Дело № 2-3473/2023
18RS 0001-01-2023-003231-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2023 года УР, гор. Ижевск
Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Шаяхметовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Е.И. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, задолженности по выплате районного коэффициента, по выплатам за ежегодные оплачиваемые использованные отпуска, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Федорова Е.И. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике (далее – УФНС) о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска в размере 3 136 руб., задолженности по выплате районного коэффициента в размере 40 648 руб., задолженности по выплате за ежегодные оплачиваемые использованные отпуска в размере 34 607 руб., проценты за нарушение срока выплаты спорных сумм до 1.08.2023 года и за период со 2.08.2023 года по день фактического исполнения обязательств, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. В обоснование исковых требований истец указала следующие обстоятельства. Она проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по УР с 5.11.2003 года по 30.04.2010 года, затем в Управлении Федеральной налоговой службы по УР с 4.05.2010 года по 30.12.2022 года в различных должностях. Приказом от 20.12.2022 года № 03-02/641 она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы – ведущий специалист–эксперт отдела обеспечения и уволена по собственной инициативе по пункту 3 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Затем с 18.01.2023 года она была назначена на должность старшего специалиста 2 разряда отдела камеральных проверок № 1 в Межрайонной инспекции ФНС № 11 по УР. Приказом от 4.05.2023 года № 01-2-02/48 освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по собственной инициативе в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта по пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 79-ФЗ). Истец считает, что при ее увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска без учета выплаченных ранее сумм материального стимулирования, что нарушает п. 4 ч. 1 ст. 14, ст. 50, 51 ФЗ № 79-ФЗ, Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.09.2007 года № 562 (далее – Правила). Выплаченные ей в соответствии с приказами ответчика суммы материального стимулирования и премии подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска. Премии, в том числе, в виде материального стимулирования, составляют денежное содержание госслужащего, следовательно, на данные выплаты также должен быть начислен районный коэффициент. Поскольку подлежащая выплате компенсация за неиспользованные отпуска и ежегодных оплачиваемых отпусков, а также не начисленных районных коэффициентов к денежному содержанию истцу в день увольнения не выплачена, она имеет право на выплату процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ за нарушение срока их выплаты в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от указанных невыплаченных сумм. По основаниям ст. ст. 151,1101 ГК РФ, 21,237 ТК РФ истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в связи с увольнением под давлением работодателя и в связи с нарушением ее прав при увольнении в связи с невыплатой компенсации за неиспользованные отпуска и ежегодные отпуска в размере, установленном законодательством, что вызвало у истца серьезные душевные переживания и обиду, просила учесть нахождение на иждивении усыновленного ребенка, поскольку нарушение прав истца на оплату ее труда непосредственно затрагивает интересы несовершеннолетнего на его содержание.
Истец Федорова Е.И., извещенная о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суду не сообщила. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители ответчика УФНС России по УР Шелемова А.П., Сапожникова О.Н., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, представили письменные возражения по существу заявленных требований, согласно которым истребуемая истцом компенсация за неиспользованный отпуск и ежегодные отпуска ответчиком начислена и выплачена, расчет истцом составлен без учета требований ст. 139 ТК РФ, в расчете применен районный коэффициент, который повторно взыскивается истцом отдельным расчетом, часть сумм была выплачена истцу из Фонда экономии оплаты труда ответчика, которая изначально выплачивалась с учетом районного коэффициента, причинение морального вреда истцу в результате действий ответчика истцом не доказано, поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислены, положения ст. 236 ТК к спорным правоотношениям не подлежат применению. Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки не установлены основания для начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего севера и районный коэффициент на суммы дополнительного материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 г. №90н об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего, начисление районного коэффициента не производится.
Суд, выслушав доводы и возражения представителей ответчика, изучив и исследовав материалы гражданского дела, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», анализируя приказы и письма ФНС России о материальном стимулировании, расчетные листки истца, условия материального стимулирования и его источника, при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и искового заявления истца Федорова Е.И. проходила государственную гражданскую службу в органах налоговой службы России с 5.11.2003 года по 30.04.2010 года – в Межрайонной инспекции ФНС России №11 по УР, затем в Управлении Федеральной налоговой службе России по УР с 4 мая 2010 года по 30.12.2022 года в различных должностях, с 1.07.2017 года по 20.12.2022 года, затем с 18.01.2023 года была назначена на должность старшего специалиста 2 разряда отдела камеральных проверок № 1 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике. Приказом от 4.05.2023 года № 01-2-02/48 истец освобождена от должности государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по п. 2 части 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» (истечение срока действия срочного служебного контракта) с выплатой компенсации за не использованные дни отпуска. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела срочным служебным контрактом с дополнительными соглашениями, приказом о расторжении служебного контракта от 4.05.2023 г.
