НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 01.11.2017 № 12-367/17

№ 12-367/17

Р Е Ш Е Н И Е

«1» ноября 2017 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Смирнова Е.Н.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Яковлева М.Ю.,

прокуроров из прокуратуры Ивановской области Куприяновой М.С., Литвиновой О.Р.

рассмотрев жалобу

Яковлева М.Ю., родившегося /дата/ года в <адрес>, с образованием высшим, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего ВРИО председателя комитета Ивановской области по лесному хозяйству,

на постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18 августа 2017 года, которым Яковлев М.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

Постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18 августа 2017 года Яковлев М.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказания в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Из вышеуказанного постановления следует -

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении председателя комитета Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет) Яковлева М.Ю. возбуждено заместителем прокурора Ивановской области по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства при реализации государственной программы Ивановской области «Развитие лесного хозяйства Ивановской области на 2014-2020 годы», проведенной прокуратурой Ивановской области в комитете Ивановской области по лесному хозяйству (далее – Комитет).

Вышеуказанная государственная программа имеет подпрограмму «Подготовка кадров в сфере лесного хозяйства» и одним из мероприятий является «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства», которое реализуется посредством планирования и предоставление субсидии АГОУ ПО «Учебный центр профессиональной квалификации «Тейковская лесотехническая школа» (далее - Тейковская лесотехническая школа).

Согласно постановлению Правительства Ивановской области от 18.01.2007 -п «О создании комитета Ивановской области по лесному хозяйству», Комитет является учредителем Тейковской лесотехнической школы.

Яковлев М.Ю. в соответствии с распоряжением Губернатора Ивановской области от 16.11.2015 года -рк «О Яковлеве М.Ю.» назначен на должность председателя комитета Ивановской области по лесному хозяйству и 16.11.2015 года с ним заключен срочный служебный контракт, является должностным лицом.

Согласно п.2, 4, 4.1.1., 4.3.2 Порядка осуществления контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 10.05.2012 , к которым относится Тейковская лесотехническая школа, функции по контролю за деятельностью Тейковской лесотехнической школы выполняет учредитель – Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, при этом контроль должен осуществляться, в том числе, и за выполнением государственного задания; одной из форм контроля является текущий контроль, осуществляемый в процессе исполнения государственного задания, который включает в себя анализ оперативных данных и отчетности учреждения о выполнении показателей государственного задания.

Прокурорской проверкой установлено, что из 22 работников, прошедших в 2016 году подготовку в Тейковской лесотехнической школе в рамках государственной программы, 9 являлись сотрудниками Комитета, в том числе, председатель Комитета Яковлев М.Ю.. Сотрудники Комитета были направлены на обучение в соответствии с письмами Комитета, подписанными Яковлевым М.Ю., от 18.02.2016 г., 10.03.2016 г., 15.03.2016 г., 04.04.2016 г..

Согласно государственной программе в рамках мероприятия «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства» обучение проходят работники областных государственных учреждений Ивановской области, осуществляющих свою деятельность в сфере лесного хозяйства, работники Комитета не могут быть отнесены к данной категории.

28.02.2017 года председатель Комитета Яковлев М.Ю., осуществляя свои полномочия и находясь по адресу: <адрес>, подписал и направил в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области Отчет о ходе реализации государственной программы за 2016 год, в составе которого в графе: «Число обучающихся в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» недостоверно отражены сведения о достижении целевого индикатора (показателя) по обучению 22 человек, в числе которых фактически обучено 13 человек работников областных государственных учреждений Ивановской области, осуществляющих свою деятельность в сфере лесного хозяйства, и 9 человек, не относящихся к данной категории, являющихся работниками Комитета.

Вышеуказанный Отчет о ходе реализации государственной программы за 2016 год, подписанный Яковлевым М.Ю., относится к сведениям, необходимым для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, на основании которых принимается решение, в том числе, о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программ.

Нормативные акты, дающие основания прийти к данному выводу, подробно изложены и проанализированы в обжалуемом постановлении.

Данные действия Яковлева М.Ю. квалифицированы по ст.15.15.6 КоАП РФ, как предоставление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Яковлев М.Ю. обратился в Ленинский районный суд г.Иваново с жалобой на вышеуказанное постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области и просит его отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекратить, по следующим основаниям:

- административное правонарушение, за которое он был привлечен к административной ответственности, предусматривает предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, то есть прямо предусматривает то, что лицо, совершившее правонарушение, осознает недостоверность представляемых им отчетности или иных сведений. В его действиях отсутствовал какой-либо умысел, так как предоставляемые им отчетность и иные сведения не являлись для него заведомо недостоверными;

- в постановлении не отражены в полном объеме установленные и значимые для дела обстоятельства, требования указанных в жалобе нормативных документов, а именно то, что Комитет только обобщает представляемые ответственными исполнителями сведения о ходе реализации государственной программы, подпрограммы, и в направленном им Отчете содержаться сведения, представленные в Отчете Тейковской лесотехнической школы об исполнении государственного задания от 10.01.2017 года, представленном в Комитет. Проверить представленные сведения Комитет объективно мог только в плановом порядке – в 3 квартале 2017 года.

