Дело № 2а-159/20
УИД 18RS0001-02-2019-002286-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года
Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Тайбахтине С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике к Вилкову А. Ю. о взыскании задолженности по налогам и пени, по встречному иску Вилкова А. Ю. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике о признании недействительным налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике (далее – МИФНС № 9, административный истец) обратился в суд с иском к административному ответчику Вилкову А. Ю. о взыскании задолженности в сумме 272 946 руб. 83 коп., в том числе, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 218034 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения расположенным в границах городских округов в сумме 1331 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 53271 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 310,75 руб., указав в обоснование исковых требований следующие обстоятельства. Вилков А.Ю. состоит на налоговом учете по месту нахождения имущества в МИФНС № 9, является собственником объекта с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 400, 401 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем, ему доначислен налог за налоговый период 2015, 2016 годы исходя из кадастровой стоимости 8929499 руб. и налоговой ставки 1.20 и 1.50 соответственно, за 2015 год доплата составляет 62 507 руб., за 2016 год - 126 229 руб. Ставки налога на имущество физических лиц по состоянию на 2015 год, 2016 год установлены в соответствии со ст. 406 НК РФ, Решением Городской думы г. Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ижевск». В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налоговым органом с учетом требований налогового законодательства начислен налог на имущество физических лиц за 2015 года в размере 107 154 руб., за 2016 год в размере 133 942 руб., за 2017 год в размере 29282 руб. и в сроки, установленные ст.52 НК РФ должнику было отправлено налоговое уведомление об уплате налога № от 14.08.2018 года заказным письмом. С учетом ранее исчисленных сумм, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы составила 218 034 руб. Неисполнение в срок административным ответчиком вышеуказанных положений закона послужило основанием для направления ему требования об уплате налога на имущество № от 27.12.2018 года в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ. В соответствии со ст. 75 ч. 1 НК РФ на сумму задолженности по налогу были начислены пени в размере 1331, 08 руб. за период с 3.12.2018 года по 27.12.2018 года. Требование в срок исполнено не было. На основании сведений, представленных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, административный ответчик является собственником земельных участков, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 388-396 НК РФ начислен земельный налог за 2017 год в размере 53 271 руб. Должнику было отправлено налоговое уведомление об уплате налога № от 14.08.2018 года заказным письмом. Неисполнение должником обязанности по уплате налога в установленный срок послужило основанием для направления ему требования об уплате земельного налога, пени № от 27.12.2018 года в соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ со сроком исполнения до 5.02.2019 года на сумму задолженности по налогу были начислены пени за период с 3.12.2018 года по 27.12.2018 года, которые составили 310,75 руб. До настоящего времени требования должником в полной мере не исполнены. В установленные ст. 48 НК РФ сроки налоговый орган обратился в суд за взысканием задолженности, 18.04.2019 года мировым судьей вынесен судебный приказ по делу № о взыскании задолженности с ответчика, который на основании заявления ответчика с возражениями относительно исполнения судебного приказа, был отменен 8.05.2019 года. Истец обратился в суд с иском о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица в порядке ст. 48 НК РФ.