В период 2021-2022 годах истец находилась в оплачиваемых отпусках. В период службы истцу соответствующими приказами как федеральному государственному гражданскому служащему выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования. Произведенные ей выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчете среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск ко дню увольнения, не были учтены при начислении денежного содержания на период предоставления отпуска в 2022 году.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктами 1 - 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ определены дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего. К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 "Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ после слова "премии" дополнен словами "в том числе"
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023 г. был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, утратили силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля с 2022 г. N 554, утвердившего новые Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" статья 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г N 79-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 г, изменены правила формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" было установлено, за счет каких средств формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 8 названного указа было предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 этого же указа было определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 данного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; повышенного денежного содержания; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд не соглашается с доводами истца о необходимости учета средств материального стимулирования при расчете среднего заработка исходя из следующего.
П. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы.
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего, начисление районного коэффициента не производится.
Включение средств материального стимулирования в расчет отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда, и как следствие, за счет уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку объем материального стимулирования государственных служащих определен суммами бюджетных ассигнований на указанные цели в определенном размере сверх сумм фонда оплаты труда.
Соответственно, поскольку источником для выплаты отпускных с учетом средств материального стимулирования и выплат сверх фонда оплаты труда могут являться только денежные средства, включенные в фонд оплаты труда на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то выплата такой премии будет произведена только в конце года (после выплаты отпускных всем сотрудникам за год), и только при условии наличия экономии по фонду оплаты труда. Поэтому премии за выполнение особо важных и сложных заданий не будут выплачиваться в течение года.
Учитывая, что фонд оплаты труда доводится до Инспекции в фиксированном размере и не подлежит изменению в течение года (фонд оплаты труда может быть изменен только в случае увеличения/уменьшения штатной численности и изменения размера должностного оклада), учет сумм материального стимулирования при определении размера денежного содержания на период отпуска приведет к сокращению премиального фонда и перераспределению между двумя выплатами. При этом, при расчете отпускных ответчиком были учтены премии за выполнение особо важных и сложных заданий в полном размере.
Таким образом, позиция истца о занижении подлежащих ей сумм выплат отпускных противоречит фактическим обстоятельствам по делу и не согласуется с реально полученными ей денежными средствами.
Инспекция выплатила истцу и иным сотрудникам выделенные средства материального стимулирования полностью. Доводов относительно того, что средства использованы для иных целей кроме выплаты их сотрудникам, возвращены в бюджет, истцом не заявлены и не доказаны. В связи с чем, взыскание сверх выплаченных денежных средств является необоснованным.
Особенности правового регулирования гражданской службы указывают на то, что за гражданским служащим в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске сохраняется денежное содержание, а не средний заработок. Поскольку согласно статье 50 Закона № 79-ФЗ оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания, понятие «средний заработок» к ним неприменимо.
Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 17.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее - Закон № 79-ФЗ) и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона № 79-ФЗ, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
В свою очередь, вопрос о составе денежного содержания и порядке его исчисления урегулирован в статье 50 Закона № 79-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которым утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Так, согласно пункту 1 статьи 50 Закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Исчерпывающий перечень указанных дополнительных выплат закреплен в пункте 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ и в пункте 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно указанным положениям указанных Правил к дополнительным выплатам относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Таким образом, денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Как усматривается из материалов дела, все эти выплаты были учтены ответчиком при расчете отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при сокращении. Расчёт инспекции соответствует Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.
Исходя из условий начисления материального стимулирования и его источника суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете вышеуказанных выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированными и могут производится только в пределах имеющихся средств фонда оплаты труда. Указанные суммы материального стимулирования не могут быть больше чем, определены в постановлении Правительства, то есть их размер определяется в пределах выделенных бюджетных ассигнований на указанные цели.
Для включения сумм средств материального стимулирования в денежное содержание гражданских служащих необходимо их отнести к той или иной выплате, предусмотренной частями 2 или 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.
Материальное стимулирование в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ не относится к ежемесячным надбавкам и не является ежемесячным денежным поощрением.