Рассмотрение жалобы, назначенное на 13 октября 2017 года, по ходатайству Яковлева М.Ю., представленному его защитником С., было отложено в связи с болезнью Яковлева М.Ю., ходатайство Яковлева М.Ю. было удовлетворено.

Явившемуся в судебное заседание 24 октября 20127 года Яковлеву М.Ю. разъяснены процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ. Отводов не заявлено. Воспользоваться юридической помощью защитника Яковлев М.Ю. не пожелал и просил рассмотреть его жалобу без участия защитника.

В судебном заседании 24 октября 2017 года Яковлев М.Ю. поддержал доводы жалобы и просил её удовлетворить.

Рассмотрение жалобы было отложено в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов.

В судебном заседании 31 октября 2017 года Яковлев М.Ю., поддержав доводы своей жалобы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, так же пояснил, что ему было известно, что сотрудники Комитета не могли пройти обучение или переподготовку, в которых нуждались для исполнения своих служебных обязанностей, за счет средств областного бюджета, которые были выделены для реализации подпрограммы. Обучение сотрудников Комитета могло осуществляться только на платной основе на свои средства или за счет средств федерального бюджета, которые для данной цели не были выделены, несмотря на его обращения по данному вопросу в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении средств субвенции федерального бюджета на обучение специалистов Комитета. О том, что директор Тейковской лесотехнической школы включил сотрудников Комитета, обучавшихся в данном учреждении, в показатели исполнения государственного задания, он узнал только при прокурорской проверки. Он считает, что ответственность по ст.15.15.6 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений по исполнению государственного задания, в соответствии с представленным суду письмом Минфина РФ от 01.08.2016 , должна быть возложена на руководителя получателя бюджетных средств, которым является Тейковская лесотехническая школа и в отчете которой были указаны данные сведения.

Яковлев М.Ю. так же просил при принятии решения по его жалобе рассмотреть его ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что ему стало известно о вынесении в отношении него следственным отделом Межмуниципального отдела МВД России «Тейковский» постановления о возбуждении уголовного дела по ч.3 ст.160 УК РФ по факту растраты денежных средств, выразившихся в подписании им отчета о выполнении государственного задания Тейковской лесотехнической школой, в который необоснованно были включены и затраты на обучение 9 работников Комитета Ивановской области по лесному хозяйству. Таким образом, по одному и тому же факту, выразившемуся в подписании им отчета о выполнении государственного задания Тейковской лесотехнической школой, ведется производство по делу об административном правонарушении и имеется постановление о возбуждении уголовного дела, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

По инициативе суда в судебном заседании 31 октября 2017 года в качестве свидетеля допрошена представитель по доверенности Службы государственного финансового контроля Ивановской области К. - заместитель начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальник отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области, которая пояснила, что доводы жалобы Яковлева М.Ю. об отсутствии в его действиях заведомости были оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела было установлено, что председатель Комитета Яковлев М.Ю. обладал информацией о направлении 9 сотрудников Комитета на обучение в Тейковскую лесотехническую школу, сам подписывал письма о их направлении на обучение, а так же знал об отсутствии по состоянию на 01.01.2017 года кредиторской задолженности Комитета перед Тейковской лесотехнической школой за услуги по обучению 9 сотрудников Комитета, поэтому должен был и мог представить достоверные сведения о реализации государственной программы за 2016 год. Ответственность за предоставление в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области данных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена на председателя Комитета Яковлева М.Ю., который имеет обязанность осуществлять текущий контроль в процессе исполнения государственного задания.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы Яковлева М.Ю. приняли участие прокуроры прокуратуры Ивановской области М., Л., из заключения которых следует, что доводы жалобы Яковлева М.Ю. являются необоснованными. По результатам оценки доказательств в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Яковлева М.Ю. правильно сделан вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и изложены обстоятельства административного правонарушения. В нарушение положений государственной программы, а так же ст.ст.34, 38, 158, 179 Бюджетного кодекса РФ, Яковлев, действуя умышленно, в целях извлечения для себя и подчиненных ему сотрудников Комитета имущественной выгоды в виде прохождения обучения за счет средств областного бюджета в рамках государственного задания и последующего права вождения самоходных машин, письмами направил на обучение в Тейковскую лесотехническую школу 9 сотрудников Комитета, которые не имели права проходить обучение за счет средств областного бюджета, при этом Яковлев М.Ю. обладал информацией, что федеральных средств на их обучение не имеется. Собственные средства сотрудники Комитета на обучение так же не использовали. Факт неправомерного расходования бюджетных средств и соответственно, заведомость действий Яковлева, подтверждается и постановлением о возбуждении в отношении него уголовного дела. При обязанности осуществления возложенного на председателя Комитета контроля, доводы Яковлева о невозможности проверки отчетности, представленной Тейковской лесотехнической школой, являются необоснованными. Акт приемки услуг по государственному заданию подписан Яковлевым лично, поэтому он обладал возможностью проверить достоверность представленных сведений, на основании которых впоследствии была сформирована отчетность об исполнении государственной программы.

