НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 29.01.2024 № 2А-239/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2024 года г. Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего по делу – судьи Афонина Г.В.,

при секретаре судебного заседания – Пономаревой М.В.,

рассмотрев в Ленинском районном суде г. Иваново в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Ивана Александровича к УФНС по Ивановской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Волков И.А. обратился в суд с иском к УФНС по Ивановской области о признании действий незаконными.

В административном исковом заявлении Волков И.А. указал, что 10.07.2023 он получил заявление УФНС по Ивановской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности в общей сумме 2 431 рубль 25 копеек, из которых 1 670 рублей - недоимка по транспортному налогу, а также задолженность по пеням в сумме 761, 25 рублей.

Административный истец 10.07.2023 обратился в УФНС с просьбой списать указанную задолженность в связи с невозможностью ее взыскания, его заявление 20.07.2023 было оставлено без удовлетворения.

Административный истец считает, что УФНС по Ивановской области недоимку по транспортному налогу за 2018 года неправильно учитывает, как недоимку по транспортному налогу за 2017 года, в то же время в 2021 году, при личном обращении в ФНС истец получил требование об уплате транспортного налога за 2018 года от 30.01.2020 , срок исполнения которого установлен до 24.03.2020. В требовании выставлена недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 670 руб., пени на данную недоимку в размере 20,36 руб.

Срок оплаты транспортного налога за 2018 года, установленный в налоговом уведомлении истекал 02.12.2019.

Указанное требование было исполнено налогоплательщиком 13.10.2021, что подтверждается платежным поручением (оплата произведена по QR коду, содержащемуся в платежной квитанции, приложенной к Требованию), Волков И.А. уплатил сумму налога в размере 1 670 руб.

Административный истец считает обязательство по уплате транспортного налога за 2018 год исполненным полностью в соответствии с требованием .

Письмом от 30.08.2023 УФНС по Ивановской области сообщило Волкову И.А., что платеж, произведенный им по требованию от 30.01.2020 был учтен в счет ранее возникшей задолженности по транспортному налогу за 2017 год, а не за 2018 год, в связи с неправильным, указанием налогового периода.

Административный истец не согласен с тем, что он указал неправильный период, поскольку оплату он осуществлял по QR коду, его платежу присвоен УИН 1, отраженный в платежном поручении, оформленном кредитной организацией, в связи с чем административный истец считает, что платеж является идентифицируемым и должен был быть отнесен к недоимке по транспортному налогу за 2018 год.

Административный истец считает данные действия административного ответчика незаконными, нарушающими его материальные права.

В сентябре 2023 года Волков И.А., получил уведомление об уплате транспортного налога за период 2022 год в сумме 2 122 рубля, оплату указанного уведомления он произвел 25.09.2023.

Письмом от 28.09.2023 было сообщено, что данный платеж за конкретный налоговый период по уведомлению был распределен с единого налогового счета в счет ранее появившейся задолженности по правилам пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и предложено оплатить транспортный налог за период 2022 года, при этом в письме не содержится сведений о налоговом периоде образования недоимки.

Административный истец выражает уверенность, что оплата по транспортному налогу незаконно зачтена в недоимку по транспортному налогу за 2017 года, принудительное взыскание которой налоговым органом утрачено в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, данная недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию.

В соответствии со статьей 45 НК РФ задолженность подлежит взысканию в порядке статьи 48 НК РФ. Административный ответчик лишен возможности без судебного акта производить зачет уплаченной налогоплательщиком суммы с указанием на конкретное перечисление по конкретному налогу.

По правилам норм статей 45 НК РФ, 48 НК РФ, п. 8. Статьи 45 НК РФ подлежит применению к суммам взысканным в порядке, установленном именно статьей 48 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Административный истец указывает, что действия налогового органа нарушают положения вышеприведенных норм права, его права.

Начисление пени и штрафа за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога привело к возникновению негативных последствий для налогоплательщика - увеличению необоснованной задолженности.

Поскольку решением Управления УФНС России по Ивановской области от 20.07.2023 в признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Волкову И.А. отказано, он вынужден был обратиться с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Сроки, в течение которых налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности, определены в п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.

УФНС России по Ивановской области не предпринимались попытки принудительного взыскания указанной задолженности, она должна быть признана безнадежной к взысканию на основании подп. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, административный истец просит суд: признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по распределению платежа от 13.10.2021 в счет погашения задолженности по транспортному налогу за период 2017 года.

