***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2021г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хрусталевой Т.Б., при секретаре судебного заседания Сенотрусовой Е.И., с участием ответчика Бердуто Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению ООО «Северное управление ЖКС» к Лисовской Л.А., Осокиной Е.В., Бердуто Н.Н., Конечных Т.Э., Макаровой Т.В., Сапоженко Е.Ю., Шестаковой Т.А. о признании недействительными решений общего собрания, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Северное управление ЖКС» обратилось в суд с иском к Лисовской Л.А., Осокиной Е.В., Бердуто Н.Н. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Иркутск, ***, проводимого в форме очного голосования ***, признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном ***, проведенного в форме очного голосования от *** и принятые в нем решения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Макарова Т.В., Конечных Т.Э., Сапоженко Е.Ю., Шестакова Т.А.
В обосновании иска указано, что в адрес ООО «Северное управление ЖКС» представлен протокол *** от *** внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ***, проведенного в форме очного голосования. Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном *** проведенного в форме очного голосования от *** можно установить, что инициаторами общего собрания собственников помещений являлись Лисовская Л.А., собственник ***, Осокина Е.В., собственник ***, Бердуто Н.Н., собственник ***, в голосовании приняли участие собственники, обладающие 3099,26 кв. м. голосов, что составляет 55,5 % от общего количества голосов собственников помещений. На повестку дня общего собрания собственников было поставлено 5 вопросов: 1. Выборы председателя собрания, секретаря собрания, счетной комиссии, 2. Вопрос о выведении из стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества стоимость услуги по вывозу ТБО, стоимость услуг за непредвиденные расходы, 3. Вопрос о лишении полномочий С.*** представлять интересы собственников перед ООО «Северное управление ЖКС» и лишении права подписи любых документов от имени собственников, 4. Подтверждение полномочий выбранного Совета МКД ОСС от ***, 5. Подтверждение обсуждения договора управления: в том числе обсуждение и утверждение стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества, в том числе утверждение плана работ по текущему ремонту, 6. Подтверждение обсуждения вопроса по передаче персональных данных и подписей собственников третьим лицам, 7. Подтверждение способа уведомления собственников о проведении ОСС, регистрации и хранения протоколов ОСС. Пунктом 5 Протокола от *** указано об обязании ООО «Северное управление ЖКС» производить начисление платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением *** Протокола *** от ***. Утвержденного размера платы недостаточно для осуществления качественного обслуживания многоквартирного дома, в виду установления тарифов по статьям «Содержание» и «Работы и услуги по управлению» на уровне 2012 г. В связи с ниже перечисленными причинами роста размера платы, предложенный тариф не может быть принят. Рост размера платы по содержанию общего имущества многоквартирного дома обусловлен следующими причинами: 1. Повышение размера минимальной оплаты труда с *** до 11 280,00 руб. МРОТ на *** составлял 5965 руб., рост за эти годы составил 89%. 2. Отмена льгот по страховым взносам на пенсионное и социальное страхование с 2019 г. (подп. 3 ч. 2 ст. 427 НК РФ). 3. Суммарный индекс потребительских цен на услуги ЖКХ (по данным Минэкономразвития РФ) за период с 2012 г. по октябрь 2019 г. составил 64,53%. 4. Рост стоимости оборудования и материалов для осуществления работ по содержанию общего имущества. Например, стоимость метлы в 2015 году составляла 150,00 руб., в 2019 цена за 1 метлу составляет 230,00 руб.; стоимость швабры составляла 32,00 руб. сейчас деревянная швабра стоит 137 руб.; резиновые перчатки в 2014 г. стоили 16,00 руб., в 2019 г. – 43руб.5. Рост стоимости ГСМ. Так, например, в 2012 г. бензин марки АИ-92 стоил 26,80 руб., в 2015 г. - 32,20 руб., в мае 2019 г. - 41,33 руб.6. Повышение ставки НДС с ***г. до 20 %.7. Вступление в законную силу изменений в постановление Правительства РФ от ******, которое существенно ужесточает требования к качеству работы аварийно-диспетчерской и дневных служб. Данные изменения привело к увеличению расходов подрядных организаций из-за необходимости значительного увеличения штата, т.к. время на реагирование на аварийную заявку сократилось в 2 раза; приобретения специального ПО и оборудования для хранения информации и записи звонков.Кроме того, решение принято без учета предложений ООО «Северное управление ЖКС», в нарушение условий заключенного Договора и не позволяет оказывать в полном объеме услуги и работы по управлению многоквартирным домом в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению МКД.