Ответчиком Вилковым А.Ю. предъявлены встречные исковые требования о признании недействительными налогового уведомления № от 14.08.2018 года и требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.12.2018 года по делу №, указав следующие доводы. Уведомление № от 14.08.2018 и требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.12.2018 г. в части начисления к уплате налога на имущество (здания по адресу <адрес>) содержат недостоверные сведения о кадастровой стоимости здания - указана какая-то непонятная кадастровая стоимость в размере 8 929 499 руб., в то время как кадастровая стоимость согласно сведениям из Росреестра в 2015-2019 гг. составляла 6.732.919,61 руб., а также применена какая-то необоснованная налоговая ставка за 2015 г. в размере 1,2 %, за 2016 г. - 1,5 %, несмотря на то, что согласно п.2.3, решения Городской Думы г. Ижевска от 20.11.2014 г. № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории МО «Город Ижевск»» налоговая ставка составляет 0,5 %. Учитывая то, что Вилков А.Ю. был вынужден обращаться в Верховный суд Удмуртии с административным исковым заявлением о признании недействующими пункт 316 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 года №565 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год», с момента его принятия и пункта 941 Перечня объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год», с момента его принятия, то Правительство УР, понимая обоснованность заявленных требований, внесло изменения в оспариваемые нормативные акты и исключило здание по адресу <адрес> из указанных выше перечней объектов недвижимости и представило соответствующие документы в ВС УР. Учитывая это действие Правительства УР, Вилков А.Ю. отказался от иска и определением ВС УР от 13.12.2019 г., вступившее в законную силу 09.01.2020 г., производство по делу было прекращено. Оспариваемые налоговое уведомление и требование об уплате налога «вытекают» один из другого текстуально и, соответственно, должны содержать действительные основания возникновения и цифры (суммы) задолженности - это прямо следует из норм статей 52 и 69 НК РФ. И налоговое требование является логическим продолжением налогового уведомления. Однако, в деле № (№;) ~ № (настоящем деле) данные документы не содержат правильных сумм и оснований задолженности. Налоговый Кодекс не содержит понятий ошибочных документов, документов-налоговых требований. Следовательно, имеются дефекты содержания налогового уведомления и требования об уплате налога, в связи с чем, оспариваемые документы - налоговое уведомление № от 14.08.2018 и требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.12.2018 г. являются недействительными в части начисления к уплате налога на имущество (здания по адресу <адрес>). Недостоверность указанных в них сведений, а именно неверный расчет налогов в связи с применением ошибочной ставки и кадастровой стоимости объектов имущества свидетельствует о их недействительности.
Представитель истца – Соболев Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уменьшил, уточнил сумму, подлежащую взысканию с ответчика, просил взыскать налог на имущество физических лиц в сумме 73 501 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 428 руб. 76 коп., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов в сумме 53 271 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в городских округов в сумме 310 руб. 75 коп., всего в сумме 127511руб. 51 коп., в части встречных исковых требований представил письменные возражения, согласно которым налоговое уведомление № от 14.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год, земельного налога за 2017 год, налога имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы направлено Вилкову А.Ю. заказным письмом 22.08.2018 года. Налоговые периоды, за которые налогоплательщик может быть привлечен к уплате налога, определен налоговым органом в соответствии с положениями налогового законодательства, позволяющими произвести начисление налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня до соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, налоговые органы руководствуются информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, сведения из которого представляются им в соответствии со ст. 85 НК РФ по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.01.2011 N су: ММВ-7-11/11@ (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2011 N 19976). Требование об уплате налога № от 27.12.2018г. направлено в адрес Вилкова А.IO. заказным письмом 28.12.2018, то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ. Перерасчет налога на имущество за 2015-2016 годы был произведен по ставкам как разница между новым расчетом исходя из ставок за 2015 год в размере 1.2%, за 2016 год – в размере 1.5% и ранее исчисленной суммой исходя из ставки 0,5% в соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 20.11.2014 года № 658. На момент проведения расчета объект недвижимости № был включен в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015-2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства УР № 565 от 29.12.2014 года и № 586 от 29.12.2015 года. В связи с тем, что постановлением Правительства УР № 564 от 5.12.2019 года данный объект был исключен из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, сумма налога на имущество к доплате за 2016 год была сторнирована, сумма налога на имущество за 2017 год уменьшена в порядке п.8.1 ст. 408 НК РФ. Так как Постановление Правительства УР об исключении объекта из Перечня было принято в декабре 2019 года, сумма налога за 2015 год в соответствии со ст. 52 НК РФ перерасчету (уменьшению) не подлежит. Кроме того, в связи с недоимкой с ответчика подлежит взысканию задолженность по трем земельным участкам за 2017 год в размере 53 271 руб. Налоговое уведомление и требование о взыскании налога выставлены с соблюдением норм налогового законодательства.
