НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область) от 04.03.2019 № 2А-85/19

.. Дело № 2а-85/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2019 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя административного истца Молоторенко Н.С., представителя административного ответчика Смирновой Л.С.,

при секретаре Филипповой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волковой Т. Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, решения об отказе в прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости незаконными, обязании осуществить регистрационные действия,

установил:

Волкова Т.Ф. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее также – Управление Росреестра по Костромской области, Управление) с иском о признании незаконным решения от dd/mm/yy об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на основании заявления от dd/mm/yy и приложенных к нему документов. Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy по гражданскому делу удовлетворены ее исковые требования к фио о разделе дома и земельного участка, а именно: произведен раздел жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...; в ее собственность выделен жилой блок, общей площадью кв.м, в собственность фио – жилой блок, общей площадью кв.м. В счет компенсации за передаваемые помещения в жилом доме со фио в ее пользу взысканы денежные средства в размере 125 670 руб. Этим же решением суда разделен земельный участок, кадастровый площадью кв.м: в ее собственность передана часть земельного участка площадью кв.м, в собственность фио – часть земельного участка, площадью кв.м. Решением суда постановлено прекратить право долевой собственности ее и фио на указанные жилой дом и земельный участок и указано, что решение является основанием для внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости. dd/mm/yy она обратилась в Управление Росреестра по ... с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. К заявлению были приложены решение Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy, технический план и квитанция об оплате госпошлины. 9 октября 2018 г. административным ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект по причине того, что с заявлением обратился только один из собственников жилого дома, сведения о втором собственнике ? доли в праве в заявлении отсутствуют. Кроме того, заявление о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта в орган регистрации прав от собственников не представлено. Она считает данное решение Управления незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 26, 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Судебный акт о разделе имущества влечет за собой прекращение и возникновение прав собственности и истца, и ответчика на объекты недвижимости, и в силу ст. 13 ГПК РФ является обязательным к исполнению для всех. В этой связи государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет в соответствии с таким судебным актом могут осуществляться на основании заявления любой из сторон рассмотренного спора.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Смирнов Д.К.

В ходе рассмотрения дела представитель истца по доверенности Молоторенко Н.С. дополнила заявленные исковые требования и с учетом дополнения просила суд признать незаконными решения административного ответчика от 9 октября 2018 г. об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, об отказе в прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости незаконными, обязать административного ответчика осуществить регистрационные действия.

В судебное заседание истица Волкова Т.Ф. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, действует через представителя.

Представитель Волковой Т.Ф. по доверенности Молоторенко Н.С. в судебном заседании исковые требования с учетом их дополнения поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что заявление о прекращении государственной регистрации права на исходный объект недвижимости Волкова Т.Ф. подавала через многофункциональный центр, и специалист на приеме документов сам заполнял заявление в электронном виде. В этой связи, зная цель подаваемых Волковой Т.Ф. документов, специалист должен был в форме заявления выбрать графу о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта. Технический план на вновь образуемые объекты был подготовлен кадастровым инженером на основании судебного решения, поэтому составление декларации от Волковой Т.Ф. не требовалось.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ... по доверенности Смирнова Л.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом их дополнения не признала в полном объеме, поддержав письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела, ссылаясь на законность вынесенных решений об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, об отказе в прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости. Также Смирнова Л.Н. пояснила, что Управление в своей деятельности руководствуется специальным Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует порядок постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, снятия объектов недвижимости с кадастрового учета, прекращения прав на объект и др. В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о регистрации и пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при разделе объекта недвижимости на несколько самостоятельных объектов кадастровый учет и регистрация права на образуемые объекты должна осуществляться одновременно в отношении всех объектов и на основании заявления собственников исходного объекта. С учетом указанных положений с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета жилого дома должны были обратиться все собственники жилого дома, равно как и с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет образуемых объектов и регистрации прав на них. Заявления о прекращении права собственности на исходный объект недостаточно для снятия объекта с кадастрового учета, поскольку первичным является кадастровый учет, а не регистрация права. Прекратить право собственности на жилой в настоящее время не представляется возможным, поскольку на долю Смирнова Д.К. наложен арест. Кроме того, в случае постановки на кадастровый учет только одного жилого блока в отсутствие заявления второго сособственника, данный объект не будет подпадать под понятие дома блокированной застройки. Также статьей 24 Закона о регистрации и приказом Минэкономразвития № 953 предусмотрено, что технический план при строительстве вновь созданного объекта подготавливается на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и строительной документации. А если это не вновь создаваемый объект, как в данном случае, то технический план подготавливается на основании декларации, заполняемой заявителем. Решение же суда является приложением к этой декларации.