Признать безнадежной к взысканию налоговым органом задолженность в размере 2431,25 руб., в том числе: недоимку по транспортному налогу за период 2017 год в сумме 1670 руб., пени, начисленные на указанную сумму недоимки, в размере 761,25 рублей, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Признать обязанность по уплате задолженности в размере 2431,25 руб., в том числе: недоимку по транспортному налогу за период 2018 год в сумме 1670 руб., пени, начисленные на указанную сумму недоимки, в размере 761,25 руб. прекращенной.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области зачесть платеж от 13.10.2021 в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2018 год

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по распределению платежа от 25.09.2023 в счет погашения недоимки по транспортному налогу в сумме 1670 руб. и пени в сумме 452 рубля;

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области произвести зачет погашения обязанности оплаты по транспортному налогу за период 2022 года в соответствии с основанием платежа от 25.09.2023;

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины.

В судебное заседание Волков И.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела административное исковое заявление поддерживал по основаниям, изложенным в нем, пояснил, что оплачивал налог по QR коду, в платежном поручении содержится идентификатор платежа, что подтверждает возможность идентификации платежа.

Административный ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представило письменные пояснения по делу, в которых указало, что Волковым И.А. в платежном поручении от 13.10.2021 , в реквизите «106» указано значение «ЗД», доводы о том, что в платежном поручении указано значение ТР несостоятельны. В реквизите «107» дата 24.03.2020 совпадает с датой срока уплаты по требованию от 30.01.2020 .

В реквизите «108» платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ указано значение «0», что свидетельствует об уплате задолженности в отсутствии документа-основания платежа.

В реквизитах платежного поручении от ДД.ММ.ГГГГ в графе «назначение платежа» указано: «транспортный налог с физического лица». Период, за который должна быть оплачена задолженность по транспортному налогу, в платежном документе не отражен.

Волков И.А. произвел оплату налога и пени на сумму в меньшем размере, чем указано в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об оплате задолженности в отсутствии документа-основания платежа.

Административный ответчик полагает, что платеж, осуществленный Волковым И.А. ДД.ММ.ГГГГ, не был произведен по штрих коду по документу - основанию (по требованию от ДД.ММ.ГГГГ), а был сформирован через посредника (Банк ПАО ВТБ), который некорректно оформил платежный документ.

По независящим от налогового органа обстоятельствам (некорректное оформление платежного документа), а именно; отсутствие необходимой информации в поле «108», «109», отсутствие указаний в графе «назначении платежа» календарного года, за который оплачена задолженность, вышеуказанный платеж был зачтен в хронологическом порядке в счет погашения недоимки, имеющейся у налогоплательщика, по более раннему сроку уплаты за 2017 год.

Административный ответчик указал, что в платежном поручении, представленном налоговым органом, и в платежном поручении, представленном ФИО4, имеются определённые различия:

- в реквизитах платежного поручения, которым располагает налоговый орган, «получатель: УФК по Ивановской области (ИФНС России по г. Иваново)» номер счета , отличается от счета, отраженного в платежном поручении Волкова И.А. номер счета ;

- в реквизитах платежного поручения, которым располагает налоговый орган, в поле «Банк плательщика» указан <данные изъяты>

- в графе «вид платежа» в платежном поручении налогового органа стоит «0», у Волкова И.А. - «электронно».

- в поле «КОД» платежного поручения налогового органа отсутствуют какие-либо сведения, в платежном поручении, представленном Волковым И.А., указан индекс документа- основания платежа .

Административный ответчик указал, что в соответствии с действующим законодательством, в первую очередь средства ЕНП направляются на погашение задолженности (при ее наличии), а затем на уплату текущих платежей. Вначале зачет проводится в счет уплаты налога с наименьшей начисленной суммой и продолжает осуществляться в счет оставшихся налогов по возрастанию суммы, выставленной к уплате.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (пункт 5 статьи 11.3 НК РФ).

Система ЕНП предполагает автоматическое определение принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, со дня учета совокупной обязанности в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 45 НК РФ.

По настоящему делу Волков И.А. 25.09.2023 перечислил денежные средства в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации в размере 2 122 руб.

Поскольку на дату уплаты вышеуказанной суммы у Волкова И.А. имелось отрицательное сальдо в размере 1 670 руб. по транспортному налогу и пени в общей сумме 803,73 руб., внесенные денежные средства, были учтены налоговым органом в счет совокупной обязанности с учетом требований пункта 8 статьи 45 НК РФ.