Перечень основных и дополнительных выплат, включаемых в денежное содержание, является исчерпывающим (части 2 и 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ).
Вопреки доводам истца, в силу действующего у ответчика Положения об оплате труда материальное стимулирование не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, в виду чего основанием для учета его при расчете отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска, являться не может.
Следовательно, суждение истца о том, что материальное стимулирование, выплачивается в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» является несостоятельным.
Суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование не является гарантированной выплатой, отсутствуют основания для учета материального стимулирования при расчете отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска, а также для начисления на указанные суммы районного коэффициента за работу в климатических условиях с вредными факторами.
Ссылка истца на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц.
Расчет истца компенсации, взыскиваемой с Управления, включает в себя выплаченные средства материального стимулирования и дополнительные стимулирующие выплаты. Истец не разграничивает выплаченные суммы по основаниям их выплаты: премии, надбавки, материальное стимулирование и все выплаты включает в денежное содержание. Между тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что не входящие в систему оплаты труда государственного служащего денежные выплаты не учитываются при расчете компенсации в связи с чем, расчет истца является неверным, задолженность перед ним у Управления отсутствует.
Относительно доводов истца о не начислении районного коэффициента суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 приказа Министерства Финансов Российской Федерации 90н от 17.10.2007 «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы" материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете.
Согласно ч.1 ст. 313 Трудового Кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.9. ст.50 ФЗ №79-ФЗ в случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. Согласно п.4. Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2007 №562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. На материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, начисление районного коэффициента не производится, так как не образует новых ставок.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом от 15.02.2010 №01-1-03/31 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки..» и Положением О порядке выплаты ежемесячной надбавки не установлены основания для начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент на суммы дополнительного материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Служебным контрактом истца так же не установлено начисление районного коэффициента на средства материального стимулирования.
Таким образом, требование о взыскании районного коэффициента в размере 40648 рублей удовлетворению не подлежит.
Кроме того, с учетом начисления и выплаты ответчиком сумм районного коэффициента к выплатам, входящим в денежное содержание истца, истец своем расчете безосновательно повторно включает выплаченные суммы для исчисления денежного содержания для расчета отпускных и компенсации за неиспользованные дни отпуска. Из представленных суду документов следует, что истцу начислялись суммы феврале, марте, мае, ноябре 2022 года.
Таким образом, включение в состав денежного содержания других выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона №79- ФЗ, является необоснованным.
Также средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных и сложных заданий ввиду следующего.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения выполнения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий установлен «Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к денежному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим».
В соответствии с пунктом 2.1 Положения премирование государственных гражданских служащих осуществляется за выполнение особо сложных и важных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных инспекцию. Выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств.
Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России с 2021 года, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Таким образом, средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку в соответствии с действующим законодательством выплата этих премий осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда.
Исходя из изложенного, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средства материального стимулирования, по своей сути, являются разными выплатами поскольку:
выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в пределах фонда оплаты труда. Выплата средств материального стимулирования производится сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих;
источником для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий является экономия средств фонда оплаты труда соответствующих налоговых органов. Материальное стимулирование выплачивается за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе за соответствующий период на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России;
решение о выплате премии гражданским служащим принимается руководителем налогового органа, его размер устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий. Материальное стимулирование территориальным налоговым органам выплачивается во исполнение приказов Управления, его размер устанавливается в соответствии с решением Комиссии Управления по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления.
В отношении применения пункта 3 части 3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ необходимо указать следующее.
В соответствии с действующим законодательством выплата денежного содержания государственных гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичный перечень выплат, за счет которых формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа, определен пунктами 8, 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Из вышеуказанных норм следует, что при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на год учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух окладов денежного содержания.
Суд принимает во внимание, что согласно письмам ФНС, а также приказов УФНС Росси по УР о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, представленных ответчиком, средства материального стимулирования (далее СМС) выделяются из бюджета РФ непосредственно в текущем году. Размер и сроки выдачи не предусмотрены и не гарантированы ни одним нормативным актом.
Фонд оплаты труда инспекции фактически сформирован исключительно за счет выплат, предусмотренных частью 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ и не включает в себя финансовое обеспечение для иных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации перечисленных в части 3 статьи 51 и указанных в части 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ.
