Дело № 12-46/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
18 января 2021 года город Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Грухина Е.С.,
при секретаре Лучниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Т. № 17/04/7.30-695/2020 от 14.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Т. № 17/04/7.30-695/2020 от 14.09.2020 консультант отдела правовой и контрольно-ревизионной работы Управления Судебного департамента в Кировской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 22627 руб.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, согласно которой принятое постановление считает незаконным и подлежащим отмене. УСД в Кировской области в ФАС России было направлено письмо о согласовании проведения закрытого аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений, а также копия документации о закрытом аукционе на оказание услуг. Письмом от {Дата изъята} было получено согласование применения закрытого способа определения поставщика без указания на выявленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в закрытом аукционе в части соответствия их требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе. Указанная документация должна соответствовать требованиям к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе и инструкцию по её заполнению. Заявка на участие должна содержать предложения участника закрытого аукциона в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе. Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Заявки на участие в закрытом аукционе рассматривает аукционная комиссия, а ФИО1 проверил соответствие заявки документации об аукционе. Учитывая характер и степень общественной опасности совершённого правонарушения, конкретные обстоятельства дела, имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку применение меры ответственности в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий совершённому административному правонарушению.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ФАС России в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв на жалобу, в котором указал, что должностным лицом, ответственным за необоснованное отклонение заявки участника аукциона является, в том числе, член Единой комиссии, подписавший протокол рассмотрения заявок участников по Закупке от {Дата изъята}ФИО1 Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения не выявлено, в связи с чем, оспариваемое постановление является законным.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы дела № 17/04/7.30-695/2020, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией. За указанные действия для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ рассматривают контрольные органы в сфере закупок.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2015 №941, пунктами 5.3.1., 5.3.1.1., 5.3.10., 5.3.1.12. Положения «О Федеральной антимонопольной службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. К ее ведению отнесены, в том числе, осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно представленным документам в контрольный орган в сфере закупок поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в Кировской области при проведении Единой комиссией УСД в Кировской области (Заказчиком закрытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений: Октябрьского, Ленинского, Первомайского районных судов г.Кирова, Шабалинского, Котельничского, Юрьянского, Яранского районных судов Кировской области), в связи с чем ФАС России была проведена внеплановая проверка, {Дата изъята} вынесено решение {Номер изъят}.
Помимо прочего решением ФАС России {Номер изъят} установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе от {Дата изъята} заявка на участие в закупке с порядковым номером {Номер изъят} (ООО { ... } признана Единой комиссией не соответствующей требованиям документации о Закрытом аукционе, Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки не представлена декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Однако, согласно размещённым на официальном сайте Федеральной налоговой службы сведениям, являющимся общедоступной информацией, ООО { ... } включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные действия Единой комиссии, неправомерно признавшей указанную заявку несоответствующей требованиям, нарушили часть 4 статьи 89 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с изложенным в действиях Единой комиссии установлено, в том числе, нарушение части 4 статьи 89 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчику и Единой комиссии выдано предписание об устранении выявленных нарушений, материалы по делу переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Т. № 17/04/7.30-695/2020 от 14.09.2020 консультант отдела правовой и контрольно-ревизионной работы Управления Судебного департамента в Кировской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 22627 руб.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Понятие закрытого аукциона, требования, предъявляемые к его проведению, закреплены в статье 86 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 86 Закона о контрактной системе под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в закрытом аукционе в части соответствия их требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 89 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в закрытом аукционе участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками закрытого аукциона или об отказе в допуске участников закупки к участию в закрытом аукционе, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе.
