НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 22.07.2019 № 2А-1637/201922И

Дело № 2а-1637/2019 22 июля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иванова в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре Машкариной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова административное исковое заявление Ивановского городского комитета по управлению имуществом к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным распоряжения о проведении проверки

УСТАНОВИЛ:

Ивановский городской комитет по управлению имуществом обратился в суд с административным иском к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Заявленные требования мотивированы тем, что 17.06.2019г. в Ивановский городской комитет по управлению имуществом поступило уведомление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 14.06.2019 №01-22/15408 о проведении плановой выездной проверки юридического лица и распоряжение от 13.06.2019 №1594-пр «О проведении плановой выездной проверки Ивановского городского комитета по управлению имуществом». Данным распоряжением установлены сроки проверки (24.06.2019-05.07.2019) и ее предмет. Комитет считает, что распоряжение Управления от 13.06.2019 №1594-пр является незаконным, нарушает права Комитета на основании следующего. Согласно п.7 распоряжения от 13.06.2019 №1594-пр предмет проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений. Положениями ст. 14 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что при проверке гидротехнических сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих их организаций, а также подрядных организаций при капитальном ремонте, эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений в целях оценки соблюдения обязательных требований. В соответствии с Положением об Ивановском городском комитете по управлению имуществом, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 26.04.2006 №132, комитет является подразделением Администрации города Иваново, входящим в ее структуру, осуществляющего полномочия, предусмотренные законодательством РФ и актами Ивановской области и муниципальными правовыми актами города Иванова. Комитет является муниципальным казенным учреждением. В силу ч.1 ст. 123.21 ГК РФ учреждения создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно Положению комитет от имени Администрации города Иваново в пределах его компетенции участвует в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности. Комитет также осуществляет функции реестродержателя муниципального имущества и заключает от имени муниципалитета договоры на владение и (или) пользование муниципальным имуществом. Обязанность по содержанию и эксплуатации опасных, в том числе, гидротехнических сооружений на комитет не возложена. Гидротехнические сооружения (<адрес>) переданы в безвозмездное пользование Акционерному обществу «Водоканал» на основании договора №611 от 18.12.2009. Условиями договора безвозмездного пользования предусмотрено, что ссудополучатель (АО «Водоканал») обязуется поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта за свой счет, нести расходы по содержанию вещи (пп. 2.2.1, 2.2.2 договора). АО «Водоканал» является специализированной организацией основными видами деятельности которой, в том числе, являются эксплуатация, текущий и капитальный ремонт гидротехнических сооружений. Данное общество проводит мероприятия по эксплуатации плотин, обеспечивает бесперебойную, безопасную их работу, обладает соответствующими специалистами и необходимой документацией. Учитывая изложенное, Комитет не является субъектом, в отношении которого может проводиться проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Распоряжением от 13.06.2019 №1594-пр на Комитет возложена обязанность по предоставлению документов, которые не находятся и не могут находиться в распоряжении Комитета по основаниям, указанным выше, что существенно нарушает его права.

В связи с изложенным, просит признать незаконным распоряжение Центрального управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 13.06.2019 №1594-пр «О проведении плановой выездной проверки Ивановского городского комитета по управлению имуществом».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица Администрация города Иваново.

В судебном заседании представитель административного истца Полякова Н.Е. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору –Сальникова А.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Иваново – Леванова М.Р. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 13.06.2019г. Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору вынесено распоряжение №1594-пр «О проведении плановой выездной проверки Ивановского городского комитета по управлению имуществом» в рамках государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в целях выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2019 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры. Данным распоряжением установлены сроки проверки с 24.06.2109г. по 05.07.2019. Предметом данной проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований безопасности при эксплуатации ГТС. В адрес Ивановского городского комитета по управлению имуществом направлено уведомление от 14.06.2019г. №01-22/15408 о проведении плановой выездной проверки юридического лица.

Плановая выездная проверка организована в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проведена в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2019 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

По итогам проведения проверки составлен акт от 05.07.2019г. № 3.2-1594пл-А/0064-2019 и вынесено предписание № 3.2-1594пл-П/0064-2019 об устранении выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N_ 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон 117-ФЗ) под федеральным государственным надзором в области безопасности гидротехнических сооружений понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности. Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

В соответствии с п.5.3.1.9. Положения Ростехнадор осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

