НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 13.10.2020 № 2-941/20

Дело № 2-941/20

УИД 18RS0001-02-2020-00483-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2020 года

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Тайбахтине С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульгина А.В. к Государственному учреждению Удмуртской Республики «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» о взыскании ежемесячных премий, выплат стимулирующего характера за оперативно-техническую готовность, годовой премии по итогам работы, компенсации морального вреда, о признании незаконными приказов о выплате премии, надбавок,

у с т а н о в и л:

Истец Шульгин А.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственное учреждение Удмуртской Республики «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» (далее по тексту- работодатель, ответчик, ГУ ПСС) о признании незаконным лишение ежемесячных премий и стимулирующих выплат за оперативно-техническую готовность, просил взыскать с ответчика в его пользу ежемесячную премию за период с января 2019 года по январь 2020 года в размере 30 032 руб. 86 коп., выплаты стимулирующего характера оперативно-технической готовности за период с января 2019 года по январь 2020 года в размере 28 948 руб. 14 коп., годовую премию по итогам 2019 года в размере 5 150 руб. В обоснование исковых требований указал следующие обстоятельства. В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ он является начальником отряда особого риска ГУ ПСС. За 2019 год руководителем службы Старцевым В.И. ежемесячная премия и стимулирующие выплаты за оперативно-техническую готовность выплачивались не в полном объеме, а в некоторых случаях вообще не выплачивались. Коллективным договором, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, приложением «Критерии выплаты надбавки за оперативно-техническую готовность» и «Положение о премировании работников учреждения», определены критерии оценки начисления стимулирующей выплаты оперативно технической готовности и ежемесячной премии. Каких-либо нарушений с его стороны не было. С приказами о лишении премии и оперативно технической готовности он ознакомлен не был. На основании коллективного договора и положения оплаты труда он добросовестно исполнял трудовые обязанности. На служебную записку от ДД.ММ.ГГГГ по факту не выплаты ежемесячной премии и оперативно технической готовности за март 2019 года руководителем ГУ ПСС Старцевым В.И. не был дан четкий ответ за какие нарушения он лишен данных выплат. На основании положения об оплате труда работникам выплачивается годовая премия по итогам года в размере двух окладов и согласно п. 4.9 коллективного договора от ДД.ММ.ГГГГ право на получение годовой премии имеют все работники, содержащиеся по утвержденному штанному расписанию Учреждения. Не имеют право на получение годовой премии работники, имеющие действующие дисциплинарные взыскания и совместители. В 2019 году было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Решением Ленинского районного суда города Ижевска от 12.11.2019 года по делу № 2-2383/19 и от 30.12.2019 года по делу № 2-3021/19 приказы о наложении дисциплинарных взысканий признаны незаконными. Им подана служебная записка на имя руководителя о выплате премии по итогам года в связи с признанием дисциплинарных взысканий незаконными. На его обращение руководитель не дал ответ и данные выплаты не произвел. На основании положений статей 21,135, 191, 392 ТК РФ истец просил взыскать с ответчика невыплаченные суммы премий и надбавки стимулирующего характера за оперативно-техническую готовность.

5.08.2020 года Истец Шульгин А.В. обратился в суд с иском к ответчику ГУ ПСС о признании незаконными приказов о выплате премий и надбавок, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами. В соответствии с условиями трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (п.6.1.3) установленная ему заработная плата как начальнику отряда особого риска состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера. К выплатам стимулирующего характера относятся: премиальная выплата по итогам работы - до 55% должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет - 40% должностного оклада, надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности – до 50 % оклада, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год – в размере 2 - х окладов, ежемесячная надбавка в размере 10% оклада за почетное звание «заслуженный работник аварийно-спасательной службы УР». В течение 2019 и 2020 года работодателем вынесены приказы о выплате премий и надбавок работникам ГУ ПСС, однако размер выплат не соответствует установленному локальными актами, действующими у работодателя, а также порядок вынесения приказов существенно нарушен работодателем, что повлекло невозможность обратиться в суд ранее. Учитывая, что механизм начисления премий, надбавок определен в локальном нормативном акте, обязанность его соблюдения возложена в том числе, и на работодателя, ничем не обоснованное снижение гарантированного размера вознаграждения не допускается. Пунктами 4.4 и 4.5 коллективного договора установлено определить критерии выплаты надбавки за обеспечение оперативно-технической готовности (далее по тексту - ОТГ), порядок и условия премирования. От усмотрения работодателя размер и порядок их выплат не зависит. Следовательно, любой работник, соответствующий установленным критериям, должен получить такую выплату в заявленном в коллективном договоре размере. Приказ об уменьшении выплаты должен содержать указание на причины снижения надбавки, иначе она начисляется в полном размере. В случае отсутствия причины неначисления премии приказ не соответствует по содержанию предъявленным к нему требованиям, а потому не может быть признан законным. Решение о лишении премии согласовывается с представителем трудового коллектива и оформляется приказом начальника учреждения с указанием конкретных причин за тот период, когда совершено нарушение, а годовой приказ о премировании / депремировании доводится до личного состава (п.21) все приказы вынесены начальником без согласования с представителем трудового коллектива, не содержат причин лишения премий, не были доведены до личного состава, следовательно, не могут являться доказательствами законности невыплаты положенного работнику вознаграждения за труд. В спорный период он не привлекался к дисциплинарной ответственности. О существовании оспариваемых приказов ему стало известно в судебном заседании Ленинского районного суда г. Ижевска УР 15.07.2020 года по делу № 2-941/2020. Таким образом, трехмесячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ, следует исчислять именно с указанного момента. Незаконными приказами он был лишен возможности получения вознаграждения за труд, на которое был вправе рассчитывать, что причинило ему моральный вред, связанный с переживаниями по поводу отсутствия сведений о причинах невыплаты положенных ему составных частей заработной платы, который истец оценивает в размере 20 000 руб.

