НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область) от 16.04.2019 № 2А-681/19

Дело № 2а-681/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2019 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя административного истца Федулова М.С., административного ответчика Королева М.В.,

при секретаре Филипповой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по ... к Королеву М. В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,

установил:

ИФНС России по ... обратилась в Ленинский районный суд ... к Королеву М.В. с вышеуказанным административным иском, который мотивирован тем, что Королев М.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в силу ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 23 и 45 Налогового кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию органами, осуществляющими кадастровый учет, на Королева М.В. в 2016 г. был зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: ... площадью кв.м, с кадастровым номером , имеющий назначение - ... Таким образом, ответчик является плательщиком земельного налога. Налогоплательщику был исчислен земельный налог за 2016 г. в размере 5 471 руб. со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г., о чем ему направлено налоговое уведомление. Однако, в установленный срок земельный налог Королевым М.В. уплачен не был, в связи с чем в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени, которые за период со 2 декабря 2017 г по 13 декабря 2017 г. составили 18,05 руб. В адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени от 14 декабря 2017 г. Указанное требование до настоящего времени не исполнено. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района ... был выдан судебный приказ от dd/mm/yy, который отменен по заявлению должника определением от dd/mm/yy С учетом изложенного, административной истец просит суд взыскать с Королева М.В. земельный налог в размере 5 471 руб., пени по земельному налогу в сумме 18,05 руб., а всего взыскать с ответчика 5 489,05 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федулов М.С. полностью поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик Королев М.В. административные исковые требования не признал. Считает требования налогового органа незаконными, поскольку предоставленный ему земельный участок для эксплуатации магазина «Автозапчасти» входит в земельный участок, площадью 2 358 кв.м, на котором располагается многоквартирный жилой дом. Таким образом, земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного ....... Взыскание земельного налога или арендной платы с земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, не соответствует ни положениям Жилищного кодекса РФ, ни сложившейся судебной практике.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 65 ЗК РФ).

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 388 ГК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Пунктом 1 ст. 397 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 НК РФ, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено данной статьей Налогового кодекса РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Королев М.В. на праве постоянного (бессрочного) пользования обладает земельным участком, расположенным по адресу: ... с кадастровым номером (запись о регистрации права от dd/mm/yy), вид использования – ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах на объект недвижимости (л.д. 27).

Указанный земельный участок, площадью кв.м предоставлен Королеву М.В. на основании постановления администрации ... от dd/mm/yy для эксплуатации ..

Таким образом, административный ответчик является плательщиком земельного налога.

Налоговым уведомлением ИФНС России по ... от dd/mm/yyКоролеву М.В. в отношении земельного участка исчислен земельный налог за 2016 год в размере 5 471 руб. сроком уплаты до 1 декабря 2017 г.

В связи с неуплатой земельного налога за 2016 год в установленный законом срок налоговым органом в адрес Королева М.В. направлено требование об уплате налога по состоянию на 14 декабря 2017 г. с указанием срока для добровольной уплаты до 16 марта 2018 г.

Этим же требованием должнику начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2017 г. по 13.12.2017 г. в размере 18,05 руб.

Поскольку требования об уплате налога, пени не было исполнено административным ответчиком в полном объеме, административный истец обратился к мировому судье судебного участка Ленинского судебного района ... с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Королева М.В. недоимки по земельному налогу и пени в сумме 5 489,05 руб. Мировым судьей dd/mm/yy вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ответчика.

dd/mm/yy мировым судьей того же судебного участка вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями от Королева М.В.

Представленный административным истцом расчет налога и пеней судом проверен и признан верным. Административным ответчиком возражений по размеру и расчету налога и пени не представлено.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, руководствуясь положениями приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ИФНС России по ... к Королеву М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 5 471 руб., а также пени, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 18,05 руб., обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Возражая против заявленных требований, Королев М.В. указал на то, что требования налогового органа являются незаконными, поскольку предоставленный ему земельный участок входит в земельный участок, площадью 2358 кв.м, на котором располагается многоквартирный жилой дом. Таким образом, земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем он не должен платить земельный налог.

Однако данные доводы административного ответчика судом отклоняются по следующим основаниям.

Федеральным законом № 284-ФЗ пункт 2 статьи 389 НК РФ дополнен подпунктом 6, согласно которого не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 г.

Таким образом, с 1 января 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Между тем, сведений о том, что земельный участок по адресу: ... с кадастровым номером , входит в состав общего имущества многоквартирного дома, материалы дела не содержат.

Согласно выпискам из ЕГРН, а также информации, предоставленной Управлением имущественных и земельных отношений администрации ..., земельный участок под многоквартирным домом по адресу: ..., площадью 2472 кв.м, имеет кадастровый , стоит на государственном кадастровом учете с dd/mm/yy

В соответствии с межевым планом и схемой расположения земельного участка с кадастровым номером в его границу входит многоквартирный дом со встроенно-пристроенными помещениями.

Также из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 75,82 кв.м, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование Королеву М.В. для эксплуатации ..», стоит на государственном кадастровом учете как ранее учтенный с dd/mm/yy Постоянное (бессрочное) пользование на указанный земельный участок не прекращено. Границы данного земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством (не установлены на местности).

Таким образом, сделать вывод о том, что спорный земельный участок полностью расположен в границе земельного участка многоквартирного дома, не представляется возможным.

Кроме того, указанное разрешенное использование земельного участка не свидетельствует о расположении на нем многоквартирного дома, сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Поскольку при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика Королева М.В. в доход бюджета муниципального образования городской округ ... подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ИФНС России по ... к Королеву М. В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам удовлетворить.

Взыскать с Королева М. В., dd/mm/yy года рождения, проживающего по адресу: ..., в пользу ИФНС России по ... задолженность по налоговым обязательствам в размере 5 489,05 руб. (пять тысяч четыреста восемьдесят девять руб. 05 коп.), в том числе 5 471 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов; 18,05 руб. – пени, начисленные за неуплату земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов.

Взыскать Королева М. В. в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 400 руб. (четыреста руб.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 19 апреля 2019 г.