НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 05.07.2018 № А-1633/18

Дело а-1633/18 05 июля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иванова в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре Шмелевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Некоммерческому культурному фонду «Сокровищница Руси» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области обратилось с вышеуказанным административным иском к Некоммерческому культурному фонду «Сокровищница Руси», мотивировав его следующим.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области плановой документарной проверки деятельности Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации заявленным в уставе целям и законодательству Российской Федерации, установлены нарушения действующего законодательства, а именно:

1. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако, в нарушение указанной нормы в проверяемый период:

- в проверяемом периоде Фонд не осуществлял деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных п. 2.1 Устава;

- в нарушение п. 6.8 устава заседания высшего органа управления – Правления Фонда не проводились (должны проводиться не реже одного раза в год);

- в нарушение п. 8.11 устава президент не переизбирался с момента создания Фонда (срок полномочий составляет три года);

- в нарушение пункта 11.7 устава Попечительский совет Фонда не проводил ежегодные ревизии.

2. В нарушение пункта 1 статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ в уставе не определен срок полномочий Правления и Попечительского Совета Фонда.

3. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ №7ФЗ Фонд не публиковал ежегодно отчет об использовании своего имущества.

4. В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит.

5. В нарушение пункта 1 статьи 3 ФЗ № 7-ФЗ Фонд не составлял и не утверждал сметы доходов и расходов.

Не осуществляя никакой деятельности, руководство Фонда не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

В ходе проверки деятельности Фонда осуществлен анализ устава Фонда. В результате установлено, что некоторые положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству:

Пункт 6.1 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Фонда (Правления) не соответствует пункту 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации. В уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего органа управления Фонда (Правления). Такие вопросы исключительной компетенции Правления как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 6.1 устава Фонда не отражены.

Подпункт 11 пункта 6.1, пункты 13.1 и 13.2 устава, которыми предусмотрена реорганизация фонда, не соответствуют пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается.

Управлением в адрес Фонда 01.03.2018 за № 37/03-11/479 вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены.

Управлением 26.04.2018 получено письмо от Президента Фонда Дубова Владимира Ефимовича о том, что Фонд не осуществляет и не предполагает осуществлять свою деятельность в дальнейшем, в связи с чем, устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации для Фонда не представляется возможным.

Таким образом, имеет место нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области просило ликвидировать Некоммерческий культурный фонд «Сокровищница Руси» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Некоммерческий культурный фонд «Сокровищница Руси» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения административного иска, поскольку фонд уставную деятельность не осуществляет, финансирования не имеет, что делает невозможным достижения целей фонда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Ивановской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.

Согласно п.4 ст. 263 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Некоммерческий культурный фонд «Сокровищница Руси» зарегистрирован 26.03.2011, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером . Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации выдано 30.03.2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области. Адрес (место нахождения) Организации согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц: Ивановская область, г. Иваново, улица Постышева, д. 45.

Организация действует на основании Устава. Согласно раздела 2 Устава целями деятельности Фонда являются содействие сохранению культурных основ, источников, традиций и художественных ценностей национального изобразительного искусства, включая народные художественные промыслы, формирование негосударственного имущественного комплекса, состоящего из художественных ценностей отечественных и зарубежных авторов, популяризация отечественного национального изобразительного искусства.

В ходе проведенной в феврале 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области плановой документарной проверки деятельности административного ответчика на предмет соответствия его деятельности заявленным в уставе целям и законодательству Российской Федерации, в период с 01 февраля 2015г по 31 января 2018г установлено, что Фондом допущены нарушения действующего законодательства и положений устава. При этом выявлены нарушения законодательства:

1. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако, в нарушение указанной нормы в проверяемый период:

- в проверяемом периоде Фонд не осуществлял деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных п. 2.1 Устава;

- в нарушение п. 6.8 Устава заседания высшего органа управления – Правления Фонда не проводились (должны проводиться не реже одного раза в год)

- в нарушение п. 8.11Устава президент не переизбирался с момента создания Фонда (срок полномочий составляет три года);

- в нарушение пункта 11.7 устава Попечительский совет Фонда не проводил ежегодные ревизии.

2. В нарушение пункта 1 статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ в уставе не определен срок полномочий Правления и Попечительского Совета Фонда.

3. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 7 ФЗ №7ФЗ Фонд не публиковал ежегодно отчет об использовании своего имущества.

4. В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит.

5. В нарушение пункта 1 статьи 3 ФЗ № 7-ФЗ Фонд не составлял и не утверждал сметы доходов и расходов.

Не осуществляя никакой деятельности, руководство Фонда не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

В ходе проверки деятельности Фонда осуществлен анализ устава Фонда. В результате установлено, что некоторые положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству:

Пункт 6.1 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Фонда (Правления) не соответствует пункту 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего органа управления Фонда (Правления). Такие вопросы исключительной компетенции Правления как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 6.1 устава Фонда не отражены.Подпункт 11 пункта 6.1, пункты 13.1 и 13.2 устава, которыми предусмотрена реорганизация фонда, не соответствуют пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В нарушение названных нрм закона в проверяемый период административным ответчиком не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава, допускались нарушения вышеуказанных положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Управлением в адрес Фонда 01.03.2018 за № вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 23.04.2018г. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Доказательств обратного в суд не представлено.

В ответ на предупреждение президентом фонда Дубовым В.Е. в адрес Управления направлено сообщение о том, что фонд с момента создания уставную деятельность не осуществляет и не планирует осуществлять в будущем, пройти процедуру ликвидации нет возможности ввиду отсутствия денежных средств, против ликвидации фонда в судебном порядке не возражает.

Из письма Президента Фонда Дубова Владимира Ефимовича от 01.02.2018 следует, что с момента создания до настоящего времени Фонд не вел уставную деятельность. Намерения осуществлять деятельность в дальнейшем у не имеется, в связи с чем представить запрашиваемые документы не представляется возможным. Фонд не владеет никаким имуществом на вещном или обязательственном праве, не имеет структурных подразделений, не является учредителем (участником) коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, не имеет Интернет-сайта. НКФ «Сокровищница Руси» не входит в союзы и ассоциации, не финансируется, доходов не имеет, расходы не несет, денежные средства от иностранных и российских источников не получало, расчетных счетов в банках не имеет. В НКФ «Сокровищница Руси» касса не ведется из-за отсутствия в организации финансово-хозяйственной деятельности, смета доходов и расходов не составлялась и не утверждалась. Ревизии не проводились, актов ревизии не имеется. В НКФ «Сокровищница Руси» ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской и налоговой отчетности возложена на руководителя. Отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, за проверяемый период предоставлялась по итогам 2015-2016 гг. Высшим органом НКФ «Сокровищница Руси» является правление. Заседания правления в проверяемый период не проводились. Правление, президент и наблюдательный совет не переизбирались. Попечительский совет деятельность не осуществляет.

Из совокупности представленных доказательств следует, что административным ответчиком допускаются грубые нарушения вышеуказанных положений закона, мер по устранению данных нарушений не предпринято. Более того, организация не планирует осуществлять свою деятельность, предусмотренную Уставом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение). Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции по Ивановской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Некоммерческим культурным фондом «Сокровищница Руси» допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, что подтверждается необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 262-265 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческий культурный фонд «Сокровищница Руси» (ОГРН ) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А.Гаранина

Решение в окончательной форме принято 09 июля 2018г.