На основании определения суда от 13 августа 2020 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения в порядке ст. 151 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом неоднократно уточнялись в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец считает в качестве основания для признания незаконным неначисление и не выплату премий и надбавок стимулирующего характера отсутствие согласования приказов о премировании с представителем трудового коллектива в соответствии с п.16 приложения к коллективному договору, в окончательном редакции исковые требования с учетом уточнений: о взыскании ежемесячных премий за период март, июнь, июль, август, сентябрь 2019 года, январь 2020 года в размере 22 945 руб. 06 коп., годовой премии по итогам работы за 2019 год в размере 25 150 руб., выплат стимулирующего характера за оперативно-техническую готовность за период март, июнь, июль, август, сентябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года в размере 27018 руб. 86 коп., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., о признании незаконными приказов о выплате премии, надбавок за период с марта 2019 года по январь 2020 года: л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Шульгин А.В., его представитель Бушмелева Е.В., действующая на основании устного ходатайства в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали, представили письменные пояснения, согласно которым п. 3 примечания к приложению к коллективному договору содержит указание, что при получении неудовлетвореительных оценок по профессиональным знаниям, физической подготовленности, морально-психической готовности и т.п. надбавка за ОТГ не выплачивается. Таким образом, спорная надбавка должна высчитываться исходя из правил п. 2 примечания (так определится ее размер согласно установленным критериям), а при наличии неудовлетворительной оценки по одному из установленных в п. 3 примечания показателей, она не выплачивается. Конкретные несоответствия работника должны быть отражены в приказе руководителя (п. 1 приложения к коллективному договору, в преамбуле к которому указано, что «при снижении уровня оперативно-технической готовности или не выполнения заданий по совершенствованию своей деятельности надбавка уменьшается или отменяется полностью приказом начальника учреждения). Однако, оценка параметров, установленных в п. 3 примечания не определена работодателем, что лишает его возможности произвольно выплачивать надбавку. Таким образом, п. 3 примечания определены обобщенные параметры, которым должен соответствовать работник ПСС для получения надбавки за ОТГ, а ее размер можно определить только исходя из критериев, обозначенных в приложении к коллективному договору. Анализ приказов о выплате надбавки за ОТГ позволяет сделать вывод, что данная надбавка никак не связана со сдачей нормативов по физической подготовке, а потому должна начисляться исходя из обозначенных коллективным договором критериев с отражением причин в приказе руководителя и доведением до сведения работников. Пунктом 23 установлено, что показателями премирования работников учреждения являются: соблюдение трудовой дисциплины, требований по охране труда и правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение трудовых обязанностей, установленных норм труда, а для начальника отряда конкретнее прописаны в п. 16. При этом, разделом 5 определены условия депремирования с конкретным размером снижения премии в зависимости от причины. Порядок премирования работников определен Положением о премировании работников. Так, п. 5 установлено, что решение о размере премии утверждается приказом начальника учреждения. По общему правилу размер премии составляет 55%, при наличии упущений может быть уменьшен частично/полностью (п. 11). Порядок снижения определен достаточно подробно. Согласно п. 13 положения, руководитель структурного подразделения (отдела) представляет предложение о частичном/полном лишении премии, при отсутствии нарушений представляется рапорт (заявление) на имя начальника учреждения (п. 19). На основании указанных выше документов, организационный отдел не позднее 26 числа отчетного месяца предоставляет начальнику учреждения проект приказа о премировании личного состава (т.е. по всему личному составу приказ издается один). Затем руководитель принимает решение и оформляет его соответствующим приказом с указанием конкретных причин (п. 5, 16). Решение, т.е. приказ (а не его проект) согласовывается с представителем трудового коллектива (п. 16). Согласование проектов приказов не предусмотрено данным положением, что лишает юридического значения согласование проектов приказов с представителем трудового коллектива на фоне отсутствия такого согласования у самих приказов. Представленные суду проекты приказов нельзя считать относимыми доказательствами по делу, т.к. они не содержат даты их изготовления, даты согласования, что лишает их доказательственной силы и не может служить подтверждением законности оспариваемых приказов. Кроме того, проект приказа л/с не соответствует по содержанию вынесенному приказу л/с. По окончании процедуры согласованный с представителем трудового коллектива приказ (один для всего трудового коллектива) доводится до сведения личного состава (п.21). Только при соблюдении вышеописанной процедуры лишение премии будет считаться законным и обоснованным. Однако, представленные в материалы дела приказы, не соответствуют ни по форме, ни по содержанию предъявляемым к ним требованиям, потому в силу своей порочности не могут служить основанием депремирования, т.к. не содержат причин лишения премий, не согласованы с представителем трудового коллектива, не доведены до сведения работников. Вызывают сомнения представленные ответчиком проекты приказов с точки зрения логики их оформления. Служебные записки о снижении размера выплат не содержат номеров и дат, что исключает их привязку к моменту составления, составлены в одностороннем порядке, до сведения истца не доведены.

