38RS0034-01-2019-002568-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Заблоцкой М.Н., при секретаре Бекназаровой М.Б., с участием представителя административного истца – налогового инспектора МИФНС России № 19 по Иркутской области Вороненко Ю.И., административного ответчика – Донского К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2525/19
по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области к Донского К.М. о взыскании пени, начисленную за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога по УСН,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №19 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Донскому К.М. о взыскании пени, начисленной за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога по УСН с 7.04.2016 по 24.10.2017 в размере 25332 руб. 15 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Донской К.М. снят 10.02.2015 с налогового учета в МИФНС России №19 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, Донских К.М. применял упрощенную систему налогообложения. Налогоплательщиком в соответствии со ст.346.14 Налогового кодекса РФ выбран объект налогообложения «доход».
Авансовые платежи и сумма налога Донским К.М. уплачены позже установленного срока, а именно 25.10.2017. В настоящее время задолженность по налогу по УСН за 2014 и 2015 год у ответчика отсутствует. В связи с неуплатой исчисленных авансовых платежей и суммы налога по УСН в установленные законодательством сроки должнику начислены пени за период с 07.04.2016 по 24.10.2017 в размере 25332 руб. 16 коп. Учитывая, что налогоплательщик обязанность по уплате пени не исполнил в связи с чем, МИФНС России №19 по Иркутской области направлено требование об уплате налога (пени) через программный сервис Личный кабинет.
До настоящего времени требования налогоплательщиком не исполнены.
Просит взыскать с административного ответчика Донского К.М. пени, начисленные за несвоевременную уплату авансовых платежей и налогам по УСН, в размере 25332 руб. 15 коп.
В судебном заседании представитель административного истца –Вороненко Ю.И. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Донской К.М. в судебном заседании исковые требования признал, просил снизить размер пени, в связи с тяжелым материальным положением. В обоснование чего представил сведения о семейном и имущественном положении, подтверждающие наличие у него на иждивении четверых несовершеннолетних детей. В обоснование имущественного положения представлена справка 2НДФЛ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пунктов 1, 2 статьи 346.14 НК РФ, объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В силу положений статей 45, 228 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
В соответствии с п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Донской К.М., будучи индивидуальным предпринимателем, применял упрощенную систему налогообложения, выбрал объект налогообложения «доходы».
По данным лицевого счета налогоплательщик по УСН к уплате исчислил налог на общую сумму 90631 руб., в том числе за 2014 год по сроку уплаты 22800 руб.; по сроку уплаты 27.10.2014 на сумму 47640 руб.; по сроку уплаты 30.04.2015 на сумму 19291 руб., по сроку уплаты 27.07.2015 на сумму 900 руб.
При этом, авансовые платежи и сумма налога Донским К.М. уплачены позже установленного срока, а именно 25.10.2017. В настоящее время задолженность по налогу по УСН за 2014 и 2015 год у ответчика отсутствует.
Пеня за несвоевременную уплату налога начислена за периоды с 11.04.2016 по 13.06.2016 в размере 16704 руб. 88 коп. и с 25.12.2016 по 24.10.2017 в размере 8627 руб. 27 коп. Расчет пени представлен.
Поскольку обязанность по уплате пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога по УСН не была исполнена ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ через личный кабинет Донскому К.М. было направлено требование № 3322 от 11.04.2018 об уплате пени за 2016 г. в сумме 16704 руб. со сроком уплаты до 13.05.2018, а также требование№ 3407 от 11.04.2018 об уплате пени за 2017 г. в сумме 8627,27 руб. со сроком уплаты до 13.05.2018, чтоподтверждается сведениями из ЛК.
До настоящего времени, как указывает истец, данное требование ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Административный ответчик исковые требования признал.
Доводы Донского К.М. об уменьшении размера пени, в связи с тяжелым материальным положением, суд отклоняет.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Положения НК РФ не предусматривают возможность уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней, которые являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
С учетом изложенных норм права, возникшие между сторонами правоотношения по данному вопросу являются налоговыми, к которым положения статьи 333 ГК РФ применению не подлежат.
В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что 13.11.2018 мировым судьей судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска вынесен судебный приказ о взыскании с Донского К.М. в пользу Межрайонной ИФНС № 19 по Иркутской области суммы пени за несвоевременное погашение задолженности по УСН в размере 15332 руб. 10 коп.
04.02.2019 указанный выше судебный приказ от 13.11.2018 был отменен по заявлению должника на основании определения мирового судьи судебного участка № 21 Ленинского района г. Иркутска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска.
МИФНС России № 19 по Иркутской области обратилась в суд с настоящим иском 24.07.2019, о чем свидетельствует штамп входящей регистрации Ленинского районного суда г. Иркутска. Таким образом, шестимесячный срок обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ налоговой инспекцией не пропущен, т.к. административный иск подан в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Не пропущен МИФНС России № 19 по Иркутской области и срок обращения к мировому судье судебного участка № 20 Ленинского района г.Иркутска, поскольку срок исполнения требования № 108472 истек 13.05.2018, следовательно, к мировому судье истец обязан был обратиться до 13.11.2019. (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Учитывая, что заявление о выдаче судебного приказа в отношении Донского К.М. поступило мировому судье судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска 08.11.2018, то установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок МИФНС России № 19 по Иркутской области не пропущен.
Сведений об исполнении Донским К.М. требований налогового требования в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Донского К.М. пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога по УСН с 7.04.2016 по 24.10.2017 в размере 25.332 руб. 15 коп.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального бюджета.
Таким образом, исходя из положений ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход «Муниципального образования г. Иркутск» подлежит взысканию госпошлина в размере 959 руб. 96 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Донского К.М. (проживающего по адресу: ***) пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога по УСН с 7.04.2016 по 24.10.2017 в размере 25332 руб. 15 коп.
Взыскать с Донского К.М. в доход бюджета «Муниципального образования г. Иркутск» госпошлину в размере 959 руб. 96 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Заблоцкая
Мотивированный текст решения изготовлен – 7 сентября 2019 года.