Заинтересованное лицо Смирнов Д.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований Волковой Т.Ф. Также Смирновым Д.К. в материалы дела представлено письменное заявление, в котором он указывает на то, что от регистрации права он не отказывается, и как только выплатит Волковой Т.Ф. денежные средства в счет присужденной судом компенсации, то сможет зарегистрировать объекты.

Выслушав участвующих в деле лиц, опросив кадастрового инженера, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела по иску Волковой Т.Ф. к Смирнову Д.К. о выделе доли в натуре, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие их нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконное возложение каких-либо обязанностей.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 4 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 16 Закона № 218-ФЗ датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 4 ст. 29 Закона № 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведены в ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

Согласно ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy, вступившим в законную силу dd/mm/yy, удовлетворены исковые требования Волковой Т.Ф. к Смирнову Д.К. о разделе дома и земельного участка.

Произведен раздел жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...: в собственность Волковой Т.Ф. выделен жилой блок, состоящий из помещения (коридор холодный), площадью 6,5 кв.м, помещения (жилая комната), площадью 17,8 кв.м, помещения (жилая комната), площадью 12,7 кв.м, всего общей площадью 30,5 кв.м, в том числе жилой площадью 30,5 кв.м; в собственность Смирнова Д.К. выделен жилой блок, состоящий из помещения (жилая комната), площадью 8 кв.м, помещения (жилая комната), площадью 14,4 кв.м, помещения (ванная), площадью 6,6 кв.м, помещения (кухня), площадью 12,6 кв.м, холодной пристройки с размерами 8,20*2,62, всего общей площадью 41,6 кв.м, в том числе жилой площадью 22,4 кв.м.

Со Смирнова Д.К. в пользу Волковой Т.Ф. в счет компенсации за передаваемые помещения в жилом доме большей площадью взыскано 125 670 руб.

Этим же решением суда разделен земельный участок, площадью 1247 кв.м, кадастровый , согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером фиоdd/mm/yy: в собственность Волковой Т.Ф. передана часть земельного участка, площадью 624 + 8,74 кв.м, обозначенного характерными точками границ с координатами; в собственность Смирнова Д.К. передана часть земельного участка площадью 624 + 8,74 кв.м, обозначенного характерными точками границ с координатами.

Решением суда постановлено прекратить право долевой собственности Смирнова Д.К. и Волковой Т.Ф. на жилой дом, общей площадью 72,1 кв.м, лит. А, А1, а, al, кадастровый , находящейся по адресу: ..., и земельный участок, площадью 1247 кв.м, кадастровый , находящийся по адресу: ....

Указано, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В удовлетворении исковых требований Волковой Т.Ф. к Смирнову Д.К. о взыскании процентов, а также в удовлетворении встречного искового заявления Смирнова Д.К. к Волковой Т.Ф. о разделе дома и земельного участка отказано.

Управление Росреестра по ... было привлечено к участию в данном деле в качестве третьего лица.

dd/mm/yyВолкова Т.Ф. обратилась в Управление Росреестра по ... с заявлениями: о государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом, общей площадью 72,1 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: ... (заявление № ); о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - здание, назначение жилое, площадью 30,5 кв.м, расположенное по адресу: ... (заявление № ).

К указанным заявлениям Волковой Т.Ф. были приложены решение Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy, технический план на объект недвижимости, квитанция об оплате госпошлины.