Возбужденные в отношении Яковлева два уголовных дела по ч.3 ст.160 УК РФ и ч.3 ст.327 УК РФ не являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку в постановлениях о возбуждении уголовных дел дана оценка разным фактам совершения противоправных действий Яковлевым.

Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав пояснения Яковлева М.Ю., допросив в качестве свидетеля К., выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении Яковлева М.Ю. в полном объеме и дополнительно представленные материалы, прихожу к следующим выводам:

О прохождении обучения сотрудников Комитета в Тейковской лесотехнической школе свидетельствуют письма председателя комитета Яковлева М.Ю. на имя директора данного учреждения Р. (т.1 л.д.31-34, 63, 64); копии заявлений, датированные январем 2016 года, вышеуказанных сотрудников Комитета, адресованные на имя председателя Комитета Яковлева М.Ю., с просьбой направить их на обучение в Тейковскую лесотехшколу для служебных целей, на которых имеются резолюции Яковлева М.Ю. «Р., прошу рассмотреть возможность обучения на платной основе или внебюджетной основе за счет прибыли учреждения», и копия заявления Яковлева М.Ю. на имя директора Тейковской лесотехшколы с просьбой о своем обучении для служебных целей, представленные Яковлевым М.Ю. при рассмотрении дела об административном правонарушении (т.1 л.д.54-57-62); приказы АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» от 19.02.2016 г. о сформировании группы по подготовке водителей внедорожных мототранспортных средств категории «А1», в которую были включены 6 сотрудников Комитета, срок обучения с 19 февраля 2016 года по 8 апреля 2016 года (т.1 л.д.36), от 14.03.2016 г. о сформировании группы по подготовке трактористов категории «В», в которую были включены 5 сотрудников Комитета, срок обучения с 14 марта 2016 года по 6 мая 2016 года (т.1 л.д.37, 102); от 14.03.2016 г. о сформировании группы по подготовке трактористов категории «С», в которую были включены 5 сотрудников Комитета, срок обучения с 14 марта 2016 года по 18 мая 2016 года (т.1 л.д.37); от 06.05.2016 г. о допуске на сдачу экзаменов 6 мая 2016 года группы трактористов категории «В», в том числе 5 сотрудников Комитета (т.1 л.д.39), которые согласно протокола заседания аттестационной комиссии по выпуску учащихся АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» от 6 мая 2016 года ими успешно были сданы (т.1 л.д.103); от 18.05.2016 г. о допуске на сдачу экзаменов 18 мая 2016 года группы трактористов категории «С», в том числе 5 сотрудников Комитета (т.1 л.д.40).

Отчет о ходе реализации государственной программы Ивановской области «Развитие лесного хозяйства Ивановской области» за 2016 год направлен председателем комитета Яковлевым М.Ю. директору Департамента экономического развития и торговли Ивановской области с сопроводительным письмом от 28.02.2017 года в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 -п «О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области» (т.1 л.д.41, 70).

В вышеуказанном Отчете были изложены сведения по подпрограмме «Подготовка кадров в сфере лесного хозяйства», мероприятие «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства» с источником финансирования – областной бюджет, о «Числе обучающихся в рамках реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» единица измерения показателя – чел., план – 22, факт – 22 (т.1 л.д.42-48-49, 71-78-79).

В постановлении по делу об административном правонарушении от 18 августа 2017 года на основании нормативных документов сделан обоснованный вывод о том, что вышеуказанный отчет, подписанный председателем Комитета Яковлевым М.Ю. и направленный 28.02.2017 года в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, относится к сведениям, необходимым для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, на основании которых принимается решение, в том числе, о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации Программ.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 июля 2017 года, постановления по делу об административном правонарушении от 18 августа 2017 года следует, что недостоверность сведений выразилась в искажении вышеуказанного показателя 22 человека на 9 человек – сотрудников Комитета.