Заинтересованное лицо ФИО7 - руководитель УФНС по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, изучив административное исковое заявление, изучив представленные в материалы дела отзывы и имеющиеся в нем письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Пунктом 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу пункта 7 названной статьи заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Согласно п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В соответствии п. 3 ст. 363 НК РФ физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 названного пункта.

Сумма налога уплачивается физическим лицом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, (в редакциях действующих до 22.12.2020) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что административный истец Волков И.С. является плательщиком транспортного налога, как собственник автотранспортных средств.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 25.07.2019 , которым выставлен транспортный налог за 2018 год в размере 1 670 руб. за транспортные средства – <данные изъяты>

Срок уплаты транспортного налога за 2018 год налога установлен до 02.12.2019.

Налоговое уведомление административный ответчик не исполнил, налог не уплатил, в связи с чем, в соответствии со ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты налогоплательщиком транспортного налога за 2018 год Волкову И.С. начислены пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 20,36 руб.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Волкову И.С. выставлено требование об уплате налога и пени от 30.01.2020 , сроком исполнения до 24.03.2020, в которое включены: недоимка по указанному транспортному налогу за 2018 год в размере 1 670 руб.; пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 20,36 руб.

Налоговый орган 08.07.2023 обратился к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Иваново с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Волкова И.С. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 670 руб.; пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 20,36 руб.

Мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Иваново 07.06.2023 по административному делу выдан судебный приказ о взыскании с Волкова И.С. в пользу УФНС России по Ивановской области недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 670 руб.; пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 20,36 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 18.07.2023 судебный приказ отменен, в связи с поступившими 12.07.2023 возражениями должника относительно исполнения данного судебного приказа.

Административный истец указал, что сумма транспортного налога за 2018 год, выставленная в требовании об уплате налога и пени от 30.01.2020 , сроком исполнения до 24.03.2020 была им уплачена 13.10.2021 путем автоматического считывания QR кода, содержащегося в платежной квитанции, операции присвоен уникальный номер платежа , который отражен в платежном поручении.

Установлено, что налоговым органом в адрес Волкова И.С. так же направлялось налоговое уведомление от 06.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1 670 руб., которое налогоплательщиком не было исполнено в срок до 03.12.2018.

Налоговое уведомление административный ответчик не исполнил, налог не уплатил, в связи с чем, в соответствии со ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год Волкову И.С. начислены пени за период в размере 27 руб.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Волкову И.С. выставлено и направлено по месту жительства требование об уплате налога и пени от 05.02.2019 , сроком исполнения до 02.04.2019, в которое включены: недоимка по указанному транспортному налогу за 2017 год в размере 1 670 руб.; пени в размере 27 руб.

Требование налогового органа об уплате налога и пени от 05.02.2019 , в котором вставлена недоимка по транспортному налогу за 2017 год не исполнено Волковым И.С.

Налоговый орган не обращался в судебном порядке с заявлениями о взыскании данной недоимки по транспортному налогу за 2017 год с налогоплательщика Волкова И.С.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Волковым И.С. произведена уплата транспортного налога за 2018 год в размере 1 670 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.10.2021 , в котором указан код оплаты .

Платежная организация ФИО8 по запросу суда представило оформленное платежное поручение аналогичное по содержанию, платежному поручению, предоставленному административным истцом Волковым И.С. с указанием код оплаты .

Таким образом, суд полагает, что Волков И.С. доказал факт оплаты транспортного налога за 2018 год, его платеж подлежал идентификации, поскольку оплата производилась путем сканирования, изображенного на квитанции QR кода, платежу присвоен уникальный идентификатор.

Налоговый орган засчитал данный платеж в счет оплаты недоимки за 2017 год, при этом данные действия являются незаконными, нарушающими имущественные права Волкова И.С.

Трехмесячный срок обращения с настоящим административным исковым заявлением, предусмотренный ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ Волковым И.С. не пропущен, поскольку нарушение прав имеет длящийся характер, денежные средства на момент рассмотрения спора не учтены в счет оплаты недоимки по транспортному налогу за 2018 год.

Поскольку налоговый орган не доказал законность действий по отнесению рассматриваемого платежа в счет оплаты недоимки по транспортному налогу за 2018 год, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о признании данных действий незаконными.

Обязанность Волкова И.А. по уплате недоимки по транспортному налогу за период 2018 год в сумме 1 670 рублей следует считать исполненной, соответственно данное обязательство подлежит прекращению фактическим исполнением.