Представитель ответчика ГУ ПСС - Старцев В.И. – начальник ГУ УР ПСС УР, действующий на основании распоряжения Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ Исматова Л.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признали, представили заявление о применении последствий пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, письменные возражения по существу исковых требований, согласно которым истец просит признать незаконными приказы о начислении выплат, которые также регулируют отношения между работодателем и другими работниками. У истца отсутствует право на иск о признании незаконными приказов, в части, не распространяющейся на истца. Истец с заявлением о выдаче копий приказов не обращался. Трудовым законодательством не предусмотрена обязанность знакомить истца с приказами о премировании. С момента получения соответствующих выплат и расчетных листков истец знал о принятом работодателем решении, касающемся начисления истцу поощрительных выплат. О форме принятия решения – приказ, истцу также было известно. Соответственно, срок на обращение в суд с требованием и признании приказа незаконным исчисляется со дня получения выплат. Премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя. В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя. Аналогично надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности является выплатой стимулирующего характера, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя. Истец ошибочно указал в иске на факт удержания сумм. В спорный период премии истцу выплачивались в размере, установленном приказами руководителя, принятыми в соответствии с действующим законодательством, локальными актами, трудовым договором с истцом. В трудовом договоре с истцом указано, что премии выплачиваются в размере до 55% оклада, т.е. установлен только предельный размер премии, право истца на получение премии в размере 55 % оклада не закреплено. Также в трудовом договоре с истцом указано, что надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности выплачивается в размере до 50% оклада, т.е. установлен только предельный размер надбавки, право истца на получение надбавки в размере 50 % оклада не закреплено. Истец не сдавал нормативы по физической подготовке, допускал неисполнение трудовых обязанностей. Приказом начальника ГУ УР «ПСС УР» от ДД.ММ.ГГГГ. л/с принято решение работникам, имеющим дисциплинарные взыскания в 2019г. не выплачивать годовую премию. Основанием для не выплаты годовой премии является сам факт наличия дисциплинарного взыскания. Приказом от ДД.ММ.ГГГГг. л/с на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Указанный приказ является действующим. Соответственно, истцу, как работнику, имеющему дисциплинарное взыскание в 2019г. не начислена годовая премия по итогам 2019г. Кроме того, в отношении требования о взыскании выплаты стимулирующего характера оперативно-технической готовности за январь 2019г. истцом пропущен срок на обращение в суд.

Суд, выслушав доводы и возражений сторон, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

В силу ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Премия должна быть предусмотрена в трудовых договорах с работниками или же в этих договорах должна быть ссылка на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. Совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна четко определять систему отношений по выплате премий за труд - они должны быть начислены исходя из конкретных показателей оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда, иные показатели, характеризующие итоги труда). В противном случае права и обязанности работника и работодателя в этой части будут считаться неустановленными.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1). Таким образом, стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы (оплаты труда работника), к которым относятся и квартальные премии, вознаграждение по итогам работы за год, выплачиваются работнику за труд, то есть за исполнение им своих трудовых обязанностей.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

В соответствии с нормами ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

В соответствии с п.1.6 Устава Государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики, утвержденного Распоряжением Правительства УР от 26.12.2011 №1220-р, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием. Пунктом 2.3 устава предусмотрено, что учреждение создано в целях проведения поисково- спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании распоряжения Правительства УР от 31 января 2019 года № 66-р на должность начальника Государственного учреждения УР «Поисково-спасательная служба Удмуртской республики» назначен Старцев В.И. с 1 февраля 2019 года по 31 января 2020 года.

Истец Шульгин А.В. принят на работу в ГУ УР «Поисково-спасательная служба УР» на должность начальника отряда особого риска (г. Ижевск) с ДД.ММ.ГГГГ. С истцом был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.

Согласно п. 3.2. трудового договора начальник ПСО обязан: добросовестно исполнять свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора; выполнять условия трудового договора и правила внутреннего трудового распорядка; быть в готовности к участию в проведении поисково – спасательных работ; совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку, в том числе проходить переосвидетельствование в установленном порядке; добросовестно изучать организацию и порядок проведения поисково-спасательных работ на различных условиях; знать и содержать в постоянной готовности технические средства и экипировку, находящиеся в его распоряжении; совершенствовать навыки действий в составе поисково-спасательного формирования; неукоснительно соблюдать технологию проведения поисково-спасательных работ; соблюдать правила личной безопасности при тренировках и ведении поисково-спасательных работ; неукоснительно выполнять приказы МЧС России и приказы, отдаваемые начальником поисково-спасательной службы.

Трудовые обязанности истца регулируются должностной инструкцией начальника отряда особого риска ГУ УР «Поисково-спасательная служба УР», с которой истец ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.

ДД.ММ.ГГГГ в должностную инструкцию начальника отряда особого риска ГУ УР «Поисково-спасательная служба УР» внесены изменения в раздел 4 «Обязанности начальника».

Согласно п. 4.24. должностной инструкции начальник выпускает в рейс технически исправные автомобили, заблаговременно представляет сведения о них. П. 4.25. должностной инструкции предусмотрено, что начальник обеспечивает контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих, лимитов на отпуск материальных ресурсов и расходованием по прямому назначению. Разрабатывает и внедряет мероприятия по повышению эффективности использования материальных ресурсов, по экономии и расходованию запасных частей, ремонтных материалов, инструмента. Добивается снижения себестоимости транспортных работ.

