышеуказанного, дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию Указа являются целевыми и выделяются военной академии в объемах, утвержденных Министром обороны РФ. В 2020 году согласно указаниям ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», доведённых до военной академии, уровень соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников образования с целью выполнения Указа в отношении федеральных казенных учреждений устанавливался в течение 2020 года для научных сотрудников не ниже: 157,2% (указание № 10/1/723 от 06.03.2020), 158,7% (указание № 10/1/2584 от 24.07.2020), 167,4% (указание № 10/1/3957 от 06.11.2020). Требования данных указаний военной академией полностью выполнялись, нарушений не допущено. За 2020 г. указанное соотношение в военной академии составило 173,8%. Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 03.12.2020 среднемесячный трудовой доход от трудовой деятельности на 2020 год в Костромской области установлен в размере 26 306 руб. Вместе с тем, для формирования отчётных данных по состоянию на 31.12.2020 среднемесячный трудовой доход от трудовой деятельности принят к расчёту в сумме 27 655 руб. (согласно указаниям № 10/1/5187 от 16.12.2020 в расчёт взят показатель за 2019 год, как наибольший по сравнению с 2020 годом). В декабре 2019 года в адрес военной академии для осуществления разовых дополнительных стимулирующих выплат научным работникам со стороны ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (довольствующий финансовый орган) было выделено 4 261 564 руб. Данные денежные средства выделены довольствующим финансовым органом сверхлимитно (также как поступили и ему), потребность военной академии в дополнительном целевом финансировании с целью выполнения Указа отсутствовала. Дополнительные стимулирующие выплаты научным работникам были произведены на основании приказа начальника военной академии от 26.12.2019 № 1240 с учетом индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности работников. В 2020 году в адрес военной академии для осуществления целевых (сверх фонда оплаты труда) дополнительных стимулирующих выплат научным работникам с целью выполнения Указа денежные средства не выделялись, равно как и в 2021 году. Отсутствие потребности в дополнительном целевом (сверх фонда оплаты труда) финансировании связано с тем, что в 2019-2021 годах выполнение Указа было организовано в военной академии за счёт плановых утверждённых объёмов фонда оплаты труда гражданского персонала.

Таким образом, оснований для истребования дополнительных денежных средств, с учетом того, что указания все выполнялись, все отчеты отправлялись, у академии не имелось. Начальник академии имеет право, а не обязан принимать решение о достижении показателей по оплате труда научных работников в большем размере, чем установлено доведенными указаниями за счет экономии. Также необходимо учитываться и соблюдение трудовых прав других работников, и не направлять денежную экономию только на одну категорию работников. В течение 2021 года различными контролирующими органами в отношении академии были проведены внеплановые выездные проверки, в том числе, и в части выполнения Указа Президента РФ, нарушений не установлено.

Распоряжением Правительства РФ 26.11.2012 № 2190-р утверждена также методика расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, согласно которой следует брать во внимание среднюю заработную плату отдельной категории работников по итогам календарного года в целом по учреждению, а не конкретно по отдельному работнику. В этой связи представленный истцом расчет стимулирующих выплат, исходя из ставки заработной платы, а не в отношении всего списочного состава работников, не соответствует действительности.

Остальные участники процесса представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее от данных участников процесса в суд были представлены письменные возражения, в соответствии с которыми заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным позиции военной академии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, материал проверки ГИТ в ..., суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции (далее - военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Различие в правовом регулировании в отношении лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, основано на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, и согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», не считается дискриминацией.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса РФ).

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса РФ).

Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Согласно частям 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера с учетом определенных условий работы (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; адрес ст. 149 адрес - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда, и издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется, размер же компенсационных выплат зависит от затрат работника, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или условий выполнения работы, а размер стимулирующих выплат определяется работодателем с учетом его оценки выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» в систему оплаты труда работников организаций Министерства обороны Российской Федерации включаются: должностные оклады (тарифные ставки); выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном приложением к приказу; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда; премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года до двух должностных окладов в порядке, установленном приказом.

В силу части 3 статьи 80 и статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, издает указы и распоряжения.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики предусмотрено повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

В рамках реализации данного Указа Президента РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 года (далее – Программа).

Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) приведена в приложении № 4 Программы. Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в «дорожных картах», в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с названными Указами Президента Российской Федерации.

