НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 16.05.2019 № 2А-785/19

КОПИЯ

Дело №2а-785/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Яхина И.Н.,

при секретаре судебного заседания Мифтахутдиновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Вилкову А. Ю. о взыскании обязательных платежей, санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по УР обратилась в суд с административным иском к Вилкову А.Ю. о взыскании обязательных платежей, санкций на общую сумму 57 415,15 руб., из них транспортный налог в размере 57 245 руб. за 2016, 2015 годы, пени по транспортному налогу в размере 173,15 руб. за период с 02 декабря 2017 года по 12 декабря 2017 года.

Требования мотивированы тем, что Вилков А.Ю. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 11 по УР в качестве налогоплательщика с 24 июня 2015 года, за ним были зарегистрированы транспортные средства VOLVO S80 г.р.з. с 14 июля 2008 года по 28 января 2016 года, MITSUB.PAJ.3.8 LWB г.р.з. с 26 декабря 2011 года по 12 марта 2016 года, INFINITI EX 35 ELITE г.р.з. с 03 июня 2015 года по 09 сентября 2016 года. В установленные законом сроки ответчик за 2016 год налоги не уплатил, в связи с чем ему начислены пени. Налогоплательщику направлено требование об уплате недоимки и пени; налогоплательщик требования не исполнил.

В судебном заседании 30 апреля 2019 года административный истец в порядке ст.46 КАС РФ заявил ходатайство об уточнении иска, указав на взыскание транспортного налога по делу с учетом транспортного средства БМВ Х4 XDRIVE30D, г.р.з. . Кроме того, административным истцом указано на наличие опечатки в исковом заявлении в размере взыскиваемого транспортного налога «57245 руб.» вместо правильного «57242 руб.».

Данные заявления судом приняты к производству.

В судебном заседании представитель административного истца Мусина В.А. уточненные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Вилков А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике Белокрылова М.А. считала необходимым административный иск удовлетворить.

Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-886/18, дела № 2А-886/18, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, что отражает соответствующую конституционную обязанность.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней, с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ)).

В соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.6 и п.8 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.

В силу п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Основанием для начисления пени является просрочка исполнения обязанности по уплате налога (уплата налога в более поздний срок, чем это установлено законодательством о налогах и сборах).

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ).

Судом установлено, что Вилков А.Ю. в связи со сменой места жительства с 24 июня 2015 года состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР.

За Вилковым А.Ю. в спорный период с учетом требований п.3 ст.362 НК РФ были зарегистрированы транспортные средства:

VOLVO S80 г.р.з, дата регистрации 14 июля 2008 года, снятия с регистрации 28 января 2016 года, то есть 12 месяцев 2015 года и 1 месяц 2016 года;

MITSUB.PAJ.3.8 LWB г.р.з. , дата регистрации 26 декабря 2011 года, дата снятия с регистрации 12 марта 2016 года, то есть 12 месяцев 2015 года и 2 месяца 2016 года;

INFINITI EX 35 ELITE г.р.з. , дата регистрации 03 июня 2015 года, дата снятия с регистрации 09 сентября 2016 года, то есть 7 месяцев 2015 года и 8 месяцев 2016 года;

БМВ X4 XDRIVE30D г.р.з. , дата регистрации 03 сентября 2016 года, дата снятия с регистрации 07 сентября 2018 года, то есть 4 месяца 2016 года.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом врио заместителя начальника Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике от 22 апреля 2019 года .

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).

Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2002 года № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (в редакции, действовавшей в отношении налоговых периодов 2015-2016 годов) установлена ставка транспортного налога для: легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно в размере 75 рублей с каждой лошадиной силы; легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. в размере 100 рублей с каждой лошадиной силы.

Согласно п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В налоговом уведомлении от 20 сентября 2017 года срок для уплаты транспортного налога установлен до 01 декабря 2017 года. Налоговое уведомление направлено почтой 06 октября 2017 года, то есть не позднее 30 дней до наступления срока платежа (абз.2 п.2 ст.52 НК РФ).

В налоговом уведомлении приведен расчет транспортного налога за:

1 месяц 2016 года за VOLVO S80 г.р.з. по налоговой ставке 100 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 272 л.с. в размере 2 267 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ за MITSUB.PAJ.3.8 LWB г.р.з. по налоговой ставке 75 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 250 л.с. в размере 3 125 руб.;

8 месяцев 2016 года за INFINITI EX 35 ELITE г.р.з. по налоговой ставке 100 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 302 л.с. в размере 20 133 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ за БМВ X4 XDRIVE30D г.р.з по налоговой ставке 75 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 249 л.с. в размере 6 225 руб.;

6 месяцев 2015 года за VOLVO S80 г.р.з по налоговой ставке 100 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 272 л.с. в размере 13 600 руб.;

6 месяцев 2015 года MITSUB.PAJ.3.8 LWB г.р.з. по налоговой ставке 75 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 250 л.с. в размере 9 375 руб.;

1 месяц 2015 года за INFINITI EX 35 ELITE г.р.з. по налоговой ставке 100 руб. за 1 л.с. с учетом мощности двигателя 302 л.с. в размере 2 517 руб.

