НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 04.07.2022 № 2А-1370/2022

Дело № 2а-1370/2022

УИД 37RS0010-01-2022-001352-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г. при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

без участия сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново административное дело

по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени,

установил:

ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени.

Заявленные требования мотивированы тем, что мировым судьей судебного участка №4 Ленинского судебного района города Иваново ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени и государственной пошлины.

В соответствии с внесением Федеральным законом от 03 июля 2016г. №243-Ф3 изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса (далее - НК РФ), в частности в п. 2.1 ст. 31 и ст. 48 Налогового Кодекса РФ, а также в связи с принятием Федерального Закона от 03 июля 2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Согласно абз. 2 пп.1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с пп. 1 п. 3.4, ст.23 НК РФ, а также плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии со ст. 430 НК Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно п.2 ст. 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Административный истец указывает, что гражданин ФИО3 утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ

Как указывает административный истец, в результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам и начислены пени.

Ответчику было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени за 2020 г., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 20318 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34,54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ за 2020г. в сумме 8 426 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,32 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В добровольном порядке указанное требование исполнено не было.

Кроме того, административным истцом на момент подачи административного искового заявления пропущен процессуальный срок обращения за принудительным взысканием, как полагает ИФНС России по г. Иваново, по уважительными причинами.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов и пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

На основании ст. 69, 70 НК Российской Федерации в адрес ответчика Инспекцией было направлено требование об уплате налога и пени со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

В мае 2021 г. Инспекция обратилась к мировому судье о вынесении судебного приказа в отношении ответчика. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.

Административный истец указывает, что на момент подачи административного иска в суд Инспекцией пропущен процессуальный срок обращения за принудительным взысканием, обусловленный уважительными причинами.

На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога, ввиду чего административный ответчик достоверно проинформирован об имеющихся налоговых обязательствах, но в добровольном порядке их не исполнил. Таким образом, административный истец неоднократно информировал налогоплательщика об обязанности уплаты возникшей задолженности.

Как указывает административный истец, в сроки, установленные законом для принудительного взыскания в судебном порядке, у административного истца отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством сроки, а также в связи с изменениями законодательства о страховых взносах с возложением соответствующей обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017 г., что повлекло увеличение соответствующей нагрузки на налоговый орган.

Кроме того, учитывая тот факт, что цель обращения административного истца в суд с административным иском обусловлена защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, пропущенный срок подлежит безусловному восстановлению.

Административный истец считает, что отказ налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с заявлением повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и, как следствие, приведет к его неполному формированию. Также истец отмечает, что административным ответчиком нарушена обязанность, предусмотренная ст. 23 НК РФ, по уплате законно установленных налогов в бюджет, вследствие чего, за ним числится задолженность по налогам, пени. В случае отказа в восстановлении срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, указанные суммы задолженности будут являться невосполнимыми потерями для бюджета.

В связи с этим, административный истец ходатайствует о восстановлении сроков взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 НК РФ, и просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного иска и принятия его к производству.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23, 31, 48 НК Российской Федерации, ст.ст. 286, 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ИФНС России по г. Иваново просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность на общую сумму 28 792,86 руб., в том числе: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 20 318 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34,54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 8 426 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,32 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать государственную пошлину в установленном законом порядке.

Представитель административного истца – ИФНС по г. Иваново, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Также было представлено письменное пояснение, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и был снят с учета. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлен на учет в качестве арбитражного управляющего и ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета.

В связи с изложенным в 2020 г. административный ответчик являлся арбитражным управляющим и обязан уплачивать страховые взносы на основании пп. 2 и1 ст.419 и пп.1 п.1 ст. 430 НК Российской Федерации.

Кроме того, в 2020 г. за который взыскиваются страховые взносы ответчик не являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

Административный ответчик – ФИО1, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, в судебное заседание не явился, ранее участвуя в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Пояснил, что с ноября 2019 г. по ДД.ММ.ГГГГ работал в транспортной компании «Интек России». Факт того, что в указанный период являлся арбитражным управляющим – не отрицал, вместе с тем пояснил, что процедур он не производил, деятельность арбитражного управляющего не осуществлял.

Кроме того, административный ответчик ссылался на то, что параллельно он являлся индивидуальным предпринимателем у него был патент который он оплачивал, в связи с чем считает взыскание страховых взносов двойным взысканием.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Установлено, что гражданин ФИО1, , с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве арбитражного управляющего (уникальный реестровый номер в Реестре арбитражных управляющих 18178), ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в качестве арбитражного управляющего.

В соответствии с внесением Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса (далее - НК РФ), в частности в п. 2.1 ст. 31 и ст. 48 Налогового Кодекса РФ, а также в связи с принятием Федерального Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с пп. 1 п. 3.4, ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

В силу пп.1 п.1 ст. 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

В силу пп.2 п.1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Как указано в п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно пункту 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

Установлено, что результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 г. в сумме 20 318 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС за 2020 г. в сумме 8 426 руб.

