НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 04.04.2019 № 2А-1082/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2019 г. г.Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Касьяновой Н.И.

при секретаре Барнашевой С.Ю.

в присутствии административного ответчика Ивановой И.К.

в отсутствие административного истца

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-1082/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области к Ивановой Ирине Константиновне о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №19 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Ивановой И.К. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2016 год в размере 23 153,33 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно данным, переданным УПФР в <адрес> г. Иркутска, за административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам, начисленная за период с ****год по ****год, которая им не была уплачена: сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 19356.48 руб. (6204.00 руб. х 26% х 12 мес.). Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 3796.85 руб. (204.00 руб. х 5.1% х 12 мес.). Межрайонной ИФНС РФ по <адрес> заказным письмом направлено налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, о чём свидетельствует реестр отправки требований. Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком исполнено не было. Межрайонная ИФНС РФ по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ивановой И.К. суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2016 год в размере 19356.48 руб. и суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС за 2016 год в размере 3 796, 85рублей. Всего на сумму 23153.33 рублей. Определением мирового судьи от ****год судебный приказ от ****год № 2а-568/2018 отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями. До настоящего времени, согласно лицевому счету налогоплательщика, оплата не поступала. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (****год), т. е. в срок до ****год.

Представитель административного истца МИФНС России №19 по Иркутской области в судебного заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Иванова И.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований налогового органа, суду указала, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок урегулировании спора в рамках п. 7 ч.1.ст. 129 КАС РФ, также пропущен шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием платежей, полагала, что должна быть применена налоговая амнистия и задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию.

Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся адвокаты.

В силу частей 1, 2 статьи 16 указанного закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено, что адвокаты уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ) плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Пунктом 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом части 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Иванова И.К. зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя в связи с осуществлением адвокатской деятельности, что в частности подтверждается выпиской, представленной в материалы дела.

В срок, установленный п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, Иванова И.К. не оплатила страховые взносы за 2016 г. на обязательное пенсионное страхование в сумме, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общей сложности на сумму 23 153,33 руб.

Ивановой И.К. было направлено требование N от ****год о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 23 153,33 руб., со сроком уплаты до ****год, которое административным ответчиком исполнено не было.

Подтверждающим отправку документом является список внутренних почтовых отправлений от ****год, согласно которому ответчику было направлено требование .

До настоящего времени, как указывает истец, данное требование ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

Одним из доводов административного ответчика является пропуск срока на подачу административного искового заявления в суд, несоблюдение досудебного порядка, с которым суд не может согласиться ввиду следующего.

В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Частью 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

****год по заявлению МИФНС по <адрес> мировым судьей с/у N 11 Куйбышевского района был выдан судебный приказ о взыскании с Ивановой И.К. задолженности на страховые взносы на ОМС в ФФОМС в размере 3796,85 рублей, задолженности на страховые взносы на выплату страховой пенсии в размере 19356,48 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 447,29 руб.

Определением мирового судьи от ****год судебный приказ от ****год по заявлению административного ответчика был отменен.

МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим иском ****год, о чем свидетельствует штамп входящей регистрации Ленинского районного суда г. Иркутска, следовательно, шестимесячный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, налоговой инспекцией не пропущен, т.к. административный иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Кроме того, суд не принимает довод административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку соблюдение досудебного порядка урегулирования спора НК РФ предусмотрено только для налогоплательщиков в случае обжалования ненормативных актов налоговых органов, обжалования их действий, бездействия.

В своих возражениях ответчик ссылается также на то, что взыскиваемая задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию и применена налоговая амнистия.

Согласно положению статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данной статьей признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Таким образом, данная статья признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01 января 2017 года, а только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Частью 11 статьи 14 вышеприведенного Федерального закона предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, то есть в повышенном размере.

В данном случае налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ответчика страховых взносов в размере, исчисленном в соответствии с положениями части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ. В связи с этим положения статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» применимы в настоящем деле быть не могут.

Кроме того, суд учитывает, что в данном иске налоговым органом не заявлено о взыскании пеней и штрафов по состоянию на ****год.

Таким образом, задолженность по страховым взносам за 2016 год в фиксированном размере подлежит взысканию с ответчика.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход муниципального бюджета «г. Иркутск» подлежит взысканию госпошлина в размере 894 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Взыскать с Ивановой Ирины Константиновны в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области ( получатель УФК по <адрес>) задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2016 год в размере 19356,48 руб., сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в размере 3796,85 руб., всего в сумме 23153 руб. 33 коп.

Взыскать с Ивановой Ирины Константиновны в пользу муниципального бюджета «город Иркутск» госпошлину в размере 894 руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Касьянова Н.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.04.2019 г.