Согласно разделу IV Программы критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

В целях реализации указанной Программы приказом Министра обороны РФ от 31.10.2014 № 820 утвержден План мероприятий («дорожная карта») Министерства обороны Российской Федерации «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в соответствии с которым к 2017-2018 гг. необходимо достигнуть отношения среднемесячной заработной платы научных сотрудников в образовательной организации (по всем видам финансового обеспечения (деятельности)) к средней заработной плате в соответствующем регионе показателя 200%, также установлена периодичность мониторинга указанного показателя – ежеквартально. Ранее действовал аналогичный приказ Министра обороны РФ от 16.04.2013 № 288.

В соответствии с пунктом «ж» Перечня поручений по реализации послания Президента Федеральному Собранию от 27.02.2019 № Пр-294 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Королёв Б.А. работал в ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ» в должности <данные изъяты> с dd/mm/yy на основании трудового договора от dd/mm/yy, заключенного по основному месту работы сроком на 5 лет.

В соответствии с п. 9 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад в размере 17 120 руб. в месяц, ежемесячная премия в соответствии с Положением о премировании гражданского персонала в размере 25% от должностного оклада, выплата за выслугу лет в размере 40% от должностного оклада, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 40% от должностного оклада, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.

С 1 июля 2018 г. на основании дополнительного соглашения к указанному трудовому договору в трудовой договор включены показатели, критерии, условия, размеры для выплат стимулирующего характера, в том числе, за выполнение пунктов индивидуального плана за месяц, своевременное и качественное выполнение НИР (научно-исследовательской работы), за качество и своевременность отработки документов, за соблюдение трудовой дисциплины.

На основании дополнительного соглашения к трудового договору с 01.07.2018 дополнен пункт трудового договора в части обязанностей работника.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору с 29.10.2019 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Королёв Б.А. был переведен на должность <данные изъяты>, ему установлена надбавка за работу <данные изъяты>, в размере 15% вместо 40%.

Приказом начальника военной академии от dd/mm/yy трудовой договор с Королёвым Б.А. расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 трудового кодекса РФ по инициативе работника.

В заявлении об увольнении от dd/mm/yy Королёв Б.А. просил начальника военной академии осуществить ему выплату стимулирующей надбавки за 2020 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, приказом Минобороны России от 31.10.2014 № 820, Положением «О порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала Военной академии РХБ защиты», утвержденным 06.10.2020.

Согласно ответу начальника военной академии на данное заявление оплата труда Королёва Б.А. <данные изъяты> производилась в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Уровень среднемесячной заработной платы научных работников военной академии устанавливался согласно указаниям довольствующего территориального финансового органа Министерства обороны РФ. В течение 2020 года дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научных сотрудников в военную академию из федерального бюджета не поступало.

По факту невыплаты истцу стимулирующих выплат по обращению истца ГИТ в ... была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства.

Согласно акту проверки от 11.05.2021 нарушений требований трудового законодательства в части соблюдения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не установлено.

При повторной проверке доводов Королёва Б.А. главным государственном инспектором труда ... в связи с установленным нарушением трудовых прав истца в части несоблюдения в 2020 г. положений Указа Президента РФ № 597 17.11.2021 вынесено постановление о привлечении военной академии к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) и назначении административного наказания в виде предупреждения. В настоящее время данное постановление не вступило в законную силу, оспаривается военной академией в судебном порядке.

В обоснование своей правовой позиции в части возражений относительно заявленных исковых требований представители военной академии ссылаются на отсутствие финансирования из федерального бюджета на достижение показателей, установленных Указом Президента РФ, а также на выполнение плановых минимальных нормативов согласно указаниям довольствующего финансового органа.

Вместе с тем, приведенные доводы стороны ответчика судом отклоняются как несостоятельные по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, военная академия, действительно, является федеральным казенным военным образовательным учреждением высшего образования. Финансирование деятельности военной академии производится за счет средств федерального бюджета. Учредителем военной академии является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества в отношении военной академии осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Военная академия находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

13.05.2019 на заседании двухсторонней комиссии военной академии был принят коллективный договор между командованием и гражданским персоналом академии на 2019-2021 годы, в соответствии с п. 1.1 которого настоящий договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в военной академии РХБ защиты между работодателем и гражданским персоналом в лице их представителей на основе принципов социального партнёрства в сфере труда. Договор заключен, в том числе, на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», приказа Министра обороны РФ от 16.04.2013 № 288 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций Министерства обороны РФ» и др.

