НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 18.08.2016 № 2А-3766/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2016 г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Долбня В.А. при секретаре судебного заседания Солодовникове И.Ю., с участием административного истца истец Коновалова А.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3766/2016 по административному исковому заявлению Коновалова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании не законным отказа в государственной регистрации прав и обязании осуществить государственную регистрацию прав,

УСТАНОВИЛ:

Коновалов А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании не законным отказа в государственной регистрации прав и обязании осуществить государственную регистрацию прав.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ****год. на основании ст. 25.2 122-фз на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального гаража, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, им были представлены следующие документы: 1) заявление от ****год. о выделении земельного участка; 2) завещание от ****год.; 3) свидетельство о смерти от ****год.; 4) декларация на гараж от ****год.; 5) список пользователей гаражей и схему от ЖКУ ОАО Иркутское авиационное производственное объединение (дополнительно ****год). Однако, в государственной регистрации права на указанный земельный участок административным ответчиком Коновалову А.В. было отказано. Отказ в государственной регистрации прав на земельный участок был сделан на основании абзацев 10, 12, 13 пункта 1 статьи 20 ФЗ 122 по следующим причинам:

1) Не представлены документы необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя. Представленное заявление о выделении земельного участка от ****год., список пользователей гаражей и схема не может являться документом - основанием, так как не подтверждает наличие или возникновение права. Административный истец считает данный отказ не законным, поскольку он противоречит ст. 25.2 п.1 «если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей».

2) Представленные документы не соответствуют основаниям предусмотренным п.1 ст.17 ФЗ-122 межведомственный запрос по этим основаниям не дал результата. Отказ в государственной регистрации по этим причинам незаконный, так как государственная регистрация прав на земельный участок регламентирована п. 3 ст.17 ФЗ-122 и ст. 25.2 п. 2, а не п.1 ст. 17 ФЗ-122;

3) Осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 ст. 20 122-фз. Пункт 1.2 ст.20 ФЗ-122 гласит: Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно ФЗ-122 ст. 19 п.1 и ст. 25.3 п. 2 за исключением случаев если такой земельный участок предоставлен для индивидуального гаражного строительства и не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство. Согласно п.17.1 ст. 51 ГК РФ выдача разрешения на строительство гаража не требуется. Отказ в государственной регистрации по этой причине не законный. Кроме того, при отказе в государственной регистрации при рассмотрении пункта 7 ст. 25.2 в качестве основания ошибочно рассмотрена декларация, а не завещание.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок под построенным гаражом по адресу: г. Иркутск, <адрес>

Административный истец Коновалов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцова И.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, возражала против удовлетворения требований, поясняла, что Коноваловым А.В. не представлены на государственную регистрацию права на земельный участок документы, подтверждающие право собственности административного истца на спорный земельный участок.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от ****год N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости). Таким образом, земельный участок как объект недвижимости должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости.

На основании части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от ****год N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту Закона) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 9.1 статьи 3 Закона предусматривает, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ****год N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Статья 25.2 данного Федерального закона определяет, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (часть 2).

Судом установлено, что ****год в ГАУ «<...>» обратился Коновалов А.В. с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу г. Иркутск, <адрес>, кад.№ <...>. В качестве документов оснований на государственную регистрацию были представлены декларация об объекте недвижимости от ****год, завещание от ****год, заявление от ****год, впоследствии ****год дополнительно также были представлены список пользователей гаражей от ****год, схема от ****год.

В ходе проведения правовой экспертизы, проведенной в соответствии со ст.ст. 9, 13 Федерального закона от ****год №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», были установлены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации.

Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ****год в государственной регистрации права Коновалова А.В. на указанный земельный участок, было отказано, по следующим причинам: не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 ст. 20 Закона о регистрации, ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Как установлено пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от ****год N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Из анализа положений приведенных норм следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 1.2 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку спорный земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит, следовательно, он не является и объектом гражданских правоотношений.

Кроме того, представленные в качестве оснований для регистрации права собственности документы не содержали вид права, на котором земельный участок был предоставлен гражданину. Указанные документы не являлись правоустанавливающими по смыслу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку не позволяли сделать вывод о предоставлении гражданину каких-либо прав на заявляемый к регистрации земельный участок.

В связи с указанным суд делает вывод, что отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок был постановлен законно и обоснованно, в связи с этим в удовлетворении требования о признании указанного отказа незаконным следует отказать.

Поскольку судом отказано в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, требования административного истца об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок под построенным гаражом по адресу: г. Иркутск, <адрес> также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Коновалова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании не законным отказа в государственной регистрации прав и обязании осуществить государственную регистрацию прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ****год

Судья В.А. Долбня