Ответчик Вилков А.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях, ответчик исковые требования не признал, указал, что налоговым органом необоснованно взыскивается доплата по налогам на имущество за период 2015-2016 годы, при этом, неверно определяется кадастровая стоимость объекта, и неправильно применяется ставка налога, которая должна составлять 0.5 %, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания пени, налоги за земельные участки, находящиеся в Воткинском районе УР должны зачисляться в бюджет Воткинского района УР, у истца нет полномочий для предъявления требований о взыскании земельного налога.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель ответчика – Быков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании представил письменные возражения по существу заявленных требований, согласно которым обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у налогоплательщика на основании надлежащего исполнения налоговым органом обязанности по исчислению суммы налога, налог уплачивается на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом. По смыслу абзаца 2 пункта 2 ст. 52, п. 2 ст. 409 НК РФ обязанность налогового органа по исчислению суммы налога на имущество следует признать исполненной с момента направления налогоплательщику налогового уведомления, содержащего достоверные сведения: о налоговой базе, то есть кадастровой стоимости объекта налогообложения, о налоговой ставке, то есть такой ставке, которая утверждена нормативным актом органа в отношении данного объекта налогообложения, о налоговых льготах, если они имеются в отношении налогоплательщика и /или объекта налогообложения. Не исполнение обязанности по исчислению налога и направлению налогового уведомления с достоверными сведениями, не влечет возникновение у налогоплательщика обязанности по его уплате. В оспариваемом налоговом уведомлении содержится перерасчет сумм налога за 2015, 2016 годы, однако налоговые уведомления и доказательства их направления налогоплательщику истцом не представлено, налоговое уведомление содержит недостоверные сведения о налоговой базе, о налоговой ставке, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в сумме 73 501 руб., пени по налогу на имущество в сумме 428,76 руб.
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 данной статьи).
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по взысканию недоимки.
В соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающей частной практикой, адвоката по месту жительств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны: сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имущее о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с поступившими в налоговый орган сведениями из Управления Росреестра по УР административный ответчик в спорный налоговый период (2015-2017 годы) являлся собственником следующих объектов: здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 05.06.2006 года; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 20.10.2017 года, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 20.10.2017 года, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 20.10.2017 года, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 20.10.2017 года, земельного участка по адресу: УР, <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 26.01.2012 года, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 22.02.2008 года, доля в праве собственности ?, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата государственной регистрации права 26.01.2012 года, что также подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 08.10.2019 года за исходящими номерами №, №, №, №, №, №, №, №.
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из ст. 400 НК РФ. Жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение являются объектом налогообложения на основании пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 400, 401 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В силу п. ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 данной статьи установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: свыше 500 000 рублей ставка налога свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.
Решение Городской думы г. Ижевска от 20.11.2014 N 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск» установлена ставка налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В силу ч. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным, каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Исходя из указанных положений закона, Вилков А.Ю. является плательщиком налога на имущество.
Налоговым органом административному ответчику был начислен налог на имущество за 2017 год: квартиры по адресу: <адрес>, помещений по адресу: <адрес> – здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, а также перерасчет налога на имущество за 2015 год в размере 62507 руб. (перерасчет по налоговым уведомлениям №, №), за 2016 год в размере 126229 руб. (перерасчет по налоговым уведомлениям №, №), за 2017 год в размере 26788 руб., всего на сумму 218 034 руб.
Административному ответчику направлено по почте 22.08.2018 года налоговое уведомление № от 14.08.2018 года, согласно которого налог исчислен исходя из кадастровой стоимости и налоговой ставки, в том числе, по объекту с кадастровым номером № исходя из кадастровой стоимости в размере 8929499 руб., и налоговой ставки 1,20% (2015 года), 1,50% (2016 год), 0,50% (2017 год), установлен срок уплаты налога не позднее 03.12.2018 года.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Основанием для начисления пени является просрочка исполнения обязанности по уплате налога (уплата налога в более поздний срок, чем это установлено законодательством о налогах и сборах).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (п.2 ст.75 НК РФ).