Как установлено в судебном заседании, приказом начальника Управления Судебного департамента в Кировской области от {Дата изъята}{Номер изъят} создана Единая комиссия по осуществлению закупок для нужд федеральных районных судов г.Кирова и Кировской области, судейского сообщества Кировской области и УСД в Кировской области, в состав которой в качестве члена Единой комиссии включен консультант отдела правовой и контрольно-ревизионной работы Управления Судебного департамента в Кировской области ФИО1
{Дата изъята} в соответствии с приказом начальника Управления Судебного департамента в Кировской области {Номер изъят} размещена закупка на оказание услуг по комплексной уборке помещений районных судов г.Кирова и Кировской области, определен способ «закрытый аукцион, установлена начальная (максимальная) цена государственного контракта – 2 262 700 руб. На отдел капитального строительства, материально-технического обеспечения судов Управления Судебного департамента в Кировской области возложена организация подготовки документации о проведении закрытого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Пунктом 5 части 1.1. статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении объема закупок, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций посредством закрытого аукциона с условием соблюдения объема закупок, установленных частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 87 Закона о контрактной системе документация о закрытом аукционе должна содержать информацию об ограничении участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае, если такое ограничение установлено заказчиком в документации о закупке, в том числе в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, из системного анализа и толкования указанных положений статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что и при проведении закрытых аукционов участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Указанное согласуется с положениями пункта 4 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
{Дата изъята} Управлением Судебного департамента в Кировской области в ФАС России было направлено письмо о согласовании проведения закрытого аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений. Одновременно с письмом была направлена копия документации о закрытом аукционе на оказание услуг по комплексной уборке помещений судов. В соответствии с Документацией о закрытом аукционе, объектом закупки является оказание услуги по комплексной уборке помещений: Октябрьского, Ленинского, Первомайского районных судов г.Кирова, Шабалинского, Котельничского, Юрьянского, Яранского районных судов Кировской области. Пунктом 18 Документации о закрытом аукционе предусмотрено обязательное декларирование участником закупки в заявке на участие в закрытом аукционе своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Документация о закрытом аукционе была утверждена {Дата изъята} заместителем начальника Управления судебного департамента в Кировской области М.
{Дата изъята} ФАС России согласовано применение закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по комплексной уборке помещений Октябрьского, Ленинского, Первомайского районных судов г.Кирова, Шабалинского, Котельничского, Юрьянского, Яранского районных судов Кировской области в период с 01.01.2020 по 30.06.2020.
В соответствии с представленным Заказчиком протоколом рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, {Дата изъята} состоялось заседание Единой комиссии, что подтверждается протоколом, ФИО1 присутствовал на заседании. На участие в закрытом аукционе поступило три заявки, в том числе от ООО { ... } Единогласным решением комиссии участнику закупки под номером {Номер изъят} - ООО { ... } отказано в допуске к участию в закрытом аукционе по причине несоответствия участника требованиям законодательства о контрактной системе, так как в составе заявки не представлена декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, что не соответствует положениям части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе и пункта 3 части 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ. Заявка не соответствует части 4 пункта 3 и части 18 Документации о закрытом аукционе. В результате, к участию в закрытом аукционе был допущен лишь один участник - ИП В. , в связи с чем закрытый аукцион был признан несостоявшимся по части 8 статьи 89 Федерального закона от 05.04.2013 №44.
В соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе, для участия в закрытом аукционе участник закрытого аукциона подает заявку на участие в закрытом аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией о закрытом аукционе. Заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закрытого аукциона требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе.
Таким образом, в Документации о закрытом аукционе, утвержденной {Дата изъята} заместителем начальника Управления судебного департамента в Кировской области М. , правомерно закреплены ограничения, в соответствии с которыми участниками закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На основании изложенного, исходя из системного толкования статьи 30, пункта 4 части 2 статьи 84, пункта 14 части 1 статьи 87, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе, суд приходит к выводу о наличии у участника закрытого аукциона обязанности декларирования своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Соответственно, суд не усматривает в действиях Единой комиссии нарушения части 4 статьи 89 Закона о контрактной системе, а в действиях ФИО1 не усматривает состав вмененного административного правонарушения в связи с отсутствием объективной стороны правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в четвертом абзаце пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Т. от 14.09.2020 № 17/04/7.30-695/2020, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Д.Г. Тукая от 14.09.2020 № 17/04/7.30-695/2020 о назначении наказания, вынесенное в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.С. Грухина