6 апреля 2018 г. государственным регистратором были приняты решения в виде уведомлений о приостановлении действий по прекращению права собственности на объект недвижимости и по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. Непосредственными причинами приостановления осуществления регистрационных действий явилось следующее:

- в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ с заявлением на постановку на государственный учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости обратился один из собственников долевой собственности (? доли) Волкова Т.Ф., сведения о втором собственнике ? доли в праве общей долевой собственности на объект в заявлении отсутствуют (государственная регистрации приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав);

- в нарушение ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в орган регистрации от собственников не представлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта (государственная регистрации приостановлена на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).

Осуществление регистрационных действий приостановлено до 6 июля 2018 г.

19 апреля 2018 г. от Волковой Т.Ф. Управлением принят дополнительный документ – технический план в электронном виде.

24 мая 2018 г. государственным регистратором были приняты решения в виде уведомлений о приостановлении действий по прекращению права собственности на объект недвижимости и по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости.

Причинами приставления регистрации дополнительно к ранее установленным указаны следующие:

- отсутствуют формируемые записи об образуемых объектах, так как отсутствует загрузка плана в формате XML, что не позволяет провести пространственный анализ. В представленных документах приложен межевой план на земельный участок, а не на объект недвижимости (основание для приостановления относительно действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости);

- в нарушение п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 представленный технический план подготовлен на основании решения суда, а не на основании декларации об объекте недвижимости. В техническом плане отсутствует документ, подтверждающий площадь объекта недвижимости.

Осуществление регистрационных действий приостановлено до 24 августа 2018 г.

1 августа 2018 г. от Волковой Т.Ф. Управлением принят дополнительный документ – технический план в электронном виде.

9 августа 2018 г. государственным регистратором вновь были приняты решения в виде уведомлений о приостановлении действий по прекращению права собственности на объект недвижимости и по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости.

Причинами приостановления регистрационных действий указаны следующие:

- в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ с заявлением на постановку на государственный учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости обратился один из собственников долевой собственности (? доли) Волкова Т.Ф., сведения о втором собственнике ? доли в праве общей долевой собственности на объект в заявлении отсутствуют;

- в нарушение ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в орган регистрации от собственников не представлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта;

- в нарушение п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 представленный технический план подготовлен на основании решения суда, а не на основании декларации об объекте недвижимости. В техническом плане отсутствует документ, подтверждающий площадь объекта недвижимости.

Осуществление регистрационных действий приостановлено до 24 августа 2018 г.

Также из материалов дела видно, что 24 августа 2018 г. Волковой Т.Ф в Управление Росреестра по ... поданы заявления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

На основании данных заявлений Волковой Т.Ф. государственным регистратором приняты решения в виде уведомлений о приостановлении действий по прекращению права собственности на объект недвижимости и по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости сроком до 24 февраля 2019 г.

В указанный период Волкова Т.Ф. обратилась в Ленинский районный суд ... с заявлением о разъяснении судебного решения от 28 декабря 2017 г. в части оформления документов в одностороннем порядке без участия второго собственника общей долевой собственности Смирнова Д.К., приложив уведомления о приостановлении государственной регистрации от 6 апреля 2018 г.

На основании определения Ленинского районного суда ... от dd/mm/yyВолковой Т.Ф. отказано в удовлетворении указанного заявления. При этом суд в определении, сославшись на ст. 58 Закона № 218-ФЗ, пояснил, что в решении от dd/mm/yy в ясной и понятной форме указано, каким образом произведен раздел объектов недвижимости, разрешен вопрос о правах в отношении образуемых объектов недвижимости, в том числе о прекращении права общей долевой собственности, указано на необходимость внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании по вопросу о разъяснении судебного акта присутствовал и представитель Управления Росреестра по ..., который возражал против удовлетворения заявления Волковой Т.Ф.

Согласно материалам дела 12 сентября 2018 г. Волкова Т.Ф. обратилась в Управление с заявлением о возобновлении ранее приостановленных регистрационных действий.