Таким образом, на дату увольнения истца в ФОТ инспекции не были предусмотрены и фактически отсутствовали средства на выплату компенсации в требуемом истцом размере, поскольку ФОТ сформирован исключительно за счет средств на выплаты, перечисленные в частях 2 и 5 статьи 50 и части 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ.
В отношении доводов истца о применения пунктов 8 и 9 Указа Президента РФ суд приходит к следующему.
Предусмотренное подп. «г» пункта 9 включение в ФОТ других выплат означает только то, что в пунктах 8 и 9 перечислены не все выплаты, включаемые в денежное содержание по части 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, а только их часть, а именно: выплаты должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения.
Таким образом, в пунктах 8 и 9 Указа Президента РФ №763 от 25.07.2006 не перечислены следующие выплаты предусмотренные частями 2 и 5 статьи 50 и пунктом 3 части 3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ: премии за выполнение особо важных и сложных заданий, надбавки за выслугу лет, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, надбавка за особые условия гражданской службы, выплата к отпуску, материальная помощь к отпуску.
В связи с чем, в подп. «г» пункта 9 данного Указа содержится ссылка на включение в ФОТ средств для других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Указ Президента РФ не может противоречить положениям части 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ и устанавливать иные выплаты входящие в состав денежного содержания, отличные от установленных законом.
Минфин России в письме от 27.04.2021 №14-03-03/32289 указал, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты.
Средства материального стимулирования доводятся до Управления и территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службой России на основании приказов и писем, из содержания которых не следует, что данные денежные средства подлежат к выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.
В соответствии с подп. 7, 9 части 1 статьи 5 Федерального закона №79- ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (подп. 7), нормативными правовыми актами государственных органов (подп. 9).
Следовательно, в сфере государственной гражданской службы действуют также ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и служб), которые издаются на основании законов и во исполнение Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ и регулируют вопросы государственной гражданской службы в пределах своей ведомственной компетенции.
Указанным нормативным правовым актом может являться, например, приказ, распоряжение или иной документ.
Исходя из анализа правовой природы средств материального стимулирования следует, что выплаты СМС были предусмотрены за счет выделенных Федеральной налоговой службе России объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда и производились по результатам проведенной ФНС России оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов в соответствии с Механизмом распределения.
При этом, выделение средств для ФНС России производилось на основании Постановлений Правительства РФ имеющих гриф «Совершенно секретно». Минфин России в письме от 27.04.2021 №14-03-03/32289 указал следующее:
Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей и т.д.
Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируются в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
Принимая во внимание изложенное, при расчетах по начислению гражданским служащим выплат по оплате труда (исчислению сохраняемого денежного содержания) учитываются условия выплаты материального стимулирования, предусмотренные в соответствующем государственном органе.
Средства материального стимулирования и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, по своей сути, являются разными выплатами, соответственно, исходя из положений вышеуказанного письма Минфина России, СМС при исчислении денежного содержания не учитывается, поскольку порядок выплаты СМС устанавливает стимулирование в форме «иной выплаты».
Следовательно, по выплатам СМС необходимо учитывать ведомственный нормативный правовой акт, изданный ФНС России - «Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России» (далее - Механизм), из которого следует, что материальное стимулирование (МС), осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Механизм императивно закрепляет, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Таким образом, выплаты СМС производятся во исполнение Постановлений Правительства РФ на основании изданных ФНС России нормативных правовых актов - Механизмов распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Таким образом, по данным выплатам происходило распределение поступившей суммы между работающими сотрудниками инспекции, занимающими должности государственных служащих.
Правовая природа указанных выплат отлична от премий, порядок выплаты которых регламентирован Положением инспекции о премировании.
Выплата материального стимулирования произведена за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России не являются гарантированными, систематическими и постоянными, а носят разовый характер.
При этом, как указывалось выше, регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами государственных органов, согласно подп. 7, 9 части 1 статьи 5 Федерального закона №79-ФЗ.
Исходя из изложенного, в силу подп. 7, 9 части 1 статьи 5 Федерального закона №79-ФЗ, письма ФНС России о выделении дополнительных бюджетных ассигнований они подлежат применению как регулирующее отношения по гражданской службе.
Поскольку выделенные дополнительные бюджетные ассигнования не входят в фонд оплаты труда, как следует из данных писем, то материальное стимулирование не включается в состав денежного содержания, и, соответственно, не учитывается при исчислении денежного содержания для начисления отпускных и компенсаций за неиспользованные дни отпуска.