В соответствии с п. 6.1 трудового договора за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, начальнику ПСО устанавливается: должностной оклад в размере 11 592 руб. (п.6.1.1), выплаты стимулирующего характера: уральский коэффициент – 15 %, материальная помощь - в размере 2,5 оклада (п. 6.1.2); выплаты стимулирующего характера: - премиальные выплаты по итогам работы – до 55% оклада, - ежемесячная надбавка за выслугу лет – 40 % оклада, надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности – до 50% оклада, - единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год – в размере 2 окладов, ежемесячная надбавка в размере 10% оклада за почетное звание «заслуженный работник аварийно-спасательной службы Удмуртской Республики» (п.6.1.3 трудового договора).

Согласно выписки из протокола заседания комиссии № 03/2019 от 22 июля 2019 года при Правительстве УР по АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя решением аттестационной комиссии принято присвоить Шульгину А.В. классную квалификацию «спасатель 1 класса» и аттестовать на право ведения аварийно-спасательных работ: (поисково-спасательные и газоспасательные). Из объяснений истца, подтвержденных показаниями свидетеля ЧСА, допрошенного в судебном заседании, следует, что для установления квалификации спасатель 1 класса фактически использовались результаты полугодовой проверки, комиссия для принятия у истца нормативов не создавалась, проверка ДД.ММ.ГГГГ не проводилась.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе, поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N283 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики» утверждены: Положение об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики (приложение 1); Требования по разработке положений об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики (приложение 2); Перечень выплат компенсационного характера и порядок их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики (приложение 3); Перечень выплат стимулирующего характера и порядок их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики (приложение 4).

В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики системы оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Удмуртской Республики (далее соответственно - работники, учреждения), включают в себя: размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Из анализа указанных актов следует, что во всех бюджетных учреждениях УР, в том числе в ГУ УР «ПСС УР» императивно установлена окладная система оплаты труда. Постановлением Правительства УР от 23.09.2013 N 428 утверждено Положение об оплате труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики" (далее по тексту - Положение об оплате труда). Согласно п.2 Положения об оплате труда Положение разработано в целях установления системы оплаты труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики", повышения заинтересованности работников в конечных результатах работы.

В отношении ГУ УР «ПСС УР» система оплаты труда установлена Постановлением Правительства УР. Согласно п.5 Постановления Правительства УР от 23.09.2013 N 428 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики" установлена окладная система оплаты труда. Коллективный договор не может менять систему оплаты труда. В п.3 Постановления Правительства УР от 23.09.2013 N 428 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики" указано, что система оплаты труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики" (далее соответственно - работники, учреждение) включает в себя: размеры окладов (должностных окладов) работников; размеры выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем выплат компенсационного характера, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики; размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем выплат стимулирующего характера, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики. Согласно п.6 Требований по разработке положений об оплате труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283 следует, что "Основные условия оплаты труда" в принципе могут включать только оклады. Иные выплаты в основные условия оплаты труда не включаются. Это компенсационные и стимулирующие выплаты. В п. 8 Требований по разработке положений об оплате труда работников

бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283 указано, что конкретный размер выплаты стимулирующего характера определяется по итогам работы, а не в твердо установленном конкретном размере в процентах к окладу. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283 установлен перечень выплат стимулирующего характера и порядок их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики. Выплатами стимулирующего характера являются: 1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; 2) выплаты за качество выполняемых работ; 3) выплаты за стаж работы (непрерывной работы), выслугу лет; 4) премиальные выплаты по итогам работы; 5) иные выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда бюджетного, автономного, казенного учреждения Удмуртской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы с учетом рекомендаций государственного органа Удмуртской Республики, в ведении которого находится учреждение. Из п.3 Приложения №4 к Постановлению Правительства УР от 28 сентября 2009 г. N 283 следует, что критерии выплат стимулирующего характера законны только в том случае, если они одобрены государственным органом Удмуртской Республики, в ведении которого находится учреждение. Как видно из устава ГУ УР «ПСС УР» функции Учредителя выполняет Правительство УР. Коллективный договор подписан руководителем и представителем трудового коллектива, но не согласован с Правительством УР. При таких обстоятельствах критерии выплат стимулирующего характера, т.е. критерии выплаты премии, установленные коллективным договором, не применяются, как не согласованные с Правительством УР. Из Постановления Правительства УР 28 сентября 2009 г. N 283 явно следует, что стимулирующие выплаты осуществляются только при достижении показателей, свидетельствующих о высоких данных результативности и качества работы сотрудника.

Премирование работников по итогам работы (в том числе единовременное денежное вознаграждение (премия) по итогам работы за год) производится в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу (п.18 Положения). Размеры, периодичность, порядок, показатели и условия выплаты премии по итогам работы определяются локальным нормативным актом учреждения, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения, сформированного в порядке, установленном настоящим Положением.

Пунктом 21 Положения об оплате труда регулируются условия выплаты премии. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера работникам устанавливаются руководителем учреждения. Пунктом 5 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283 установлено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 настоящего Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений. Критерии выплат в локальных актах ответчика не установлены.

Условия коллективного договора, в той части в какой они изменяют систему оплаты труда на тарифно-премиальную, предусматривают обязанность работодателя выплатить премию, не устанавливают критерии для выплаты премии, а устанавливают порядок и условия лишения премии противоречат Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283 и Постановлению Правительства УР от 23.09.2013 N 428, в связи с чем судом не применяются.

Согласно пункту 4 Перечня выплат стимулирующего характера и порядка их установления в бюджетных, автономных и казенных учреждениях Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 г. N 283, установлено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников бюджетных, автономных, казенных учреждений Удмуртской Республики. В трудовом договоре указано, что истцу установлены выплаты стимулирующего характера до 50% и до 55%, то есть не определена конкретная гарантированная сума выплат, что позволяет сделать вывод о том, что окончательный размер выплат стимулирующего характера определяется работодателем по итогам работы за конкретный период.

