Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 23 ноября 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Зиганшина Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Миненко В.Г. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес> Департамента лесного хозяйства по <адрес>ФИО3 от ****год по делу об административном правонарушении в отношении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. от ****год о привлечении к административной ответственности по ст. 8.24 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
****год заместителем начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес> Департамента лесного хозяйства по <адрес>ФИО3 вынесено постановление №-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. обратился в суд с жалобой, указав в ее обоснование, что постановление о назначении административного наказания является незаконным и необоснованным, поскольку согласно постановлению о назначении административного наказания №-П, Миненко В.Г., как должностным лицом, нарушены п. 10, п. 4, п. п. «л» п. 12, п.п. «3» п. 12, п.п. 9 п. 15, п. 27 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от ****год№. Пунктом 12 вышеуказанных Методических указаний регламентировано, что Организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона осуществляет следующие функции: а) обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок (далее - периодическое печатное издание); л) обеспечивает опубликование информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет». К извещению предъявляются требования, изложенные в п. 15 вышеуказанных Методических рекомендаций: п. 15. Извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения: 1) об организаторе аукциона; 2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков илилесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объемеподлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков,об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесныхучастков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентомпараметрах использования лесов; 3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона; 4) о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины). Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, другой – у заявителя. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором аукциона в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре описи документов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов. Журнал для приема заявок должен быть сброшюрован, на месте сшивки проставляется печать организатора аукциона, а также учиняются подписи не менее двух членов аукционной комиссии. Данное утверждение не подтверждается материалами дела, так как согласно извещения 061120/2070680/05, организатором торгов объявлено Министерство лесного комплекса <адрес>, а также указано контактное лицо. Моей фамилии в данном извещении не звучит, подготовкой торгов занималось Министерство лесного комплекса <адрес>, данные полномочия мне переданы не были. В постановлении отсутствует правовая оценка данного извещения, что привело к неправильному определению обстоятельств дела. Так как я не являюсь организатором аукциона, значит я лишен всех прав по организации аукциона, и не могу нарушить вышеуказанные нормы. Как следует из извещения о проведении торгов №, министерством лесного комплекса <адрес> от ****год проведен аукцион на заключение договоров купли — продажи лесных насаждений, по результатам которого ****год министерством лесного комплекса <адрес> в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. заключены следующие договора купли - продажи лесных насаждений:
№ от ****год с ИП ФИО4 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 14,15 лесосеке 10;
№ от ****год с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 3,4 лесосеке 11;
№ от ****год с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 10, 19, 21 лесосеке 12;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 21, лесосеке 1;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 22, лесосеке 3;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 18,20, лесосеке 4;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 4, лесосеке 5;
№ 000047 от 16.12.2020 с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 4, лесосеке 6;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 4, лесосеке 7;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче <адрес> выд. 11, 14, 15 лесосеке 8;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче <адрес> выд. 7,9,10 лесосеке 9;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 1, лесосеке 13;
№ от ****год с ИП Резников в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес>выд. 12,13,18 лес. 14;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 7, лес. 15;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 18, лесосеке 16;
№ от ****год с ИП Резников в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 15 лес. 17.
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 15, лес. 18;
Как следует из распоряжения министра лесного комплекса <адрес> о проведении аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства, которым не определены полномочия по опубликованию извещения, так же не определен организатор торгов, определена дата и время проведения торгов, место проведении торгов, а также закреплен контроль за исполнением данного распоряжения. В постановлении заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес>ФИО7, так же не дана правовая оценка вышеуказанному распоряжению, что привело к неправильному определению обстоятельств дела об административном правонарушении
Кроме того, заявитель указывает, что в протоколе об административном правонарушении указана дата совершения, место совершения административного правонарушения, но отсутствует время совершения административного правонарушения. Полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.24 КоАП РФ, отсутствует, производство по делу об административном правонарушении считает необходимо прекратить, постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес> Департамента лесного хозяйства по <адрес>ФИО3 от ****год отменить.
В судебное заседание Миненко В.Г., надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Другие участники процесса также были уведомлены надлежаще, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Нарушений данного требования закона при рассмотрении дела допущено не было.
Судья пришел к такому выводу по следующим основаниям.
