НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область) от 20.03.2019 № 2-2277/18

Дело № 2-61/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Спицыной О.А.

при секретаре Алферьевой А.А.,

с участием представителя истца - прокурора прокуратуры г. Костромы Сорокиной С.Ю., представителя ответчика ОГБУ «Костромская база охраны лесов» Малышева А.Ю., представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Костромской области Иванова О.Н., представителя 3-го лица Департамента финансов Костромской области Пономаревой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГБУ «Костромская база охраны лесов», Департаменту лесного хозяйства Костромской области об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности в лесах и финансировании мероприятий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Макарьевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБУ «Костромская база охраны лесов», Департаменту лесного хозяйства Костромской области об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности в лесах и финансировании мероприятий на том основании, что прокуратурой Макарьевского района по исполнение поручения прокуратуры Костромской области от 06 февраля 2015 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на предотвращение природных и иных пожаров, обеспечение пожарной безопасности в лесах в деятельности ОГБУ «Костромская база охраны лесов». Проверкой установлены факты ненадлежащего укомплектования техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта пожарно-химической станции 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов», а именно, в нарушение требований п.п. 1,2,3 р.1 р. VI «Положения о пожарно-химических станциях», утвержденного приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, функционирующая на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическая станция 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов», не оснащена необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, в т.ч. отсутствуют: лесопожарный вездеход грузоподъемностью до 6т., лесопожарные катера с комплектом противопожарного оборудования водоизмещением до 7,5т., автомобили бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6т., тяжелые мотоциклы с коляской, моторные лодки с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг., насосная станция производительностью 800-1600 л/мин., колесные или гусеничные трактора тягового класса, звуковещательные устройства, два зажигательных аппарата, бензомоторная пила для валки деревьев, напорные пожарные рукава, приспособления для переноски рукавов, универсальные корсетные зажимы, 70 пожарных лопат, 20 пожарных граблей, 16 поперечных пил, 10 топоров, 13 канистр или бидонов емкостью до 20л. По выявленным нарушениям 23 мая 2018 года директору ОГБУ «Костромская база охраны лесов» вынесено представление, в ответе на которое факт неудокомплектования ПХС не оспаривается, причиной является ненадлежащее финансирование ОГБУ «Костромская база охраны лесов». До настоящего времени выявленные недостатки не устранены. Ситуация, при которой ОГБУ «Костромская база охраны лесов» не принимается всех необходимых мер к обеспечению безопасности предупреждения лесных пожаров и их тушения вследствие ненадлежащего укомплектования техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта ПХС 3 типа в г. Макарьев, осуществляющей непосредственное тушение пожаров на территории Макарьевского района, в т.ч., осуществляющей комплекс иных мероприятий, необходимых для предупреждения возгораний лесного фонда на подведомственной территории, может повлечь за собой угрозу причинения вреда окружающей среде при недостаточности принятых мер по ликвидации лесных пожаров, а также нарушение прав и законных интересов граждан, а также Российской Федерации. Со ссылкой на положения Закона РФ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, истец просит обязать ОГБУ «Костромская база охраны лесов» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить функционирующую на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167; обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию основными средствами ОГБУ «Костромская база охраны лесов» для обеспечения функционирующей на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химической станции 3 типа техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167.

В процессе рассмотрения дела истец требования уточнил, просит обязать ОГБУ «Костромская база охраны лесов» в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить функционирующую на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, путем доукомплектования: одним автомобилем бортовым повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, одной моторной лодкой на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг., одной насосной станцией производительностью 800-1600 л/мин., тремя звуковещательными устройствами передвижными или переносными, 5 000м напорных пожарных рукавов, 70 универсальными корсетными зажимами, 36 пожарными топорами-мотыгами типа «Пуласки», 20 пожарными граблями, 30 канистрами или бидонами емкостью 20л., двумя полевыми биноклями. Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию основными средствами ОГБУ «Костромская база охраны лесов» для обеспечения функционирующей на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химической станции 3 типа техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, в пределах ин компетенции.