9 октября 2018 г. государственным регистратором вынесены решения в виде уведомлений об отказе в государственно регистрации прав: по прекращению права собственности на объект недвижимости и по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, в связи с тем, что заявителем не были устранены причины приостановления осуществления регистрационных действий, указанные в уведомлениях о приостановлении от 9 августа 2018 г.

В причинах отказа в регистрационных действиях приведены те, которые были указаны в уведомлениях о приостановлении от 9 августа 2018 г., за исключением отсутствия в техническом плане документа, подтверждающего площадь объекта недвижимости.

Не согласившись с решениями об отказе в осуществлении регистрационных действий, истица обратилась в суд с настоящим иском.

На основании анализа установленных фактических обстоятельств, норм действующего законодательства, суд полагает, что требования Волковой Т.Ф. подлежат удовлетворению.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

В рассматриваемом случае право собственности на исходный объект – жилой дом, площадью 72,1 кв.м, расположенный по адресу: ..., прекратилось, а право собственности на вновь образованные объекты в результате раздела указанного жилого дома возникло у Волковой Т.Ф. и Смирнова Д.К. на основании судебного решения, вступившего в законную силу.

Истцом в Управление Росреестра по ... было представлено решение Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy, которым разрешен вопрос о правах на имущество и другие необходимые для совершения регистрационных действий вопросы, в том числе постановлено прекратить право долевой собственности Смирнова Д.К. и Волковой Т.Ф. на жилой дом, общей площадью 72,1 кв.м, и указано о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

В то же время статьей 58 указанного Федерального закона предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.

В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

Анализ приведенных положений Закона № 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрации (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy произведен раздел жилого дома с признанием права собственности Волковой Т.Ф. и Смирнова Д.К. на вновь образованные части жилого дома, предусмотрено прекращение права общей долевой собственности на исходный объект Смирнова Д.К. и Волковой Т.Ф. с внесением соответствующих изменений в ЕГРН, то суд приходит к выводу о том, что препятствий к осуществлению государственной регистрации прекращения права общей собственности на исходный объект, государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вновь образованный объект по заявлению Волковой Т.Ф. не имелось.

Иное толкование приведенных правовых норм, по мнению суда, означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.

Кроме того, при наличии конфликтных отношений между сторонами, что имеет место в рассматриваемом деле, уклонение стороны от обращения с соответствующим заявлением в регистрирующий орган способствовало бы возникновению новых судебных споров между конфликтующими сторонами.

По этим же основаниям суд находит незаконным и требование административного ответчика о предоставлении от всех собственников заявлений о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта.

Что касается отсутствия в заявлении Волковой Т.Ф. упоминания о снятии с государственного кадастрового учета исходного объекта, в котором содержится только просьба о прекращении права общей собственности на данный объект, то само по себе данное обстоятельство является формальным и не служит препятствием для осуществления регистрационных действий по снятию исходного объекта с кадастрового учета и прекращению на него права общей собственности, поскольку в силу ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 920 утверждена единая форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение № 1 к приказу).

Кроме того, как установлено в судебном заседание, содержание заявления формировала не сама Волкова Т.Ф., а специалист на приеме документов, обладающий специальными знаниями в рассматриваемой сфере правоотношений, который должен был с учетом цели обращения Волковой Т.Ф. отметить соответствующие поля в заявлении, однако этого не сделал (в заявлении отсутствуют поля 3.2 - государственный кадастровый учет, 5 – государственный кадастровый учет, снятие с учета).

Также суд отмечает, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Данные положения, по мнению суда, можно применить и к спорным правоотношениям, в рамках которых судебным решением фактически определено прекращение существования исходного объекта – жилого дома, общей площадью 72,1 кв.м, принадлежащего Смирнову Д.К. и Волковой Т.Ф. на праве общей долевой собственности.

Статьей 24 Закона № 218-ФЗ установлены требования к техническому плану.

В соответствии с указанной нормой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В силу ч. 8 ст. 24 Закона № 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч. 11 ст. 24 Закона № 218-ФЗ).

Форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953.

В соответствии с п. 20 данного Приказа сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения.