Из анализа положений ст. ст. 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, исходя из буквального толкования заключенного между сторонами трудового договора, а также представленного Положения, суд приходит к выводу о том, что установленное Положением дополнительное материальное стимулирование в виде премии за предыдущий год, является не составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а лишь дополнительной трудовой гарантией, направленной на повышение уровня заработной платы и стимулирования работника к качественной работе в данной организации, применяющейся работодателем самостоятельно и являющейся его исключительным правом, а не его безусловной обязанностью.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что положения Коллективного договора не подлежат применению исходя из следующего. Коллективный договор не согласован с Учредителем, в нарушение п.3 Приложения №4 к Постановлению Правительства УР от 28 сентября 2009 г. N 283. Кроме того, согласно ст. 48 ТК РФ Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. В п.1.4.1 Коллективного договора предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания и согласования в Министерстве труда УР. Данное условие регулирует именно момент вступления в силу, установленный сторонами. Согласования в Министерстве труда УР Коллективный договор не прошел, следовательно, коллективный договор не вступил в силу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 2019 – январь 2020 годы истцу премия и надбавка за оперативно-техническую готовность выплачивалась не в полном объеме. Указанные обстоятельства подтверждаются приказами и расчетными листками истца, что ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.

За указанный период ответчиком были приняты приказы о начислении премии:

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за март 2019 года»; Премия начальнику отряда особого риска установлена в размере 0 %.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в марте 2019 года за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР»; За снижение уровня оперативно-технической готовности указанная надбавка в марте 2019 года Шульгину установлена в размере 0% должностного оклада.

На основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении дисциплинарного взыскания» Шульгину А.В. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора и предупреждения о надлежащем исполнении своих должностных обязанностей. В качестве основания указано нарушение исполнения должностных обязанностей, выразившееся в постановке на оперативное дежурство дыхательных аппаратов на сжатом воздухе 255 АТМ не прошедших проверку на контрольной установке КУ-9В, что подтверждается актом служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Шульгин А.В. отказался от подписи в ознакомлении с приказом о наложении дисциплинарного взыскания.

Указанный приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца явился основанием для рассмотрения вопроса о снижении размера выплат стимулирующего характера за март 2019 года, что подтверждается служебной запиской СНА от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в июне 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР»; Надбавка за ОТГ установлена истцу в размере 5%. за снижение оперативно-технической готовности.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за июнь 2019 года»; Пунктом 2.6.1 приказа установлена премия истцу в размере 5% должностного оклада.

Поводом к снижению размера стимулирующих выплат явилась служебная записка СНА о снижении размера выплат стимулирующего характера от ДД.ММ.ГГГГ и служебное расследование по факту нарушения трудовой дисциплины спасателем отряда.

Согласно ведомости итоговой проверки сдачи нормативов по специальной подготовке личным составом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ года общая оценка нормативов Шульгину А.В. выставлена 2. Факт не сдачи нормативов по специальной подготовке подтвержден кроме объяснений ответчика, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей: ИНА, НРЗ, ПАБ, не доверять которым у суда не имеется оснований.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в июле 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР; За снижение уровня оперативно-технической готовности надбавка установлена в размере 15% должностного оклада.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за июль 2019 года»; Шульгину А.В. установлена премия в размере 15% (п.2).

Согласно служебной записке СНА от ДД.ММ.ГГГГ о снижении размера выплат стимулирующего характера истцом допущено неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей: п.4.15 – организовывать ведение учета и отчетности ООР, п. 4.12 – осуществлять контроль за эксплуатацией технических средств оснащения. В ходе инвентаризации выявлено фактическое отсутствие в укладе дежурного оперативного автомобиля «Моноблока М180», что также подтверждается служебной запиской МЕВ о недостаче вверенных материальных ценностей согласно инвентаризационной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, несвоевременным предоставлением отчета о списании путевых листов, актов на списание и служебных записок, возврат документов на переработку.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в августе 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР»; За снижение уровня оперативно-технической готовности на основании Акта внезапной проверки оперативно-технической готовности отряда особого риска от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена надбавка в размере 0% должностного оклада.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за август 2019 года»; На основании данного приказа начальнику отряда особого риска Шульгину А.В. установлена премия в размере 5% должностного оклада за применение дисциплинарного взыскания, выразившееся в нарушении исполнения должностных обязанностей.

Согласно служебной записке СНА от ДД.ММ.ГГГГ о снижении размера выплат стимулирующего характера в августе 2019 года при проверке отряда особого риска на готовность при приведении режима «Чрезвычайная ситуация» установлены нарушения в части порядка и организации оповещения личного состава; соответствия экипировки и готовности личного состава, в ведении служебной документации, при приеме зачетов по физической подготовке личного состава и не сдачи нормативов самого начальника отряда Шульгина А.В., что подтверждается актом внезапной проверке оперативной готовности от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью приема зачетов по физической подготовке личного состава август 2019 года.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за сентябрь 2019 года»; Пунктом 2.1 данного приказа установлена премия начальнику отряда Шульгину А.В. в размере 0%.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в сентябре 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР»; За снижение уровня оперативно-технической готовности истцу установлена надбавка в размере 0% должностного оклада.