В судебном заседании представителя истца – помощник прокурора г. Костромы Сорокина С.Ю. уточненные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ОГБУ «Костромская база охраны лесов» - и.о. начальника Малышев А.Ю. иск не признал по тому основанию, что «Положение о пожарно-химических станциях», утвержденное приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, содержит примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС. Фактически необходимое оснащение ПХС зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. По результатам ежегодных федеральных проверок готовности Костромской области к пожароопасному сезону Костромская область признана готовой, нарушений по укомплектованию силами и средствами пожаротушения пожарно-химических станций, в т.ч., в г. Макарьев, не отражено. Приобретение бортового автомобиля не требуется по причине отсутствия необходимости его эксплуатации, и для доставки штатного количества пожарных к месту лесного пожара достаточно имеющегося в наличии на ПХС-3 парка лесопожарной техники и автомобилей. При острой необходимости данный тип средств готовы предоставить арендаторы лесных участков, которые включены в Сводный план тушения лесных пожаров на территории Костромской области и План тушения лесных пожаров на территории Макарьевского района. Приобретение моторной лодки не требуется ввиду отсутствия развитых водных путей на территории Макарьевского района, а наличие существующих переправ, многочисленных подъездов к береговой линии позволяет беспрепятственно доставлять силы и средства к месту возгорания. Не является целесообразным приобретение насосной станции, поскольку однотипный насос установлен на пожарных автоцистернах, а при отсутствии подъезда для забора воды используются мотопомпы малой и средней производительности. Содержание запаса в рабочем состоянии пожарных рукавов в количестве 5000 п.м. обосновано тем, что, учитывая количество и площадь лесных пожаров с 2011 года фактическое использование составляет не более 10% от общего запаса пожарных рукавов. Пожарно-химическая станция фактически укомплектована необходимыми основными средствами и основной лесопожарной техникой. С 2011 года из 25 лесных пожаров ни один не перешел в категорию крупного, верхового или представил угрозу населенным пунктам и объектам экономики. Оперативность тушения составляет 92% (в течение первых суток), средняя площадь одного пожара составляет 2,1га. В настоящее время комплекс мероприятий, проводимых за своевременным обнаружением возникновения лесных пожаров таких как космический и видео мониторинг, авиационное и наземное патрулирование, позволяют обнаружить возгорание на минимальной площади, и, соответственно, применение инвентаря и оборудования, указанного в нормативах, не требуется.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Костромской области Иванов О.Н. в суде иск не признал. Указал, что Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя ОГБУ «Костромская база охраны лесов». Финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. С 2015 года субсидия из федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники и оборудования Костромской области не выделялась. Департаментом лесного хозяйства ежегодно направляются письма в Федеральное агентство лесного хозяйства и департамент лесного хозяйства по ЦФО о необходимости выделения средств на доукомплектование пяти существующих ПХС 3-го типа и создание двух ПХС 2-го типа. Также заявки о выделении дополнительного финансирования были направлены в 2017 году главному федеральному инспектору по Костромской области и в комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Однако, в ФЗ от 05.12.2017г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» средств на приобретение лесопожарной техники и оборудования не предусмотрено. Требование к департаменту о возложении обязанности финансирования мероприятий не является обоснованным, расходные обязательства РФ не могут исполняться за счет средств бюджета Костромской области. «Положение о пожарно-химических станциях», утвержденное приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, содержит примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е., носит рекомендательный характер. В марте 2018 года Департаментом лесного хозяйства по ЦФО на основании поручения заместителя председателя Правительства ПФ от 28.02.2018г. проведена внеплановая проверка готовности субъекта РФ к пожароопасному сезону 2018 года. По результатам проверки дано заключение о готовности Костромской области к пожароопасному сезону 2018 года. Согласно планов тушения лесных пожаров на 2018-2019г.г. для тушения лесных пожаров на территории Макарьевского района Костромской области используются не только силы и средства ПХС 3 типа в г. Макарьев, но и иные организации, предприятия, юридические лица, с привлечением дополнительной техники и инвентаря, в т.ч., не предусмотренной Положением о пожарно-химических станциях. То есть, в настоящее время не доказано, каким образом укомплектование ПХС 3 типа в г. Макарьев нарушает права и законные интересы граждан Макарьевского района, а также РФ. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что иск прокурором заявлен в интересах юридического лица ОГБУ «Костромская база охраны лесов», тогда как нормами ст. 45 ГПК РФ не предусмотрено право прокурора на защиту прав юридического лица, не лишенного самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Представитель привлеченного к участию в деле 3-го лица Департамента финансов РФ Пономарева М.В. считала иск не подлежащим удовлетворению, позицию ответчиков поддержала.

К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу п.п. 1 и 2 Положения о пожарно-химических станциях (далее - Положение о ПХС), утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.

В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.