Из анализа положений Закона № 218-ФЗ и Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 следует, что декларация, наряду с проектной документацией, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, представляет собой документ, содержащий основные характеристики объекта недвижимости (вид, назначение и наименование объекта недвижимости; адрес (местоположение) объекта недвижимости; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в котором (которых) находится объект недвижимости; кадастровый номер; описание объекта недвижимости; правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства); правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)).

В приложении № 3 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 указано, что, если правообладателями являются участники общей собственности, в декларации об объекте недвижимости указываются сведения об одном из них. Сведения об остальных участниках общей собственности приводятся в приложении к декларации в том же объеме, что и в декларации. Декларация подписывается всеми участниками общей собственности.

В судебном заседании кадастровый инженер фио, подготовившая технический план здания, представленный Волковой Т.Ф. в Управление для государственной регистрации права, пояснила, что технический план был ею подготовлен на основании решения Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy, в котором содержались все необходимые характеристики вновь образуемых объектов. В таком случае составление правообладателем (Волковой Т.Ф.) декларации не требуется. Кроме того, в случае составления декларации она должна быть подписана всеми участниками общей собственности, однако ей было известно, что между Волковой Т.Ф. и вторым сособственником Смирновым Д.К. имеются конфликтные отношения.

Принимая во внимание изложенное, то обстоятельство, что в решении суд указал характеристики образуемого объекта недвижимости, выделенного в собственность Волковой Т.Ф., которые позволяют определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи и внести необходимые сведения в ЕГРН, суд приходит к выводу о том, что составление декларации в данном конкретном случае не требовалось, и технический план на объект недвижимости кадастровым инженером мог быть подготовлен на основании судебного решения. При заполнении декларации Волковой Т.Ф. фактически были бы продублированы сведения, указанные в решении суда от 28 декабря 2017 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что представление документов, указанных административным ответчиком в оспариваемых решениях об отказе в осуществлении регистрационных действий, не являлось обязательным, их отсутствие не препятствует осуществлению государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

Ссылки представителя административного ответчика на то, что в настоящее время не представляется возможным прекратить право собственности на жилой, поскольку на долю Смирнова Д.К. наложен арест, а также на то, что при постановке на государственный кадастровый учет только одного жилого блока Волковой Т.Ф. данный объект не будет подпадать под понятие дома блокированной застройки, не влияют на выводы суда по рассматриваемому спору, поскольку данные обстоятельства не были указаны государственным регистратором в качестве причин для приостановления регистрационных действий и последующего отказа в их осуществлении.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по ... обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца посредством повторного рассмотрения заявлений Волковой Т.Ф. от dd/mm/yy о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, о прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости с приложенными к ним документами, поскольку представленные материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод об отсутствии иных препятствий для осуществления таких регистрационных действий.

Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменном отзыве, о том, что истицей не оспаривалось решение государственного регистратора о приостановлении регистрационных действий, в силу чего Волкова Т.Ф. не вправе обращаться в суд с заявленными требованиями об оспаривании отказа в регистрации, судом отклоняются по следующим основаниям.

Как было указано выше, в силу ч. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ в суд могут быть обжалованы как приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, так и отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.

С 1 декабря 2016 г. законодателем установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Так, пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» Федеральный закон «О кадастровой деятельности» дополнен статьей 26.1, действующей в настоящее время и предусматривающей обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе.

Однако обязательный досудебный порядок введен лишь при обращении в суд с заявлением об оспаривании решений органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета. Таких требований в отношении решений об отказе в осуществлении кадастрового учета законом не установлено.

Приведенные в ст. 27 Закона № 218-ФЗ положения следует толковать и применять не изолированно, а в системном единстве, в частности, упомянутую статью необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 26 указанного закона, поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается именно исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Волковой Т. Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 9 октября 2018 года № и № об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, об отказе в прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области повторно рассмотреть заявления Волковой Т. Ф. от 23 марта 2018 г. о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, о прекращении государственной регистрации права на объект недвижимости с приложенными к ним документами.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 7 марта 2019 г.