В силу п. 3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 гг. начислены пени за просрочку уплаты налога.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок ст. 11 НК РФ).
В п. 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" применительно к требованию об уплате налога (ст. ст. 69, 70 НК РФ) разъяснено следующее: при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
В силу п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Административному ответчику по почте 28.12.2018 года было направлено требование № по состоянию на 27.12.2018 года об уплате задолженности по налогам, в том числе, по налогу на имущество физических лиц, пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 338 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.363 и п.4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Решением Городской думы г. Ижевска от 23.11.2005 N 24 (ред. от 21.02.2019) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Город Ижевск" с 1 января 2006 года на территории муниципального образования "Город Ижевск" введен земельный налог (ч. 1).
Вилков А.Ю. является плательщиком земельного налога.
Межрайонной ИФНС России № 9 по УР административному ответчику начислен земельный налог за 2017 год в размере 53271 руб. и в сроки, установленные ст. 52 НК РФ должнику было отправлено налоговое уведомление об уплате налога заказным письмом.
Объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 44130 руб., налоговой ставки 0,1%, количества месяцев владения – 2/12 мес., доля в праве 1), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 44130 руб., налоговой ставки 0,1%, количества месяцев владения – 2/12 мес., доля в праве 1), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 48543 руб., налоговой ставки 0,1%, количества месяцев владения – 2/12 мес., доля в праве 1), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 48322 руб., налоговой ставки 0,1%, количества месяцев владения – 2/12 мес., доля в праве 1), земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 2945000 руб., налоговой ставки 1%, количества месяцев владения – 12/12 мес., доля в праве 1), земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 1315050 руб., налоговой ставки 1%, количества месяцев владения – 12/12 мес., доля в праве 1/2), земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № (кадастровая стоимость 1149723 руб., налоговой ставки 1,5%, количества месяцев владения – 12/12 мес., доля в праве 1).
Судом правильность исчисленного административным истцом земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой имеются в ЕГРН, налоговой ставки, проверена, суд приходит к выводу о правильности расчета размера взыскиваемой суммы земельного налога. Административному ответчику направлено по почте 22.08.2018 года налоговое уведомление № от 14.08.2018 года, которым установлен срок уплаты налога не позднее 03.12.2018 года. Обязанность по уплате земельного налога налогоплательщиком в установленные сроки не исполнена, земельный налог за 2017 год в размере 53271 руб. административным ответчиком не оплачен.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного земельного налога за 2017 год начислены пени за просрочку уплаты налога. Исчисление налога, задолженности по пеням произведено на основании закона, в связи с чем правильность его составления у суда не вызывает сомнений и принимается за основу при взыскании задолженности.
Административному ответчику по почте 28.12.2018 года было направлено требование № по состоянию на 27.12.2018 года об уплате задолженности по налогам, в том числе, по земельному налогу, пени за просрочку уплаты земельного налога.
Административный ответчик в добровольном порядке оплату не произвел, Межрайонная ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. 18.04.2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска выдан судебный приказ № о взыскании с Вилкова А.Ю. задолженности по налогам и пени. 07.05.2019 года мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска от должника поступило возражение. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска от 08.05.2019 года судебный приказ № отменен. 25.09.2019 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике обратилась по почте в Ленинский районный суд г. Ижевска с административным иском к Вилкову А.Ю. о взыскании задолженности - налога на имущество физических лиц, пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени за просрочку уплаты земельного налога.
Административный иск подан налоговым органом в суд с соблюдением установленных сроков, с соблюдением досудебного порядка взыскания с налогоплательщика недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога и пени за просрочку уплаты земельного налога.
