НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 12.05.2017 № 2А-1186/17

Дело № 2а-1186/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2017 года

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Кутузовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Публичного акционерного общества «Т плюс» в лице Удмуртского филиала к административному ответчику Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о признании недействительными предписаний, о приостановлении действия предписаний,

у с т а н о в и л:

Административный истец Публичное акционерное общество «Т плюс» в лице Удмуртского филиала (далее ПАО «Т плюс, истец, работодатель) обратился в Октябрьский районный суд города Ижевска с административным иском к административному ответчику Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (далее – административный ответчик, ГИТ в УР) об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ., заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления об оспаривании данного предписания. В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ПАО «Т Плюс» поступил акт проверки Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о проведении внеплановой документарной проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.92 ТК РФ, согласно Заключению Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно машинистам котлов котло-турбинного цеха Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, в связи с чем направлено предписание за № от 30.05.2016г. В установленный ст. 357 ТК РФ десятидневный срок, с целью защиты своих прав и законных интересов ПАО «Т Плюс» 09.06.2016г. обратилось в Октябрьский районный суд г. Ижевска с заявлением об оспаривании предписания. Производство по данному делу было прекращено на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, так как заявление подлежит рассмотрению в порядке Главы 22 КАС РФ. ПАО «Т Плюс» считает, что причина пропуска срока в указанной ситуации является уважительной, в связи с тем, что не зависела от воли только Заявителя, а соответственно срок подлежит восстановлению. Вывод трудовой инспекции о нарушении работодателем ст. 92 ТК РФ и необходимости установления машинистам котлов котло-турбинного цеха сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю ошибочен. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117,147 Трудового кодекса). При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с ДД.ММ.ГГГГ должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее -Федеральный закон N 426-ФЗ). До вступления в силу федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726). К моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до ДД.ММ.ГГГГ аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Аттестация рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 была завершена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается картой аттестацией (копия прилагается), согласно которой по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса рабочее место относится классу 3.1. (строка 030), работникам подлежат установлению гарантии и компенсации, а именно: повышенный размер оплаты труда 4%, дополнительный оплачиваемый отпуск 7 календарных дней, продолжительность рабочей недели - 40 часов (строка 040). Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Срок проведенной ранее аттестации рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» истекает в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно до указанной даты работодатель вправе применять результаты предыдущей аттестации, не ухудшая положения работников. Неправомерно указание в предписании трудовой инспекцией в качестве основания Заключения Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с не предоставлением копии данного заключения и не участием заявителя при проведении проверки в ДД.ММ.ГГГГ., результаты которой были в дальнейшем отражены в заключении от ДД.ММ.ГГГГ В данном случае Заявитель предполагает, что при проверке, проводимой в ДД.ММ.ГГГГ. предметом рассмотрения могли быть иные отношения, не связанные с проверкой, проводимой ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, отсутствует логическое объяснение причин составления акта ДД.ММ.ГГГГ. по результатам проверки, спустя шесть месяцев после дачи заключения экспертизы, составленной в ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой были выявлены нарушения трудового законодательства со стороны ПАО «Т Плюс». Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Между тем, вопрос в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю, установления повышенной оплаты труда по трудовому договору, а также установлении или изменении индивидуальных условий труда, т.е. внесение изменений/дополнений в трудовой договор в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом и может быть рассмотрен в случае обращения работников только органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, установленных ТК РФ. Следовательно, предписание от ДД.ММ.ГГГГ вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а поэтому является незаконным. Согласно данным, отраженным в картах аттестации рабочих мест по условиям труда цеха исследований, диагностики и наладки электротехнического оборудования, а также приказу о завершении аттестации рабочих мест от ДД.ММ.ГГГГ. большинству работников цеха исследований, диагностики и наладки электротехнического оборудования на рабочих местах установлены вредные условия труда класса 3.1., 3.2. т.е. 1 и 2 степени вредности. Поскольку степень вредных условий труда ниже, чем требуется для сокращения продолжительности рабочего времени (3 или 4), оснований для установления всем работникам цеха исследований, диагностики и наладки электротехнического оборудования сокращенной продолжительности рабочего времени подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда с момента завершения аттестации рабочих мест (приказ о завершении аттестации рабочих мест от ДД.ММ.ГГГГ. ) по условиям труда не имеется.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным иском к ГИТ в УР об оспаривании предписания в отношении ПАО «Т Плюс», указав следующее. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике в период с 22 сентября по ДД.ММ.ГГГГг. проведена внеплановая документарная проверка ПАО «Т Плюс» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором труда ТТМ вынесено Предписание в отношении ПАО «Т Плюс», согласно которому ПАО «Т Плюс» предписано в соответствии с требованиями ст.92 Трудового кодекса РФ, установить работникам Ижевской ТЭЦ-2 Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Истец считает, что вывод трудовой инспекции о нарушении работодателем ст. 92 ТК РФ и необходимости установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ в Трудовой Кодекс РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда на основании результатов специальной оценки условий труда. По результатам аттестации рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 от ДД.ММ.ГГГГ по степени вредности и опасности производственной среды и трудового процесса рабочее место относится к классу 3.1, работникам установлена продолжительность рабочей недели – 40 часов, что подтверждается картой аттестации. Срок проведенной ранее аттестации рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» истекает в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно до указанной даты работодатель вправе применять результаты предыдущей аттестации, не ухудшая положения работников. В данном случае требование ГТИ в УР не является исполнимым. Неисполнимость оспариваемого предписания уполномоченного органа является самостоятельным основанием для признания его недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нарушает права и законные интересы ПАО «Т Плюс» в связи с осуществлением последним предпринимательской и иной экономической деятельности, предусмотренной, в частности, ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного истец просил признать незаконным Предписание Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании определения Октябрьского районного суда города Ижевска административное дело по административным искам Публичного акционерного общества «Т Плюс» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике об оспаривании предписаний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.