Согласно служебной записке СНА, МЕВ от ДД.ММ.ГГГГ о снижении размера выплат стимулирующего характера в сентябре 2019 года истцом допущено нарушение должностной инструкции: своевременная сдача отчетов в бухгалтерию, организация ведения учета и отчетности, осуществление контроля за эксплуатацией технических средств оснащения, не сдача нормативов по физической подготовке личного состава, постановка на оперативное дежурство неисправного оборудования, что подтверждается объяснительной запиской Шульгина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью приема зачетов по физической подготовке личного состава сентябрь 2019 года.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате ЕДВ работникам ГУ УР «ПСС УР» по итогам 2019 года»; Данный приказ предписывал работникам, имеющим дисциплинарные взыскания в 2019 году, не выплачивать единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2019 год: начальнику отряда особого риска Шульгину А.В.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в декабре 2019 года за счетбюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР»; По итогам работы за отчетный месяц установлена надбавка в размере 5% должностного оклада начальнику отряда особого риска Шульгину А.В.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам ГУ УР «ПСС УР» в декабре 2019 года»; Истцу установлена надбавка в размере 5 % должностного оклада.

Согласно служебной записке СПА от ДД.ММ.ГГГГ о снижении размера выплат стимулирующего характера за декабрь 2019 года истцом допущено отсутствие постоянного контроля выполнения ежегодного плана эксплуатации ремонта техники на 2019 год, постановка на оперативное дежурство неисправного оборудования (бензорез ЭФКО-160), не предоставление ведомости по физической подготовке личного состава за декабрь 2019 года, не прием зачетов по физической подготовке личного состава и не сдача нормативов лично начальником отряда Шульгиным А.В.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в январе 2020 года за счет бюджетных средств»; Истцу установлена надбавка в размере 5% должностного оклада.

Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств за январь 2020 года». По итогам работы за отчетный месяц истцу установлена премия в размере 5 % должностного оклада.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ГУ УР «ПСС УР» была представлена служебная записка СПА о снижении размера выплат стимулирующего характера начальнику отряда особого риска в январе 2020 года за установленные недостатки в ходе внезапной проверке оперативной готовности отряда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в содержании техники, оборудования, инструмента, снаряжения в неудовлетворительном состоянии, не сдача нормативов по физической подготовке, что подтверждается ведомостью приема зачетов по физической подготовке личного состава январь 2020 года. К служебной записке приложен рапорт от ДД.ММ.ГГГГСПА, ЛМП, с которым истец ознакомлен, о чем имеется его подпись.

Суд приходит к выводу о том, что дисциплинарное взыскание указанными приказами к истцу не применялось, работодатель лишь воспользовался своим правом не выплачивать стимулирующие выплаты. Буквальное толкование содержания оспариваемых истцом приказов свидетельствует о том, что данные приказы изданы в пределах полномочий ответчика (работодателя), связанных с реализацией права (ст. ст. 22, 1912) ТК РФ) на стимулирование труда работников.

В соответствии с приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ « О выплате премии Шульгину А.В. за декабрь 2019 года за счет внебюджетных средств ГУ УР «ПСС УР» истцу осуществлена доплата премии по итогам работы в декабре 2019 года в должности начальника отряда особого риска в размере 50% должностного оклада.

Согласно ведомости сдачи нормативов по физической подготовке личным составом отряда особого риска 22 по ДД.ММ.ГГГГ общая оценка нормативов истца- 2.

Суд приходит к выводу о том, что премирование по итогам работы за год не входит в систему заработной платы, не является обязательной гарантированной составляющей частью заработной платы истца, что подтверждается его трудовым договором, согласно которому зафиксирована заработная плата истца в виде тарифной ставки (оклада), является правом работодателя и устанавливается по его усмотрению.

Суд отмечает, что из анализа действующего трудового законодательства, Положения следует, что выплата премии является правом работодателя, который дает оценку труду работника, на поощрение работника в рамках ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, а определение условий выплаты и размера премий его прерогативой; невыплата премии не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Премиальное вознаграждение, предусмотренное Положением, не является гарантированной выплатой, а представляет собой дополнительное поощрение работника за добросовестный труд и достижение производственных результатов.

Из содержания изложенных выше положений трудового договора истца и локального нормативного акта следует, что выплата премии не являлась обязательной составляющей заработной платы и могла быть осуществлена при наличии одновременно следующих условий: достижения определенных результатов деятельности и отсутствия критериев, наличие которых влечет возможность лишения премии в полном объеме. Следовательно, депремирование не носит произвольный характер, а обусловлено объективными обстоятельствами. Положения локального нормативного акта ответчика, предусматривающие право работодателя не выплачивать премии в установленных случаях не может рассматриваться как ухудшающие права работников, поскольку выплата премии - мера стимулирующего характера, т.е. мера, направленная на формирование у работника стремления к более качественному выполнению должностных обязанностей, улучшению результатов труда. Данная выплата нормами трудового права не отнесена к числу обязательных, следовательно, каждый работодатель в зависимости от результатов работы определенного лица в рамках, установленных локальным нормативным актом, вправе самостоятельно решать вопрос о поощрении работника.

Документы, подтверждающие достижение истцом конкретных показателей оценки труда истцом не представлены.

Суд не усматривает оснований для признания незаконными приказов о премировании и установлении надбавки за оперативно-техническую готовность исходя из следующего.

