Дело № 12-305/2018 Р Е Ш Е Н И Е город Иваново 22 октября 2018 года Судья Ленинского районного суда г.Иваново Борисова О.В., с участием законного представителя юридического лица – заведующей МБДОУ «Детский сад № 26» ФИО6, рассмотрев жалобу МБДОУ «Детский сад № 26» на постановление № 37/12-3510-18-И Государственной инспекции труда в Ивановской области от 21 августа 2018 г. о назначении административного наказания, у с т а н о в и л а: Постановлением № 37/12-3510-18-И Государственной инспекции труда в Ивановской области от 21 августа 2018 г. МБДОУ «Детский сад № 26» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55.000 рублей. Согласно постановлению Государственной инспекции труда в Ивановской области МБДОУ «Детский сад № 26» 7 сентября 2018 г. по адресу <...>, являясь работодателем, не выполнило обязанности, предусмотренной ст.212 Трудового кодекса РФ, допустило нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а именно: в нарушение требований ст.225 ТК РФ, п.п.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" вновь принятые работники ФИО1, принят с ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, допущены к работе без проведения им вводного инструктажа, а также ФИО3, принят с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, принята с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, принят с ДД.ММ.ГГГГ, работники ФИО1, принят с ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, допущены к работе без проведения первичного инструктажа. Данные виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте) являются одной из форм обучения. Не согласившись с постановлением Государственной инспекции труда в Ивановской области, МБДОУ «Детский сад № 26» обжаловало его в районный суд. Согласно доводам жалобы, все выявленные нарушения были устранены в период с 11.09 по 14.09.2018 г., то есть в период проверки, проведенной МБДОУ «Детский сад № 26» Государственной инспекцией труда в Ивановской области. МБДОУ «Детский сад № 26» впервые привлекается к административной ответственности, просит учесть его имущественное и финансовое положение как бюджетного учреждения. Вмененное учреждению правонарушение не представляет существенной и реальной угрозы личности, государству, охраняемым общественным отношениям. С учетом приведенных обстоятельств МБДОУ «Детский сад № 26» просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным, освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В судебном заседании законный представитель МБДОУ «Детский сад № 26» ФИО6 жалобу поддержала, просила ее удовлетворить, пояснила, что детский сад № 26 к административной ответственности привлекается впервые, в должности заведующей она состоит только 1 год, признает допущенные ошибки и сообщает, что они были исправлены. Учреждение не имеет статьи расхода на уплату штрафа, его уплата ухудшит материальное положение воспитанников и сотрудников. В случае отмены штрафа соответствующие средства будут направлены на улучшение охраны труда работников. Судом заслушаны показания свидетеля – представителя органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО7 Свидетель пояснила, что была проведена проверка, составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом в отношении детского сада применена статья, позволяющая назначить штраф в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Правонарушение влечет угрозу жизни и здоровью работников, поскольку несоблюдение требований охраны труда является причиной несчастных случаев. Правонарушение не является малозначительным, постановление законно и отмене не подлежит. Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Проверив материалы дела об административном правонарушении, и заслушав показания законного представителя юридического лица и свидетеля, суд приходит к следующим выводам. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверкой Государственной инспекцией труда в Ивановской области выявлены нарушения обучения и инструктирования работников по охране труда: вновь принятые работники ФИО1, принят с ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, допущены к работе без проведения им вводного инструктажа, а также ФИО3, принят с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, принята с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, принят с ДД.ММ.ГГГГ, работники ФИО1, принят с ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, принята с ДД.ММ.ГГГГ, допущены к работе без проведения первичного инструктажа. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол №-И об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Данные акты в части фиксации и оценки правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ составлены с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ст.360 ТК РФ, Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", ст.28.2 КоАП РФ. Вместе с тем основанное на указанных актах постановление Государственной инспекции труда в Ивановской области, которым МДОУ «Детский сад №» назначено административное наказание, вынесено с нарушениями закона. Постановлением назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей. Санкция ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, по которой квалифицировано данное административное правонарушение, предусматривает для юридических лиц административный штраф в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. Согласно ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ. Вопреки утверждению представителя органа, вынесшего данное постановление, ФИО7, ссылок на ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ постановление Государственной инспекцией труда в Ивановской области не содержит, исключительные обстоятельства в нем не приводятся. В описательно-мотивировочной части постановления говорится: «Указанные нарушения повлекли причинения вреда жизни и здоровья работников». Данное утверждение не имеет однозначно трактуемого смысла, но при этом оно имеет существенное значение для назначения административного наказания. В приведенной формулировке оно не может служить обоснованием назначенного административного наказания. Постановление Государственной инспекции труда в Ивановской области имеет дату 21 августа 2018 г., тогда как из материалов дела следует, что оно вынесено позднее 7 сентября 2018 г. Таким образом, Постановление Государственной инспекции труда в Ивановской области не отвечает требованиям, установленным пунктами 2 и 6 ст.29.10 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Выявленные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, они являются существенными, поскольку повлекли необоснованное назначение административного наказания юридическому лицу. Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело. Обжалованное постановление подлежит отмене в связи с существенными нарушениями закона, а дело об административном правонарушении – направлению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ивановской области. Поскольку постановление Государственной инспекции труда в Ивановской области вынесено с нарушениями закона, суд не входит в обсуждение доводов жалобы заявителя. Данные доводы должны быть проверены и оценены Государственной инспекцией труда в Ивановской области при новом рассмотрении дела и принятии решения в соответствии с законом для соблюдения требований о его всесторонности, полноте и объективности. На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, решила: Постановление № 37/12-3510-18-И Государственной инспекции труда в Ивановской области от 21 августа 2018 г., которым МБДОУ «Детский сад № 26» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55.000 рублей, отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ивановской области. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Ленинского районного суда города Иваново О.В. Борисова |