В судебном заседании представитель административного истца АКВ, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дополнительно пояснила следующее. Машинистам котлов по результатам аттестации рабочих мест установлен коэффициент условий труда 3.1 - вредные условия труда 1 степени. Следовательно, машинистам котлов котло-турбинного цеха филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» сокращенная продолжительность рабочего времени не подлежит установлению. Предписание содержит формулировку «установить сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю - машинистам котлов котло-турбинного цеха Ижевской ТЭЦ - филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс», предписано установить сокращенную продолжительность рабочего времени всем машинистам котлов независимо от даты их приема на работу на данное рабочее место. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ основано на заключении государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ Данное предписание содержит противоречащий закону вывод о том, что по результатам аттестации рабочих мест ДД.ММ.ГГГГЗЕМ полагается компенсация в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Вывод сделан на основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Вывод ГИТ не соответствует закону и основан на не подлежащем применению к данным отношениям нормативно-правовым актом. Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Эта норма касается предоставления компенсационных мер по результатам спецоценки для работников, которым были установлены компенсации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. На момент проведения государственной экспертизы - в ДД.ММ.ГГГГ - спецоценка на рабочем месте ЗЕМ не была проведена. Вышеуказанная норма права входит в закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Следовательно, норма касается отношений, возникающих в связи со спецоценкой. Поскольку спецоценка не была проведена, п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ не подлежит применению при проведении административной проверки. Поскольку предписание государственного инспектора о восстановлении трудовых права работника направлено на защиту его (работника) права, то права самого инспектора являются производными от прав работника, в связи с чем инспектор по труду должен соблюдать наравне с работником сроки, установленные для защиты трудовых прав». Следовательно, срок давности для вынесения предписания ГИТ по Удмуртской Республике пропущен.

Представитель административного ответчика ГИТ в УР - ЯНХ, действующая на основании доверенности, государственный инспектор труда ТТМ исковые требования не признали, суду пояснили, что предписания вынесены полномочным должностным лицом, в соответствии с компетенцией государственного инспектора труда, в результате проведенных проверок на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение работодателем ст. 92 ТК РФ, работодатель обязан был обеспечить работникам сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов неделю, в связи с вредными условиями труда. Вынесенными предписаниями права истца не нарушены.

Суд, выслушав доводы представителя истца, возражения главного государственного инспектора труда, представителя Государственной инспекции в УР, изучив и исследовав материалы административного дела, материалы проверок в отношении ПАО «Т Плюс», приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец обратился в Октябрьский районный суд города Ижевска в порядке гражданского судопроизводства ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об оспаривании предписания, то есть с соблюдением установленного ст. 357 ТК РФ срока для обжалования предписания Государственной инспекции труда в УР. На основании определения Октябрьского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с тем, что дело подлежит рассмотрению в порядке Главы 22 КАС РФ. Принимая во внимание, своевременность обращения истца в суд с административным иском -ДД.ММ.ГГГГ, принятия искового заявления к производству суда, суд усматривает уважительность причин пропуска срока для предъявления административного иска об оспаривании предписания ГИТ в УР от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст. 95 КАС РФ восстанавливает истцу срок для обжалования указанного предписания.

Согласно ст. 92 ТК РФ (в редакции от 28.12.2013 г.) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, не более 36 часов в неделю.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 421-ФЗ) при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Судом установлены следующие обстоятельства.

