Дело № 2-2306/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 19 апреля 2019 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,
при секретаре Шамра А.Л.,
с участием представителя истца Малышевой Н.А.,
представителей ответчика Чупракова В.Г., Гончаровой Н.А., Морозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступакова С. В. к УФСИН России по Кировской области об обязании зачесть в выслугу лет период прохождения военной службы, произвести перерасчёт,
УСТАНОВИЛ:
Ступаков С.В., {Дата изъята} г.р. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что с {Дата изъята} по {Дата изъята} проходил военную службу в войсковой части {Номер изъят} в составе объединённой группировки войск (сил) на территории Северо – Кавказского региона, при этом в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} принимал участие в контртеррористической операции в зоне вооружённого конфликта, принимая участие в боевых действиях. С {Дата изъята} по {Дата изъята} проходил службу в уголовно – исполнительной системе. Приказом врио начальника УФСИН России по Кировской области от {Дата изъята} уволен с должности дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК 20 УФСИН России по Кировской области по п. «в» ч.1 ст. 58 (выслуга срока службы, дающего право на пенсию). По состоянию на {Дата изъята} выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 02 месяца 04 дня, в льготном – 24 года 06 месяцев 29 дней.. период прохождения военной службы был засчитан в выслугу лет в календарном исчислении. С указанным истец не согласен, полагает, что имеет право на льготное исчисление выслуги лет в силу действующего законодательства. В связи с изложенным просил обязать УФСИН России по Кировской области зачесть ему в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения военной службы по контракту на территории Северо – Кавказского региона с {Дата изъята} по {Дата изъята} (171 день) в льготном исчислении, из расчёта месяц службы за три месяца.
В ходе рассмотрения дела истец уточнял заявленные требования, в окончательной редакции, согласно уточнениям, поданным представителем истца по доверенности Малышевой Н.А., просит суд обязать УФСИН России по Кировской области зачесть Ступакову С.В. в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения военной службы по контракту на территории Северо – Кавказского региона с {Дата изъята} по {Дата изъята} (121 день) в льготном исчислении, из расчёта месяц службы за три месяца, обязать произвести перерасчёт пенсии с учётом данного периода с {Дата изъята}.
В судебное заседание истец Ступаков С.В. не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Малышевой Н.А.
Представитель истца Малышева Н.А. поддержала заявленные уточнённые требования в полном объёме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.
Представители ответчика Чупраков В.Г., Гончарова Н.А., Морозова Е.А. иск не признали по доводам, подробно изложенным в отзывах, дополнительно пояснили, что законом обязанность предоставить необходимые для назначения пенсии документы возлагается на заявителя, то есть в настоящем случае, Ступакова С.В. Истец обратился с рапортом {Дата изъята}, при этом ему были разъяснены права и обязанности, в расчёт выслуги лет, дающей право на пенсию, Ступакову С.В. включены периоды службы в ВС РФ (срочная служба) с {Дата изъята} по {Дата изъята} и службы в УИС с {Дата изъята} по {Дата изъята}, указанные в послужном списке личного дела. Военная служба с {Дата изъята} по {Дата изъята} в составе объединённой группировки войск на территории Северо – Кавказского региона засчитана Ступакову С.В. в выслугу лет в календарном исчислении. При обращении с заявлением о назначении пенсии истцом не были представлены документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 №65, подтверждающие его право на льготное исчисление периодов прохождения военной службы по контракту на территории Северо – Кавказского региона из расчёта месяц службы за три месяца. Таким образом, у УФСИН России по Кировской области не имелось оснований для назначения истцу пенсии в повышенном размере, никаких дополнительных документов он не представлял. Представитель Гончарова Н.А. также пояснила, что Ступаков С.В. не лишён права самостоятельно, без судебного решения обратиться к ним, написать заявление, представить оригиналы справок, копии которых им были направлены судом, и оспариваемый период, подтверждаемый документально, ему будет включён. Когда они получили из суда справки, которые Ступаков С.В. не представлял им, то она направила ему уведомление, что он может подойти в УФСИН для пересмотра расчёта пенсии, однако до настоящего времени он не воспользовался своим правом. Представитель Морозова Е.А. дополнила, что в настоящем случае Ступакову С.В. будет произведён перерасчёт именно с даты назначения пенсии, то есть с {Дата изъята}, с учётом индексации. Дата {Дата изъята} истцом определена неверно, поскольку всеми документами, в том числе его заявлением о назначении пенсии, подтверждается, что он обеспечен денежным довольствием по {Дата изъята}. На основании изложенного представители ответчика просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, в том числе пенсионное дело Ступакова С.В., личное дело сержанта Ступакова С.В., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом от {Дата изъята} капитан внутренней службы Ступаков С.В., дежурный помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ «Исправительная колония {Номер изъят} УФСИН России по Кировской области» уволен из уголовно – исполнительной системы по п. «в» ч.1 ст. 58 (выслуга срока службы, дающего право на пенсию) с {Дата изъята}. Выслуга лет на {Дата изъята} составляет: в календарном исчислении 17 лет 02 месяца 04 дня, в льготном – 24 года 06 месяцев 29 дней.
Из расчёта выслуги лет на пенсию следует, что служба в ВС РФ зачтена Ступакову С.В. без применения коэффициента, то есть один к одному.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, в том числе выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту Закон от 12.02.1993).