Разрешая требование Волкова И.А. о признании безнадежной к взысканию налоговым органом недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1670 рублей, пени, начисленные на указанную сумму недоимки, в размере 316,31 рублей, в связи с истечением сроков взыскания недоимки по налогу в судебном порядке, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу п. 2 ст. 59 НК РФ налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пениям и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о признании недоимки, задолженности по пениям и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Суд принимает во внимание, что налоговый орган не предпринимал попыток взыскания недоимки по транспортном налогу за 2017 год в судебном порядке, при этом выставленное налоговым органом требование об уплате налога и пени от 05.02.2019 подлежало исполнению до 02.04.2023.

Налоговый орган имел право обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа не позднее истечения 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени от 30.01.2020 , сроком исполнения до 24.03.2020, то есть до 24.09.2020.

На момент рассмотрения настоящего административного искового заявления налоговый орган не привел доказательств уважительности причин пропуска сроков принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год, установленных ст. 48 НК РФ, действий по обращению в суд с требованиями о взыскании данной недоимки не предпринимал, в связи с чем, учитывая, продолжительность пропуска данного срока, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения данного требования Волкова И.А. и признания недоимки в размере 1670 рублей, а так же пени в сумме 316,31 рубля безнадежными к взысканию.

Из материалов дела следует, что Волков И.А. 25.09.2023 произвел уплату транспортного налога за 2022 год в размере 2 122 рубля, выставленного налоговым уведомлением от 29.07.2023 , что подтверждается платежным поручением от 25.09.2023 , в котором указан уникальный идентификатор платежа .

Данный платеж подлежал зачету в счет оплаты транспортного налога за соответствующий налоговый период – 2022 год.

Действия налогового органа по распределению данной суммы в счет оплаты недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1670 рублей и пени в сумме 452 рублей являются незаконными.

Требование Волкова И.А. о признании данных действий незаконными, подлежат удовлетворению.

Трехмесячный срок обращения с настоящим требованием, предусмотренный ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, Волковым И.С. также не пропущен, поскольку нарушение прав имеет длящийся характер, денежные средства на момент рассмотрения спора не учтены в счет оплаты недоимки по транспортному налогу за 2022 год.

В связи с удовлетворением заявленных материально правовых требований, суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области: зачесть платеж от 13.10.2021 на сумму 1 670 рублей по платежному поручению от 13.10.2021 в счет погашения задолженности по транспортному налогу за налоговый период - 2018 год;

произвести перерасчет пени по задолженности по транспортному налогу за период 2018 года до даты ее погашения - 13.10.2021;

произвести зачет погашения обязанности оплаты транспортного налога за налоговый период - 2022 год в соответствии с основанием платежа от 25.09.2023.

Административный истец заявил о взыскании с административного ответчика судебных издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Разрешая данное заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 ст. 111 КАС РФ).

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области как с проигравшей спор стороны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Волкова Ивана Александровича удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по распределению платежа Волкова Ивана Александровича от 13.10.2021, совершенного в счет уплаты налога за 2018 год в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

Признать безнадежной к взысканию налоговым органом задолженности в размере 1986,31 рублей, в том числе: недоимки по транспортному налогу за период 2017 год в сумме 1670 рублей, пени, начисленные на указанную сумму недоимки, в размере 316,31 рублей, в связи с истечением сроков взыскания недоимки по налогу в судебном порядке.

Признать обязанность Волкова Ивана Александровича по уплате недоимки по транспортному налогу за период 2018 год в сумме 1 670 (Одна тысяча шестьсот семьдесят) рублей прекращенной в связи с ее оплатой налогоплательщиком.

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по распределению платежа от 25.09.2023 в счет погашения недоимки по транспортному налогу в сумме 1670 рублей и пени в сумме 452 рубля.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области зачесть платеж от 13.10.2021 на сумму 1670 рублей по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в счет погашения задолженности по транспортному налогу за налоговый период - 2018 год.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области произвести перерасчет пени по задолженности по транспортному налогу за период 2018 года до даты ее погашения - 13.10.2021.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области произвести зачет погашения обязанности оплаты транспортного налога за налоговый период - 2022 год в соответствии с основанием платежа от 25.09.2023.

О результатах исполнения судебного акта сообщить в Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае несообщения в суд общей юрисдикции о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности – исполнению судебного акта влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа (статьи 122 и 123 КАС РФ), наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных в судебном решении мер.

Взыскать с УФНС России по Ивановской области, ИНН , расходы по оплате госпошлины в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено 12.02.2024.