На основании распоряжения (приказа) органа государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в УР проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ПАО «Т Плюс», по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований ст. 92 ТК РФ. Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ машинистам котлов котло-турбинного цеха Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. В связи с чем главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в УР ВЕС выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ машинистам котлов котло-турбинного цеха Ижевской ТЭЦ-2 филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» установить сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426-ФЗ) предусмотренные ранее действующим законодательством гарантии за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: сокращенная продолжительность рабочего времени за работу во вредных условиях труда любой степени, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, что должно подтверждаться результатами проведения специальной оценки условий труда работникам - машинистам котлов, а именно: сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю за работу с КУТ 3.1 на основании статьи 92 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Из материалов проверки следует, что аттестация рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 была завершена ДД.ММ.ГГГГ (карта аттестации ) и определена оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 (класс условий труда), однако в карте аттестации не зафиксировано установление работникам гарантии в виде сокращенного рабочего времени в порядке ст. 92 ТК РФ, в редакции, действующей на период завершения аттестации. При таких обстоятельствах до декабря 2016 года, то есть в течение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» работодатель обязан был предоставлять указанным работникам установленные ранее действующим законодательством гарантии – сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, что также подтверждается заключением Государственной экспертизы условий труда оттДД.ММ.ГГГГ. В ходе государственной экспертизы осуществлена оценка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам Ижевской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский», расположенного по адресу: <адрес> По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда на Ижевской ТЭЦ-2 Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс», завершенной в ДД.ММ.ГГГГ, условия труда на рабочих местах старших машинистов турбинного отделения 7 группы, старших машинистов котельного оборудования 8 группы, машинистов центрального теплового щита управления турбинами 6 группы, машинистов центрального теплового щита управления котлами 7 группы, слесаря по обслуживанию оборудования электростанции 5 группы, машинистов -обходчиков по котельному оборудованию 6 группы, машинистов - обходчиков по котельному оборудованию 5 группы, машинистов - обходчиков по турбинному t оборудованию 5 группы, машинистов - обходчиков по турбинному" оборудованию 4 группы, электромонтеров по обслуживанию электрооборудования электростанций 6 группы, электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции 5 группы, лаборантов химанализа 4 группы эксплуатационного участка котлотурбинного отделения, начальника смены эксплуатационного участка котлотурбинного отделения, машинистов котлов 5 группы по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса отнесены к классу условий труда 3 (вредный). В ходе исследования установлено, что объем компенсаций, предоставляемых работникам Ижевской ТЭЦ-2 Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс», занятым на вышеуказанных рабочих местах с вредными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной в ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям трудового законодательства, действовавшего на момент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в части предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (не более 36 часов в неделю, статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства) Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы работодателя о неполучении им копии указанного экспертного заключения суд отклоняет, так как неполучение экспертного заключения работодателем не влияет на законность оспариваемого предписания.

На основании распоряжения на проверку от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГг. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Т Плюс», по результата которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Главным Государственным инспектором труда ТТМ вынесено Предписание в отношении ПАО «Т Плюс», согласно которому ПАО «Т Плюс» обязано: «В соответствии с требованиями ст.92 Трудового кодекса РФ, установить работникам Ижевской ТЭЦ-2 Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс»: ЩВВ, ЗКЛ, ЧЕА, ОВИ, ПОФ, БЮВКНА, КСАШКВ, УАВ, ПВМ, АРР., КВП, ППВ, СИА, ПВБ, НЛИ, ПЮБ, ХИМ, ПДФ, АФВ, ПАП, НАА, ВАВ, НВИ, ФВГ, СДГ, СДС, ПАП, ПРД, ДМР, СДИ, ККА, УЕН, КСЮ, ВРР., МИМЧФШ, ЗДГ, ПВВ, БВШ, БАВ, СИС, ГИС, АМН, ДЛМ, ПНСУНС, КНБ, ШЮВ, ААВ, ПСН, ДЕВ., КАИ, ЧАВ, АЛИ, МТС сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Предоставить подтверждающие документы.» Переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный: дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до ДД.ММ.ГГГГ аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Аттестация рабочих мест машинистов котлов Ижевской "ГЭЦ-2 была завершена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается картой аттестацией , согласно которой оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса условия труда работников истца котлотурбинного цеха относится классу 3.1 (строка 030), работникам подлежат установлению гарантии и компенсации, в том числе, сокращение продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870, действующим на день проведения аттестации, что работодателем установлено не было в ДД.ММ.ГГГГ года. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Срок проведенной ранее аттестации рабочих мест машинистов котлов Ижевской ТЭЦ-2 Удмуртского филиала ПАО «Т Плюс» истекает в ДД.ММ.ГГГГ года. Допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса работников на период проведения проверки не требовала установление предусмотренных гарантий в виде сокращенной продолжительности рабочего времени, истцом не представлено. Кроме того, согласно п. 2.12 Коллективного договора, принятого филиалом ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» «Удмуртский», работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с трудовым законодательством РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и (или) предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается, на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах, в соответствии с требованиями охраны труда.» В рамках проверки коллективного обращения работников филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» на основании представления Главного государственного инспектора труда ГИТ в УР ТТМ о проведении экспертизы правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 216.1 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и миграционной политики УР проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в филиале «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» на рабочих местах работников истца. По результатам проведения экспертизы установлено, что на основании аттестации рабочего места по условиям труда работодатель фактически предоставляет работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующие компенсации за работу с вредными условиями труда: повышенный размер оплаты труда от 4% до 8% тарифной ставки, оклада (должностного оклада); дополнительный оплачиваемый отпуск – от 7 до 14 календарных дней; сокращенный рабочий день работникам ПАО «Т Плюс» не предоставляется. Согласно заключению государственной экспертизы условий труда , утвержденной начальником управления охраны труда ДД.ММ.ГГГГ по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда на Ижевской ТЭЦ-2 филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс», завершенной в ДД.ММ.ГГГГ условия труда на рабочих местах сотрудников, указанных в предписании, по степени вредности и (или) опасности производственной сферы и трудового процесса отнесены к классу условий труда 3 (вредный). Объем компенсаций, предоставляемых работникам Ижевской ТЭЦ-2 Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс», занятым на вышеуказанных рабочих местах с вредными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной в ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям трудового законодательства, действовавшего на момент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в части предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (не более 36 часов в неделю, статья 92 ТК РФ, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении требований трудового законодательства в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени подтверждаются исследованными судом трудовыми договорами работников истца, расчетными листками о начислении и выплаты заработной платы за период проверки.