Согласно п. 1.8 коллективного договора условия трудовых договоров не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями действующего законодательства и настоящего договора.

Пунктом 5.1 коллективного договора предусмотрено, что система оплаты труда работников включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок определения выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Конкретные размеры премий и стимулирующих выплат работникам определяются с учетом выполнения ими показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 5.21 коллективного договора).

В силу п. 5.23 коллективного договора осуществление дополнительного материального стимулирования профессорско-преподавательскому и научному составу из числе гражданского персонала военной академии производится в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, приказом Министра обороны РФ от 16.04.2013 № 288.

На основании п. 60 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала Военной академии РХБ защиты, являющегося Приложением № 2 к коллективному договору на 2019-2021 гг., планирование лимитов бюджетных обязательств на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников согласно Указу Президента Российской Федерации 2012 года № 597 осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 820 и указаниями директора департамента-социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

Расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам высших учебных заведений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2012 года № 597 представляется ежеквартально, к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.

В расчет включается среднесписочная численность профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, фонд заработной платы работников за отчетный период и средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации.

Фонд заработной платы работников (для планирования денежных средств по «дорожной карте») за отчетный квартал состоит из бюджетных средств на оплату труда; дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010; средств от приносящей доход деятельности; выделенных грантов; дополнительного финансирования (в соответствии с Указом Президента РФ 2012 года № 597).

Условия, размеры и порядок выплаты денежных средств определен в Положении о порядке осуществления дополнительных выплат научным работникам и профессорско-преподавательскому составу из числа гражданского персонала на повышение оплаты труда (п. 62 названного Положения).

В военной академии были утверждены Положения о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала в 2019 г. и в 2020 г.

Согласно Положению о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала военной академии от 06.10.2020 (далее – Положение) оно разработано в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных учреждениях) на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 820 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства обороны Российской Федерации «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также Программы развития Военной академии радиационной, химической и биологической защиты.

Положение определяет порядок осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам, выполняющим обязанности по основной должности, с целью повышения эффективности образовательной и научной деятельности академии, а также уровня оплаты труда в соответствии с фактически достигнутыми значениями показателей эффективности и качества их деятельности, в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.

В соответствии с п. 1.5 Положения планирование лимитов бюджетных обязательств на дополнительные стимулирующие выплаты осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

При необходимости в дополнительных стимулирующих выплатах расчет потребности бюджетных ассигнований представляется ежеквартально (ежемесячно) в довольствующий территориальный финансовый орган. В расчет включается среднесписочная численность преподавательского и научного состава академии, фонд оплаты труда за отчетный период и среднемесячный доход от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации - ... (п. 1.6 Положения).

Согласно п. 1.7 Положения среднемесячный доход от трудовой деятельности в ... включается в расчет исходя из данных, доведенных уполномоченным органом исполнительной власти.

Дополнительные стимулирующие выплаты педагогическим и научным работникам осуществляются на основании индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника за деятельность, выполняемую в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктами 3.4.2 и 3.4.3 Положения предусмотрены случаи снижения размера дополнительных стимулирующих выплат и лишения этих выплат за виновное поведение работника.

В соответствии с п. 3.4.5 Положения к дополнительной стимулирующей выплате не представляются работники, находящиеся в отпусках, при временной нетрудоспособности, а также отсутствующие на работе по другим причинам, не связанным с трудовой деятельностью.

Согласно п. 3.10 Положения начисление дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам производится финансово-экономической службой за календарный период, указанный в распорядительно-финансовых документах довольствующего территориального финансового органа, в пределах доведенных им лимитов целевых денежных средств по указанной категории работников на основании приказа начальника Военной академии. В случае отсутствия в распорядительно-финансовых документах довольствующего территориального финансового органа указания на конкретный период, за который следует произвести выплату дополнительного стимулирования, выплата производится за период времени, наступивший после последнего периода текущего календарного года, за который произведена выплаты в последний раз.