Основания относить выплаты материального стимулирования к другим выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона №79- ФЗ, отсутствуют, поскольку в ней речь идет о выплатах, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом выделяемых средств ФОТ и дополнительных средств материального стимулирования, денежное содержания истца в любом случае осталось бы прежним, так как перераспределение средств с дополнительных выплат не привело бы к увеличению денежного содержания за год.
Относительно включения в расчет траншей исковое заявление доводов не содержит.
Определением Верховного суда Удмуртской Республики по делу №33- 2080/2023 от 21.06.2023 при разрешении вопроса о взыскании материального стимулирования установлено следующее:
«Выплаты материального стимулирования производятся за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Как следует из Письма ФНС России от 12.04.2021 №ЕД-21-5/127 выплата материального стимулирования не является гарантированной, отнесена к выплатам стимулирующего характера и производится руководителем; принятие решения о размере подлежащей выплате работнику премии является исключительной прерогативой руководителя, в полномочия которого входит анализ эффективности работы государственного служащего.
Федеральное регулирование вопросов назначения и выплаты сумм материального стимулирования отсутствует.
Таким образом, средства материального стимулирования не носят системный характер, не являются гарантированными и производятся в пределах лимитов бюджетных ассигнований. Указанная выплата направлена в первую очередь на побуждение сохранения служебных отношений, при этом ее выплата является правом, а не обязанностью нанимателя.
Материальное стимулирование в виде траншей не может являться фондом оплаты труда и не может входить в состав выплат для исчисления отпускных и компенсационных выплат.
Как следует из Приложения №1 таблица 1 к иску Федоровой Е.И., истец просит взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 14,33 дней в размере 3136 рублей.
В расчет компенсации за неиспользованный отпуск обе суммы: 5 276, 10 руб. и 22 604, 95 руб. ответчиком включены при расторжении служебного контракта.
Кроме того, методика расчета компенсации, примененная в расчете истца не соответствует требованиям ст.139 Трудового Кодекса РФ, которой установлено что, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Кроме того, истцом повторно учитываются суммы районного коэффициента. Суд признает расчет сумм, подлежащих взысканию с ответчика, составленный истцом, неверным, не основанном на законе и фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, исковые требования в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3136 руб. удовлетворению не подлежит.
Расчет районного коэффициента истцом приведен в Приложении 2. Как следует из сумм выплат, на которые применен районный коэффициент часть сумм была выплачена из Фонда экономии оплаты труда Ответчика и изначально начислялась и выплачивалась с учетом районного коэффициента. Увеличение этих премий еще раз на районный коэффициент необоснованно и противоречит размеру, установленному для денежного содержания в Удмуртской Республике.
В связи с необоснованным расчетом выплат, проценты, рассчитанные в соответствии со ст.236 ТК РФ, неверны и завышены по всем основаниям иска.
В соответствии с частью 1 статьи: 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат., причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
Не содержится такой вид ответственности и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации”.
На основании изложенного, требование о взыскании компенсации за несвоевременную выплату отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 7838 рублей удовлетворению не подлежит.
Доводы истца о причинении ответчиком морального вреда в ходе рассмотрение дела ничем не подтверждены.
Согласно ст.237 Трудового Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Кроме того, исковое заявление не содержит доказательств соразмерности заявленной суммы компенсации тяжести причиненных работнику физических и нравственных страданий и индивидуальным особенностям его личности, требованиям разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. Наличие на иждивении ребенка не является основанием для взыскания морального вреда, так как несовершеннолетний не является стороной служебного контракта.
Согласно п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. Поскольку судом не установлено нарушение прав истца в результате действий ответчика, а истцом не доказано наличие причинной связи между поведением ответчика и претерпеванием истцом нравственных и физических страданий, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате за предоставленные отпуска, по компенсации за неиспользованные отпуска, по оплате районного коэффициента на указанные суммы, процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Федоровой Е.И. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска в размере 3 136 руб., задолженности по выплате районного коэффициента в размере 40 648 руб., по выплатам за ежегодные оплачиваемые использованные отпуска за период с 29.08.2022 года по 27.09.2022 года в размере 34 607 руб., процентов за нарушение срока выплаты до 1.08.2023 года в размере 7 838 руб.; за период с 2.08.2023 года по день фактического исполнения обязательства, исчисленные из расчета ключевой ставки, установленной Банком России, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 января 2024 года.
Судья Л.В. Москалева