Представитель истца Прокопьева Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.
Ответчик Бердуто Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив суду, что собственники выбрали договор управления от 2010 года, управляющая компания вынудила их это сделать, так как управляющая компания заключила три договора управления. Собрание от *** они проводили в очном голосовании, в первом и восьмом подъездах. Шестакова Т.А. и Сапоженко Е.Ю. являются законными представителями несовершеннолетних детей являющихся собственниками жилых помещений, на этом основании Шестакова Т.А. и Сапоженко Е.Ю. входили в совет дома. Решение общего собрания собственников от *** было обжаловано и признано недействительным. У управляющей компании нет полномочий оспаривать принятые решения собственников. Собрание созывалось советом дома, объявления о проведении собрания собственников развешали в каждом подъезде, а также были разложены оповещения в каждый почтовый ящик, кроме того собственники были извещены посредством сообщения в мессенджере "Viber". В положении о совете дома также прописано, что нужно извещать собственников многоквартирного дома. Решением от *** также определено оповещение собственников многоквартирного дома, все ключевые моменты были сохранены. *** собрание было проведено в очной форме, в перовом и восьмом подъездах. Собрание проводила Лисовская Л.А., оглашалась повестка дня, для того чтобы проголосовать собственники поднимали руку, никто из жильцов не был против, все голосовали «за», бланки для принятия решений не раздавались. Подсчет голосов производила Бердуто Н.Н., исходя из реестра собственников, в своих записях отмечала кто присутствовал, кто голосовал «за», кто «против», кто «воздержался», а потом дома делала таблицу в печатном виде, реестр составила и представила в суд. Каких-либо решений, бланков, иных документов, подтверждающих голосование того или иного собственника нет, есть реестр, который она представила. При вынесении решения они исходили из более приемлемых для них условий - договор от 2010 года, их устраивает стоимость за содержание и ремонт жилого помещения и других услуг. От управляющей компании поступали предложения. Они их изучили, с ними не согласились, приняли свое решение, но решение было принято с учетом предложений управляющей компании. В своем решении они не исключали каких-либо пунктов, стоимость не превышена она соответствует стоимости указанной в договоре от 2010 года. Управляющая компания включила в отчет стоимость работ, которые не были произведены вообще.
Ответчики Лисовская Л.А., Осокина Е.В., Макарова Т.В., Конечных Т.Э., Сапоженко Е.Ю., Шестакова Т.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам почтовой корреспонденции.
Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;
3.2) принятие решений об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования системы или созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации региональной информационной системы, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - региональная информационная система), при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом;
3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);
3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
4.5) принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
4.6) принятие решения о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, а также принятие решения об исключении многоквартирного дома из границ такой территории, из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки или из решения о комплексном развитии территории жилой застройки;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 44.1 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очно-заочного голосования.
В соответствии со ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из материалов дела следует, что по инициативе совета многоквартирного дома по *** г. Иркутска *** в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, *** проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме очного голосования.
По итогам голосования собственников составлен протокол *** от ***.
Общая площадь жилых помещений МКД 188 составляет 5583,6 кв.м., площадь нежилых помещений составляет 0 кв.м.
На собрании присутствовали собственники, законные представители собственников, участники по доверенности в количестве 97 человек, занимаемой площадью 3099,66 кв.м., что составляет 55,5 % от площади жилых и нежилых помещений.