Из вышеизложенного следует, что осуществление стимулирующих выплат научным работникам образовательных организаций, в том числе военных, предусмотрено как федеральным законодательством, так и локальными актами ответчика ФГКВОУВО «Военная академия РХБЗ».

Из материалов дела видно, что начальникам военно-учебных заведений Минобороны России из довольствующего территориального финансового органа ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» на протяжении 2020 г. были направлены указания в целях выполнения поручений Президента РФ от 20.02.2019 № ПР-294 и Правительства РФ от 01.02.2019 № ТГ-П12-718 в 2020 году обеспечить ежемесячное достижение соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников образования и уровнем заработной платы в соответствующем регионе в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в отношении федеральных казенных учреждений для научных сотрудников учреждений высшего профессионального образования на уровне: не ниже 157,2% (указание от 06.03.2020), не ниже 158,7% (указание от 24.07.2020), не ниже 167,4% (указание от 06.11.2020).

Согласно ежемесячным отчетным данным военной академии в 2020 г. указанное соотношение составило: 175,8% (февраль), 200,3% (март), 176,9% (апрель), 167,5% (май), 168,8% (июнь), 167,5% (июль), 162,9% (август), 163,% (сентябрь), 180,1% (октябрь), 168,5% (ноябрь), 167,4% (декабрь), 173,8% - по результатам 2020 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что показатели соотношения между уровнем заработной платы научных работников военной академии и уровнем заработной платы в соответствующем регионе (...) в 2020 г. не достигали значения в 200%, как это предусмотрено Указом Президента РФ и иными нормативными правовыми и локальными актами, приведенными выше.

Из материалов дела видно, что в 2019 году соотношение средней заработной платы научных сотрудников военной академии по отношению к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации (...) было установлено в размере 207%, что подтверждается соответствующим отчетом академии за 2019 г. и свидетельствует о выполнении военной академией Указа Президента РФ в 2019 г. в полном объеме.

В соответствии с ответом ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – Управление) от 18.02.2021 военному прокурору <данные изъяты> в 2019-2020 годах планирование дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели осуществлялось на основании представленных получателями бюджетных средств расчетов-потребностей (указания ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО» от 24.01.2019 № 04/452, от 22.01.2020 № 04/1319). В соответствии с представленными Военной академией РХБ3 расчетами на 2019 и 2020 годы потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на указанные цели отсутствовала. В этой связи в течение 2019 и 2020 годов дополнительные лимиты бюджетных обязательств Военной академии РХБ3 не доводились. Согласно расчетам годового фонда оплаты труда гражданского персонала, а также внутренних резервов организации хватало для выполнения мероприятий в рамках реализации Указа.

Однако в декабре 2019 года вышестоящим финансовым органом до Управления были доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств на повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников. Указанные денежные средства были доведены сверх представленного расчета потребности на 2019 год с требованием в случае достижения установленных Указом показателей обеспечить распределение остатка денежных средств между учреждениями, состоящими на финансовом обеспечении в Управлении, с учетом достижения одинакового уровня показателя по соответствующим категориям работников. В целях выполнения указанных требований Военная академия РХБЗ в декабре 2019 года была профинансирована на сумму 13 740,00 тыс. руб. Расход указанных средств был произведен строго по целевому назначению.

В течение 2020 года Военной академии РХБЗ дополнительное финансирование на указанные цели не выделялось. Фонда оплаты труда гражданского персонала на 2020 год, а также выплат дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года хватило для выполнения мероприятий в рамках реализации Указа Президента РФ.

Также из материалов дела усматривается, что по итогам проверки, проведенной Управлением начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, издан приказ от dd/mm/yyдсп, в соответствии с которым начальнику Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала С. С. С.К. Тимошенко генерал-майору <данные изъяты> указано на допущенное нарушение требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и поручено рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности начальника финансово-экономической службы военной академии - главного бухгалтера за неудовлетворительную организацию и не принятие мер по выполнению Указа Президента РФ в отношении научных сотрудников военной академии в 2020 г.

Указанной проверкой установлено, что требования Указа Президента РФ № 597 не выполнены по вине должностных лиц образовательной организации.

В приказе от 08.02.2021 № 6дсп отражены объяснения главного бухгалтера военной академии о том, что дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда научным сотрудникам военной академии в соответствии с Указом Президента РФ в довольствующем финансовом органе не запрашивалось, а имевшиеся в военной академии бюджетные ассигнования, образовавшиеся за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала, распределились по другим категориям работников.