Судом установлено, что ОГБУ Костромской области «Костромская база охраны лесов» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения охраны лесов от пожаров и осуществления отдельных мероприятий по воспроизводству лесов (п. 1 Устава).

В структуру ОГБУ "Костромская база охраны лесов" входят 5 пожарно-химических станций третьего типа, размещенных в г. Костроме, г. Макарьеве, г. Мантурово, г. Нее, с.Рождественском Шарьинского муниципального района Костромской области.

Предметом деятельности Учреждения является: тушение лесных пожаров, осуществление мер пожарной безопасности в лесах, осуществление отдельных мероприятий по вопроизводству лесов (п. 8 Устава). Целями деятельности Учреждения являются охрана лесов от пожаров, осуществление отдельных мероприятий по воспроизводству лесов (п. 9 Устава).

Для достижения целей, указанных в п. 9 Устава, учреждение уполномочено осуществлять основные виды деятельности: реализацию мер противопожарного обустройства лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, проведение мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушение лесных пожаров и т.д.

ОГБУ «Костромская база охраны лесов» для выполнения уставных целей имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение уставной деятельности, приобретать основные средства за счет имеющихся у него финансовых средств (п. 18 Устава).

На основании приказа Департамента лесного хозяйства Костромской области от 18.10.2017г. № 494 «Об окончании пожароопасного сезона 2017 года в лесах и задачах по организации охраны лесов от пожаров на землях лесного фонда Костромской области в 2018 году», должностными лицами ОГКУ «Макарьевское лесничество», ПХС 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов», функционирующий на территории Макарьевского муниципального района Костромской области проведена проверка на предмет обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, составлен акт от 19 марта 2018 года, в соответствии с которым, в нарушение требований установленных «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167 (приложение № 2), станция не оснащена техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, в том числе, отсутствуют:

- автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6т. (отсутствует 3 единицы – в наличии не имеется),

- моторные лодки с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг. (отсутствует 2 единицы – в наличии не имеется),

- насосная станция производительностью 800-1600 л.мин. (отсутствует 1 единица – в наличии не имеется),

- звуковещательные устройства (отсутствуют 3 единицы – в наличии не имеется),

- напорные пожарные рукава (отсутствует 5000м – при наличии 5000м),

- универсальные корсетные зажимы (отсутствует 70 единиц – в наличии не имеется),

- пожарные топоры-мотыги типа «Пуласки» (отсутствует 36 единиц – в наличии 4),

- пожарные грабли (20 единиц – в наличии 20),

- канистры или бидоны емкостью до 20л (отсутствует 13 единиц – в наличии 2),

- полевые бинокли (отсутствуют 2 единицы – в наличии 3).

23 мая 2018 года и.о. прокурора Макарьевского района на имя начальника ОГБУ «Костромская база охраны лесов» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах, в т.ч., об обеспечении ПХС 3 типа в г. Макарьев техникой, оборудованием инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из ответа от 25 июня 2018 года, данного ОГБУ «Костромская база охраны лесов» по результатам рассмотрения представления, следует, что с 2015 года финансирование на цели доукомлектования ПХС отсутствует, в 2017-2018г.г. субсидии из федерального бюджета не были предусмотрены. В 2017 году Департаментом лесного хозяйства Костромской области направлялись письма в Рослесхоз о рассмотрении вопроса о возможности выделения бюджету Костромской области субсидии из федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники и оборудования. В связи с чем выполнить предписание не имеется возможности.

Факт недоукомплектования перечисленной в акте техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта не оспаривался в суде ответчиками, при этом, ответчики иск не признали, ссылаясь на то, что оснований к доукоплектованию ПХС не имеется, «Положение о пожарно-химических станциях», утвержденное приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167 содержит примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е., носит рекомендательный характер.

Опрошенный в качестве свидетеля ИВ в суде подтвердил информацию, изложенную в акте от 19 марта 2018 года.

Опрошенный в качестве свидетеля АА в суде пояснил, что разрешать вопрос о том, должно ли производиться доукомпектование станции, не полномочен. Подтвердил объяснения, данные помощнику прокурора Макарьевского района 15 октября 2018 года, но указал, что вывод о недостаточности техники сделан им ошибочно.

Действительно, на основании п. 1 раздела VI Положения пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.