В соответствии со ст. 3 Федерального 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Согласно п. 1.1 Положения об Ивановском городском комитете по управлению имуществом, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.04.2006 №132, комитет является функциональным органом Администрации города Иванова, входящим в ее структуру, и обеспечивает исполнение полномочий, отнесенных законодательством РФ и Ивановской области, Уставом города Иванова к ведению Администрации города Иванова и закрепленных за Комитетом настоящим положением и иными муниципальными правовыми актами города Иванова. В соответствии с п. 1.2 Положения комитет от имени Администрации города Иванова в пределах его компетенции участвует в управлении и распоряжении объектами муниципального собственности, межотраслевой координации деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в процессе управления муниципальной собственностью, а также в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Согласно п. 1.3 Положения об Ивановском городском комитете по управлению имуществом, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 26.04.2006 №132, комитет является муниципальным казенным учреждением, наделенным правами юридического лица. В соответствии с п. 2.1 Положения объектом управления комитета является муниципальное имущество города Иванова.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости собственником проверяемых гидротехнических сооружений (<адрес> ( <адрес>), <адрес> ( <адрес>) является городской округ Иваново. Из выписок из реестра муниципального имущества следует, что данные гидротехнические сооружения находятся в муниципальной собственности города Иваново, балансодержатель – местная казна.

Согласно ст. 9 Федерального закона 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и(или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать: соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Согласно ст. 10 Федерального закона 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Таким образом, законом как на собственника ГТС, так и на эксплуатирующие организации возложена обязанность соблюдать обязательные требования законодательства в области обеспечения безопасности ГТС. Поскольку административному истцу переданы полномочия собственника по управлению муниципальным имуществом, на него возложена обязанность по соблюдению требований Федерального закона 117-ФЗ. Представитель заинтересованного лица Администрации горда Иваново подтвердил, что полномочия собственника возложены Администрацией города Иваново на Ивановский городской комитет по управлению имуществом.

Передача гидротехнических сооружений по договору безвозмездного пользования от 18.12.2009г. № 611 АО «Водоканал» не освобождают собственника имущества от возложенных на него законом обязанностей. В связи с чем доводы истца в данной части отклоняются.

Административный истец также ссылался на то, что он не является эксплуатирующей организацией, данной организацией является АО «Водоканал». Однако из вышеуказанных положений закона следует, что эксплуатирующая организация – это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Согласно реестра муниципальной собственности сооружения не передавались на баланс АО «Водоканал».

Таким образом, доводы истца о том, что у него отсутствуют какие-либо обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, опровергаются положениями вышеуказанных нормативных актов, а также имеющимися в деле доказательствами.

Из представленной в материалы дела представителем истца копии решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.09.2012 по гражданскому делу № 2-2343/2012 по иску прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом следует, что судом при рассмотрении дела установлено, что ГТС на реке Талка находится на балансе административного истца. Суд возложил на Ивановский городской комитет по управлению имуществом обязанность составить декларацию безопасности данного гидротехнического сооружения. Доводы истца о том, что определением суда от 12.02.2019г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда по данному гражданскому делу на срок до 12.10.2019г., судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не препятствует проведению проверки, не освобождает истца от иных установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС. Кроме того, в материалах дела имеются копии страховых полисов, из которых следует, что истец осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта – <адрес><адрес>.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в опровержение собственных доводов осуществляет определенные возложенные на него законом обязанности по обеспечению эксплуатации ГТС.

В настоящий период плановая проверка окончена, по ее результатам выявлены нарушения обязательных требований, выдано предписание об устранении нарушений, в котором зафиксировано 19 нарушений обязательных требований, в том числе в части обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, разработки и утверждения декларации ГТС, внесения сведений о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений и другие нарушения.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возложена на лицо, обращающееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Административным истцом по настоящему делу доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов не представлено. Истцом не представлено доказательств того, какие конкретно неблагоприятные последствия в результате издания оспариваемого распоряжения для него наступили. Довод административного истца о том, что в результате издания оспариваемого распоряжения проведена проверка, по результатам которой вынесено предписание и истец может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа, судом отклоняется.

Оспариваемый приказ не содержит указание на выявление каких-либо нарушений и не возлагает на истца обязанность по их устранению, а также не содержит положений о привлечении истца к какой-либо ответственности. Обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на истца вынесенным по итогам проверки предписанием, которое истец вправе оспорить в установленном порядке. В случае привлечения истца к административной ответственности он также не лишен права оспаривания соответствующего постановления в судебном порядке.

С учетом изложенного, поскольку основания для признания незаконным распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.06.2019 № 1594-пр «О проведении плановой выездной проверки Ивановского городского комитета по управлению имуществом» отсутствуют, распоряжение вынесено в установленном порядке в пределах компетенции государственного органа, доказательств нарушения оспариваемым распоряжением прав административного истца суду не представлено, иных оснований для признания его незаконным не выявлено, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска Ивановского городского комитета по Управлению имуществом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд

Р е ш и л ;

В удовлетворении административного иска Ивановского городского комитета по управлению имуществом к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным распоряжения от 13.06.2019г. № 1594-пр «О проведении плановой выездной проверки Ивановского городского комитета по управлению имуществом» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Гаранина С.А.

Решение суда в окончательной форме принято 26.07.2019г.