На собрании собственниками были приняты решения, поставленные на повестку дня:
1. в соответствии с Положением о Совете ома председателем собрания выбран председатель Совета дома Лисовская Л.А., секретарем собрания член совета МКД Осокина Е.В., счетной комиссии Бердуто Н.Н., Сапоженко Е.Ю.;
2. подтвердили решение ОСС от *** о выведение стоимости услуг по вывозу ТБО и услуг за непредвиденные расходы из стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества МКД в соответствии с приложением *** к протоколу ОСС от ***;
3.лишили полномочий С.*** представлять интересы собственников перед ООО «Северное управление ЖКС» с лишением права подписи любых документов от имени собственников;
4. подтвердили выбранный ОСС от *** Совет МКД в составе: Макаровой Т.В. ***, Конечных Т.Э. ***, Осокиной Е.В. ***, Лисовской Л.А. ***, Сапоженко Е.Ю. ***, Шестаковой Т.А. ***, Бердуто Н.Н. ***., подтвердили утверждение о выборе председателем Совета МКД Лисовской Л.А. ***, подтвердили полномочия председателя Совета МКД и полномочия Совета МКД согласно ст. 161.1 ЖК РФ и положения о Совете дома, утвержденного общим собранием собственников от ***, никем не обжалованным, общим собранием собственников не отмененным и являющимся действующим, подтвердили наделение правом подписи Лисовскую Л.А., а в отсутствие председателя Совета МКД – Сапоженко Е.Ю. *** Бердуто Н.Н., ***;
5. подтвердили решение общего собрания от *** в одностороннем порядке отказаться от исполнения двух договоров управления многоквартирным домом от ***, от ***, а продолжить исполнять все условия, предусмотренные договором управления от 2010 г., утвержденного по решению общего собрания собственников при выборе управляющей компании, принятого ООО «Северное управление ЖКС» при сменен собственности УК, и пролонгированного ООО «Северное управление ЖКС» на тех уже условиях и на тот же срок, по декабрь 2020 г. включительно, размещенного в ГИС ЖКС с информацией об отсутствии внесения изменений в договор управления. Все изменения к договору управления, в том числе и по решениям общего собрания собственников производить только по соглашению сторон и оформлять дополнительным соглашением в соответствии со ст. 450 ГК РФ, с последующей регистрацией в журнале учета ОСС. При отсутствии регистрации в данном журнале дополнительные соглашения и протоколы ОСС считать поддельными и подлежат запрету УК к применению и исполнению. Все условия договора, в том числе цена договора подлежат исполнению с декабря 2019 *** работ и услуг по содержанию общего имущества и текущий ремонт определить в соответствии с договором управления 2010 г. с учетом предложенных ООО «СУ ЖКС» (приложение ***) и текущий ремонт и изложить в приложении ***. Включить в план работ по текущему ремонту на 2020 г. следующие работы: ремонт подъездов с заменой почтовых ящиков и тамбурных дверей, заменить отмостку по всему периметру дома в соответствии с проектной документацией, ремонт балкона ***;
6. не передавать персональные данные и подписи собственников третьим лицам без решения самих собственников;
7. о предстоящих собраниях уведомлять собственников путем размещения уведомлений на досках объявлений, раскладывать в почтовые ящики и оповещать в электронном виде в группе МКД 188 через интернет. Все протоколы общих собраний собственников в *** обязательном порядке регистрировать в журнале и хранить у председателя Совета МКД в жилом помещении ***.
По сведениям Службы государственного жилищного надзора Иркутской области протокол общего собрания собственников помещений в МКД *** по ***, г. Иркутска *** от *** не поступал.
В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что принятые общим собранием собственников многоквартирного дома решения являются недействительным, поскольку принятые решения в частности по 5 вопросу не относится к компетенции общего собрания, размера платы недостаточно для осуществления качественного обслуживания МКД, решение принято без учета предложений управляющей компании, в нарушение условий заключенного договора и не позволяет оказывать в полном объеме услуги и работы по управлению МКД. Кроме того, протокол не соответствует требований, предъявляемым к оформлению протоколов общих собраний собственников.
В силу ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно ч. 1. ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Проверяя кворум при проведении собрания, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Согласно ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Таким образом, соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений.
В силу ч. 3,4,5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу приведенных норм собственники помещений в многоквартирном доме обладают правом на участие и голосование в общем собрании, количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. При этом доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме рассчитывается, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома, зарегистрированных на праве собственности за конкретными собственниками.
В соответствии со статьей 181.2 ГК РФ протокол общего собрания должен содержать информацию о лицах, присутствовавших на собрании. Вместе с тем, такой протокол сам по себе не является документом, на основании которого может быть установлено количество присутствующих на собрании лиц, поскольку такие сведения в протокол вносятся на основании иных документов, по которым производится подсчет участвующих в собрании лиц (листы регистрации, листы (бюллетени) голосования, доверенности представителей и т.д.).
По смыслу приведенных правовых норм и с учетом заявленных истцом требований, бремя доказывания наличия необходимого кворума и соблюдение порядка проведения общего собрания возлагается на ответчиков.
Согласно п. 1, 13, 15, 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр"Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно - протокол общего собрания, общее собрание).
Список присутствующих лиц должен начинаться со слов "Присутствующие лица" и включать следующую информацию:
а) в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;
б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.
Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: "список прилагается (приложение N ___ к настоящему протоколу)".
Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу требований принципа диспозитивности гражданского процесса, суд не может быть более заинтересован в защите прав сторон, чем сами стороны.
Установлено, что на внеочередном общем собрании *** собственники помещений многоквартирного дома подтвердили ранее принятые решения на общем собрании от ***.
