2а-5454/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2018 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Чепурных М.В.,
при секретаре Жуйковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Кирову к Комарову А. Ф. о взыскании налога на доходы физических лиц, страховых взносов и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кирову обратилась в суд с административным иском к Комарову о взыскании налога на доходы физических лиц, страховых взносов и пени. В обоснование требований указано, что ответчик в установленный срок не исполнил обязанность по уплате налога, страховых взносов и пени, имеет задолженность.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с Комарова за счет его имущества в доход государства сумму в размере 112257.28 руб. в том числе:
- 30404 руб. – НДФЛ;
- 908 руб. 85 коп. – пени по НДФЛ,
- 61752 руб. 04 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 820 руб. 30 коп. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 3763 руб. 14 коп. – страховые взносы на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята};
- 103 руб. 58 коп. – пени по страховым взносам на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята}
- 14315 руб. 24 коп. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята};
- 190 руб. 13 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята}
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, письменный отзыв не представил.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Комаров А.Ф. состоял на учете в ИФНС России по городу Кирову в качестве индивидуального предпринимателя в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, о чем сделана соответствующая запись в ЕГРИП.
Административный ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, являлся налоговым агентом в соответствии со ст.226 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные лица именуются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (п.2 ст. 226 НК РФ)
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:
- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи;
- расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
{Дата изъята} налоговым агентом представлен расчет по форме 6-НДФЛ о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за {Дата изъята} ({Дата изъята}), согласно которого перечислению в бюджет подлежит сумма НДФЛ в размере:
Остаток к уплате НДФЛ за {Дата изъята} подлежит 30404 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ с административного ответчика за уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, подлежит взысканию пеня в размере 908 руб. 85 коп. за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} на недоимку за {Дата изъята} года.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога и пени {Номер изъят} от {Дата изъята}. До настоящего времени требования административным ответчиком не исполнены.
С 01.01.2017 введен в действие Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), (утратил силу 31.12.2016) административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов и имела обязанность на основании п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Плательщики страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1.1 указанной статьи размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу ч. 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Задолженность по страховым взносам у административного ответчика составляет:
- 61752 руб. 04 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 3763 руб. 14 коп. – страховые взносы на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята};
- 14315 руб. 24 коп. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята};
Плательщик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок. До настоящего времени административным ответчиком в полном объеме не уплачены страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ответчиком в установленный срок не были уплачены страховые взносы:
- 820 руб. 30 коп. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 103 руб. 58 коп. – пени по страховым взносам на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята}
- 190 руб. 13 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята}
В адрес Комарова А.Ф. были направлены требования от {Дата изъята}{Номер изъят}, от {Дата изъята}{Номер изъят} об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требования ответчиком не были исполнены, суммы задолженности не погашены.
Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу о его обоснованности и наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
Порядок и сроки взыскания задолженности с физических лиц определен положениями п. 1, 2 ст. 48 НК РФ, согласно которой в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Инспекции крайний срок для принятия мер по взысканию задолженности Комарова А.Ф. в рамках ст. 47 НК РФ установлен до {Дата изъята}, так как срок исполнения самого раннего требования от {Дата изъята} был установлен до {Дата изъята}.
В период годичного срока, установленного ст. 47 НК РФ Комаров А.Ф. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При утрате налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя, налоговый орган утратил право взыскания задолженности Комарова А.Ф. в порядке ст.47 НК РФ.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, у Инспекции возникла необходимость взыскания недоимки по налогам и пени с Комарова А.Ф. в рамках ст. 48 НК РФ как с физического лица.
Обратиться на взыскание в установленный срок Инспекция не имела возможности, по причине того, что Комаров А.Ф. имел статус индивидуального предпринимателя.
Суд считает, что срок для взыскания пропущен по уважительной причине, так как Инспекция не могла знать о намерениях налогоплательщика прекратить предпринимательскую деятельность.
В данной ситуации наблюдается пробел в законодательстве, приводящий к нарушению срока для взыскания задолженности с утративших статус индивидуального предпринимателя лиц, и утрате налоговыми органами возможности обратиться в суд в установленном законом порядке, что позволяет налогоплательщикам уклоняться от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов.
В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что административный иск подан с соблюдением требований ч.6 ст. 289 КАС РФ, задолженность ответчиком не погашена, доказательств обратного, а также доказательств иного размера задолженности ответчиком не представлено, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Государственная пошлина в сумме 3422 руб. 29 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Киров».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по г. Кирову – удовлетворить.
Взыскать с Комарова А. Ф., {Дата изъята} года рождения, проживающего по адресу: {Адрес изъят} в доход государства за счет его имущества сумму в размере 112257.28 руб. в том числе:
- 30404 руб. – НДФЛ;
- 908 руб. 85 коп. – пени по НДФЛ,
- 61752 руб. 04 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 820 руб. 30 коп. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с {Дата изъята};
- 3763 руб. 14 коп. – страховые взносы на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята};
- 103 руб. 58 коп. – пени по страховым взносам на обязательное соц.страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с {Дата изъята}
- 14315 руб. 24 коп. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята};
- 190 руб. 13 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с {Дата изъята}
Взыскать с Комарова А. Ф. в доход бюджета Муниципального образования «Город Киров» государственную пошлину в сумме 3422 руб. 29 коп.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца.
Судья М.В. Чепурных