В силу ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физического лица - объекта с кадастровым номером № в соответствии со ставками, установленными ст. 2.2, 2.2.1 Решения Городской думы города Ижевска от 20.11.2014 года № 658 в размере 1.2 и 1.5 процента исходя из кадастровой стоимости в размере 8 929 499 руб. В результате чего сумма исчисленного налога составила 107 154 руб. за 2015 год, в сумме 133 942 руб. за 2016 год руб., а также начислен налог на имущество за 2017 год в размере 26 788 руб. Однако суду не представлены доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость имущества – здания по адресу: <адрес> на указанный налоговый период, материалы дела не содержат указанных сведений. Таким образом, административным истцом не обосновано произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 -2016 годы и неправильно начислен налог за 2017 года по указанному объекту. Суд не усматривает оснований для применения иной налоговой ставки – в размере 1.2 и 1.5 %, поскольку истцом не представлены сведения о включении указанного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством УР, суд приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета налога не имелось.
Суд исходит из того, что по смыслу абз. 2 пункта 2 ст. 52, п.2 ст. 409 НК РФ обязанность налогового органа по исчислению суммы налога на имущество следует признать исполненной с момента направления налогоплательщику налогового уведомления, содержащего достоверные сведения: - о налоговой базе, то есть кадастровой стоимости объекта налогообложения; о налоговой ставке, которая утверждена нормативным актом органа в отношении данного объекта налогообложения; о налоговых льготах, если они имеются в отношении налогоплательщика и /или объекта налогообложения.
Налоговое уведомление № от 14.08.2018 года содержит перерасчет сумм исчисленных налоговым органом за налоговый период 2015 и 2016 годы на основании налоговых уведомлений №, №, однако доказательства их направления налогоплательщику истцом не представлены, содержит недостоверные сведения о налоговой ставке, налоговой базе, поскольку кадастровая стоимость объекта налогообложения за указанный период составляла 6 732 919, 61 руб.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 564 от 5.12.2019 года объект недвижимости с кадастровым номером № был исключен из Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015-2016 годы. Согласно п. 6 постановления Правительства УР от 5.12.2019 года № 564 его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2015 года (пункт 1 постановления) и с 1.01.2016 года (пункт 2). В связи с этим сумма налога на имущество к доплате за 2016 год в размере 126229 руб. административным истцом была сторнирована, что подтверждается карточкой расчетов с бюджетом. Сумма налога за 2017 год на имущество на данный объект уменьшена в порядке ст. 408 (п.8.1) НК РФ и составила 8 484 руб. исходя из размера налога за 2016 год в сумме 7 713 руб., исчисленного из кадастровой стоимости 7 712 946 руб., в то время как в материалах дела отсутствуют сведения о кадастровой стоимости спорного объекта на 2016 год в указанном размере.
Кроме того, сведений о соблюдении досудебного порядка взыскания недоимки, направления налогового уведомления об уплате налога за 2015 и 2016 годы выставления требования об уплате налога за указанный период, истцом не представлено. При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении административным истцом досудебного порядка взыскания обязательных платежей, что не подтверждает правильность расчета задолженности, произведенного истцом.