Согласно акту выездной проверки военной академии от dd/mm/yy, проведенной должностными лицами УФК по ... с целью проверки фактической численности отдельных категорий работников Минобороны России, подпадающих под реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, а также соответствия уровня оплаты труда указанных категорий работников и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, численность научных сотрудников в 2020 г. составляет: штатная - 86 ед., среднесписочная - 54,5 чел.; фонд начисленной заработной платы работников за январь-декабрь 2020 года (без начислений на оплату труда) - <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе: бюджетных средств на оплату труда – <данные изъяты> тыс. рублей (из них: оптимизация расходов по оплате труда за счет вакантных должностей тыс. рублей), дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010 - тыс. рублей, дополнительного финансирования (в соответствии с Указом Президента РФ 2012 года № 597) - 0,00 тыс. рублей; фактическая средняя заработная плата - рублей; средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации – рублей; соотношение заработной платы в учреждении и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации: план - 167,4%, факт - 173,8%.

Установленное указанием ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» от dd/mm/yy соотношение заработной платы в учреждении и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации противоречит требованиям Указа Президента РФ № 597, которым предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Соотношение между средней заработной платой по научным сотрудникам с уровнем средней заработной платы в ... в соответствии с У. военной академией за период январь-май 2021 года достигнуто и составило 200,32%.

Экономия фонда оплаты труда, сформировавшаяся за счет вакантных должностей, больничных, отпусков по уходу за ребенком составила рублей, в том числе: 2020 год - рублей: профессорско-преподавательский состав - рублей; научные сотрудники - рублей; 2021 год - рублей: профессорско-преподавательский состав – рублей; научные сотрудники - рублей.

Сложившаяся экономия фонда оплаты труда в проверяемом периоде направлена на выплаты стимулирующего характера (премии) в полном объеме в сумме рублей, что составило 100%.

В соответствии с указанием заместителя начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» от dd/mm/yy распорядителям (получателям) бюджетных средств, руководителям федеральных бюджетных (автономных) учреждений в срок до 15.00 час. 23.01.2020 предписано представить в адрес Управления расчеты потребности в бюджетных ассигнованиях на повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников учреждений культуры, образования, науки и здравоохранения на 2020 год по прилагаемым формам. Средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации указывается согласно данным Минэкономразвития России. В дальнейшем расчеты представлять в срок до 31 марта, 30 июня, 30 сентября 2020 года по прилагаемым формам.

В судебном заседании представитель военной академии Плюснин Г.В., занимающий должность <данные изъяты>, пояснил, что дополнительные денежные средства академией у довольствующего финансового органа в 2020 г. не испрашивались, поскольку академией в 2020 г. за счет собственной экономии обеспечивался минимум соотношения между заработной платы научных сотрудников и средней заработной платы в Костромском регионе согласно указаниям ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям».

Вместе с тем указанное мнение, а также доводы по данному вопросу представителей ответчиков военной академии и Министерства обороны РФ, представителя третьего лица ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» являются ошибочными, поскольку направляемыми в академию указаниями и письмами Минобороны России необоснованно устанавливался минимум указанного выше соотношения, что прямо противоречит Указу Президента РФ № 597 и принятым в его исполнение нормативным правовым и локальным актам.

Доказательств того, что фонда экономии оплаты труда в 2020 г. военной академии было недостаточно для соблюдения соотношения в 200%, установленного Указом Президента РФ, в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что военной академией в 2020 г. запрашивались денежные средства для соблюдения соотношения по заработной плате в отношении научных сотрудников согласно Указу Президента РФ № 597, и в этом финансовым органом было отказано. Отсутствуют такие доказательства и со стороны главного распорядителя денежных средств – Министерства обороны РФ в лице Министра обороны РФ.