Вместе с тем, данный перечень является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

Судом установлено, что автомобиль бортовой повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, моторная лодка на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг, насосная станция производительностью 800-1600 л/мин., звуковещательные устройства передвижные или переносные в ПХС 3 типа вовсе отсутствуют, а остальные средства тушения, оборудование, инвентарь имеются в минимальных количествах.

В марте 2018 года Департаментом лесного хозяйства по ЦФО на основании поручения заместителя председателя Правительства ПФ от 28.02.2018г. проведена внеплановая проверка готовности субъекта РФ к пожароопасному сезону 2018 года, по результатам проверки дано заключение о готовности Костромской области к пожароопасному сезону 2018 года.

Из таблицы 9 акта от 29 марта 2018 года следует, что для оснащения ПХС-3, действующих на территории Костромской области, имеется необходимость в доукомплектовании техникой и оборудованием.

Указано, что в ПХС г. Макарьев отсутствует автомобиль бортовой повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, имеются 2 моторные лодки на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг. (на основании договора аренды), отсутствует насосная станция производительностью 800-1600 л/мин., имеются звуковещательные устройства передвижные или переносные 5 шт., имеется 5 000м напорных пожарных рукавов, универсальные корсетные зажимы отсутствуют, имеется 4 пожарных топора-мотыги типа «Пуласки», 20 пожарных граблей, 12 канистр или бидонов емкостью 20л., 3 полевых бинокля.

То есть, в таблице 9 и в акте от 19 марта 2018 года имеются некоторые разночтения в количестве средств (канистры, звуковещательные устройства), находящихся в распоряжении ПХС, действующей на территории Макарьевского района.

Оценив вышеприведенные документы, суд принимает в качестве доказательства именно акт от 19 марта 2018 года, поскольку данные, изложенные в нем, ответчики не оспаривали, их также подтвердили опрошенные в суде свидетели. Доказательств тому, что с 19 по 29 марта 2018 года произошло частичное доукомплектование ПХС, суду не представлено. Также сведения, изложенные в акте от 19 марта 2018 года подтверждаются информацией об основных средствах ПХС 3 типа в г. Макарьев, изложенной ОГБУ «Костромская база охраны лесов» от 15 октября 2018 года, направленной в адрес прокурора Макарьевского района (указано: канистр или бидонов до 20л - 2 шт., звуковещательное устройство отсутствует).

Само по себе использование ПХС транспорта на основании договоров аренды не исключает необходимости доукомплектования станции. Более того, заключение договоров аренды на такое имущество подтверждает нуждаемость в его наличии и использовании в процессе деятельности. Суд учитывает, что проверка, проведенная в отношении Департамента лесного хозяйства Костромской области, подтвердила готовность области к пожароопасному сезону только на 2018 год.

Из объяснений, данных АА помощнику прокурора 15 октября 2018 года, которые он подтвердил в суде, следует, что леса Макарьевского района в своем большинстве находятся на труднодоступных территориях, на торфянистых, болотистых почвах, требующих в целях эффективного пожаротушения наличия транспортных средств, обладающих повышенной проходимостью, в том числе, обеспечивающих возможность доступа при возникновении возгорания к островным лесным массивам. Территория лесничества по природным условиям и породному составу характеризуется средней степенью пожарной опасности, однако 47% площади имеют высокую пожарную опасность: низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона, верховые – в периоды пожарных максимумов. Количество имеющейся в распоряжении ПХС 3 типа техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта недостаточно с учетом природно-климатических условий Макарьевского муниципального района.

Необходимость доукомплектования ПХС области следует из Лесного плана Костромской области на 2019-2028 годы, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 25 января 2019 года № 17, который является обязательным руководящим документом для государственных органов управления лесным хозяйством на всех уровнях, и действует с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

В Лесном плане отражено материально-техническое оснащение 5 пожарно-химических станций третьего типа (далее - ПХС-3), размещенных в г. Костроме, г. Макарьеве, г. Мантурово, г. Нее, с. Рождественском Шарьинского муниципального района Костромской области (раздел V).

Признано, что в целях повышения эффективности выполнения работ по мониторингу и тушению лесных пожаров необходимо создание дополнительно двух ПХС-2 типа ОГБУ "Костромская база охраны лесов" на территории Чухломского и Вохомского районов и доукомплектование силами и средствами пяти действующих ПХС-3 типа ОГБУ "Костромская база охраны лесов" в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 года N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях". В рамках национального проекта "Экология" - "Сохранение лесов", разработанного в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", планируется создание и доукомплектование ПХС-2 и ПХС-3 типов основной лесопожарной техникой.