На общем собрании *** собственники помещений в многоквартирном доме приняли следующие решения:
- по предложению собственников выбрать председателем собрания законного представителя несовершеннолетнего собственника Сапоженко Е.Ю. ***, секретарем собрания Лисовскую Л.А. ***, членов счетной комиссии Макарову Т.В. ***, Осокину Е.В. ***.
- утвердить Совет МКД в следующем составе: Макарова Т.В. ***, Конечных Т.Э. ***, Осокину Е.В. ***, Лисовскую Л.А. ***, Сапоженко Е.Ю. ***, Шестакову Т.А. ***, Бердуто Н.Н. ***. Утвердить председателем Совета МКД Лисовскую Л.А. ***. Утвердить полномочия председателя Совета МКД и полномочия Совета МКД согласно ст. 161 ЖК РФ и положение о Совете дома, утвержденного общим собранием собственников от ***, никем не обжалованным, общим собранием собственников не отмененным и являющимся действующим (приложение ***). Наделить правом подписи Лисовскую Л.А., а в отсутствие председателя Совета МКД – Сапоженко Е.Ю. *** Бердуто Н.Н. ***.
- в одностороннем порядке отказаться от исполнения двух договоров управления многоквартирным домом и от *** и от ***, а продолжить и обязать УК ООО «СУ ЖКС» исполнять все условия, предусмотренные договором управления от 2010 года, утвержденного по решению общего собрания собственников при выборе управляющей компании, принято ООО СУ ЖКС при смене собственности УК, и пролонгированного ООО СУ ЖКС на тех же условиях и на тот же срок, по декабрь 2020 года включительно. Все изменения к договору управления, в том числе и по решениям общего собрания собственников производить только по соглашению сторон и оформлять дополнительным соглашением в соответствии со ст. 450 ГК РФ, с последующей регистрацией в журнале учета ОСС. При отсутствии регистрации в данном журнале дополнительные соглашения и протоколы ОСС считать поддельными и подлежат запрету УК к применению и исполнению. С *** обязать ООО СУ ЖКС производить начисления за содержание общего имущества и текущий ремонт в соответствии с условиями договора управления и стоимостью работ и услуг за содержание общего имущества и текущий ремонт в соответствии с приложением ***. Включить в план работ по текущему ремонту на 2019 год следующие работы: 1) ремонт подъездов с заменой почтовых ящиков и тамбурных дверей. 2) Заменить отмостку по всему периметру дома в соответствии с проектной документацией.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от *** решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иркутск, ***, проведенного в форме очного голосования, оформленного протоколом *** внеочередного общего собрания собственников ***, признаны недействительными.
Решение вступило в законную силу ***.
Таким образом, на общем собрании *** собственники подтвердили ранее принятые решения на общем собрании от ***, признанные судом недействительным.
Как разъяснено п. 119 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия.
Учитывая изложенное, принятые решения *** в части подтверждения решения общего собрания от *** являются недействительными, поскольку невозможно подтвердить недействительные решения, то есть те решения, которые не порождают гражданско-правовых последствий для сторон.
Кроме того, ответчикам неоднократно разъяснялась необходимость представления подлинных бланков решений собственников МКД по собранию, оформленному протоколом от ***. Однако, бланки решений собственников МКД представлены не были.
В ходе судебного разбирательства ответчик Бердуто Н.Н. пояснила, что бланки решений собственников не оформлялись, жильцы голосовали путем поднятия рук, а она фиксировала их голос на бумаге.
Наличие письменных решений (бюллетеней) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании является обязательным, отсутствие таких решений свидетельствует о существенном нарушении порядка проведения и оформления результатов собрания, лишает суд возможности установить действительное волеизъявление собственников помещений и их представителей, а следовательно и наличие доказательств принятия решения по поставленным на голосование вопросам.
На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В пункте 14 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491, установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пункт 17 Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Кроме того, из пункта 10 Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.
При рассмотрении исковых требований установлено, что собственниками указанного МКД утверждена стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества и текущий ремонт в соответствии с договором управления 2010 г. с учетом предложенных ООО «СУ ЖКС» (приложение ***) и текущий ремонт и изложены в приложении ***.
Ответчики не представили суду доказательств того, что ими соблюдены требования действующего законодательства в части предоставления доказательств принятия решения по вопросу ***, отраженных в протоколе от *** с учетом предложения управляющей компанией, доказательств экономического обоснования тарифов установленных договором управления от 2010 г.