Представитель Министерства обороны РФ ссылается на то, что реализация государственной социальной политики в отношении оплаты труда научных сотрудников осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России федеральным бюджетом. Федеральным бюджетом бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда научных сотрудников учреждений высшего профессионального образования в 2020 году Минобороны России были предусмотрены в недостаточном объеме и позволяли обеспечить достижение показателя по оплате труда на уровне 167,%. В связи с этим, указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 182/5/7449 установлено учреждениям высшего профессионального образования обеспечить достижение показателей по оплате труда в отношении научных сотрудников исходя из вышеуказанных параметров - на уровне не ниже 167,4 %.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Правительством Российской Федерации в 2020 г., в частности распоряжениями от 15 июня 2020 г. № 1589-р и от 28 ноября 2020 г. № 3154-р, из резервного фонда Правительства Российской Федерации неоднократно выделялись бюджетные ассигнования главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, в том числе и Министерству обороны РФ.

Доказательств того, что с учетом выделяемых денежных средств и дополнительных ассигнований не удалось достичь необходимого соотношения в 200% между заработной платой научных сотрудников военной академии и средней заработной платы в регионе, по причинам, не зависящим от ответчиков, в материалы дела не представлено.

Кроме того, в ответе на судебный запрос врио директора департамента социальных гарантий Минобороны России (л.д. 29-30 Т. 3) сообщалось, что руководители учреждения, исходя из финансовых возможностей, могут принимать решения о достижении показателя по оплате труда и в большем размере. По информации ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» бюджетные ассигнования, доведенные до военной академии по фонду оплаты труда гражданского персонала, позволяли обеспечить достижение показателей по оплате труда в отношении научных сотрудников в размерах, установленных Указом (200%). В связи с отсутствием, согласно отчетным данным, потребности на реализацию Указа в части повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников, бюджетные ассигнования на указанные цели в отношении научных сотрудников академии в 2020 году не доводились.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности применительно к установленным обстоятельствам и приведенным выше нормам, суд приходит к выводу о том, что в военной академии в отсутствие правовых оснований в 2020 г. не выполнялся Указ Президента РФ № 597 в части соблюдения соотношения в 200% между заработной платой научных сотрудников и средней заработной платой по Костромскому региону, тем самым были нарушены трудовые права истца, связанные с вознаграждением за труд, и доход истца за 2020 г. существенно снизился по сравнению с доходом 2019 г.

В этой связи заявленные исковые требования являются обоснованными, и в пользу истца подлежат взысканию недополученные выплаты стимулирующего характера за 2020 год.

Доводы представителей военной академии о том, что выплачивать стимулирующие выплаты за счет экономии является правом начальника академии, что стимулирование необходимо и других работников, работающих в академии, не связанных с научной и преподавательской деятельностью, судом в разрезе Указа Президента РФ № 597 и принятых в его исполнение актов отклоняются, поскольку данное право начальника трансформируется в обязанность обеспечить достойное существование научных работников посредством получения данной категорией работников достойной заработной платы с целью повышения престижа занятия научной деятельностью.

Указ Президента РФ, разрешающий задачи развития социально-трудовой сферы в Российской Федерации лишь по отдельным категориям работников бюджетной сферы, не может рассматриваться как носящий дискриминационный характер.

Данная правовая позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 г. по делу .

В судебном заседании установлено, что в Минобороны России расчет показателя, предусмотренного Указом Президента РФ № 597, в размере 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации осуществляется в соответствии с подходами, установленными письмом Минтруда России от 12.02.2018 № 14-1/10/В/891, согласно которому определение соотношения средней заработной платы работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации осуществляется путем деления средней заработной платы отдельной категории работников на прогнозные данные среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему субъекту Российской Федерации согласно письму Минэкономразвития России. В случае необходимости уточнения прогноза по среднемесячному доходу от трудовой деятельности следует обращаться в Минэкономразвития России.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить контроль за достижением показателей выполнения Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников до представления федеральными государственными учреждениями информации о численности и начисленной заработной плате отдельных категорий работников в территориальные органы Росстата, а также оперативное принятие мер в случае недостижения указанных показателей.

Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы.

В соответствии с главой IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, профессор и ассистент, дирижер и суфлер, главный и младший научные сотрудники).

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761 для соответствующей категории работников.

В этой связи расчет недополученных стимулирующих выплат, представленный истцом, произведенный исходя из установленного размера средней заработной платы в Костромском регионе применительно только к истцу, судом не принимается как не соответствующий приведенным правовым нормам.

Также суд не соглашается и с используемым в расчете истца размером средней заработной платы по региону.