Согласно ст. 2 Закона от 12.02.1993 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Согласно ст. 1 Закона от 12.02.1993 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на следующие категории: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, и семьи этих лиц; лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст. 18 ч. 2 Закона от 12.02.1993 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 №941, изданного во исполнение требований Закона РФ от 12.02.1993 предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших военную службу или находившихся в плену в период ВОв, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо непосредственно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При назначении пенсии, определении её размера указанные положения законодательства ответчиком были учтены, также были приняты во внимание ответы, находящиеся в личном деле сотрудника УИС, в частности, выписка из приказа командира 4 сводного специального моторизованного полка Приволжского округа внутренних войск МВД России (в/ч {Номер изъят}), согласно которому, сержант Ступаков С.В. в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} в течение 39 дней пребывал в районе боевых действий – нп Гудермес ЧРИ.
В заявлении о назначении пенсии Ступаков С.В. указал, что имеет право на повышение пенсии и получение надбавок к пенсии как участник боевых действий.
Из личного дела сержанта Ступакова С.В. следует, что с {Дата изъята} по {Дата изъята} он проходил срочную службу в РА в связи с призывом.
Ссылаясь на копию военного билета и внесённую в послужной список запись, истец утверждал, что в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} он проходил военную службу по контракту при в/ч {Номер изъят}
Вместе с тем указанные сведения внесены военным комиссаром Верхнекамского района Кировской области, а не лицом, ответственным за внесение данной записи за оспариваемый период, то есть уполномоченным в/ч {Номер изъят}. Кроме того, запись противоречит вышеуказанной копии приказа и справке, выданной командиром войсковой части {Номер изъят}, следовательно, обоснованно не была принята УФСИН России по Кировской области при назначении истцу пенсии.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных требований истец не представил доказательства незаконности действий ответчика при учёте документов, включении периодов службы и назначении пенсии.
Оспаривая действия ответчика, сторона истца ссылалась на положение ст. 51 Закона от 12.02.1993, указывая, что у Ступакова С.В. отсутствовала обязанность по предоставлению документов.
Оценивая данный довод, суд приходит к следующему.
В силу ст. 51 Закона от 12.02.1993 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Очевидно, что законодатель возлагает обязанность на пенсионный орган запросить недостающие документы при невозможности назначения пенсии без них. В рассматриваемом случае, как пояснили представители ответчика, у них отсутствовала такая необходимость, поскольку все необходимые для назначения документы Ступаковым С.В. были представлены, необходимости в истребовании дополнительных документов отсутствовала.
Как было указано судом выше, при предоставлении истцом при поступлении на службу в УИС сведений о прохождении военной службы по контракту в период прохождения срочной службы, УФСИН России по Кировской области в {Дата изъята} был сделан запрос командиру в/ч {Номер изъят}, на который получен вышеприведённый ответ. Оснований ставить под сомнение полученные сведения у сотрудника пенсионного отдела УФСИН не имелось, следовательно, отсутствовала обязанность делать дополнительные запросы. Заявитель Ступаков С.В. не ходатайствовал об истребовании каких – либо дополнительных документов.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом были получены архивная справка от {Дата изъята} Центрального архива войск национальной гвардии, а также архивные выписки из приказов. Согласно представленным документам приказом командира войсковой части {Номер изъят} (г. Самара) от {Дата изъята}{Номер изъят}ч сержант Ступаков С.В. зачислен на службу по контракту и назначен командиром отделения 2 патрульной роты 4 разряда с {Дата изъята}; приказом командира войсковой части {Номер изъят} от {Дата изъята}{Номер изъят}с/ч командир отделения 4 патрульной роты сержант Ступаков С.В., уволенный в запас на основании ст. 51 п.6 (по собственному желанию) Закона РФ…, исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учёт в Верхнекамский РВК Кировской области с {Дата изъята}. Основной отпуск с {Дата изъята} по {Дата изъята}. Выслуга лет в ВС РФ составляет: календарная – 2 года 2 месяца 21 день, непрерывная 2 года 2 месяца 21 день, в льготном исчислении 3 года 4 месяца 21 день. Копиями приказов командира 4 сводного специального моторизованного полка Приволжского округа внутренних войск МВД России за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} подтверждается участие Ступакова С.В. в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо – Кавказском регионе и произведение выплат за боевые действия.
Таким образом, приведённые документы, подтверждающие право истца на включение оспариваемого периода (с {Дата изъята} по {Дата изъята}) в льготном исчислении, поступили в его распоряжение через значительный период времени после обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Как пояснили представители ответчика Гончарова Н.А. и Морозова Е.А., Ступаков С.В., получив названные документы, должен был обратиться к ним, написать заявление о перерасчёте пенсии, и указанное было бы исполнено, однако истец до настоящего времени не пожелал сделать это, заявление не написал, оригиналы справок не представил, копии были ими получены в суде при рассмотрении дела.
В заявлении о назначении пенсии от {Дата изъята} закреплена обязанность Ступакова С.В. обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии, либо лишающих права на дальнейшее её получение, незамедлительно сообщить в пенсионный орган УИС по месту жительства. Вопреки указанному до настоящего времени Ступаков С.В. это не исполнил.
Порядок перерасчёта размера пенсии за выслугу лет закреплён в ст. 55 Закона от {Дата изъята}, согласно которой, если пенсионер приобрел право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии.
В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Поскольку требования о назначении, перерасчёте пенсии носят заявительный характер, УФСИН без соответствующего заявления и подтверждающих документов не может осуществить указанное.
В рассматриваемом случае нарушений прав истца не установлено, он не лишён возможности обратиться с соответствующим заявлением в УФСИН России по Кировской области и, учитывая, что с даты подачи им заявления о назначении пенсии ({Дата изъята}), годичный срок не прошёл, перерасчёт ему будет осуществлён с даты назначения пенсии, то есть с {Дата изъята}.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ступакову С. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.
Судья- Н.В. Лопаткина