Приказы, которые истец просит признать незаконными, приняты ответчиком в лице начальника ГУ УР «ПСС УР» в соответствии с полномочиями, предоставленными Уставом ГУ УР «ПСС УР», согласно которому руководитель Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, совершает сделки от его имени, выдает доверенности, составляет штатное расписание Учреждения и регламентирующие деятельность Учреждения внутренние документы, в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты, осуществляет права и несет обязанности работодателя для работников Учреждения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, трудовым договором и настоящим Уставом (п.8.2 Устава).

Суд отклоняет доводы истца о незаконности оспариваемых им приказов о выплате премии и ОТГ в связи с отсутствием в приказах указания на конкретные недостатки в работе, как не основанные на законе. Ссылка истца на положения ст. ст. 192-193 ТК РФ не состоятельны, так как они не регулируют порядок и условия премирования и депремирования работников, выплаты надбавок стимулирующего характера.

Акты, фиксирующие допущенные истцом ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, его объяснительные, служебные записки и снижении размера выплат стимулирующего характера, представленные ответчиком, показания допрошенных судом свидетелей, в том числе, МАВ, СНА, ДАН, подтверждают факт наличия оснований для установления премии истцу в размере, указанном в соответствующих приказах, что опровергает довод о произвольности установления размера выплат ответчиком.

В соответствии с п. 1.2. должностной инструкции начальника отряда особого риска Шульгин А.В. подчиняется непосредственно начальнику службы. В Положении о премировании указаны основания для начисления премии: рапорт руководителя подразделения и приказ. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что приказ начальника ПСС является основанием для начисления и выплаты премии и ОТГ.

В силу п. 14 Положения об оплате труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности также является выплатой стимулирующего характера.

Согласно п. 19 Положения работникам учреждения, выполняющим задания и мероприятия по совершенствованию спасательной службы, за особые условия труда устанавливается надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в размере до 50 процентов оклада (должностного оклада) согласно Перечню работников. Перечень работников и конкретные размеры надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности и за особые условия труда утверждаются локальным актом учреждения на основании должностных инструкций работников. При ухудшении оперативной готовности или других показателей оперативно-технической деятельности надбавка уменьшается или отменяется полностью. Уменьшение или отмена указанной надбавки производится приказом руководителя учреждения. Размер надбавки устанавливается решением руководителя учреждения.

В связи с несдачей нормативов по физической подготовки, допущение истцом нарушений, влекущих, по мнению работодателя, снижение уровня оперативно-технической готовности, у ответчика имелись основания для не выплаты надбавки за ОТГ в максимально установленном размере.

«Удержанная» (недополученная), по мнению истца, премия, которую просит взыскать истец, является дополнительным материальным стимулированием, не является гарантированной выплатой в определенном размере, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам работы, размер материального стимулирования поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей за период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии.

Суд отклоняет доводы истца о наличии у него права получать выплаты в твердом размере 50% и 55% от оклада соответственно, поскольку они противоречат нормативным актам, регулирующим порядок выплат премии и надбавки за ОТГ, а также условиям трудового договора, не содержащего условий о гарантированности выплат стимулирующего характера, без указания конкретного размера и не определяющего минимальный размер выплат, что свидетельствовало бы об обязанности работодателя обеспечить выплату в минимальном размере.

Довод истца об обязанности работодателя в приказе о выплате премий и надбавок указывать основания для начислений выплат стимулирующего характера в определенном размере не основан на законе, так как в Трудовом кодексе не установлено требований к форме и содержанию приказа работодателя о выплате надбавок. Коллективный договор, трудовой договор, заключенный с истцом такой обязанности не предусматривают. Ответчиком представлены служебные записки должностных лиц о снижении выплат стимулирующего характера, которые явились основанием для начальника ГУ ПСС для установления истцу размера стимулирующих выплат, что опровергает довод о произвольности установления размера выплат ответчиком.

В соответствии с п. 6.1.3. трудового договора с истцом установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе: премиальные выплаты по итогам работы до 55% оклада, надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности до 50% оклада.

Согласно п. 14 Положения об оплате труда работников государственного учреждения Удмуртской Республики "Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики", утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 428 работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за почетное звание; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (в том числе надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности); иные выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Пунктом 18 установлено, что премирование работников по итогам работы (в том числе единовременное денежное вознаграждение (премия) по итогам работы за год) производится в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу.

Размеры, периодичность, порядок, показатели и условия выплаты премии по итогам работы определяются локальным нормативным актом учреждения, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения, сформированного в порядке, установленном настоящим Положением. В силу п. 21 Положения конкретные размеры выплат стимулирующего характера работникам устанавливаются руководителем учреждения.

Таким образом, премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя.

В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Аналогично надбавка за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности является выплатой стимулирующего характера, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя. В части надбавки за ОТГ следует руководствоваться исключительно критериями выплаты надбавки, установленными приложением к коллективному договору. Так, разработано 8 критериев, которые представляют из себя оценку соответствия уровня профессиональных знаний, физической подготовленности, морально-психологической готовности, и т.п. работника предъявляемым к нему требованиям. Буквальное толкование приложения к коллективному договору дает ясное представление о порядке начисления надбавки за ОТГ. Так, п. 1 примечания указано, что критерий – это норматив, по которому выставляется оценка. При получении неудовлетворительных оценок надбавка за ОТГ не выплачивается (п. 3 примечания). Оценки определены во втором столбце п. 1 приложения к коллективному договору. Оценки выставляются за каждый критерий, который уже включает в себя и физическую подготовленность, и морально-психическую готовность, и профессиональные знания. Т.е. физическая подготовленность оценивается при выставлении оценок за установленные критерии.