Согласно отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения положений Указов Президента Российской Федерации 2012 года в части увеличения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы», подготовленному Счетной палатой Российской Федерации в 2020 г., методика расчета средней заработной платы (далее – СЗП) определяла, что СЗП по региону исчисляется путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы работников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников не списочного на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в соответствующем периоде. СЗП по региону должна была формироваться на основе сведений, представленных организациями всех видов экономической деятельности и всех форм собственности. Методика расчета данного показателя соответствовала методике расчета показателя среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, что позволяло соблюсти преемственность и сопоставимость оценок, анализировать процесс повышения оплаты труда бюджетников не сам по себе, а в более широком контексте – как часть изменений в социально-экономическом положении населения России в целом.

В то же время показатель СЗП работников организаций в регионе был методологически несопоставим с СЗП «указных» категорий работников, так как отражал совокупную заработную плату работника по всем его работам, включая внешнее совместительство и работу по договорам гражданско-правового характера в иной организации.

Для оценки выполнения целевых показателей указов 2012 года, начиная с подведения итогов за 2015 год, показатель заработной платы «указных» работников сравнивается с введенным в ФПСР показателем 1.30.25 «Информация о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячном доходе от трудовой деятельности)».

Новый показатель был введен в рамках внедрения отдельных положений обновленных международных стандартов в области статистики труда, принятых Международной конференцией статистиков труда и Международной организацией труда и касающихся расширения охвата категорий наемных работников.

В отличие от СЗП, рассчитываемой по крупным и средним организациям, при расчете нового показателя также учитывается заработная плата работников малых предприятий, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Среднемесячный доход от трудовой деятельности, так же как и показатель заработной платы «указных» категорий работников, рассчитывается только по основной работе (в отличие от СЗП по региону, которая считается суммарно по всем работам).

Как указано в приведенном выше письме Минтруда России от 12.02.2018 № 14-1/10/В/891, данные среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему субъекту Российской Федерации предоставляются Минэкономразвития России.

Согласно имеющимся в деле значениям, представленным департаментом регионального развития Минэкономразвития России, среднемесячный доход от трудовой деятельности в ... в 2019 г. составлял 27 655 руб., в 2020 г. – 26 306 руб.

В соответствии поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2019 года №ТГ-П12-718 необходимо обеспечить недопущение в 2019 г. и последующие годы снижения установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года № 1688 целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Поручением Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 года № Пр-294 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровней средней заработной платы соответствующем регионе.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 октября 2020 года № 14-1/10/П-10358 федеральным органам исполнительной власти предписано, в том числе, обеспечить сохранение по итогам 2020 года достигнутых в 2019 году значений средней заработной платы отдельных категорий работников в абсолютном выражении в случае снижения в 2020 году заработной платы наемных работников в соответствующих регионах.

Согласно отчету военной академии о выполнении образовательным учреждением показателя по соотношению средней заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2012 г. № 597 за 2020 г. (далее – отчет о выполнении Указа Президента Российской Федерации № 597) такое соотношение в отношении научных сотрудников составило 173,8% (фактическая средняя заработная плата составила руб. в месяц), которое рассчитано исходя из фонда начисленной заработной платы работников в размере тыс. руб., среднесписочной численности работников в количестве 54,5 чел.

При этом показатель средней заработной платы по ... военной академией взят из расчета 2019 года, то есть в размере 27 655 руб., в соответствии с указаниями ВрИО начальника ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» <данные изъяты> направленными письмом (исх. от dd/mm/yy), которым определено, что если доведенные уточненные значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации на 2020 год меньше, чем значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации на 2019 год, то необходимо применять значения 2019 года.

Указанные действия военной академии полностью соответствуют приведенным выше актам органов исполнительной власти.

В этой связи представленный ответчиком военной академией уточненный отчет о выполнении Указа Президента Российской Федерации № 597 за 2020 г., в котором показатель средней заработной платы по ... взят в размере 26 306 руб., судом не принимается как не соответствующий действующему правовому регулированию спорных правоотношений.