В налоговом уведомлении имеется указание на переплату в размере 25 492 руб. По транспортному налогу общая сумма к уплате предъявлена в размере 31 750 руб.

Налогоплательщиком в установленные сроки сумма налога не уплачена, иное административным ответчиком вопреки его утверждениям не доказано.

Административному ответчику направлено требование по состоянию на 13 декабря 2017 года об уплате недоимки в размере 57 242 руб. и пени в размере 173,15 руб. со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года. Требование направлено почтой 15 декабря 2017 года в пределах установленного законом срока, то есть не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).

В настоящее время налог, а также пени, административным ответчиком не уплачены в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 05 июня 2018 года, то есть в установленный срок со дня истечения срока исполнения требования (по 06 августа 2018 года).

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Ижевска от 09 июля 2018 года судебный приказ от 07 июня 2018 года отменен.

В районный суд административный истец обратился 09 января 2019 года, то есть в установленный срок со дня отмены судебного приказа (по 09 января 2019 года).

Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств своевременной уплаты транспортного налога, суд считает необходимым требования о взыскании с ответчика недоимки и пеней удовлетворить, но в части, по следующим основаниям.

Согласно п.п.1, 2, 3 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу п.1,4 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Суд принимает во внимание, что в налоговом уведомлении от 20 сентября 2017 года № налогоплательщику предложено уплатить транспортный налог в размере 31 750 руб., что, исходя из содержания административного искового заявления, составляет сумму транспортного налога, начисленного за владение транспортными средствами в 2016 году. Административный ответчик о необходимости уплаты транспортного налога в оставшемся размере 25 492 руб. по имеющемуся в материалах дела уведомлению не извещен.

Суд с учетом вышеприведенных положений закона приходит к выводу, что транспортный налог исчисляется только налоговыми органами и только с заблаговременным направлением налогового уведомления налогоплательщику.

Согласно ст.11 НК РФ только сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, представляет собой недоимку. И только наличие недоимки может повлечь за собой начисление соответствующих пеней.

Следовательно, предъявление иска о взыскании суммы транспортного налога в размере 25 492 руб. и пеней, начисленных за неуплату транспортного налога на эту сумму, правомерным признать нельзя.

В то же время, доказательств уплаты транспортного налога за 2016 год, наличия переплаты административным ответчиком не доказано.

Таким образом, административным истцом правомерно заявлены требования о взыскании недоимки за 2016 год по транспортному налогу в общей сумме 31 750 руб.

Поскольку административный ответчик своевременно указанную сумму налога не уплатил, налоговый орган в связи с этим обоснованно начислил пени в размере 96,04 руб. за период с 02 декабря 2017 года по 12 декабря 2017 года (11 дней) по ставке 1/300 от 8,25% годовых на сумму 31 750 руб.

Довод административного истца об ошибочном формировании налогового уведомления в связи с программным сбоем, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, поскольку налоговое законодательство в любом случае обязанность по уплате транспортного налога физическим лицом связывает с получением последним от налогового органа уведомления о необходимости уплаты налога с соответствующим расчетом. Доказательств направления уведомления, где указано на необходимость уплаты транспортного налога за 6 месяцев 2015 года по коду ИФНС 1841, в материалах дела не имеется.

Оценивая довод ответчика о продаже им 30 октября 2013 года автомобиля Volvo S80 другому лицу, суд отмечает, что согласно абз.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса. Как было указано выше, согласно ответу Управления ГИБДД МВД по УР транспортное средство VOLVO S80 до 28 января 2016 года было зарегистрировано за Вилковым А.Ю. Эта информация соответствует тем данным, которые представлены административным истцом.

Довод ответчика о существенном отличии между полученным им налоговым уведомлением и налоговым уведомлением, предъявленным с исковым заявлением, подлежит отклонению, поскольку каких-либо различий в расчете, размере исчисленного налога оба экземпляра налогового уведомления не имеют.

Доводы Вилкова А.Ю. о том, что взыскиваемые суммы являются безнадежными и подлежащими списанию, несоответствие указания суммы налога в налоговом уведомлении и требовании влечет за собой признание всего требования незаконным, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела. Факт неуплаты ответчиком налога за 2016 год, который включен в требование, судом установлен. Представленные же ответчиком документы не подтверждают факт уплаты налога за 2016 год либо наличие переплаты по транспортному налогу.

Учитывая, что согласно ст.ст.111,114 КАС РФ, 333.19, 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы – государственные органы в защиту государственных и общественных интересов, государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 066,13 руб. (55,47% - размер удовлетворенных требований) подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика, который не освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст.175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Вилкову Алексею Юрьевичу о взыскании обязательных платежей, санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Вилкова Алексея Юрьевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета 31 846 рублей 04 копейки, в том числе: транспортный налог с физического лица за 2016 год в размере 31 750 рублей, пени по транспортному налогу с физического лица за 2016 год в размере 96 рублей 04 копейки.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Взыскать с Вилкова Алексея Юрьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 066 рублей 13 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ижевска.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 21 мая 2019 года.

Судья

/подпись/Копия верна:судья И.Н. Яхин

И.Н. Яхин

Подлинник решения находится

В материалах административного дела № 2а-785/2019

В Ленинском районном суде г.Ижевска