Истец ошибочно указал в иске на факт удержания сумм. В спорный период премии истцу выплачивались в размере, установленном приказами руководителя, принятыми в соответствии с действующим законодательством, локальными актами, трудовым договором с истцом.

Приказом начальника ГУ УР «ПСС УР» от 20.12.2019г. л/с принято решение работникам, имеющим дисциплинарные взыскания в 2019г. не выплачивать годовую премию, что основано на п.4.9 Коллективного договора, прямо предусматривающего это условие. Основанием для не выплаты годовой премии является сам факт наличия дисциплинарного взыскания.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГг. л/с на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Указанный приказ является действующим, истец в судебном порядке его не оспаривал. Решением суда по делу , на которое ссылается истец, данный приказ незаконным не признан, исковые требования об оспаривании данного приказа истец не предъявлял, судом сделан вывод о незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Соответственно, истцу, как работнику, имеющему дисциплинарное взыскание в 2019г. не начислена годовая премия по итогам 2019г. Решение суда принято 30.12.2019г., т.е. истец узнал о приказе не позднее этой даты. Иск об оспаривании приказа /лс не предъявлял. Срок на обжалование приказа, установленный ст. 392 ТК РФ пропущен.

Противоречит материалам дела довод истца об отсутствии согласования оспариваемых приказов с представителем трудового коллектива. Представителем трудового коллектива от государственного учреждения Удмуртской Республики «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» утвержден спасатель РПСО САВ, что подтверждается протоколом общего собрания трудового коллектива от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Проекты приказов о выплате премий и надбавки за ОТГ подписаны представителем трудового коллектива САВ, которым согласованы приказы о выплате премий и других надбавок в размере, установленном приказом руководителя ответчика, что он подтвердил в судебном заседании, допрошенный в качестве свидетеля.

В силу п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истец просит признать приказы незаконными. Вместе с тем, отсутствие приказов о начислении истцу выплат в определенном размере не позволяет истцу претендовать на получение определенных сумм. Кроме того, приказы регулируют вопросы выплат стимулирующего характера относительно других сотрудников ответчика. Истец не наделен правом оспаривать приказы в части, касающейся иных лиц.

Суд приходит к выводу о том, что истцу с момента получения выплат было известно о существовании приказов, являющихся основанием выплат, что подтверждено им в судебном заседании в том числе, о механизме выплаты премий, ОТГ и других оспариваемых сумм. Истцу известно, что основанием для начисления спорных выплат является приказ руководителя государственного учреждения.

Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

По заявлению истца ему даны разъяснения о выплатах стимулирующего характера. Доказательства, подтверждающие, что истец обращался к ответчику с заявлением о выдаче ему копии приказов или об ознакомлении с ними, суду не представлены.

С момента получения соответствующих выплат и расчетных листков истец знал о принятом работодателем решении, касающемся начисления истцу поощрительных выплат. О форме принятия решения – приказ, истцу также было известно. Соответственно, срок на обращение в суд с требованием и признании приказа незаконным исчисляется со дня получения выплат.

1. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за март 2019 года» - с 05.04.2019г.

2. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в марте 2019 года за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» -

с 05.04.2019г.

3. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в июне 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР»- с 05.07.2019г.,

4. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за июнь 2019 года» - с 05.07.2019г.,

5. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в июле 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР» - с 05.08.2019г.,

6. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за июль 2019 года» - с 05.08.2019г.,

7. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в августе 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР» - с 05.09.2019г.,

8. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за август 2019 года» - с 05.09.2019г.,

9. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам и спасателям ГУ УР «ПСС УР» за сентябрь 2019 года» - с. 05.10.2019г.,

10. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в сентябре 2019 года за счет бюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР» - с 05.10.2019г.,

11. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате ЕДВ работникам ГУ УР «ПСС УР» по итогам 2019 года» - с 09.01.2020г.,

12. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в декабре 2019 года за счетбюджетных средств спасателям ГУ УР «ПСС УР» - с 09.01.2020г.,

13. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств работникам ГУ УР «ПСС УР» в декабре 2019 года» - с 09.01.2020г.,

14. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате надбавки за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности в январе 2020 года за счет бюджетных средств» - с 05.02.2020г.,

15. Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии за счет бюджетных средств за январь 2020 года» - с 05.02.2020г.

С иском истец обратился 05.08.2020г., т.е. срок на обращение в суд по всем требованиям о признании приказов незаконными пропущен. Производное требование о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению по ст. 392 ТК РФ.

Доводы истца о праве на премию основаны на неправильном толковании условий трудового договора, локальных актов, регулирующих порядок выплаты вознаграждения.

Суд на основании норм действующего трудового законодательства и совокупности представленных доказательств приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем исковые требования истца о взыскании премии и надбавки за ОТГ, премии по итогам работы за 2019 год, компенсации морального вреда, как производные от права истца на премию, оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Шульгина А.В. к Государственному учреждению Удмуртской Республики «Поисково-спасательная служба Удмуртской Республики» о взыскании ежемесячных премий за период март, июнь, июль, август, сентябрь 2019 года, январь 2020 года в размере 22 945 руб. 06 коп., годовой премии по итогам работы за 2019 год в размере 25 150 руб., выплат стимулирующего характера за оперативно-техническую готовность за период март, июнь, июль, август, сентябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года в размере 27018 руб. 86 коп., компенсации морального вреда в размере 40 000 руб., о признании незаконными приказов о выплате премии, надбавок за период с марта 2019 года по январь 2020 года: л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 октября 2020 года.

Судья Л.В. Москалева