В силу ст. 52 НК РФ перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, а именно: налога на имущество физических лиц и земельного налога, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Суд руководствуется правовыми позициями Конституционного суда РФ, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.О.Ф" и приходит к выводу о том, что перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год приведет к значительному увеличению уже уплаченного налога, что ухудшит положение налогоплательщика. Доводы ответчика о невозможности перерасчета налога на имущество физических лиц за 2015 год в связи с изменением кадастровой стоимости в порядке применения ст. 52 НК РФ судом отклоняются, поскольку не усматривается оснований для перерасчета налога за 2015 года путем направления ответчику оспариваемого уведомления. В связи с тем, что налоговое уведомление № от 14.08.2018 года содержит недостоверные сведения о налоговой базе и налоговой ставке по объекту с кадастровым номером №, перерасчет налога за 2015 и 2016 год произведен без соблюдения требований налогового законодательства суд признает оспариваемое налоговое уведомление недействительным в части указанного объекта. Оспариваемое налоговое уведомление влечет нарушение прав ответчика на исчисление налогов исходя из налоговых ставок и налогооблагаемой базы, установленных в соответствии с требованиями налогового законодательства. Поскольку требование № об уплате налога по состоянию на 27.12.2018 года содержит сведения о неправильно исчисленной сумме налога на имущество физических лиц по данному объекту, составлено на основании налогового уведомления, признанного недействительным, оно также не может быть признано законным и не подлежит исполнению. Оспариваемое требование об уплате налога возлагает на ответчика обязанность по уплате налога, исчисленного исходя из недостоверных сведений о налогооблагаемой базе и неправомерно примененной налоговой ставке, что повлечет излишнюю уплату налога или в случае отказа от исполнения требования привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов. При таких обстоятельствах суд признает недействительными ненормативные акты налогового органа в порядке ст. 137,138 НК РФ – налогового уведомления № от 14.08.2018 года и требования № об уплате налога.
Неисполнение налоговым органом предусмотренной ст. ст. 52,408 НК РФ обязанности по исчислению суммы налога на имущество физических лиц, в том числе, обязанности по перерасчету неверно исчисленной суммы налога в связи вынесением постановления Правительства УР от 5.12.2019 года № 564, соответственно, по направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании произведенного перерасчета суммы налога влечет невозможность взыскания указанной суммы налога. При таких обстоятельствах суд отказывает административному иску в удовлетворении исковых требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 года в сумме 62 507 руб. и за 2017 год в сумме 8 484 руб.
В связи с тем, что размер задолженности по налогу на имущество физических лиц на сумму 10 994 руб. налоговым органом не подтвержден судом осуществляется расчет пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 510 руб. по объектам, исчисленный размер налога по которым не оспорен ответчиком. За период с 4.12.2018 года до 16.12.2018 года пени составляют 8,16 руб. (2510х13)х7,5% (ставка ЦБ)/300 (ставка рефинансирования). За период с 17.12.2018 года по 26.12.2018 года пени составляют 6,5 руб. (2510х10)х7,75% (ставка ЦБ)/300 (ставка рефинансирования), всего: 14,64 руб.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению: подлежит взысканию с ответчика налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2017 год в сумме 2 510 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 14 руб. 64 коп.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов в сумме 53 271 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком расположенном в границах городских округов в сумме 310 руб. 75 коп.
Встречные исковые требования Вилкова А.Ю. подлежат удовлетворению, налоговое уведомление № от 14.08.2018 года и требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.12.2018 года в части начисления к уплате налога на имущество (здания по адресу: <адрес>) подлежат признанию недействительными.
В соответствие со ст.111, 114 КАС РФ, 333.19, 333.36 НК РФ государственная пошлина в размере 1883 руб. 19 коп. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика, государственная пошлина в размере 600 руб. подлежит взысканию с налогового органа в пользу Вилкова А.Ю.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике к Вилкову А. Ю. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Вилкова А. Ю. в доход бюджета задолженность по оплате
налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов в сумме 2 510 руб.,
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 14 руб. 64 коп.;
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов в сумме 53 271 руб.,
пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком расположенном в границах городских округов в сумме 310 руб. 75 коп.;
в доход местного бюджета муниципального образования город Ижевск государственную пошлину в размере 1883 руб. 19 коп.
Встречные исковые требования Вилкова А. Ю. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике о признании недействительным налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пени удовлетворить.
Признать недействительными налоговое уведомление № от 14.08.2018 года и требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.12.2018 года в части начисления к уплате налога на имущество (здания по адресу: <адрес>).
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике в пользу Вилкова А. Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 августа 2020 года.
Судья Л.В. Москалева