Кроме того, истцом также не представлено доказательств неисполнимости предписания, обязывающего установить сокращенную продолжительность рабочего времени указанной категории работников, подтверждающих факт проведения специальной оценки условий труда в порядке применения Федерального закона № 426-ФЗ.

На основании статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Абзац второй статьи 356 и абзац шестой части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют федеральной инспекции труда и государственным инспекторам труда полномочия по проведению проверок, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и о восстановлении нарушенных прав работников, составлению протоколов об административных правонарушениях.

Такие полномочия федеральной инспекции труда направлены на выполнение основной функции данного федерального органа исполнительной власти - проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав.

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации), предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что согласуется с целями и задачами трудового законодательства и не нарушает конституционные права истца. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в суд (статья 361 Трудового кодекса Российской Федерации), что является гарантией судебной защиты прав лиц, не согласных с такими решениями (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 252-О).

По смыслу статьей 352, 381 и 398 Трудового кодекса Российской Федерации, спор о трудовых правах - спор между работником (работниками) и работодателем.

Отношения между Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике и юридическим лицом – работодателем ПАО «Т Плюс», носят публичный характер, поскольку в них Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике осуществляет административные властные полномочия по отношению к работодателю.

В связи с тем, что государственный инспектор труда в результате проверки соблюдения трудового законодательства ПАО «Т Плюс», осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявил нарушение требований ст. 92 ТК РФ в отношении работников истца, предписания вынесены государственными инспекторами труда по вопросам, относящимся к компетенции государственного инспектора труда в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в УР, должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего.

Доводы истца о том, что инспекция труда вышла за пределы своей компетенции, разрешив индивидуальный трудовой спор, судом отклоняется, поскольку как в ходе проверки организации Государственной инспекцией труда в УР, так и при рассмотрении дела в суде не установлено неурегулированных разногласий между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые подпадают под признаки индивидуального трудового спора. Какие – либо доказательства наличия спора между работодателем и работниками на день проведения проверки и выдачи предписания в материалы дела не представлены.

Допущенные заявителем нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок, проведенных Государственной инспекцией труда в УР по обращению работников истца, являются очевидными, не являются спором между работником и работодателем (индивидуальным трудовым спором), представляют собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.

Работодатель в силу ст. 20 Трудового кодекса РФ обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Требования оспариваемых предписаний соответствуют положениям ст. ст. 92, 357 ТК РФ и направлены на соблюдение трудового законодательства работодателем.

Поскольку предписание государственного инспектора о восстановлении трудовых прав работников ПАО «Т Плюс» направлено на защиту прав самих работников, нарушение которых продолжалось на момент проведения проверки и вынесения предписания в связи с неустановлением сокращенной продолжительности рабочего времени, а права самого инспектора являются производными от прав работника, суд приходит к выводу, что срок давности для вынесения предписания ГИТ по Удмуртской Республике не пропущен.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконными предписаний главных государственных инспекторов труда об установлении работникам Ижевский ТЭЦ-2 филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» сокращенной продолжительности рабочего времени.

Руководствуясь ст. ст. 170-175 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Публичного акционерного общества «Т плюс» в лице Удмуртского филиала к административному ответчику Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении действия данного предписания до вступления в законную силу решения суда по данному делу, о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 мая 2017 года.

Судья Л.В. Москалева