В установленные законом сроки ФИО1 страховые взносы за 2020 г. не уплатил.

В соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ на задолженность (несвоевременно погашенную задолженность) начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34,54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,32 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что в адрес ФИО1 направлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ, (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) об уплате недоимки страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 20 318 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 г. в сумме 34,54 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 8 426 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 14,32 руб.

Требования административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки не исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

По смыслу ст. 46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с частью 2 статьи 48 НК Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в п. 2 ст. 48 НК РФ, согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Иваново мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени с ФИО1 в пользу Инспекции.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Иваново мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Иваново судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

В соответствии с п.3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При указанных обстоятельствах, срок для обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа исходя из даты определения об отмене судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ), истек - ДД.ММ.ГГГГ, при этом рассматриваемое административное исковое заявление согласно штампу входящей корреспонденции поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, пропуск срока для обращения с настоящим административным иском составил 4 месяца и 9 дней.

Между тем, административным истцом при подаче иска заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г.№20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г.№381-О-П).

Вместе с тем, оценивая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, а также приведенные налоговым органом причины его пропуска, незначительность пропуска срока (4 месяца и 9 дней), учитывая, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что им было сделано.

Также в качестве обоснования пропуска срока административный истец указывает большие объемы взыскиваемых в судебном порядке налоговым органом задолженностей налогоплательщиков по уплате налогов, сборов, пени, штрафов; изменение законодательства о страховых взносах с возложением соответствующей обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017 года, влекущее увеличение соответствующей нагрузки (в том числе по принудительному взысканию) на налоговые органы; недостаточность у налоговых органов ресурсов по контролю за исполнением обязанностей налогоплательщиков; необходимость стимулирования налогоплательщиков к обязательности уплаты налогов в целях надлежащей наполняемости бюджетов бюджетной системы, что подтверждается сведениями отчетности ИФНС России по , в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что причины пропуска срока для взыскания административным истцом с административного ответчика в судебном порядке задолженности по уплате заявленных к взысканию страховых взносов следует признать уважительными, в связи с чем, пропущенный срок подлежит восстановлению.

Установлено, что в добровольном порядке задолженность налогоплательщиком не погашена, требования административным ответчиком не исполнены, указанные суммы в бюджет не поступили.

Расчет начисленной задолженности административным ответчиком не оспорен, какими-либо доказательствами оплаты налога, страховых взносов и пени не опровергнут.

Довод административного ответчика о том, что в указанный период 2020 г. он являлся индивидуальным предпринимателем и имел патент на осуществление деятельности, не соответствует действительности, поскольку согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРИП индивидуальный предприниматель ФИО1 ОГРНИП зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ

В связи с прекращением предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ в 2020 году ФИО1 не мог быть субъектом патентной системы налогообложения, поскольку в соответствии с положениями ст. 346.44 налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

Кроме того, согласно сведениям, представленным из ИФНС России по г. Иваново, ФИО1 не являлся плательщиком налога по патентной системе налогообложения, документов подтверждающее обратное административным ответчиком не представлено.

Довод административного ответчика о двойном взыскании в связи с уплатой налога по патентной системе налогообложения основан на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с пп. 5 п. 9 ст. 430 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентной системы налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Кодекса.

Исходя из положений статей 346.47 и 346.51 Кодекса доходом индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения в течение всего года, признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, если потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения по соответствующему виду предпринимательской деятельности, не превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере независимо от его фактического годового дохода.

В случае, если потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения по соответствующему виду предпринимательской деятельности, превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере доплачивает 1 процент, исчисленный с суммы, превышающей 300 000 рублей потенциально возможного дохода, независимо от фактического годового дохода индивидуального предпринимателя, но не более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса.

Также не заслуживает внимания довод административного ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ работал в транспортной компании «Интек России» поскольку, а также то, что являясь зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего он не осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, поскольку государственная регистрация гражданина в качестве арбитражного управляющего не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса арбитражного управляющего. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве арбитражного управляющего, но фактически не осуществляющий деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве арбитражного управляющего.

Таким образом, уплата арбитражным управляющим страховых взносов за себя осуществляется независимо от вида осуществляемой деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

С учетом изложенного, проверив правильность начисленного налога и пени по нему, суд находит исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 20 318 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34,54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 8 426 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,32 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново удовлетворить.

Взыскать в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца , ИНН , зарегистрированного по адресу: , задолженность страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 20 318 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34,54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ за 2020 г. в сумме 8 426 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,32 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

всего взыскать 28 792 (двадцать восемь тысяч семьсот девяносто два) руб. 86 коп.

Взыскать в бюджет городского округа Иваново с ФИО1 государственную пошлину в сумме 1 064 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

В окончательной форме решение изготовлено 8 июля 2022 г.