То обстоятельство, что собственники произвели сравнение договоров управления многоквартирным домом от 2010 и 2018гг., выбрав приемлемым договор от 2010, поскольку устроила ценовая категория, не свидетельствует о принятии решения с учетом предложения управляющей компании, не подтверждает экономическое обоснование тарифов, установленных данным договором, учитывая, что данные тарифы установлены более 10 лет назад.
На основании изложенного, принятый на общем собрании собственниками помещений размер платы за содержание жилых помещений указанного МКД, безусловно, затрагивает права и законные интересы истца, как управляющей организации, поскольку размер платы принят без учета мнения истца, является экономически необоснованным, не предусматривает возможность управляющей организации осуществлять минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Оценивая доводы ответчика Бердуто Н.Н. об отсутствии у истца права на обращение с иском, суд находит их несостоятельными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2018 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 181 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ в связи с жалобой гражданина Л.", в рамках действующего правового регулирования при принятии решений, связанных с управлением многоквартирным домом, обеспечивается свобода волеизъявления различных категорий собственников помещений в таком доме исходя из необходимости соблюдения баланса их интересов и конкретных обстоятельств, обусловливающих необходимость несения ими бремени соответствующих расходов.
Так в п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 N 5-П закреплено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, по своей природе относятся к решениям гражданско-правового сообщества, под которым понимается определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на своих собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех субъектов, имеющих право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 2 статьи 181.1 ГК Российской Федерации, пункт 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с Гражданским кодексом РФ правила его главы 9.1 "Решения собраний" применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (п. 1 ст. 181.1). В отношении решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме такое специальное регулирование содержится в Жилищном кодексе РФ, глава 6 которого в числе прочего определяет компетенцию общего собрания, формы и порядок его проведения, включая голосование по вопросам повестки дня, а также порядок принятия и обжалования его решений. В частности, решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований данного Кодекса, согласно части 6 его статьи 46 может быть обжаловано в суд собственником помещения в этом доме в случае, если он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении; суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс РФ не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 ГК Российской Федерации, в том числе следующие: решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (пункт 1 статьи 181.3); основаниями для признания судом недействительным решения собрания являются нарушения требований закона, в том числе существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 1 ст. 181.4); решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения; участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено; оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (п. 3 и 7 той же статьи); ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (ст. 181.5).
Приведенное правовое регулирование носит общий характер и призвано обеспечить защиту прав и законных интересов как самих участников гражданско-правового сообщества, так и иных лиц, для которых принятые собранием решения также могут порождать определенные правовые последствия.
Оспариваемым решением затронуты права истца, правомерно усмотревшего в таком решении препятствия к получению оплаты за оказание услуг собственникам помещений в МКД в установленном законодательством размере.
Право на обращение с требованием о признании недействительным решения возникло у ООО «Северное управление ЖКС» как у стороны по договору управления с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что оспариваемыми решениями нарушены права ООО «Северное управление ЖКС», истец вправе был обратиться в суд с иском с рассматриваемыми требованиями.
Кроме того, как указано выше, в соответствии со ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Согласно ст. 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Как указано в протоколе *** от *** Совет МКД 188 являлись инициаторами собрания.
Протоколом от *** утвержден совет дома, в который входит Макарова Т.В., К., Осокина Е.В., Лисовская Л.А., Сапоженко Е.Ю., Шестакова Т.А., Бердуто Н.Н.
Вместе с тем, доказательств того, что Сапоженко Е.Ю. является собственником помещения в МКД, либо представителем собственника в МКД, материалы дела не содержат, следовательно, у Сапоженко Е.Ю. отсутствовало право созывать собрание, а равно и право входить в состав совета многоквартирного дома.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в частности: признание недействительными решений, принятых на общем собрании ***, подтвержденных на общем собрании ***, существенное нарушение порядка проведения общего собрания, порядка принятия решений общего собрания, выразившееся в отсутствие письменных бланков решений собственников, принятие решения об установление на общем собрании стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества без учета предложений управляющей организации, принимая во внимание отсутствие права созыва собрания у Сапоженко Е.Ю., суд приходит к выводу, что принятые на общем собрании *** решения, оформленные протоколом от ***, подлежат признанию недействительными, в связи с чем исковые требования ООО «Северное управление Жилищно-коммунальными системами» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Северное управление ЖКС» удовлетворить.
Признать недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ***, проведенного в форме очного голосования, оформленного протоколом *** от ***.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.Б. Хрусталева
Мотивированное решение составлено ***.