Также суд отклоняет уточненный отчет о выполнении Указа Президента Российской Федерации № 597 за 2020 г., в котором соотношение между заработной платой научных сотрудников военной академии и средней заработной платой по региону увеличено до 193,8%, и ввиду необоснованного включения в расчет фонда начисленной заработной платы работников иных расходов в сумме 1 908,7 тыс. руб. в виде оплаты больничный листов за счет средств Фонда социального страхования, т.к. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при исчислении средней заработной платы из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

Таким образом, военной академии для обеспечения соотношения в 200%, установленного Указом Президента РФ № 597, в отношении научных сотрудников в 2020 г. необходимо было иметь фонд начисленной заработной платы в размере <данные изъяты> руб. (27 655*2*54,5, где 27 655*2 – 200% средней заработной платы по ..., 54,5 - среднесписочная численность работников академии в 2020 г.).

Из этого следует, что военной академии дополнительно необходимы были денежные средства на стимулирующие выплаты по Указу Президента РФ в 2020 г. в сумме руб. (

В соответствии с разделом 3 Положения о порядке осуществления дополнительных стимулирующих выплат педагогическим и научным работникам из числа гражданского персонала военной академии от 06.10.2020 для расчета размера сумм причитающихся денежных средств конкретным педагогическим или научным работникам используется понятие базовой выплаты «Х». Величина базовой выплаты «Х», выраженная в рублях, определяется путем деления объема средств, выделенных на дополнительные стимулирующие выплаты (Sобщ), на суммарные значения индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности педагогических или научных работников (Какадемия) по всем структурным подразделениям, выраженные в относительных единицах.

Сумма, начисляемая каждому педагогическому или научному работнику, определяется путем перемножения базовой выплаты «Х» на значение индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника (Китог) и округляется до целого рубля (рублей) по правилам математического округления.

Индивидуальные коэффициенты эффективности и качества учебной, методической, научной, дополнительной деятельности, военно-политической работы и эффективной и качественной работы руководителя рассчитываются за вид деятельности (работу, мероприятие) в календарный период, за который производятся дополнительные стимулирующие выплаты. Если дополнительные стимулирующие выплаты не были осуществлены за вид деятельности (работу, мероприятие) в предыдущем периоде, то вид деятельности (работа, мероприятие) подлежит учету в очередном периоде. Выплата за вид деятельности (работу, мероприятие) должна проводиться однократно.

Военной академией в материалы дела представлен расчет суммарного значения индивидуальных коэффициентов эффективности и качества деятельности научных работников (Какадемия) за 2020 год, в соответствии с которым данный коэффициент составляет 12 163 с учетом округления, а также расчет индивидуального коэффициента эффективности и качества деятельности работника (Китог) Королёва Б.А. за 2020 г., который равен 353 с учетом округления.

С учетом показаний свидетеля <данные изъяты> а также представленных рапортов начальников структурных подразделений военной академии истец был согласен с произведенными расчетами указанных выше коэффициентов.

Таким образом, с военной академии в пользу Королёва Б.А. подлежат взысканию выплаты стимулирующего характера за 2020 г. без учета НДФЛ в размере 140 533,88 руб. (4 744 140 / 12 163 * 353).

Оснований для взыскания в настоящее время в пользу истца выплат стимулирующего характера за 2021 г. суд не находит, поскольку итоги за 2021 г. военной академией еще не подведены. Кроме того, в период, который работал Королёв Б.А. в военной академией в 2021 г. (до 29.01.2021), соотношение в 200% между заработной платой научных сотрудников академии и средней заработной платой по региону соблюдалось и составило 200,69%, что подтверждается соответствующим отчетом академии за первое полугодие 2021 г. (л.д. 222 Т. 2).

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, источники и порядок финансирования военной академии, суд считает возможным применить в рассматриваемом случае положения п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Как указано в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ). Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее. Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ). По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

Поскольку Королёв Б.А. предъявил иск не только к учреждению, но и к Министерству обороны РФ, которое выполняет функции и полномочия учредителя военной академии и собственника его имущества, то суд полагает возможным указать в решении на привлечение Минобороны России к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у казенного учреждения.

В этой связи оснований для исключения Минобороны России из числа ответчиков не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Королева удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала С. С. С.К. Тимошенко (...)» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Королева выплаты стимулирующего характера в размере 140 533,88 руб. (сто сорок тысяч пятьсот тридцать три руб. 88 коп.).

При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала С. С. С.К. Тимошенко (...)» Министерства обороны Российской Федерации взыскание осуществлять с главного распорядителя бюджетных средств – Министерства обороны Российской Федерации (субсидиарная ответственность).

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2021 года