Данное обстоятельство следует и из писем Департамента лесного хозяйства Костромской области, в т.ч., в Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по ЦФО, Департамент финансов Костромской области о необходимости предоставления субсидий из федерального бюджета на доукомплектование пяти существующих ПХС 3-го типа, о чем было указано в суде самим ответчиком. В том числе, в письмах указывается на слабую материально-техническую базу подведомственных учреждений ОГБУ «Костромская база охраны лесов», что не позволяет эффективно осуществлять наземный мониторинг пожарной опасности, федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в нарушение требований приведенных норм законодательства ответчиком ненадлежащим образом выполняются переданные полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, а именно, в полной мере не организовано обеспечение пожарно-химической станции 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов», функционирующей на территории Макарьевского муниципального района Костромской области, противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Костромской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

На основании изложенного иск прокурора об обязании ОГБУ «Костромская база охраны лесов» обеспечить функционирующую на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, путем доукомплектования: одним автомобилем бортовым повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, одной моторной лодкой на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг., одной насосной станцией производительностью 800-1600 л/мин., тремя звуковещательными устройствами передвижными или переносными, 5 000м напорных пожарных рукавов, 70 универсальными корсетными зажимами, 36 пожарными топорами-мотыгами типа «Пуласки», 20 пожарными граблями, 30 канистрами или бидонами емкостью 20л., двумя полевыми биноклями обоснован и подлежит удовлетворению.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и избранный способ защиты гражданских прав не противоречит требованиям статьи 45 ГПК Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также подлежит удовлетворению иск в части требования обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий. Суд исходит из следующего.

Учредителем ОГБУ «Костромская база охраны лесов» является Департамент лесного хозяйства Костромской области – исполнительный орган государственной власти Костромской области в области лесных отношений.

Департамент осуществляет на землях лесного фонда в границах территории Костромской области охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение (глава 2 Постановление Губернатора Костромской области от 01.10.2010 N 186 (ред. от 15.10.2018) "О департаменте лесного хозяйства Костромской области").

Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента, и реализацию возложенных на него функций (глава 3, п. 53 Постановления Губернатора Костромской области от 01.10.2010 N 186).

Согласно статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Костромской области также является субъектом ответственности и исполнения обязанности по устранению нарушений в области лесных отношений в части финансирования соответствующих мероприятий, что должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

Следовательно, департамент обязан в пределах своей компетенции осуществить финансирование расходов на устранение выявленных нарушений.

Довод представителя Департамента о том, что решение суда может создать преимущество в укомплектовании пожарно-химической станции 3 типа в г. Макарьев по сравнению с другими ПХС 3 типа Костромской области, не состоятелен. Комплектность всех ПХС 3 типа Костромской области должна соответствовать требованиям Приказа Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 года N 167, и исполнение настоящего решения не исключает выполнения ответчиками возложенных на них обязанностей в отношении остальных станций.

Порядок взаимодействия Департамента с другими органами власти при исполнении возложенных на него обязанностей находится за рамками рассматриваемого дела и судом не определяется.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить ответчикам для устранения выявленных нарушений один год со дня вступления настоящего решения. Суд считает данный срок разумным. Доводы ответчиков о том, что данный срок недостаточен для исполнения решения суда, не может быть принят во внимание, поскольку к исполнению решения ответчики не приступали, а потому преждевременно полагать о невозможности его исполнения в определенный срок.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Макарьевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГБУ «Костромская база охраны лесов», Департаменту лесного хозяйства Костромской области об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности в лесах и финансировании мероприятий удовлетворить.

Обязать ОГБУ «Костромская база охраны лесов» в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить функционирующую на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, путем доукомплектования:

- одним автомобилем бортовым повышенной грузоподъемностью до 6 тонн,

- одной моторной лодкой на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг.,

- одной насосной станцией производительностью 800-1600 л/мин.,

- тремя звуковещательными устройствами передвижными или переносными,

- 5 000м напорных пожарных рукавов,

- 70 универсальными корсетными зажимами,

- 36 пожарными топорами-мотыгами типа «Пуласки»,

- 20 пожарными граблями,

- 30 канистрами или бидонами емкостью 20л.,

- двумя полевыми биноклями.

Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию основными средствами ОГБУ «Костромская база охраны лесов» для обеспечения функционирующей на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химической станции 3 типа техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, согласно вышеуказанному перечню, в пределах компетенции.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Спицына

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года.