Однако, из материалов дела об административном правонарушении следует, что директором Тейковской лесотехнической школы представлен список лиц, прошедших обучение за счет выполнения задания 2016 года по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, из которого следует, что из 22 указанных в отчете человек, 9 сотрудников Комитета прошли обучение неоднократно по различным категориям и фактически их обучение составляет из показателя 22 число 18. Поэтому вывод в постановлении от 18 августа 2017 года о том, что из 22 человек только 13 человек имели право проходить обучение за счет государственного задания, является неверным, так как фактически таких обучающихся было только 3, из которых один прошел обучение по двум категориям (т.2 л.д.202).

При рассмотрении жалобы Яковлева М.Ю. установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения.

20 сентября 2017 года начальником следственного отдела Межмуниципального отдела МВД России «Тейковский» вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству в отношении Яковлева М.Ю. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ.

Из данного постановления следует, что уголовное дело в отношении Яковлева М.Ю. возбуждено по результатам проведенной проверки по материалам, поступившим из прокуратуры Ивановской области, направленным для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении председателя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству Яковлева М.Ю. по ч.3 ст.160 УК РФ. Фактические обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении уголовного дела, соответствуют обстоятельствам, изложенным в постановлении по делу об административном правонарушении. Из данного постановления следует, что Яковлев М.Ю., в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных актов, действуя умышленно из корыстных побуждений, в целях извлечения для себя и подчиненных сотрудников комитета имущественной выгоды в виде получения образования за счет средств областного бюджета в рамках государственного задания и последующего права вождения самоходных машин, направил на обучение в Тейковскую лесотехническую школу 9 сотрудников комитета, которые в 2016 году получили свидетельства о прохождении обучения в данном учреждении. При этом Яковлев, утвердивший государственное задание, обладал в полном объеме информацией о запланированных затратах на его исполнение и допустимых направлениях расходования средств, а так же о том, что профессиональное обучение сотрудников комитета не может быть осуществлено за счет средств областного бюджета. Яковлев М.Ю. в период с 18.02.2016 по 31.12.2016 совершил растрату вверенных ему денежных средств на общую сумму 276 567 рублей 03 коп, с использованием своего служебного положения, причинив своими умышленными действиями бюджету Ивановской области материальный ущерб на указанную сумму.

В соответствии п.3 ч.1 ст.30.7, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по результатам рассмотрение жалобы постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене и производство по делу прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

Проанализировав материалы дела об административном правонарушении в отношении Яковлева М.Ю., вынесенные в отношении него постановление по данному делу и постановление о возбуждении уголовного дела, доводы прокурора об отсутствии оснований для применения п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, так как Яковлев М.Ю. привлечен к административной ответственности за иные действия, прихожу к следующему выводу:

Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Яковлева М.Ю. в соответствии с п.4 ч.1 ст.140 УПК РФ явилось постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для дальнейшего вопроса об уголовном преследовании.

Органом предварительного следствия были установлены основания для возбуждения уголовного дела.

Из содержания постановления о возбуждении уголовного дела следует, что все действия Яковлева М.Ю., связанные с обстоятельствами - расходования денежных средств областного бюджета, выделенных на обеспечение государственного задания; - обучения сотрудников Комитета в Тейковской лесотехнической школе в 2016 году; - подписанные Яковлевым М.Ю. документы, связанные с данными обстоятельствами, в том числе и подлежащий направлению в Департамент экономического развития Ивановской области, в соответствии с требованиями ст.ст.73, 86-88 УПК РФ, должны быть предметом проверки при расследовании уголовного дела.

По этим же основаниям полагаю преждевременным оценивать доводы Яковлева М.Ю. об отсутствии у него умысла на совершение противоправных действий, которые им выражены при производстве по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что действия Яковлева М.Ю. по подписанию и направлению отчета, содержащего сведения, которые явились основанием для возбуждения уголовного дела, могут быть связаны с расследованием возбужденного уголовного дела и оценку данных действий могут дать только органы предварительного следствия.

В соответствии с требованиями п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, производство по делу прекращению. Жалоба Яковлева М.Ю. подлежит удовлетворению частично, так как установлены иные основания для принятия решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п. 3, ч.2; 24.5 ч.1 п.7; 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 18 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении Яковлева М.Ю. ОТМЕНИТЬ.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с наличием постановления о возбуждении уголовного дела.

Жалобу Яковлева М.Ю. удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: ФИО