Статья 8.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков. По данной статье предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из постановления №-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенного в отношении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г., на основании извещения о проведении торгов №, размещенном на сайте «torgi-gov.ni», министерством лесного комплекса <адрес>****год проведен аукцион на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, по результатам которого министерством лесного комплекса <адрес> в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. заключены договоры купли-продажи лесных насаждений:
№ от ****год с ИП ФИО4 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 14, 15 лесосеке 10;
№ от ****год с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 3, 4 лесосеке 11;
№ от ****год с ИП ФИО5 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 10, 19, 21 лесосеке 12;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений,расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 21 лесосеке 1;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 22 лесосеке 3;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 18, 20 лесосеке 4;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Манзурской даче <адрес> выд. 4 лесосеке 5;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 4 лесосеке 6;
№ от ****год с ООО «Ресурс» в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Бирюльской даче <адрес> выд. 4 лесосеке 7;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче <адрес> выд. 11, 14, 15 лесосеке 8;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Ангинском участковом лесничестве Ангинской даче <адрес> выд. 7, 9, 10 лесосеке 9;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд.1 лес. 13;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 12,13,18 лес. 14;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 7 лес. 15;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 18 лес. 16;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 15 лес. 17;
№ от ****год с ИП ФИО6 в отношении лесных насаждений, расположенных в Качугском лесничестве Верхоленском участковом лесничестве Верхоленской даче <адрес> выд. 15 лес. 18.
В настоящее время порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определен Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза России от ****год№ (далее - Методические указания)
В соответствии с п. 10 Методических указаний, они обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды или договора купли-продажи являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 12 Методических указаний предусмотрено, что организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок (далее - периодическое печатное издание).
В соответствии с п.п. «л» п. 12 Методических указаний организатор аукциона обеспечивает опубликование информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.
В нарушение указанных требований, при проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по извещению № опубликование извещения о проведении аукциона и о результатах аукциона в периодическом печатном издании, не осуществлялось.
Кроме того, в соответствии с п.п. 9 п. 15 ст. 78 Лесного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок на участие в аукционе. Согласно п.п. «3» п. 15 Методических указаний извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Совокупностью данных норм закреплен перечень обязательной информации, которая должна содержаться в извещении о проведении аукциона.
Из вышеизложенного следует, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о дате и времени начала приема заявок. Вместе с тем, такие сведения в вышеуказанное извещение, в противоречие требованиям законодательства, не внесены.
Согласно п.п. 1 п. 22 Методических указаний, к заявке на участие в аукционе прикладывается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица. Вместе с тем, в нарушение указанных требований к заявке на участие в данном аукционе выписка из ЕГРЮЛ не приложена.
Согласно п. 27 методических указаний, журнал для приема заявок должен быть сброшюрован, на месте сшивки поставляется печать организатора аукциона, а также учиняются подписи не менее двух членов аукционной комиссии.
Вместе с тем, в нарушение, указанных требований, в журнале для приема заявок по указанному аукциону отсутствуют подписи не менее двух членов комиссии.
По результатам проведенного с нарушениями установленного порядка аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений начальником территориального управления министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. предоставлены для использования в целях заготовки древесины лесные насаждения, расположенные на вышеуказанных лесных участках путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно пп. 19 п. 8 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса области, утвержденных приказом министерства лесного комплекса области от ****год№-мпр, территориальное управление министерства лесного комплекса области по Качугскому лесничеству осуществляет функции по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Таким образом, Миненко В.Г. вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в нарушение установленного порядка, предусмотренного п.п. 9 п. 15 ст. 78 Лесного кодекса РФ, п. 10, п.п. «а» п. 12, п.п. «л» п. 12, п.п. «3» п. 15, п. 27 Методических указаний, предоставил для использования леса ГШ ФИО4, ИП ФИО5, ООО «Ресурс», ИП ФИО6 на основании договоров купли-продажи лесных насаждений № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, № от ****год, от ****год№ и от ****год№.
Место совершения правонарушения: место исполнения должностных обязанностей -<адрес>. Время совершения правонарушения - дата предоставления лесного участка - с ****год до ****год.
Проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что они не нашли своего подтверждения, опровергаются представленными в суд материалами дела. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено на основании постановления прокурора <адрес> от 20.08.20021 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в котором указано дата, место совершения правонарушения, объективная и субъективная сторона, субъект правонарушения, что опровергает доводы заявителя. Отсутствие указания на время совершения правонарушение не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку само правонарушение не возможно ограничить временем в часах и минутах. Каких-либо иных обоснованных доводов, направленных на отмену оспариваемого постановления, жалоба не содержит.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ. Миненко В.Г., являясь должностным лицом, по результатам проведенного с нарушением аукциона заключил договоры купли-продажи лесных насаждений.
С учетом изложенного, действия начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. правильно квалифицированы по ст. 8.24 КоАП РФ, как нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков.
Административное наказание должностным лицом назначено начальнику территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. в пределах, установленных санкцией статьи 8.24 КоАП РФ, в минимальном возможном размере.
Постановление о привлечении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес> Департамента лесного хозяйства по <адрес>ФИО3 в отношении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. от ****год подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по <адрес> Департамента лесного хозяйства по <адрес>ФИО3 от ****год по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ в отношении начальника территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Качугскому лесничеству Миненко В.Г. оставить без изменения, а жалобу защитника Миненко В.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Г.А. Зиганшина